«Туризм как средство воспитания и развития гармоничной личности обучающихся»

8
2
Материал опубликован 25 December 2019 в группе

 Для статьи взята программа, которая ранее публиковалось мною на сайте Инфоурок

«ТУРИЗМ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Современное общество стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что граждане желают активно проводить досуг, перемещаясь по странам, регионам, родным местам своей малой Родины, совмещая проведение свободного времени с познанием и оздоровлением.

Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Туристический кружок веду много лет. Вначале только в Доме детского творчества, а затем и в нашей школе. Объединение называется «Юные туристы». При разработке программы учитывались требования, предъявляемые программам дополнительного образования: туризма, краеведения, спортивного ориентирования. Она ориентирована на увлеченных учеников туризмом и спортивным ориентированием.

Программа рассчитана на учащихся разного возраста. Учебная группа состоит из 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Направленность: туристско-краеведческая.

Возраст детей с 8-11 класс.

Туристические походы, путешествия, экскурсии, краеведческие исследования, спортивное ориентирование имеют большое значение в жизни школьников. Все это повышает культурный уровень детей, расширяет кругозор, дает дополнительные знания родного края. Воспитывает любовь к Родине, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к самостоятельному и систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. А пребывание на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. Стремление изучить родной край не просто созерцая, а активно взаимодействуя с ним, эта одна из задач туризма и спортивного ориентирования.

Главная цель программы, подготовка подрастающего поколения к жизни на базе всестороннего гармонического развития личности, формирования духовно и физически здорового образа жизни.
Он включает взаимосвязь, взаимодействие собственно туризма, краеведения, экологии, физического, духовного развития и воспитания, гражданского становления ребёнка.

Для детей туризм, это способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей, это средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. 

Задачи:

Образовательные:

- умение ориентироваться по компасу;

- знакомить учащихся с ориентированием на местности;

- оказывать первую доврачебную помощь;

- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристическое оборудование;

- умение наводить переправы через овраг, по бревну, спуски и подъемы;

- делать переходы с грузом;

- составлять план туристического путешествия, разрабатывать маршрут.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательности, расширять кругозор учащихся;

- развивать самостоятельность, инициативу и мышление;

- физическое развитие ученика.

Воспитательные:

- развитие стремления к усвоению общественных норм и морали;

- чувство дружбы и коллективизма, дисциплинированности, настойчивости в достижении цели, мужества и воли;

- воспитание любви к Родине, родному краю;

- воспитание здорового образа жизни.

Формы и методы работы.

1.Практическая работа: экскурсия, походы

2.Теоретическая работа: изучение родного края, первая доврачебная помощь.

Предполагаемый результат.

В конце учебного года учащийся должен знать:

- история развития пешеходного туризма;

- подготовка к походу (снаряжение);

- безопасности в походе;

- уметь работать с картой, компасом;

- уметь ориентироваться на местности;

- уметь работать с веревками, наводить переправы;

- оказывать первую доврачебную помощь;

- быть физически подготовленным.

Материально-технические условия:

Спортивный зал.

Площадка для организации спортивно-туристических игр на открытом воздухе.

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования.

Кабинет для проведения аудиторных занятий.

Туристическое снаряжение.

Палатки, туристические коврики, рюкзаки.

Компас, карты.

Медицинская аптечка.

Программа включает пять тематических разделов:

1. Основы туристической подготовки (пешеходный туризм).

2. Топография и ориентирование.

3. Краеведение.

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

5. Общая и специальная физическая подготовка.

Содержание программы

1. Основы туристической подготовки.

Распределение обязанностей в группе. Подбор литературы и карт. Ознакомление с инструкцией по организации и проведение туристских походов. Подготовка и сообщение докладов о путешествиях и первооткрывателях. Требования к туристическому снаряжению: прочность, гигиеничность, легкость, удобство, безопасность эксплуатации и др. Подготовка личного снаряжения с учетом условий похода. Установка палатки. Заготовка дров. Типы костров, уметь их разжигать. Оборудование места для приема пищи и хранения посуды. Правила работы на кухне. Составление меню, списка продуктов на день, на все путешествие.

Страховка и самостраховка. Техника движения по мокрому грунту, по камням, песку, травянистой поверхности. Преодоление естественных препятствий: лесные заросли, склоны, завалы и др.

Разбор причин возникновения экстремальных ситуаций и возможность их преодоления.

2. Топография и ориентирование.

Виды топографических и спортивных карт и сведения о них: масштаб, условные знаки. Ориентирование карты и компаса. Движение по азимуту. Приемы обхода препятствий. Взятие азимута на предмет. Тренировка на прохождение азимутных отрезков. Ориентирование по топографической карте и на местности. Глазомерный способ измерения расстояний. Соревнование в эстафетном ориентировании по обозначенному маршруту. Составление маршрута.

3. Краеведение.

Настоящая история родного края. История своего населенного пункта. Экскурсии по городу.

4. Основы гигиены и первой доврачебной помощи.

Общие гигиенические требования в походе. Состав походной аптечки. Первая доврачебная помощь с помощью аптечки и подручных средств. Транспортировка пострадавшего. Изготовление носилок из подручных материалов. Гигиена и режим питания. Самоконтроль.

5. Общая и специальная физическая подготовка.

Анатомическое строение человека и влияние физических упражнений на развитие организма.

Практические занятия для плечевой пояс, мышц шеи, туловища, спины, мышц ног.

Специальные упражнения на развитие быстроты, прыгучести, ловкости, выносливости. Упражнения с сопротивлением, элементы скалолазания, крутых спусков, подъемов, переправа по туристическим веревкам. Упражнение для развития отдельных мышечных групп, для развития силы, гибкости. Спортивные игры: футбол, лапта, баскетбол, легкая атлетика, лыжный спорт, подвижные игры, эстафеты, гимнастические упражнения. Умение расслаблять мышцы. Умение рассчитывать индивидуальную физическую нагрузку на организм.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во

Часов

Всего

Теория

Практик

1.

Основы туристической подготовки (пешеходный туризм)

11

4

7

1.1.

Вязка узлов

2


2

1.2.

История развития туризма

4


4

1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

1

1


1.4.

Организация туристского быта

1

1


1.5

Питание в туристском походе

1


1

1.6.

Обеспечение безопасности в туристском походе и на тренировочных занятиях

1

1


1.7.

Гигиена туриста

1

1


2.

Топография и ориентирование

8

4

4

2.1.

Топографические и спортивные карты

1

1


2.2.

Определение масштаба. Составление схемы маршрута

1

1


2.3.

Компас. Работа с компасом

1


1

2.4.

Изменение расстояний

1


1

2.5.

Способы ориентирования

1

1


2.6.

Ориентирование по местным признакам. Действия в случае потери ориентировки

1

1


2.7.

Ориентирование по компасу

1


2

3.

Краеведение

6

6


3.1.

Изучение истории родного края

3

3


3.2.

Достопримечательности родного края

2

2


3.3.

Маршруты по родному краю

1

1


4.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

5

4

1

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

1

1


4.2.

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

1

1


4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

1

1


4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего

1


1

4.5.

Приемы самоконтроля

1

1


5.

Общая и специальная физическая подготовка

5

1

4

5.1.

Влияние физических упражнений на строение и функцию организма человека

1

1


5.2.

Общая физическая подготовка

2


2

5.3.

Специальная физическая подготовка

2


2

5.4.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках




Всего


35

19

15


Учащиеся, посещая занятия в кружке туризма и спортивного ориентирования, приобретают теоретические и практические навыки в обращении с компасом и картой, учатся  ориентироваться на местности по естественным предметам, тренируются в умении правильно и быстро устанавливать палатку, разводить костер, укладывать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь.

Впервые дни занятий, учащимся ставлю такую перспективу, кто будет регулярно посещать кружок, стараться, получат шанс участвовать в областных соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию.

Юные туристы побывали на девяти областных туристических слетах, в разных районах области: Россошанском, Лискинском, Борисоглебском, Петропавловском районах, на турбазе Факел, в г. Воронеж и др. Учащиеся приняли участие в областных соревнованиях в г. Воронеже «Турист года».

Туристско-краеведческая деятельность помогает педагогу широко использовать личностный подход в воспитании.

В условиях туристско-краеведческой работы у учащихся появляется потребность и возможность для самовоспитания и самоопределения. Именно самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств.  Но вместе с тем, это дело коллективное.

Походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися. Члены группы быстро адаптируются в меняющемся мире, у них есть возможность и потребность для самореализации.

Важным моментом воспитательной работы в туристской кружке является самоуправление. Между участниками команды распреде­ляются обязанности и поручения с учетом индивидуальной подготовки, способ­ностей и интересов каждого туриста.

Это могут быть: навыки по самообслуживанию, умению готовить пищу, разбить бивак, обращаться с топором, лопатой и многое другое без чего просто не обойтись.

Необходимы и специальные умения по наблюдению за природными явлениями, по сбору краеведческого материала. Кроме того, юные туристы-краеведы обычно ведут в походах общественно полезную работу. Именно этот труд на пользу людям наиболее эффективен в нравственном отношении.

Туризм по своей природе всегда содержит элементы позна­ния родного края. Не­возможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного туристического мар­шрута.

Туристские походы во всем их собственном разнообразии состав­ляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наибо­лее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.

Туристические походы служат средством физического воспитания учащихся: здесь активный отдых сочетается со спортивными элементами. Кроме того, при преодолении возникающих в походе трудностей вырабатываются определенные жизненные навыки: выносливость, смелость, решительность, инициатива.

Особое внимание всех школьников обращаем на бережное отношение к природе, на красоту родного края.

Туристический поход, трасса соревнований по спортивному ориентированию – это не только километры, пройденные от пункта А до пункта Б, что само по себе очень важно, но и приобретение жизненно важных навыков.  Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления.

Занятия проходят на свежем воздухе, на природе, а сколько нового и интересного! Все это дает дополнительный заряд бодрости и здоровья, закалку организма естественными факторами природы.

Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. 

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт. Программа внеурочной деятельности. Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы для вожатых общеобразовательных учреждений. - М.:МГДД (Ю)Т,2010.-96с.

2.Общеобразовательные программы по основным направлениям деятельности учреждений дополнительного образования детей. Воронеж 2002г.

3.Физическая подготовка туристов. - М., 1985 г.

4.Тыкул В.И. "Спортивное ориентирование". - М., 1990 г.

5.Штюмер Ю.А. "Профилактика туристского травматизма". - М., 1992 г.

6. Е. Плешалов «Я + Природа» - Воронеж 2010г.

7. Растим патриотов России - под. Редакцией Росляевой Г.Н. Кириченко Н.И.Геворкян М.М.- Воронеж. «Истоки» 2007г.

Фотофрагменты из нашей туристической деятельности. 

t1577273616aa.jpg

t1577273616ab.jpg

t1577273616ac.jpg

t1577273616ad.jpg

t1577273616ae.jpg

t1577273616af.jpg




 



 









































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная публикация! Спасибо, Галина Валентиновна!

25 December 2019

Благодарю за отзыв, Оксана Геннадьевна!

25 December 2019

Похожие публикации