Технологическая карта урока литературного чтения «М.В. Дружинина "Мамочка-мамуля"» (3 класс)
Дата: 16.03.2023
Учитель: Патока В.С.
Тип урока: “открытие” нового знания.
Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения М.В.Дружининой “Мамочка-мамуля”.
Задачи урока Дидактические:Познакомить с произведением М.В.Дружининой “Мамочка-мамуля”;
Ознакомить с краткой биографией писателя М.В.Дружининой;
Формировать навыки чтения, анализа и умения видеть изображаемые выразительные средства;
Формирование навыка заучивания наизусть произведения;
Развивающие:Развивать образное мышление, речь, внимание, память c помощью изучения и анализа произведения;
Развивать умение работать самостоятельно, анализировать, делать выводы с помощью смыслового чтения;
Развивать навыки выразительного чтения, культуры речи.
Воспитательные:Воспитывать интерес и любовь к чтению;
Воспитание чувство эмпатии и благодарности к маме;
Воспитывать уважение друг к другу при совместной работе.
Этап | Образовате льная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактическ ие средства и интерактивн ое оборудование |
Самоопределе ние к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельност ь на личностно значимом уровне | Фронтальная. Словесный: беседа | 1.Приветствует учащихся. 2.Создает эмоциональный настрой. 3.Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Здравствуйте ребята, проверьте свои рабочие места, всё ли у вас готово к уроку. Поднимите правую руку, кто готов? Теперь можем начинать урок. | 1.Приветствуют учителя 2.Настраиваются на работу. 3.Показывают готовность к уроку. | Л:самоопределение; М:личностное включение в учебную деятельность. | Презентация (слайд 1) |
Актуализация знаний и мотивация (5-6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Словесный: речевая разминка, учебный диалог Частично-пои сковый: загадки | Проводит речевую разминку. -Начнем с речевой разминки. Прочитайте вслух. Ба-ба-ба - мама, мама, вон труба! Бу-бу-бу - ты и мне купи трубу! -Похожи ли эти строчки на стихотворение? Почему? -Верно. Это один из признаков стихотворения. Как он называется? -Все ли слова произносим одинаково? -Как называется этот признак стихотворения? -Прочитайте слова и выделите голосом слово "труба". -Попытайтесь прочитать с чувством радости. -Читаем с интонацией просьбы, выделяя последнее слово. Проверяет домашнее задание. 3.Подводит к теме урока. -Мы продолжаем работать с разделом "По страницам детских журналов". На прошлом уроке мы изучали произведение С.В.Михалкова " Если". Сегодня мы познакомимся с еще одним автором и его произведением. Посмотрите сценку, которую подготовили ваши одноклассники. | Выполняют упражнение, отвечают на вопросы. -Да, потому что строчки заканчиваются одинаково. -Рифма. -Нет, одни слова мы произносим тише, другие - громче. -Интонация. Выразительно читают стихотворение, заданное на дом в парах. Отвечают на вопросы. Сценка "Три мамы “ В центре зала или на сцене стол, три стула. На одном из стульев - кукла. На столе скатерть, блюдо с четырьмя ватрушками, самовар, кружки, блюдца. Автор: Танюша со школы однажды пришла Тяжелый портфель опустила. Тихонечко села она у стола И куклу, Маняшу, спросила: Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки. Таня: Как, дочка, дела? Как твой день, непоседа? Совсем заждалась ты, наверно, меня? Опять просидела весь день без обеда? Ох, с этими дочками просто беда, Автор: Уставшая мама с работы пришла И дочку Танюшку спросила: Входит мама, садится на стул возле Тани. Мама: Привет, дорогая! Как, дочка, дела? Что в школьный дневник получила? Наверно опять ты гуляла в саду? По лужам идя непременно? Ох, с этими дочками просто беда, Автор: Тут бабушка, мамина мама, зашла И маму спросила: Бабушка: Как, дочка, дела? Устала, наверно, за сутки? На отдых всего полминутки, Профессия доктора очень трудна, Ох, с этими дочками просто беда. Автор: Три мамы на кухне за чаем сидят, С любовью и лаской на дочек глядят. Что с дочками сделать упрямыми? Ох, как же не просто быть мамами! Смотрят сценку. | П: выделение известной информации и структурирование знаний. П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П:Подведение под понятие. | Презентация (слайд 2-3) Учебник |
Постановка | Выявление | Фронтальная | 1.Предлагает сформулировать тему урока. 2.Помогает в формулировании целей урока. 3.Помогает в составлении плана урока. -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. | 1.Формулируют тему урока. 2.Формулируют цели урока. 3.Составляют план урока. -М.В.Дружинина “Мамочка-мамуля”. | П: самостоятельное | Презентация |
учебной | места и | Словесный: | формулирование | (слайд 4-5) | ||
задачи | причины | подводящий | темы и цели урока; | | ||
(2-3 мин) | затруднения, | диалог | Л: проявление | | ||
| постановка | Моделирован | активности в общей | | ||
| цели урока | ие | работе. | |
| | | -Какую цель мы можем поставить? -Давайте составим план урока. Что мы должны сегодня сделать? -В процессе урока, мы будем опираться на этот план, и смотреть какие пункты мы выполнили. | -Тема урока: “М.В.Дружинина “Мамочка-мамуля”. -Познакомиться с произведением М.В.Дружининой "Мамочка-мамуля". 1)Познакомимся с биографией автора; 2)Познакомимся с произведением; 3)Будем анализировать стихотворение, учиться выразительно читать, заучивать его наизусть; 4)Сделаем выводы. | | |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирован ие способности к его выполнению | Фронтальная Групповая Словесный-н аглядный: слово учителя Чтение учителя | Предлагает задание для знакомства с автором. Пелихов Алексей: -Марина Владимировна Дружинина – автор книг для детей, изданных тиражом более 3 миллионов экземпляров, редактор журнала «Веселые картинки». Она родилась 31 декабря 1953 года в Москве. С детства много читала, любила книги, с четырех лет начала сочинять стихи. Детские стихи у Марины Дружининой появились после рождения ребёнка. Сын подрос, а желание писать для самых маленьких осталось. В журнале «Весёлые картинки» появилось ее первое стихотворение для детей «Подарок». В настоящее время Марина Владимировна – автор более 80 книг. Марина Дружинина очень любит и ценит свою читательскую аудиторию. Она часто выступает перед детьми на выставках и книжных ярмарках. - Сегодня на уроке мы будем работать с ее стихотворением "Мамочка-мамуля". 2. Первичное восприятие текста. Чтение учителя. -Послушайте стихотворение. | Воспринимают новую информацию. Слушают. | П: Построение алгоритма. П: подведение под понятие; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: учитывать различные мнения при сотрудничестве. Л: проявление активности в общей работе. | Презентация (слайд 6) Учебник Аудиозапись |
Первичное закрепление (7-8 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Словесный: учебный диалог Словесный, практический : анализ произведения Практически й: подготовка к выраз. чтению, выразит. чтение | Побуждает к высказыванию своего мнения. -Понравилось ли оно вам? -Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Организует повторное чтение. -Кто желает прочитать стихотворение? -Встретились ли вам непонятные слова? Проводит анализ произведения. О ком говорится в этом стихотворение? Как маму называют в этом стихотворение? Что в стихотворении мы с мамой любим делать? Куда жалко отпускать маму? -Как вы думаете, почему? 3.Проводит подготовку к выразительному чтению. -Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете? -Правильно. Сейчас вы возьмете карандаши и очень аккуратно подчеркнете слова, которые нужно выделять голосом при чтении. -С какой интонацией нужно читать первые две строчки? последние две строчки? | Отвечают на вопросы. Читает 1 ученик. -Нет. Анализируют произведение. -О маме. -Мамочка, мамуля. -Гулять, мастерить, говорить. -На работу. Высказывают свое мнение. 3.Готовятся к выразительному чтению. -Читать не торопясь, выделять голосом отдельные слова, делать паузы. Отвечают на вопрос. | П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: учитывать различные мнения при сотрудничестве. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П:структурирование знания; Л: проявление активности в общей работе. | Презентация (слайд 7-8) Учебник |
| | | 4.Выразительное чтение стихотворения. -Прочитайте самостоятельно в группах стихотворение, соблюдая паузы, выделяя голосом слова. | 4.Выразительное чтение стихотворения в группах. | | |
| Физминутка | ИКТ | Проводит динамическую паузу. | | | |
Работа в группе (4-5 мин) | Интериориза ция нового способа действий, индивидуаль ная рефлексия достижения цели, | Фронтальная Практически й:выразит. чтение, заучивание | 1. Подготовка к заучиванию, коллективное выразительное чтение. Работа в группе. -Приготовьтесь, сейчас мы будем читать стихотворение в группах, следите за темпом, соблюдайте правила выразительности. -Молодцы. А теперь мы попробуем выучить это стихотворение наизусть. -Чтобы нам было легче его запомнить, мы будем читать его по строчкам и на каждую запишем главное слово. -1 строчка, 2, 3, 4. -5 строчка, 6, 7, 8. -Прочитаем стихотворение еще раз. -У вас есть 2 минуты самостоятельно, опираясь на слова, вполголоса, рассказать стихотворение наизусть. -Кто хочет попробовать? | 1.Готовятся к заучиванию Читают все вместе. Записывают слова. -Мамуля, люблю, вдвоем, гулять. -Мастерим, говорим, жаль, отпускать. Читают. Читают наизусть. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П:структурирование знания; Р: контроль, коррекция, оценка. Пред:умение выполнять самостоятельно задания | Презентация (слайд 9) Учебник |
Включение в систему знаний, повторение (3 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Практически й: выразительно е чтение Словесный: учебный диалог Словесный: работа с пословицей | Организует конкурс чтецов. -Предлагаю вам по желанию выйти к доске и прочитать стихотворение выразительно. Вам надо выбрать 1 ученика из группы. Предлагает сделать вывод. -Посмотрите на слайд. Какая из пословиц больше всего подходит к стихотворению о маме? -Почему в народном творчестве так много произведений о маме? Задает домашнее задание. -Домашняя работа: выучить стихотворение М.Дружининой "Мамочка-мамуля". | 5 учеников выходят к доске и читают стихотворение. Делают вывод. Выбирают пословицу, объясняют свой выбор. -Мама − это самый важный человек на земле, именно поэтому писатели уделяют этой теме особое внимание. Существует огромное количество произведений о матери и все они наполнены светом, теплом и любовью. 3.Записывают домашнее задание. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П:структурирование знания; П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Презентация (слайд 10) |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельност и, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная Словесный: беседа | Организует беседу по уточнению понимания темы, целей деятельности урока. -Давайте подведем итоги нашего урока. Назовите тему урока. -Какие цели мы ставили? Мы достигли их? -Какие пункты у нас были в плане? Все ли пункты мы выполнили? Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. -А теперь, дополните предложение: -На сегодняшнем уроке я узнал(а)… , научился(ась) ... -Мне было трудно … Я похвалил бы себя за … | 1.Отвечают на вопросы. -Тема урока: “М.В.Дружинина “Мамочка-мамуля”. -Познакомиться с произведением М.В.Дружининой "Мамочка-мамуля". Перечисляют пункты плана по слайду. 2.Анализируют свою работу на уроке. Дополняют предложения | П: контроль и оценка процесса и результатов действия; Л:Самооценка; | Презентация (слайд 11-14) |