Технологическая карта фрагмента урока математики в 5 классе по теме «Деление числа на десятичную дробь»
Технологическая карта фрагмента (20 минут) урока математики в 5 классе по теме
«Деление числа на десятичную дробь»
Дата: 27 апреля 2015 год
Учитель: Бирюкова Л.В. (МБОУ Лицей №2)
Предмет |
Математика |
Класс |
5 «В» |
Автор УМК |
Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон |
Тема урока |
Деление числа на десятичную дробь |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
Цели деятельности учителя |
Главная дидактическая цель: создать условия для умения формулировать правила деления числа на десятичную дробь, деления числа на 0,1, 0,01, 0,001 и т. д.; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Самооценка – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет-ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: уметь делить число на десятичную дробь, на 0,1, 0,01, 0,001 и т. д.; применять правило деления числа на десятичную дробь при решении упражнений, закрепить правила деления числа на десятичные дроби Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, интернет-ресурсы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия |
Делимое, делитель, частное, правила деления |
Ресурсы |
Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон «Математика 5 класс». Издательство «Ювента» 2013 год; презентация; видеоурок http://videouroki.net |
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная, групповая работа. |
Структура и ход урока
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Универсальные учебные действия: личностные регулятивные, коммуникативные, познавательные |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к учащимся с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки |
Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу. Организует актуализацию требований к учащимся с позиций учебной деятельности, устанавливает тематические рамки. |
Ребус. Далее идёт групповая работа. Кроссворд, задание, где нужно вставить пропущенную букву. Примеры, задачи на действия с десятичными дробями: сложение, вычитание, умножение десятичных дробей и деление десятичной дроби на натуральное число). |
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, называют шаги учебной деятельности. Говорят правила, на которые опирались при выполнении заданий. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. |
Уметь определять цель, планировать свою деятельность. Повторить правила действий с десятичными дробями: сложение, вычитание, умножение десятичных дробей и деление десятичной дроби на натуральное число. |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, выбирать средства достижения цели.
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: - создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
Подводит учащихся к выводу правила деления чисел на десятичные дроби. Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний |
Задача, которая вызывает затруднение (нужно разделить число на десятичную дробь). |
Пытаются решить задачу, отвечают на вопросы учителя. Пробуют сформулировать тему урока. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме |
Уметь определять цель, планировать свою деятельность. Уметь выделять существенную информацию из условия задачи, выдвигать гипотезу и обосновывать ее |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое знание от уже известного с помощью учителя), преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
III. Построение проекта выхода из затруднения. Цели: - создать условия для уточнения индивидуальных целей будущих действий; - организовать составление плана совместных действий |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. Организует работу по актуализации опорных знаний |
Ознакомиться с правилом деления и выполнить задание нам поможет видеоурок |
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя, строят высказывания, понятные для партнеров, обосновывают свое мнение |
Уметь выделять существенную информацию из условия задачи, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Личностные: осознавать ответственность за общее дело. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию |
IV. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - закрепить новое знание в речи и знаках; - зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках |
Видеоурок «Деление числа на десятичную дробь». Решаем задачу, которая вызвала затруднение. Диктант с взаимопроверкой |
Строят логичное рассуждение по заданной памятке в определенной последовательности. Выполняют решение заданий. Анализируют, сравнивают, классифицируют, осуществляют выбор, делают выводы. Формулируют правило деления числа на десятичную дробь, правило деления числа на десятичные дроби, на 0,1; 0,01; 0,001… |
Уметь выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь формулировать и применять правила деления чисел на десятичные дроби, на 0,1; 0,01; 0,001… |
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь добывать новые знания |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности |
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности |
Заполняют в путевом листе графу «Оценка для саморефлексии» |
Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали. Обобщают знания об изученном материале. Осуществляют самооценку |
Уметь строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в разных формах |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности деятельности |
Приложение.
Путевой листок
Фамилия, имя______________________________
Диктант
1.____
2.____
3.____
4.____
5.____
Ваша оценка : _____
Самооценка для рефлексии
Я знаю правило деления числа на десятичную дробь
Я знаю правило деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.
Я знаю, где можно применять данные правила
Я знаю, как изменится число, если его разделить на правильную или неправильную дробь
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я доволен своей работой на уроке
Я сегодня учился учиться