Театрально-игровая деятельность, как средство социализации воспитанников с особыми образовательными потребностями в условиях СРЦН
Театрально - игровая деятельность, как средство социализации воспитанников с особыми образовательными потребностями
в условиях СРЦН
Абдурахманова А. В.
воспитатель
Успешность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения, и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем детям.
ГКУ «СРЦН города Богдановича» выдвигает в качестве приоритетной миссию: обеспечение социокультурного опыта освоения общечеловеческих способов социального взаимодействия в процессе выполнения различных видов деятельности ( игровой, учебной, трудовой), общения, опосредованного целью совместной деятельности и общения, опосредованно жизненным ценностям. На основании миссии учреждения и культивируемых в нем ценностей определена цель деятельности учреждения: создание, развитие и совершенствование комплекса условий для формирования социально-значимых качеств личности воспитанника, необходимых ему для успешной социализации, интеграции в общество и занятия в нем определенного статуса. В качестве руководства для деятельности педагогического коллектива ГКУ «СРЦН города Богдановича» используется социально-бразовательная программа «РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ НАВЫКОВ ВОСПИТАННИКОВ СРЦН».
Большое значение в образовательной деятельности СРЦН имеет система дополнительного образования, которая является составной частью воспитательно-образовательного процесса. На базе учреждения функционирует театральная студия «Сказка», руководителем которой я являюсь. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память). Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с ограниченными возможностями, активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде. Организация театрально-игровой деятельности воспитанников основана на совместном общении детей нормально развивающихся и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
В результате работы накоплен положительный опыт интегрированного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этому способствуют применяемые средства и методы театрально-игровой деятельности, которая является приоритетной по моей Рабочей программе «Формирование коммуникативных качеств в процессе театрально - игровой деятельности, как средства социализации воспитанников детского дома». Наши дети – активные участники городских, областных, международных, всемирных мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня.
Домашний театр «Сказка» презентовал свою деятельность в 2012 году на Международном конкурсе «Дар» с постановкой сказки «Золотая рыбка на новый лад» ( Результат: 9 грамот за участие, из них 4 грамоты получили дети с ОВЗ) В ходе подготовки к театрализации сказки дети учились использовать различные виды общения ( деловое, свободное, игровое и т.д.); с воспитанниками были изучены традиции, культура, быт, костюмы русского народа; овладевали основами актерского мастерства ; изучение текста сказки способствовало обогащению лексикона детей фольклорными выражениями.
В процессе специально-организованной деятельности ( театрально-игровой ) у детей развивались коммуникативные навыки и активность при участии в различных специально организованных ситуациях общения, что особо важно для детей с особыми образовательными потребностями. К примеру, у некоторых детей-инвалидов ( воспитанников детского дома), имеющих низкий уровень самооценки и избегающих публичных выступлений или вообще участия в массовых мероприятиях, после привлечения их к выполнению ролей в спектаклях, наблюдается динамика роста уверенности в своих силах, вхождение в социальную среду и приобщение к системе социальных связей, а самое главное – повышение уровня самооценки и осознание ценности своего «Я».
В 2013 году театральная труппа детского дома приняла участие в региональном конкурсе «Театральная шкатулка» (Результат: грамота за участие) и во Всемирном конкурсе «Дети рисуют свой мир, мир русского слова» ( Результат: 9 дипломов финалистов конкурса, 4 человека из них – дети с ОВЗ; и благодарственные письма руководителю учреждения и руководителю театральной студии ).
Ежегодно домашний театр активно участвует в областном фестивале «Мы можем всё ( для детей с ОВЗ», и занимает призовые места .
С целью поделиться своими постановками в СРЦН, а так же показать артистичность и сплоченность детей в нашем доме, так как в этих спектаклях участвуют как дети из коррекционной школы, так и дети из простой общеобразовательной школы, и в настоящее время наши воспитанники принимают участие в Международных творческих конкурсах.
Коммуникативные навыки, сформированные в процессе театрально-игровой деятельности, способствовали повышению уровня социализации и завоеванию авторитета в референтной группе детей , результатом чего 3 воспитанника с ОВЗ общим собранием воспитанников детского дома выбраны в Орган детского самоуправления «Парламент дома» , занимают в нем ответственные должности ( министр культуры, министр здравоохранения, министр информации и печати) и хорошо справляются со своими обязанностями.
Таким образом, представленный педагогический опыт ГКУ «СРЦН города Богдановича» в направлении организации театрально-игровой деятельности воспитанников , подтверждает то, что театрализованная деятельность является одним из эффективных путей достижения ребенка реализовать свои, невостребованные ранее способности, чувствовать себя увереннее и в последствии более успешно адаптироваться в жизни.