«Туризм как средство воспитания и развития гармоничной личности обучающихся»
Для статьи взята программа, которая ранее публиковалось мною на сайте Инфоурок
«ТУРИЗМ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Современное общество стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что граждане желают активно проводить досуг, перемещаясь по странам, регионам, родным местам своей малой Родины, совмещая проведение свободного времени с познанием и оздоровлением.
Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Туристический кружок веду много лет. Вначале только в Доме детского творчества, а затем и в нашей школе. Объединение называется «Юные туристы». При разработке программы учитывались требования, предъявляемые программам дополнительного образования: туризма, краеведения, спортивного ориентирования. Она ориентирована на увлеченных учеников туризмом и спортивным ориентированием.
Программа рассчитана на учащихся разного возраста. Учебная группа состоит из 15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Направленность: туристско-краеведческая.
Возраст детей с 8-11 класс.
Туристические походы, путешествия, экскурсии, краеведческие исследования, спортивное ориентирование имеют большое значение в жизни школьников. Все это повышает культурный уровень детей, расширяет кругозор, дает дополнительные знания родного края. Воспитывает любовь к Родине, прививает учащимся навыки самообслуживания, приучает их к самостоятельному и систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. А пребывание на свежем воздухе, солнце, вода, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляют ребят. Стремление изучить родной край не просто созерцая, а активно взаимодействуя с ним, эта одна из задач туризма и спортивного ориентирования.
Главная цель программы, подготовка подрастающего поколения к жизни на базе всестороннего гармонического развития личности, формирования духовно и физически здорового образа жизни.
Он включает взаимосвязь, взаимодействие собственно туризма, краеведения, экологии, физического, духовного развития и воспитания, гражданского становления ребёнка.
Для детей туризм, это способ (форма) активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для учителей, это средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.
Задачи:
Образовательные:
- умение ориентироваться по компасу;
- знакомить учащихся с ориентированием на местности;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристическое оборудование;
- умение наводить переправы через овраг, по бревну, спуски и подъемы;
- делать переходы с грузом;
- составлять план туристического путешествия, разрабатывать маршрут.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательности, расширять кругозор учащихся;
- развивать самостоятельность, инициативу и мышление;
- физическое развитие ученика.
Воспитательные:
- развитие стремления к усвоению общественных норм и морали;
- чувство дружбы и коллективизма, дисциплинированности, настойчивости в достижении цели, мужества и воли;
- воспитание любви к Родине, родному краю;
- воспитание здорового образа жизни.
Формы и методы работы.
1.Практическая работа: экскурсия, походы
2.Теоретическая работа: изучение родного края, первая доврачебная помощь.
Предполагаемый результат.
В конце учебного года учащийся должен знать:
- история развития пешеходного туризма;
- подготовка к походу (снаряжение);
- безопасности в походе;
- уметь работать с картой, компасом;
- уметь ориентироваться на местности;
- уметь работать с веревками, наводить переправы;
- оказывать первую доврачебную помощь;
- быть физически подготовленным.
Материально-технические условия:
Спортивный зал.
Площадка для организации спортивно-туристических игр на открытом воздухе.
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования.
Кабинет для проведения аудиторных занятий.
Туристическое снаряжение.
Палатки, туристические коврики, рюкзаки.
Компас, карты.
Медицинская аптечка.
Программа включает пять тематических разделов:
1. Основы туристической подготовки (пешеходный туризм).
2. Топография и ориентирование.
3. Краеведение.
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
5. Общая и специальная физическая подготовка.
Содержание программы
1. Основы туристической подготовки.
Распределение обязанностей в группе. Подбор литературы и карт. Ознакомление с инструкцией по организации и проведение туристских походов. Подготовка и сообщение докладов о путешествиях и первооткрывателях. Требования к туристическому снаряжению: прочность, гигиеничность, легкость, удобство, безопасность эксплуатации и др. Подготовка личного снаряжения с учетом условий похода. Установка палатки. Заготовка дров. Типы костров, уметь их разжигать. Оборудование места для приема пищи и хранения посуды. Правила работы на кухне. Составление меню, списка продуктов на день, на все путешествие.
Страховка и самостраховка. Техника движения по мокрому грунту, по камням, песку, травянистой поверхности. Преодоление естественных препятствий: лесные заросли, склоны, завалы и др.
Разбор причин возникновения экстремальных ситуаций и возможность их преодоления.
2. Топография и ориентирование.
Виды топографических и спортивных карт и сведения о них: масштаб, условные знаки. Ориентирование карты и компаса. Движение по азимуту. Приемы обхода препятствий. Взятие азимута на предмет. Тренировка на прохождение азимутных отрезков. Ориентирование по топографической карте и на местности. Глазомерный способ измерения расстояний. Соревнование в эстафетном ориентировании по обозначенному маршруту. Составление маршрута.
3. Краеведение.
Настоящая история родного края. История своего населенного пункта. Экскурсии по городу.
4. Основы гигиены и первой доврачебной помощи.
Общие гигиенические требования в походе. Состав походной аптечки. Первая доврачебная помощь с помощью аптечки и подручных средств. Транспортировка пострадавшего. Изготовление носилок из подручных материалов. Гигиена и режим питания. Самоконтроль.
5. Общая и специальная физическая подготовка.
Анатомическое строение человека и влияние физических упражнений на развитие организма.
Практические занятия для плечевой пояс, мышц шеи, туловища, спины, мышц ног.
Специальные упражнения на развитие быстроты, прыгучести, ловкости, выносливости. Упражнения с сопротивлением, элементы скалолазания, крутых спусков, подъемов, переправа по туристическим веревкам. Упражнение для развития отдельных мышечных групп, для развития силы, гибкости. Спортивные игры: футбол, лапта, баскетбол, легкая атлетика, лыжный спорт, подвижные игры, эстафеты, гимнастические упражнения. Умение расслаблять мышцы. Умение рассчитывать индивидуальную физическую нагрузку на организм.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем и разделов | Кол-во | Часов | |
Всего | Теория | Практик | ||
1. | Основы туристической подготовки (пешеходный туризм) | 11 | 4 | 7 |
1.1. | Вязка узлов | 2 | | 2 |
1.2. | История развития туризма | 4 | | 4 |
1.3. | Личное и групповое туристское снаряжение | 1 | 1 | |
1.4. | Организация туристского быта | 1 | 1 | |
1.5 | Питание в туристском походе | 1 | | 1 |
1.6. | Обеспечение безопасности в туристском походе и на тренировочных занятиях | 1 | 1 | |
1.7. | Гигиена туриста | 1 | 1 | |
2. | Топография и ориентирование | 8 | 4 | 4 |
2.1. | Топографические и спортивные карты | 1 | 1 | |
2.2. | Определение масштаба. Составление схемы маршрута | 1 | 1 | |
2.3. | Компас. Работа с компасом | 1 | | 1 |
2.4. | Изменение расстояний | 1 | | 1 |
2.5. | Способы ориентирования | 1 | 1 | |
2.6. | Ориентирование по местным признакам. Действия в случае потери ориентировки | 1 | 1 | |
2.7. | Ориентирование по компасу | 1 | | 2 |
3. | Краеведение | 6 | 6 | |
3.1. | Изучение истории родного края | 3 | 3 | |
3.2. | Достопримечательности родного края | 2 | 2 | |
3.3. | Маршруты по родному краю | 1 | 1 | |
4. | Основы гигиены и первая доврачебная помощь | 5 | 4 | 1 |
4.1. | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний | 1 | 1 | |
4.2. | Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений | 1 | 1 | |
4.3. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 1 | 1 | |
4.4. | Приемы транспортировки пострадавшего | 1 | | 1 |
4.5. | Приемы самоконтроля | 1 | 1 | |
5. | Общая и специальная физическая подготовка | 5 | 1 | 4 |
5.1. | Влияние физических упражнений на строение и функцию организма человека | 1 | 1 | |
5.2. | Общая физическая подготовка | 2 | | 2 |
5.3. | Специальная физическая подготовка | 2 | | 2 |
5.4. | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках | | | |
Всего | | 35 | 19 | 15 |
Учащиеся, посещая занятия в кружке туризма и спортивного ориентирования, приобретают теоретические и практические навыки в обращении с компасом и картой, учатся ориентироваться на местности по естественным предметам, тренируются в умении правильно и быстро устанавливать палатку, разводить костер, укладывать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь.
Впервые дни занятий, учащимся ставлю такую перспективу, кто будет регулярно посещать кружок, стараться, получат шанс участвовать в областных соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию.
Юные туристы побывали на девяти областных туристических слетах, в разных районах области: Россошанском, Лискинском, Борисоглебском, Петропавловском районах, на турбазе Факел, в г. Воронеж и др. Учащиеся приняли участие в областных соревнованиях в г. Воронеже «Турист года».
Туристско-краеведческая деятельность помогает педагогу широко использовать личностный подход в воспитании.
В условиях туристско-краеведческой работы у учащихся появляется потребность и возможность для самовоспитания и самоопределения. Именно самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств. Но вместе с тем, это дело коллективное.
Походы и экскурсии, совместная поисковая деятельность способствуют развитию чувства товарищества и дружбы между учащимися. Члены группы быстро адаптируются в меняющемся мире, у них есть возможность и потребность для самореализации.
Важным моментом воспитательной работы в туристской кружке является самоуправление. Между участниками команды распределяются обязанности и поручения с учетом индивидуальной подготовки, способностей и интересов каждого туриста.
Это могут быть: навыки по самообслуживанию, умению готовить пищу, разбить бивак, обращаться с топором, лопатой и многое другое без чего просто не обойтись.
Необходимы и специальные умения по наблюдению за природными явлениями, по сбору краеведческого материала. Кроме того, юные туристы-краеведы обычно ведут в походах общественно полезную работу. Именно этот труд на пользу людям наиболее эффективен в нравственном отношении.
Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания родного края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного туристического маршрута.
Туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.
Туристические походы служат средством физического воспитания учащихся: здесь активный отдых сочетается со спортивными элементами. Кроме того, при преодолении возникающих в походе трудностей вырабатываются определенные жизненные навыки: выносливость, смелость, решительность, инициатива.
Особое внимание всех школьников обращаем на бережное отношение к природе, на красоту родного края.
Туристический поход, трасса соревнований по спортивному ориентированию – это не только километры, пройденные от пункта А до пункта Б, что само по себе очень важно, но и приобретение жизненно важных навыков. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления.
Занятия проходят на свежем воздухе, на природе, а сколько нового и интересного! Все это дает дополнительный заряд бодрости и здоровья, закалку организма естественными факторами природы.
Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт. Программа внеурочной деятельности. Сборник материалов по организации туристской и краеведческой работы для вожатых общеобразовательных учреждений. - М.:МГДД (Ю)Т,2010.-96с.
2.Общеобразовательные программы по основным направлениям деятельности учреждений дополнительного образования детей. Воронеж 2002г.
3.Физическая подготовка туристов. - М., 1985 г.
4.Тыкул В.И. "Спортивное ориентирование". - М., 1990 г.
5.Штюмер Ю.А. "Профилактика туристского травматизма". - М., 1992 г.
6. Е. Плешалов «Я + Природа» - Воронеж 2010г.
7. Растим патриотов России - под. Редакцией Росляевой Г.Н. Кириченко Н.И.Геворкян М.М.- Воронеж. «Истоки» 2007г.
Фотофрагменты из нашей туристической деятельности.
|
|
|
|
|
|
Ильина Оксана Геннадьевна
Ковалева Галина Валентиновна