12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна46549
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум

Анализ сказки Е. С. Наумовой «Снег и Листва» (МЭ ВсОШ, 2017 год)

       Весна – удивительное время преображения природы и жизни. Солнечный свет, многообразие красок, волшебный аромат вокруг, свежий ветер в лицо, сочная зелень, предчувствие чуда…

       Всё это – яркие вспышки из детских воспоминаний маленькой девочки. Она-то и ведёт повествование в сказке Е. С. Наумовой «Снег и листва». «Рассказ в рассказе» - такова композиция произведения. Тема его – печальная история о любви и разлуке. Сюжет произведения необычен: мы видим своеобразный любовный треугольник. Но герои его не люди, а явления природы, которых автор одушевляет: они способны говорить, испытывать чувства, ждать, надеяться, верить. Основные образы сказки – Листва, Ветер, Снег.

     В основе композиции произведения лежит приём антитезы. Автор противопоставляет картины весны и осени в начале и в конце текста, двух соперников – Ветра и Снега, Листву в начале сказки и в конце, Ветра до и после женитьбы. Кроме того, Е. С. Наумова показывает, как различны взгляды на мир ребёнка и взрослого человека («Снег в мае – это ужасно!» - думают взрослые. «Это прекрасно!» - выдыхает девочка.).

     Проследим за образной системой сказки. Листва в начале её – свежая, первозданная, радостная, молодая, прекрасная. Эпитеты служат основным средством характеристики этого образа, создавая выразительный портрет Листвы. «Молодая особа», - говорит автор о Листве. Она полна жизни, очарования, и не влюбиться в неё невозможно. Но Ветер, смелый, лихой, весёлый, сердитый и довольный собой (опять эпитеты!) считает, что перед ним устоять нельзя. «Жених» напорист и нисколько не сомневается в своём успехе.

    Возможно, потому-то чудо - снег в мае – вдруг всё изменяет. Появление нового героя – Снега – так неожиданно и … легко, что Листва сразу полюбила своего героя – бесшумного, нежного, любящего «самозванца». Их встреча – чудо, она невозможна в принципе. Потому-то так поражены все и всё вокруг, и авторская гипербола: «Это увидели все: птицы…, …речка, …солнце» ещё более подчёркивает кульминацию сказки.

     Однако красивая история любви вдруг превращается в большое разочарование. Снег уходит, Листва одна… И скоро Ветер (почему?)  становится ее вспыльчивым супругом. Всё меняется: Листва поникшая, постаревшая, уставшая, несчастная, Ветер же уверен в себе как никогда, по-прежнему сердится и буйствует.

     Финал сказки нельзя назвать пессимистичным: Снег всё же появился, хотя слишком поздно. «Вокруг стало светло и тихо»,- читаем мы и грустим. Но грусть эта светла и покойна.

     Когда читаешь эту историю, испытываешь разные чувства: радость, удивление, разочарование… Сказка вдруг перестаёт быть сказкой, и ты смотришь на происходящее глазами её героев, надеешься на счастливый конец, понимая в то же время, что законы природы не изменить (Снег – детище зимы, а Листве здесь не место!). Удивительно, не правда ли?

     Текст Е. С. Наумовой читается на одном дыхании. Мир природы под пером автора полон жизни. Потому в нём так много самых разных изобразительно-выразительных средств: помимо эпитетов, средством характеристики основных образов являются олицетворения и метафоры (Листва радовалась, улыбалась, смеялась, пожимала плечами; Ветер шептал, сердился, поколачивал, выходил из себя; Снег обнял, замер, полюбил), сравнительных оборотов (словно в жемчужное ожерелье, листочки - звоночки, вихрем ворвался).

    Основная мысль сказки (она же позиция автора), по-моему, такова: всё вокруг движется любовью, о ней мечтают все. Любовь может быть быстротечна, но без неё нет счастья. Она – чудо среди обыденности жизни.

                                                             Л. Ю. Суслопарова, КОГОАУ "Гимназия г. Уржума"    


Е. С. Наумова. Снег и листва
DOC / 31.5 Кб

Сочинение по тексту "Снег и Листва"
DOC / 31.5 Кб




Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (4)

Суслопарова Людмила Юрьевна, 29.11.19 в 19:08 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку, Марина Юрьевна!
Кирилл Александрович Ш., 17.12.19 в 07:24 3Ответить Пожаловаться
Очень хорошая работа.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.