12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Насенкова Анастасия Михайловна69
Россия, Башкирская респ., Уфа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. участника Насенкова А.М.

Тема урока Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Класс 2

Цель урока: Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи урока:

Дидактические - формировать навык правописания буквосочетаний чк, чн, чт, ознакомить с написанием буквосочетаний нч, нщ., чт.

Развивающие - развивать любознательность, речь, мышление, умение определять орфограмму в слове.

Воспитательные - воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в перах и группах, интерес к учению, дружелюбие.



Этап фраг

мента урока

Образова

тельная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятель

ность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

метные

Мета

Пред

мет

ные

Лич

Ност

ные

1. Орг.

момент.


приветствие, фиксация отсутст­вующих;

- проверка подго­товленности классного поме­щения;



Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка. Если будет трудно, я вам помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Сядьте правильно. Откройте тетради и расположите их правильно, наклонно. От последней работы отступите 2 рабочих строки. Давайте запишем число и классная работа.


Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

Ф

Самоконтроль

совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности

-самоопределение (Л);

-смыслообразование

(Л);

-внутренняя позиция

школьника (Л);

-учебно-

познавательная

мотивация (Л);

Формирование

мотивации на

исследование

темы.


2. Целеполагание и актуализация знаний



Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока

Анализ, опрос

А теперь давайте определим тему урока. Внимание на экран.


t1637568255aa.jpg


Ой, посмотрите, буквы играют.

А на какие две группы можно разделить буквы, которые принимают участие в игре? 

Кто мне назовёт гласные звуки?

А согласные?

А как можно ещё назвать эти согласные звуки? 

Давайте подумаем, на какие 2 группы по твёрдости, мягкости можно разделить согласные звуки. 

Назовите твердые звуки.

Мягкие звуки.

В первом классе вы уже знакомились с буквосочетаниями, которые можно составить из данных букв. Назовите эти буквосочетания.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Но при написании этих буквосочетаний многие ребята, к сожалению, допускают ошибки.

А как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы не допускать ошибки? 

Сегодня на нашем уроке мы и будем тренироваться в написании сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.


Отвечают на вопросы.

Анализируют картинку.


Да, на буквы, которые обозначают гласные звуки и согласные


Шипящие


твёрдые, мягкие


Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.


Знать правила

И

Презентация

Power Point

Самоконтроль

Знание

построения

причинно-

следственных

связей

изучаемых

явлений.


-мотивационная

основа учебной

деятельности (Л);

-смыслообразование

(Л);

-эмпатия (Л);

-анализ, синтез,

сравнение, обобщение,

сериация,

классификация,

аналогия (П);

-структурирование

знаний (П);


Формирование

мотивации на

исследование

темы.


3. Чистописание.

Задачи усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе, предупреждения и исправления общих для данной группы ошибок при их письме

Каллиграфия

Но писать нужно не только грамотно, но и красиво. Поэтому в начале мы поупражняемся в написании буквосочетания ШИ. Давайте напишем правильно и красиво это буквосочетание.

Напоминаю вам о правильной посадке и расположении тетради. Обратите внимание на одинаковую высоту элементов, наклон.

Посмотрите внимательно и найдите то буквосочетание, которое на ваш взгляд получилось красиво. Обведите его в кружок желтым карандашом.


Дети пишут.


И

Картинка букв на презентации.

Самоконтроль

отрабатывают умения писать данные буквосочетания

учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность (Р)

имеют мотивацию к учебной деятельности

4.Усвоение новых знаний и способов действий


Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)

Практический метод, анализ

Работа со словарем

Хорошо, ребята, прочитайте ещё раз буквосочетание, которое вы учились красиво писать. Первый звук [ш]. Какой он твердый или мягкий? Второй звук [ы]. Слышим звук [ы], а пишем букву и. Почему? Какой звук обозначает буква и? Вспомните какую работу выполняет звук [и]?

А буква И показывает на письме мягкость предшествующих согласных звуков. В сочетании ши звук [ш] – твердый! Почему звуку [и] не удалось выполнить свою работу? А вы заметили, буква И не принимала участие в игре.

Какие ещё буквы не играли? А почему так? Если мы будем подробно анализировать сочетания ча-ща, чу-щу, то тоже заметим противоречия – буквы а и у обозначают твердость предшествующих звуков. В данных сочетаниях у них не получается это сделать, так как предшествующие звуки – мягкие.

Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Обратимся к страничке для любознательных.

t1637568255ab.jpg

В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими и обозначать их мягкость нет необходимости. Правила написания ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

А если вам захотелось раскрыть все тайны исторических написаний, то более подробную информацию вы можете найти в дополнительных источниках: в сети Интернет, справочниках, энциклопедиях.


А теперь давайте прочитаем, что говорится о правописании этих буквосочетаний в наших учебниках. Найдите сведения о языке. Кто нам прочитает?

Потренируемся писать слова с данными буквосочетаниями под диктовку.

а) Чтобы написать правильно слова, нужно спланировать свои действия.

Прочитайте пункты плана. Вы согласны с таким порядком выполнения действий?

t1637568255ac.jpg

Расположите их в правильном порядке.

Внимательно послушать.

Определить буквосочетание.

Вспомнить правило.

Записать слово.

б) Переходим к записи слов.

Кто считает, что хорошо справится с этим заданием, нарисуйте вначале строки кружок жёлтого цвета, те, кто считает, что может допустить ошибки – кружок красного цвета.

Лыжи, щука, чай, шина, роща, чудеса.

Проверьте запись слов самостоятельно.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Подчеркните простым карандашом буквосочетание, в котором, на ваш взгляд, допущена ошибка.

(А теперь ещё раз каждый сам проверит свою работу, сверив её с экраном.)

Оцените свою работу, нарисуйте после последнего слова кружок жёлтого цвета, если не было ошибок, и красного цвета, если были ошибки.
Поднимите руку, у кого в начале и в конце работы кружки жёлтого цвета. Молодцы! Ваш прогноз оправдался.

Поднимите руку, у кого кружки разного цвета. Вам я рекомендую быть внимательнее, не забывать написание слов.


Отвечают на вопросы.


Смягчает впереди стоящий согласный звук


Работа со словарем, работа с учебником.


Самооценивание, взаимооценка.

Ф, П

Презентация

Power Point

учебник

Самоконтроль
Взаимоконтроль

ученики овладевают первоначальными знаниями о нормах русского языка и пишут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок, отрабатывают умения писать данные буквосочетания

- определение

основной и

второстепенной

информации (П);

- постановка и

формулирование

проблемы (П);

- учет разных мнений,

координирование в

сотрудничестве разных

позиций (К);

- формулирование и

аргументация своего

мнения и позиции в

коммуникации (К)


общеучебные - осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические - устанавливают причинно-следственные связи(П)


Формирование

принципов

самоактуализации,

стремления

достигать

результатов

(успеха)

принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения


IV.Физкультминутка.


Игровой метод

Физ. упражнения

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.

Дети выполняют упражнения по команде учителя

Ф


Самоконтроль

Знание глаголов движения

Посприятие на слух глаголов движения. (П)

Организация самокнотроля(Р)


Формирование становки на ЗОЖ

5. Закрепление знаний и способов действий. 

.


1.Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­риала:

-существенных признаков поня­тий, знаков, тео­рий и др.;

-правил и постро­енных на их ос­нове алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению)

3.Создать содер­жательные и орга­низационные ус­ловия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого мате­риала.


Практический метод

А теперь выполним интерактивное задание, будете работать в паре и получите оценку.

Давайте вспомним правила работы в паре.

Ваша оценка будет зависеть не только от умения применять изученное правило, но и от умения работать в паре.

На столе лежат карточки.

Выберите слово. Прочитайте, посоветуйтесь в паре, договоритесь между собой.

Дети работают.



Поднимите руку, у кого оценка 5, 4. А кому даны рекомендации?

Молодцы, вы хорошо поработали. Смогли применить правило и поработать в паре. Если что-то не получилось, не расстраивайтесь, у вас ещё будет возможность научиться исправить свои ошибки.


Называют правила.
Работа вместе.


П

Карточки

Взаимоконтроль
Самоконтроль

ученики овладевают первоначальными знаниями о нормах русского языка и пишут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок, отрабатывают умения писать данные буквосочетания.

- самоопределение (Л);

- постановка

познавательной цели

(П);

- познавательная

инициатива (Р);

- планирование,

прогнозирование (Р);

- построение

логической цепи

рассуждений (П);

- использование

знаково-

символических

средств (П);

- построение речевых

высказываний (П);

- выбор наиболее

эффективных способов

решения задач (П);


принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения

6. Рефлексия

1.Инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов само­регуляции.

Устный опрос

Итак, ребята, наш урок подошёл к концу.

Какую цель перед собой ставили в начале урока?

Всё ли у вас получилось на уроке?

Какие задания вызвали затруднения?

О чём бы вам хотелось рассказать своим друзьям, родителям?

Поставьте себе оценку за работу в классе.

Все справились отлично, молодцы.



Дети ставят себе в лист самооценки отметку за урок.


И

Лист самооценки.


Самоконтроль

Умение

проводить

самооценку и

взаимооценку


- нравственно-

этическое оценивание

усваиваемого

содержания (Л);

- умение

структурировать

знания (П);


Мотивация успеха

и развития,

перцептивные

особенности,

мнемнические

особенности

личности. Умение

проводить

самооценку и

взаимооценку


7. Домашнее задание.


Обеспечить понима­ние учащихся цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания


Выполнить упр. 7 стр.6.

Обсуждают домашнее задание.

Ф

Учебник

Самоконтроль

Умение

осуществлять

синтез

информации



Мотивация на

обобщение

результата работы

на уроке






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.