Статья «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»

5
0
Материал опубликован 18 February 2021 в группе

«Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»


Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»


2020 год стал кульминацией в динамичном образовании 21 века. Этот год принес в образование свои существенные коррективы. Мы все столкнулись с тем, что компетенции технического оснащения современного урока должны присутствовать не только у учителя , но также и у обучающихся ( наличие компьютеров, ноутбуков, планшетов , возможности выхода в интернет) Нам учителям было дано несколько каникулярных дней весенних каникул, чтобы включиться самим, освоить дистанционные платформы и включить детей в дистанционное образование на должном уровне и требованиях, предъявляемых к современному уроку

Современный урок биологии – это:
•    урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
•    урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику. 
•    урок, содержащий разные виды деятельности. 
•    урок, на котором ученику должно быть комфортно.
•    урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. 
•    современный урок развивает у детей креативное мышление. 
•    современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала. 
•    урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. 

Задача педагога в современной школе — не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами. А для этого необходимо отойти от старых догм и стереотипов, постоянно повышать свой профессиональный уровень, заниматься самообразованием: изучать новые течения в педагогике, знакомиться с трудами современных педагогов-новаторов, учиться внедрять новые педагогические технологии на своих уроках, то есть — повышать свою профессиональную компетентность, и мы остро прочувствовали это на дистанционном обучении.

Стратегия современного биологического образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. А именно, внедрение в педагогическую деятельность ИКТ, которое невозможно без технического оснащения. Использование ИКТ, на сегодняшний день, дает учителю полет фантазии, так как существует возможность распланировать свой урок любым удобным, а самое главное интересным и наглядным способом. Уже не кажется, как десять - пятнадцать лет назад, что ИКТ- это что – то страшное и неизвестное. Практически во всех современных школах классы оборудуются компьютерами и интерактивными досками. Педагогика перестала ограничиваться учебником, тетрадью и классной доской, пришел новый век, а с ним и положительные перемены в обучении детей.

Массовое внедрение ИКТ в педагогическую деятельность любого уровня положительно сказывается не только на образовательном процессе в общем, но и в коррекционной деятельности в частности. Детям с ОВЗ особенно важна наглядность. ИКТ дает такую возможность. Из личного педагогического опыта, можно отметить, что коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ происходит намного лучше, при использовании интерактивных технологий. Дети более внимательные, собранные, проявляют познавательный интерес. Так же, за счет наглядности и схематичности, они лучше усваивают учебный материал. А не так давно, с развитием ИКТ, появились всевозможные электронные интерактивные игры, электронный систематизированный речевой материал на развитие всех компонентов речи детей. И это, я считаю, огромный плюс в коррекционной педагогике. Так как в современный век гаджетов, дети привыкли играть в электронные игры, а использование вместо бесполезных игр «умные» развивающие игры, дает возможность дополнительно мотивировать детей на развитие и коррекцию устной и письменной речи. Конечно, во внедрении ИКТ в педагогику, существуют и минусы.

Например, это дальнейшее продолжение укомплектования школ необходимым оборудованием. Так как в некоторых школах, особенно находящихся в населенных пунктах, остается эта проблема. Повышение квалификаций педагогов в данной области для того, чтобы они могли, а главное были нацелены на работу с ИКТ. Так же, на мой взгляд, не стоит полностью заменять ИКТ традиционное обучение. Важно умело дозировать в уроке использование данной технологии, так как учебники, тетради и дидактический материал еще никто не отменял, а традиционное обучение продолжает быть проверенным временем. ИКТ современная и важная технология. Она дает творчески раскрыться как педагогам, так и учащимся. В наше динамично развивающееся время, педагогам стоит пробовать что – либо новое в образовательном процессе.

Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО, как вытекает из самого названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Они давно и прочно вошли в наш образовательный процесс и получили широкое распространение.

Главная задача их применения — повысить эффективность обучения. Правильное использование ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности (коллективную, групповую и индивидуальную), позволяет строить её в соответствии с возможностями каждого обучающегося, достигать высокого уровня индивидуализации обучения, осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Дидактические функции ТСО:

уменьшение затрат времени;

передача необходимой для обучения информации;

рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

- обеспечение деятельности учащихся и педагога.

Одной из самых распространённых, на мой взгляд, можно назвать работу с компьютерными презентациями. Эта форма работы очень удобна и доступна как в период очного так и в период дистанционного обучения. Цели, преследуемыми педагогом, применяющим их, могут быть разными. Основная — служить наглядным материалом. Вторая функция — информативная. Виртуальные «заочные» экскурсии, задания, вопросы. Видеозапись — это одно из самых любимых учащимися экранных средств. Тематика видео богата и разнообразна. Главное требование к видеозаписям, демонстрируемым на уроке, — соответствие возрастным особенностям детей, разумная дозировка видеоматериала, систематичность и методическая грамотность включения видеофрагментов в урок. Это далеко не полный перечень ТСО, который может использовать педагог для повышения эффективности образования, но не стоит забывать, что главным источником получения информации на уроке остается слово педагога. И только при методически грамотном использовании слова педагога и технических средств обучения, возможно успешное усвоение материала.


Литература:

Аствацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока. — Волгоград: Учитель, 2010.

Безрукова В. С. Всё о современном уроке: проблемы и решения. — Москва: Сентябрь, 2004.

Воронин Ю. А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя.// Педагогика.-2003.-№ 8.

Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 315 с.

Кулагин В. П., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В., Кольцова Г. В., Юрасов В. Г. Информационные технологии в сфере образования. — М., (Янус-К), 2004.

Маликова С. Б., Насонова Л. В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. — М.: БизнесМеридиан, 2011.

Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика.-2003.- № 9.

Современный словарь по психологии. — Минск: Элайда, 2000.

Чернявская А. П. Образовательные технологии. — Ярославль, 2008.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации