Технологическая карта фрагмента урока русского языка «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О. участника Насенкова А.М.
Тема урока Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Класс 2
Цель урока: Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи урока:
Дидактические - формировать навык правописания буквосочетаний чк, чн, чт, ознакомить с написанием буквосочетаний нч, нщ., чт.
Развивающие - развивать любознательность, речь, мышление, умение определять орфограмму в слове.
Воспитательные - воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в перах и группах, интерес к учению, дружелюбие.
Этап фраг мента урока | Образова тельная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятель ность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Пред метные | Мета Пред мет ные | Лич Ност ные | ||||||||
1. Орг. момент. | приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности классного помещения; | | Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка. Если будет трудно, я вам помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Сядьте правильно. Откройте тетради и расположите их правильно, наклонно. От последней работы отступите 2 рабочих строки. Давайте запишем число и классная работа. | Проверка готовности к уроку, настрой на работу. | Ф |
| Самоконтроль | совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности | -самоопределение (Л); -смыслообразование (Л); -внутренняя позиция школьника (Л); -учебно- познавательная мотивация (Л); | Формирование мотивации на исследование темы. |
2. Целеполагание и актуализация знаний | Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока | Анализ, опрос | А теперь давайте определим тему урока. Внимание на экран. Ой, посмотрите, буквы играют. А на какие две группы можно разделить буквы, которые принимают участие в игре? Кто мне назовёт гласные звуки? А согласные? А как можно ещё назвать эти согласные звуки? Давайте подумаем, на какие 2 группы по твёрдости, мягкости можно разделить согласные звуки. Назовите твердые звуки. Мягкие звуки. В первом классе вы уже знакомились с буквосочетаниями, которые можно составить из данных букв. Назовите эти буквосочетания. Как вы думаете, какова тема нашего урока? Но при написании этих буквосочетаний многие ребята, к сожалению, допускают ошибки. А как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы не допускать ошибки? Сегодня на нашем уроке мы и будем тренироваться в написании сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Отвечают на вопросы. Анализируют картинку. Да, на буквы, которые обозначают гласные звуки и согласные Шипящие твёрдые, мягкие Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Знать правила | И | Презентация Power Point | Самоконтроль | Знание построения причинно- следственных связей изучаемых явлений. | -мотивационная основа учебной деятельности (Л); -смыслообразование (Л); -эмпатия (Л); -анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П); -структурирование знаний (П); | Формирование мотивации на исследование темы. |
3. Чистописание. | Задачи усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе, предупреждения и исправления общих для данной группы ошибок при их письме | Каллиграфия | Но писать нужно не только грамотно, но и красиво. Поэтому в начале мы поупражняемся в написании буквосочетания ШИ. Давайте напишем правильно и красиво это буквосочетание. Напоминаю вам о правильной посадке и расположении тетради. Обратите внимание на одинаковую высоту элементов, наклон. Посмотрите внимательно и найдите то буквосочетание, которое на ваш взгляд получилось красиво. Обведите его в кружок желтым карандашом. | Дети пишут. | И | Картинка букв на презентации. | Самоконтроль | отрабатывают умения писать данные буквосочетания | учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность (Р) | имеют мотивацию к учебной деятельности |
4.Усвоение новых знаний и способов действий | Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | Практический метод, анализ Работа со словарем | Хорошо, ребята, прочитайте ещё раз буквосочетание, которое вы учились красиво писать. Первый звук [ш]. Какой он твердый или мягкий? Второй звук [ы]. Слышим звук [ы], а пишем букву и. Почему? Какой звук обозначает буква и? Вспомните какую работу выполняет звук [и]? А буква И показывает на письме мягкость предшествующих согласных звуков. В сочетании ши звук [ш] – твердый! Почему звуку [и] не удалось выполнить свою работу? А вы заметили, буква И не принимала участие в игре. Какие ещё буквы не играли? А почему так? Если мы будем подробно анализировать сочетания ча-ща, чу-щу, то тоже заметим противоречия – буквы а и у обозначают твердость предшествующих звуков. В данных сочетаниях у них не получается это сделать, так как предшествующие звуки – мягкие. Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Обратимся к страничке для любознательных. В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими и обозначать их мягкость нет необходимости. Правила написания ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок. А если вам захотелось раскрыть все тайны исторических написаний, то более подробную информацию вы можете найти в дополнительных источниках: в сети Интернет, справочниках, энциклопедиях. А теперь давайте прочитаем, что говорится о правописании этих буквосочетаний в наших учебниках. Найдите сведения о языке. Кто нам прочитает? Потренируемся писать слова с данными буквосочетаниями под диктовку. а) Чтобы написать правильно слова, нужно спланировать свои действия. Прочитайте пункты плана. Вы согласны с таким порядком выполнения действий? Расположите их в правильном порядке. Внимательно послушать. Определить буквосочетание. Вспомнить правило. Записать слово. б) Переходим к записи слов. Кто считает, что хорошо справится с этим заданием, нарисуйте вначале строки кружок жёлтого цвета, те, кто считает, что может допустить ошибки – кружок красного цвета. Лыжи, щука, чай, шина, роща, чудеса. Проверьте запись слов самостоятельно. Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Подчеркните простым карандашом буквосочетание, в котором, на ваш взгляд, допущена ошибка. (А теперь ещё раз каждый сам проверит свою работу, сверив её с экраном.) Оцените свою работу, нарисуйте после последнего слова кружок жёлтого цвета, если не было ошибок, и красного цвета, если были ошибки. Поднимите руку, у кого кружки разного цвета. Вам я рекомендую быть внимательнее, не забывать написание слов. | Отвечают на вопросы. Смягчает впереди стоящий согласный звук Работа со словарем, работа с учебником. Самооценивание, взаимооценка. | Ф, П | Презентация Power Point учебник | Самоконтроль | ученики овладевают первоначальными знаниями о нормах русского языка и пишут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок, отрабатывают умения писать данные буквосочетания | - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) общеучебные - осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические - устанавливают причинно-следственные связи(П) | Формирование принципов самоактуализации, стремления достигать результатов (успеха) принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения |
IV.Физкультминутка. | Игровой метод | Физ. упражнения | Все ребята дружно встали | Дети выполняют упражнения по команде учителя | Ф | | Самоконтроль | Знание глаголов движения | Посприятие на слух глаголов движения. (П) Организация самокнотроля(Р) | Формирование становки на ЗОЖ |
5. Закрепление знаний и способов действий. . | 1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала: -существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.; -правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала. | Практический метод | А теперь выполним интерактивное задание, будете работать в паре и получите оценку. Давайте вспомним правила работы в паре. Ваша оценка будет зависеть не только от умения применять изученное правило, но и от умения работать в паре. На столе лежат карточки. Выберите слово. Прочитайте, посоветуйтесь в паре, договоритесь между собой. Дети работают. Поднимите руку, у кого оценка 5, 4. А кому даны рекомендации? Молодцы, вы хорошо поработали. Смогли применить правило и поработать в паре. Если что-то не получилось, не расстраивайтесь, у вас ещё будет возможность научиться исправить свои ошибки. | Называют правила. | П | Карточки | Взаимоконтроль | ученики овладевают первоначальными знаниями о нормах русского языка и пишут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок, отрабатывают умения писать данные буквосочетания. | - самоопределение (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - использование знаково- символических средств (П); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); | принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения |
6. Рефлексия | 1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции. | Устный опрос | Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Какую цель перед собой ставили в начале урока? Всё ли у вас получилось на уроке? Какие задания вызвали затруднения? О чём бы вам хотелось рассказать своим друзьям, родителям? Поставьте себе оценку за работу в классе. Все справились отлично, молодцы. | Дети ставят себе в лист самооценки отметку за урок. | И | Лист самооценки. | Самоконтроль | Умение проводить самооценку и взаимооценку | - нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - умение структурировать знания (П); | Мотивация успеха и развития, перцептивные особенности, мнемнические особенности личности. Умение проводить самооценку и взаимооценку |
7. Домашнее задание. | Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | | Выполнить упр. 7 стр.6. | Обсуждают домашнее задание. | Ф | Учебник | Самоконтроль | Умение осуществлять синтез информации | | Мотивация на обобщение результата работы на уроке |