Технологическая карта
Технологическая карта урока
Тема: «Экологическая безопасность»
Класс: 3
Цель: формирование представлений учащихся об экологической безопасности.
Задачи занятия:
Дидактические:
формирование у учащихся понятия об экологической безопасности, дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой и ответственности человека за состояние природы; привлечь внимание к экологическим проблемам.
Развивающие:
развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремлению к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
развитие логического мышления учащихся, а именно анализ, синтез, сравнение, классификацию и обобщение.
Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, бережного отношение к своему здоровью; способствовать бережному отношению к окружающей природе.
Характеристика этапов урока
Этап фрагмента урока | Образовательная задача фрагмента урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организаций (Ф,И,П,Г) | Дидактические средства , интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П;Р;К) | Личностные | |||||||
Мотивационно-целевой | Мотивирование обучающихся к получению знаний о экологии, экологической безопасности. | Словесный | Здравствуйте, ребята! Меня зовут … и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я! - Вижу, что настроение у вас хорошее, рабочее. Давайте сохраним его на весь урок. Ребята! Послушайте, какой разговор состоялся в одной семье. Папа сидит и читает газету. Мама подходит к нему, держась за голову: - Ох, какая у нас плохая экология! У меня от неё голова разболелась! Папа, отрываясь от газеты, отвечает: - Да уж, экология у нас совсем никудышная! Вот и в газетах всё время пишут и по телевизору показывают. Надо её исправлять! Рядом на коврике играет сын. Услышав разговор родителей, говорит: - Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как её собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или в угол поставят? А вы знаете, что такое «экология»? -Вы все верно сказали. - Экология – наука, о связях между живыми существами и окружающей средой. - Сегодня природа находится в большой опасности. Мы часто слышим «плохая экология», «экологическая катастрофа». Как вы думаете почему? - Правильно, происходит загрязнение окружающей среды. -От чего загрязняется окружающая среда (воздух, вода, почва)? -А как вы думаете, влияет ли экологическая обстановка на наше здоровье? -Что люди делают для охраны чистоты воздуха, воды и продуктов питания? - Ответы на эти вопросы мы дополним и уточним на уроке. - Да, ребята, человек должен защищать природу, чтобы жизнь на ней была безопасной. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Правильно. Тема «Экологическая безопасность». Ребята, давайте поставим цель нашего урока. Цель: Узнаем, что такое экологическая безопасность и научимся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни. | -Приветствуют. -Отвечают на вопрос. -Слушают учителя. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопросы. (Загрязнение) Отвечают на вопросы. -Предлагают свои варианты (Экологическая безопасность) -Предлагают варианты ответов. Ставят цель. | Фронтальная. | Презентация. | Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников. Личностные: положительное отношение к процессу познания. | ||
Проектировочный | Планирование деятельности т для достижения цели. | Словесный, наглядный . | - Я предлагаю вам побыть в роли учёных – экологов. И каждая группа будет-мини лаборатория. И чтобы достичь поставленной цели, нужно поставить задачи: 1)узнать, что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека; 2) узнать, как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды; 3)рассмотреть некоторые способы защиты от вредных веществ | Совместно с учителем составляем план. | Групповая | Презентация | Регулятивные: умение планировать свою деятельность для достижения цели. | ||
Процессуальный | Реализация плана изучения темы, корректировка учебной деятельности обучающихся | Словесный, наглядный, практический | В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого. -Рассмотрите фотографии нашей планеты, посмотрите, она очень красивая (показывает фотографии Земли). -У каждой группы, на столе лежит белый конверт. Откройте пожалуйста и достаньте фотографии, внимательно рассмотрите их. И ответьте пожалуйста на вопрос: «Из-за чего это произошло?», «К чему это может привести?» -Начнём с 1 группы. -Что изображено на первой фотографии? (фотография появляется на слайде презентации, чтобы другие группы смогли увидеть) -Правильно! Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. -Попросим ответить 2 группу. -Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди - И последняя группа. -Совершенно верно! Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром – Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? -Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? -Правильно! - Ребята, в жизни может быть много непредвиденных ситуаций. Посмотрите на экран. Что видите? -А как правильно это сделать? Помогайте мне. - Но вот беда! Закончилась питьевая вода! Что делать? - Правильно, надо очистить речную воду. А как? - У вас на столах лежит инструкция по изготовлению фильтра. Прочтите её внимательно. Если у Вас возникнут вопросы, обязательно их задавайте. - По два человека от группы подойдите к столу и возьмите всё необходимое для научного эксперимента. На эксперимент вам даётся 5 минут. Сделайте вывод. -Всем лабораториям эксперимент удался? Какой вывод сделали? -Покажите стаканчики с водой. -Можно её пить? -А почему нельзя? Но ребятам хочется пить. Как быть? -Правильно, воду нужно прокипятить. Ребятам пора домой. Они ничего не забыли? - Как правильно затушить костёр? - А мусор возьмём и выбросим в речку! -Что нужно сделать с мусором? -Правильно. Молодцы! – А как влияет природа на жизнь человека? Откройте учебник на стр. 31 – Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. -Расскажите, что произошло? – Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? -Правильно. Цепь. – Как вы думаете, почему её назвали цепь? -Правильно, она передаётся от одного к другому. -Каждый исследователь должен отдыхать, поэтому встаём со своих мест. «Мы по лугу прогулялись» Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети (Присели.) А потом все дружно встали, Великанами мы стали. (Встали.) Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.) Ногами топаем! (Топаем ногами.) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.) А теперь, я приглашаю вас стать участниками Экологической службы. Давайте попробуем вывести правила личной экологической безопасности. -Откройте конверт, голубого цвета. У каждого из Вас лежит памятка, которую нужно заполнить. Работа с учебником стр. 33 - 35. 1 группа будет работать над тем, как защитить себя от загрязненного воздуха, ведь мы не можем закрыть заводы, запретит работать машинам. Ваша служба называется «Небесный патруль». (стр33) - 2 группа поработает над правилами защиты от загрязненной воды. Вы группа - «Чистая капля».( стр34) - 3 группа. Вы будете «Врачами - экологами» и дадите рекомендации, как защитить себя от загрязненных продуктов питания. (стр35) -Не забывайте сидеть прямо, при письме листочек держать под наклоном. Как же защититься от грязного воздуха? Как же защититься от загрязненной воды? Как же защититься от некачественных продуктов питания? - Представьте, что мы отправились на ярмарку. Но не простую, а экологическую. Любому продавцу нужно привлечь к своему товару покупателей. Послушайте, что они кричат. Подумайте, купите товар или мимо пройдёте. Почему? 1. – Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной воде! 2. – А моя большая рыба плавала по тёплому маленьком пруду. Ёё там столько, что можно руками ловить! 3. - Я в лес не ходила, ноги не била, у дороги грибы находила. 4. – А мои грибочки из берёзового лесочка! 5.- Мои красивые яблочки привезены из других стран. Целый год могут храниться. 6. – Я свои яблочки собрала в деревне у бабушки! (После каждого зазыва продавца разбираем и объясняем, купим товар или нет. Резерв: Игра «Живи, Земля» Я называю правило, а вы поднимаете жетончики с цветами (красный-если вы не согласны, зеленый-если это правильно, и вы согласны). Ломайте ветки деревьев. Убирайте за собой мусор в лесу. Берегите родную землю. Собирайте букеты из полевых цветов. Ловите птенчиков и детенышей зверей. Подкармливайте птиц. Не ловите лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, не разрушайте муравейники. Сажайте деревья, цветы, делайте кормушки, скворечники. | -Слушают учителя. -Открывают конверт, рассматривают фотографии. Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства. Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха. Лесные пожары-из-за них погибают растения и животные. Часто это происходит из-за безответственного поведения людей. -От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь.) - Ребята разводят костёр. (Вместе с учителем показывают, как правильно развести костёр. Снимаем верхний слой земли, кладём его в сторонку, выкапываем неглубокую ямку, обкладываем кирпичами, складываем хворост, взрослые разводят костёр) -Нужно очистить речную воду. -Делают вывод. Показывают стаканчики. -Нет. - Мы её очистили, но в ней осталось много вредных микробов. -Предлагают свои варианты, совещаются в парах. -Залить огонь водой, и подождать, когда потухнут все угольки, кладут на место дёрн) -Нет. -Предлагают свои варианты (положить в мусорный пакет, и выкинуть в мусорный контейнер). -Предлагают варианты. Открывают учебник, отвечают на вопросы. (Мужчина ловил рыбу на загрязнённом водоёме, затем приготовил и съел её, после чего попал в больницу) Отвечают на вопрос. (Цепь) Предлагают варианты ответов. -Выполнение физминутки. Выполняют задание, заполняют памятку. (Зачитывают памятку) Как же защититься от грязного воздуха? 1. Выбирайте дорогу, где больше зелени. 2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем. 3. Не играй около места, где много машин. Как же защититься от загрязненной воды? 1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков. 2. Не пить в водоемах воду. 3. Не пить воду из-под крана. Как же защититься от некачественных продуктов питания? 1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов. 2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде. 3. Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки. - Предлагают варианты ответов. | Фронтальная, индивидуальная, групповая Групповая Фронтальная Групповая, фронтальная Групповая, фронтальная Групповая Групповая | Презентация | Личностные-иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве проявлять эстетические потребности, ценности и чувства, самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах поведения Предметные: усвоят элементарные представления об эко- культурных ценностях, об экологически грамотном отношении человека с природой научатся: слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности, находить пути решения экологических проблем, элементарному опыту природоохранной деятельности Познавательные: Активно использовать речевые средства для решения познавательных задач использовать знаково-символические средства представления информации, владеть логическими действиями выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос находить способы решения заданий творческого и поискового характера Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу осуществлять поиск средств ее достижения планировать, контролировать, оценивать учебные действия определять общую цель и пути ее достижения распределять функции в совместной деятельности Коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков, мотивов поведения людей в природе и своего собственного поведения допускают существование у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; учатся формулировать собственное мнение и позицию; | ||
Рефлексивно-оценочный | Оценивание деятельности на уроке. | Словесный, наглядный | - Ребята, наш урок подходит к концу! -Давайте вспомним цель нашего урока? -Достигли ли мы её? -Посмотрите на слайд, презентации и ответьте на один понравившейся вопрос. -Я узнал на уроке… -Меня удивило… -Я осознал… -Для меня стало открытием… -Мне понравилось… -Для меня оказалось сложным… Молодцы! -У Вас на столах лежат три карточки. -Поднимите красную карточку, если урок Вам не понравился и у Вас возникло много трудностей. -Поднимите жёлтую карточку, если урок понравился, но возникали трудности при выполнении некоторых заданий. -Поднимите зелёную карточку, если урок Вам понравился, и при выполнении заданий не возникло трудностей. | Вспоминают цель урока, делают вывод. | | | Личностные: понимание причин успеха, готовность оценивать свой труд. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. |