Театр как действенное средство формирования и становления личности

23
2
Материал опубликован 9 January 2022 в группе

Театр как действенное средство

формирования и становления личности


Занятия театром – короткий путь к развитию личности. Человек многогранен, в каждом есть что-то от того или иного персонажа. И чтобы понять себя, идентифицировать собственные эмоции, установить контроль за их выражением, в этом стоит разобраться.

А также чтобы лучше понимать других. «Вживаясь» в роль персонажа, ребенок научается сопереживать. Это качество у полноценной взрослой личности является неотъемлимым. Занятия театром - отличный способ развить эмоциональный интеллект, научить ребёнка осознавать и проживать свои эмоции наиболее полно, что поможет ему вырасти в счастливого взрослого.

Театр дисциплинирует и способствует формированию таких волевых черт характера, как решительность, систематичность в работе, трудолюбие. Необходимость выделения времени на дополнительные занятия способствуют укреплению самодисциплины, самоорганизованности и самоконтроля ребенка, выработке навыков содержательного проведения досуга, позволяет противостоять разным формам асоциального поведения.

50% успешного выступления на публике – это способность справиться с тревогой и страхом. Не умение справиться с волнением сковывает тело в зажиме. За телесными реакциями следуют эмоциональные. Это вредит процессу общения, влияет на психологическое здоровье.

Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, дают бесценный опыт публичного выступления, учат достойно держаться на публике. Находящихся на сцене, даже во время репетиции, постоянно держат в поле зрения множество пар глаз, и ребенок приучается держаться на сцене естественно. Театр способствует в преодолении робости, неуверенности в себе, застенчивости. Это особенно пригождается в подростковом возрасте, когда для подростков крайне важно мнение окружающих.

Для выступления на сцене необходима собранность — тесное взаимодействие требует постоянного контроля за текстом и репликами, за действием, жестом, дыханием. Что формирует чувство времени и ритма постановки.

Спектакль — живой процесс, его участники постоянно включены в процесс, находятся «здесь и сейчас», готовы к неожиданностям и к принятию решения на ходу. Данное положение тренирует интуицию, реакцию, смекалку и изобретательность, формирует способность к импровизации.

Театр – мощное терапевтическое и реабилитационное средство. Он способен оказать помощь в улаживании конфликтов в семье и преодолении страха перед освоением новой сферы деятельности. Театр позволяет выстроить индивидуальную траекторию успеха детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, действенно оказать психологическую помощь, налаживая контакт посредством игр. Отыгрывая затрагивающие психотравмирующие ситуации, ребенок может понять свой внутренний мир, взвесить собственный потенциал и увидеть возможность перемен. Главное, атмосфера театра чрезвычайно позитивна и безопасна и, потому уже оказывает на ребенка терапевтическое воздействие.

Результатом становится успешное преодоление тревожности, раздражительности, неуверенности в себе, серьезных проблем в общении, повышение собственной самооценки.

Театр несет образовательную функцию, делает личностно-значимым школьное обучение; углубляет и расширяют знания по основным предметам; стимулируют мотивацию к обучению и учебно-исследовательскую активность. Театр способствует выбору индивидуального образовательного пути, воспитывает стремление к новым знаниям. Классический спектакль знакомит с историей, современная пьеса дает сведения о современных культурных процессах. Чтение для современных детей стало мало привлекательным занятием, а яркий сюжет постановки остается в памяти надолго.

В ходе просмотра постановки ребенок учится подмечать детали, обобщать. Еще большее влияние оказывает непосредственное участие в постановке, с последующим анализом и обсуждением. Беседы о сюжете развивают критическое мышление, учат анализировать и делать выводы. Важно только, чтобы процесс обсуждения был грамотно организован, выявлены вопросы. через которые можно подойти к той или иной теме, обозначены пункты согласия с автором или желания поспорить с ним. Данная деятельность – путь к возникновению потребности в саморазвитии.

Занятия театром позволяют развить внимательность и концентрацию, внимание к деталям, научить управлять своим произвольным вниманием. Работа над ролью - результат внимательного изучения реальности, она складывается из подсмотренных в жизни разговоров и мелочей.

Занятия актерским мастерством позволяют прекрасно натренировать память, приобрести навыки воспроизведения огромных текстов, формируют умение анализа драматургического текста. тренирует в поиске аргументов и отстаивании собственной точки зрения. То, что хорошая память и умение аргументированно высказывать свое мнение помогут в достижении успеха в будущей жизни, объяснять нет необходимости.

Процесс создания спектакля- коллективный процесс, и успех его зависит от качественного выполнения своего участка каждым. Чуткость и такт всех участников студии очень важны, они способствуют сплочению коллектива, укреплению его традиций, утверждению в коллективе благоприятного социально-психологического климата. В коллективном творчестве ярко развивается индивидуальность каждого ребенка. Театр тренирует целый комплекс социальных навыков. Действуя в роли, ребенок получает опыт взаимоотношений, учится видеть себя со стороны. Обеспечение «ситуации успеха» каждому позволяет выровнять стартовые возможности развития личности; усиливает ощущение собственной личностной значимости, повышает самооценку и статус в глазах окружающих.

Занятия актерским мастерством развивают образное мышление, способствует физическому раскрепощению, позволяет снять зажимы, «подружиться» со своим телом. Упражнения по сценической речи, упражнения для дыхания и голоса улучшают дикцию, делает речь грамотной, способствует освоению содержательной, образовательной и эмоциональной сторон речи.

Любое драматургическое произведение непременно имеет нравственную направленность, является источником глубоких переживаний и открытий, приобщает к духовным ценностям. Знакомство с ним обогащает мировоззрение ребенка, расширяет его кругозор. Отыгрывая роль, где добро побеждает зло, ребенок учится быть смелым и сильным, успешно преодолевать сложности.

Проживание драматургического произведения позволяет познавать мир не только умом, но сердцем видеть прекрасное в жизни и в людях, дает толчок к собственной потребности нести в жизнь добро и красоту. Главная цель занятий театром в том, чтобы научить человека отличать добро от зла, истину от лжи. В этом и состоит назначение и воспитательная функция театрального искусства

Разумеется, в будущем далеко не каждый ребенок свяжет свою жизнь с театральным творчеством. Но занятия театральным творчеством положительно скажутся на каждом из них, и в любом деле успех обеспечит творческая активность и развитое воображение, возникающие не сами по себе, а вызревшие в ходе художественной деятельности.


Используемые источники:

1. И.Г.Куликова «Воспитательные возможности занятий театральным творчеством». – Материалы шестой открытой Городской научно-практической конференции «Новое поколение», Самара, 2017г.

2. Н.Е.Щуркова «Педагогическая технология». - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 224 с.

3. Интернет-источник: https://ru.citaty.net/tsitaty/637648-aleksandr-sergeevich-pushkin-govoriat-chto-neschastie-khoroshaia-shkola-mozhet-byt/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ирина Геннадьевна, за интересную публикацию! Согласна с тем, что занятия театральным творчеством положительно скажутся на каждом Вашем воспитаннике! Творческая активность - это здОрово!

12 January 2022

Благодарю, Елена Владимировна, за положительный комментарий!

12 January 2022

Похожие публикации