12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куликова Любовь Ивановна19

Технологическая карта

Предмет: Обществознание, 10 класс

Тема урока: Гражданин РФ

Тип урока:  урок открытия нового знания

Программное содержание: правовые основы института гражданства, порядок приобретения и прекращения гражданства РФ, взаимосвязь человека и государства.

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о правовых основах института гражданства, о порядке приобретения и прекращения гражданства РФ, раскрыть взаимосвязь через гражданство человека и государства;

Развивающая: развивать умения работы с текстом, схемами;

Воспитательная: содействовать формированию правовой культуры и правомерного поведения, правовой грамотности обучающихся.

Задачи урока:

а) организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению понятий гражданин, гражданство, натурализация, оптация;

б) применение умений формирования базы темы (составление таблицы в тетради по работе с понятиями и их запоминанию);

в) самостоятельное применение знаний по их обобщению и систематизации рамках темы (выполнение заданий на применение новых полученных знаний);

Прогнозируемые результаты

личностные: научить обучающихся давать оценку своим действиям; учить работать в паре, оценивать свой вклад в общую работу;

метапредметные: учить обучающихся анализировать и выделять общее, находить наиболее оптимальный алгоритм действий (схематизация);

предметные: вспомнить карту предмета; дать определение терминов гражданин, гражданство, натурализация, оптация; учить находить главные слова в тексте; знать основания приобретения и прекращения гражданства РФ.

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями.

Раздаточный материал: на столах у обучающихся находятся Конституция РФ, материалы с выдержками из Федерального закона РФ “О гражданстве”№ 62-ФЗ от 31 мая 2002 г; текст проблемных задач (приложение 3), инструкция (приложение 1), лист оценивания (приложение 2),


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Приветствие учителя, проверка отсутствущих. Эмоциональный настрой на урок.

Сегодня работаем в парах: в процессе выполнения заданий каждый из вас выполняет роль ученика и эксперта для напарника. Перед каждым из вас на парте есть Инструкция для работы на уроке и лист оценивания.

В процессе выполнения заданий Вы оцените свою работу, а эксперт - вашу. Подпишите, пожалуйста, листы, в которых будет выполнена работа.

Будьте внимательны, в заданиях указывается время на их выполнение.

Обучающиеся после приветствия учителя делятся на пары, знакомятся с Инструкцией работы на уроке и листом оценивания, подписывают их.

2. Повторение изученного. Подготовка к работе на основном этапе.

Начнем с повторения глобального вопроса. Первый этап изучения любого предмета – составление его карты (схемы). Предлагаю вам составить и вспомнить карту нашего предмета обществознание.

Какой модуль мы изучаем? Подсказываю, что необходимо изучить 14 направлений, чтобы дать полную характеристику модуля «Право». Какая тема нами изучена на последнем уроке?

Выполняют задание №1 (составля.т карту предмета).Все карты предмета, которые обучающиеся выполняли, представлены на доске.

Ученики показывают, что мы изучаем модуль «Право»

Отвечают:последняя тема, изученная нами: правомерное поведение, или предпосылки правомерного поведения

3.Усвоение новых знаний.

Не возникает ли у вас вопрос - Правомерное поведение кого?

Чтобы ответить на поставленный вопрос, в инструкции выполняем задание №2. Запишите пропущенные слова (работа выполняется на время).

Какие слова ?

Поставьте себе отметку и ваш эксперт тоже оценит вашу работу.

Кто выполнил оценивание, скажите, какой вопрос мы будем рассматривать на уроке?

Какая тема урока? Запишем тему в тетрадь.


Определяем базу темы (новые термины). Работаем с текстом учебника п.23, стр.229-231), следим за временем!

Проверяем, сколько новых слов ? Осуществляем самооценку, оценивают выполнение задания эксперты.

Осталось выучить термины. Какой способ используем? (таблица в тетради). Выполняем задание № 4.


Какой вопрос еще не рассмотрен?

Подготовьте ответ на этот вопрос, условие – публично представить (должны перевести текст в схему)


Выполняют задание № 2








Называют тему урока «Гражданин РФ», записывают в тетрадь




Выписывают базу предмета (понятия) через запятую, проводят самооценку и оценку экспертов;




Выполняют задание №4 (используя технологию быстрого запоминания)

Отвечают, что не выполнено задание №5: составить схему

«Основания приобретения гражданства. Кто может быть и при каких условиях гражданином РФ?»


Готовятся к публичному представлению, представляют по собственной инициативе

5.Закрепление изученных способов действий.

Когда мы рассматриваем любой вопрос, мы должны его характеризовать с точки зрения Закона. Где найти информацию?

Какие материалы еще перед вами? (тексты задач).

Учитель предлагает каждому выбрать задачу, чтобы они все были решены.


Ответ учеников: в Конституции РФ, Глава 2, ст. 59-63. Работают с Текстом Конституции РФ, находят указанные статьи и нужную информацию;

обучающиеся продолжают работать с материалами: выдержки   из Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция);

Отвечают: тексты практических задач. Обучающиеся распределяют между собой задачи и решают их.

6.Контроль и самооценка знаний и способов действий

Завершите работу по самооценке своей работы, эксперты – выполните свою работу по оцениванию

Завершают работу по самооценке своей работы, эксперты – выполняют свою работу по оцениванию

7.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

Итак, подведем итоги. Что узнали?

Записывают домашнее задание

8.Рефлексия

Работа с текстом учебника. На чем не сделали акцент? Нужна нам эта информация для раскрытия темы?

Подводит итоги урока. Мы на уроке:

а) организовали деятельность по изучению и первичному закреплению понятий -каких?

б) применили свои умения по формированию базы темы, работы с текстом –какие?

в) самостоятельное применение знаний по их обобщению и систематизации рамках темы (выполнение заданий на применение новых полученных знаний);

г) организация самопроверки и оценки знаний и способов действий обучающихся по теме «Гражданин РФ»





Спасибо за урок!

Просматривают текст параграфа, отвечают.


Обучающиеся:

а) называют ключевые понятия: гражданин, гражданство, натурализация, оптация (при наличии времени можно проговорить);

б) умения-составление таблицы в тетради по работе с понятиями и их запоминанию; перевод теста в схему и публичное представление;

в)выполнили практические задания;

г) организовали самопроверку, и проверку экспертами, т.е. на уроке каждый выступил в роли ученика и эксперта.

Заполняют лист оценивания в части ответа на вопросами по буквами А,Б,В,Г


Приложение 1

Инструкция

Ф.И. ученика

Класс Дата

Задание №1: составить карту предмета (5 минут)

Задание № 2: запишите пропущенные слова (2 минуты)

 – человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией, имеющий гражданство данного государства.

– принадлежность человека к государству, предполагающая наличие прав и обязанностей.

Задание № 3:определите базу темы (новые термины), перечислите их через запятую, работа с текстом учебника, стр. 229-231, (3 минуты)

Задание № 4: запишите значение терминов в тетради (СЛОВАРЬ) в форме таблицы (10 минут)

Ошибки/термины/определение (учим термины)

Задание № 5 . Основания приобретения гражданства. Форма работы – перевести текст в схему. Представление. (10 минут)

Задание №6. Решите одну задачу по выбору. Оцените свою работу.

Задание №7. Заполните лист оценивания. Ответить на вопросы

Приложение 2

Лист оценивания

Ф.И. ученика Класс Дата

Система оценивания: 5-ти балльная, традиционная

Вид работы

Самооценка

Отметка эксперта

выставляет эксперт

итоговая отметка (среднее арифметическое с матем. округлением)

Задание № 1




Задание № 2




Задание № 3




Задание № 4




Задание №5




Задание №6




Итого (баллов) и твоя отметка за урок:




А) Какая тема нашего урока

Б) Какая цель нашего урока

В) Как вы считаете, мы выполнили поставленную цель? Добились результата?



Г) Вам урок полезен? Что вы возьмете во взрослую жизнь?





Приложение 3

Практические задачи


1) Мать новорожденного Ильи является гражданкой РФ. Его отец, гражданин Великобритании, настаивает на получении сыном гражданства этого государства. Родители не смогли прийти к соглашению по вопросу о гражданстве ребенка. Гражданином какой страны будет Илья, если известно, что он родился на территории России?


Ответ: Гражданином РФ. Если один родитель имеет гражданство России, а второй – гражданство другого государства и согласие относительно гражданства ребенка между родителями не достигнуто, он становится гражданином России, так как родился на ее территории. Ст. 11 закона «О гражданстве РФ».

2) 23 марта в Киеве родился Михаил Петров. Его отец является гражданином РФ, а мать – лицом без гражданства. Гражданином какого государства будет являться Михаил?


Ответ: Михаил Петров будет гражданином РФ, так как его отец – гражданин РФ.

Ст. 11 закона «О гражданстве РФ».

3) В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они – неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик?


Ответ: Ребенок, который находится на территории РФ и его родители неизвестны, становится российским гражданином, если родители не объявятся в течение шести месяцев.


4) Нина вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может ли Нина быть восстановлена в российском гражданстве?


Ответ: Да, так как она раньше уже имела гражданство и проживала на территории РФ не менее трех лет.

Семья граждан Ф., имеющая двух детей, 7 и 15 лет, оформила документы для выезда на постоянное место жительства в США и на выход из российского гражданства. Однако 15-летняя дочь Ф. Юлия категорически отказалась менять гражданство России на гражданство США и уезжать из России.

Имеет ли она возможность добиться своей цели?


Да. Для изменения гражданства лиц, достигших 15 лет, требуется их согласие. Место жительства граждан, достигших 14 лет, уже не обязательно определяется по месту жительства родителей, и, следовательно, Юлия может избрать другое место жительства, то есть остаться в России.)



Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в  в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ «О гражданстве»?

Да. Судно-это территория государства. Если оба родителя неизвестны-

то он становится гражданином РФ)

Если останется время, то продолжаем практическую работу:


Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, и одно предложение о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: гражданство − это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение, содержащее информацию об основаниях приобретения гражданства, например: приобретение гражданства возможно в результате приёма в гражданство Российской Федерации;

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об основах приобретения гражданства.)

3) одно предложение о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, например: решение дел о приобретении или прекращении гражданства находится в ведении Президента Российской Федерации.

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о полномочных органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.)


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


«Устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей, называют _______(А). Одновременно оно может рассматриваться как _____________(Б), возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определёнными юридическими фактами. Гражданство предполагает определённый (В)___________ лица. Только граждане обладают всеми правами и _________(Г), предусмотренными в законодательстве страны. Статус гражданина является ___________(Д) предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. Гражданин не может быть выслан из страны за совершение __________(Е) или выдан другому государству для придания его суду».


Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) можно использовать только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) правонарушение 2) ответственность 3) свободный 4) политический

5) гарантия 6) правоотношение 7) гражданство 8) статус 9) обязанность 10) законность.


9).Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Гражданство в РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.









Материалы в помощь учителю



Гражданин Российской Федерации


Гражданин – человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией, имеющий гражданство данного государства.

Гражданин – индивид, наделённый гражданскими, политическими и иными правами и обязанностями и поступающий в соответствии с ними.

Гражданство – устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству.

Гражданство – правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Гражданин не может быть лишён своего гражданства или права изменить его, выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Гражданин РФ не лишается российского гражданства, если проживает за границей. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.


Экстерриториальный характер взаимных обязательств между гражданином и государством- государство гарантирует гражданам реализацию и защиту их конституционных прав, свобод во время их пребывания на своей территории, защиту и покровительство за рубежом / гражданин должен соблюдать установленные законы и выполнять конституционные обязанности, даже если он находится за пределами страны - не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за её пределами.

Определяет порядок приёма в гражданство РФ Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» 2002г.Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция)

 

Основания приобретения гражданства:

1) по рождению, ст.12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гласит, что ребенок является гражданином РФ, если на момент его рождения:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (место рождения ребенка значения не имеет)

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (место рождения ребенка значения не имеет)

в) один из его родителей – гражданин РФ, а другой – иностранный гражданин, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо, если в ином случае, он станет лицом без гражданства.

г) оба его родителя (или единственный его родитель), проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель не предоставляет ребенку свое гражданство.

2) Натурализация.Лицо, достигшее 18-летнего возраста и обладающее дееспособностью имеет право обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ (условия: проживание на территории РФ непрерывно в течение 5 лет, соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ, наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком).


По закону возможен упрощённый вариант получения гражданства РФ для выдающихся деятелей науки, техники и культуры, высококвалифицированных специалистов, лиц, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ, кто в установленном порядке признан беженцами, родившихся на территории РСФСР и имевших гражданство бывшего СССР, ветеранов Великой Отечественной войны,  имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ, состоящих в браке с гражданами России, имеющих одного из родителей – российского гражданина, проживающего на территории РФ.


Иные формы приобретения гражданства: 

а) оптация – форма приобретения гражданства в связи с территориальными изменениями (т.е изменениями государственной границы);

б) усыновление (удочерение) ребёнка (имеющий иностранное гражданство ребенок, усыновлённый гражданами РФ, может стать российским гражданином);

в) лица, имевшие в прошлом, но утратившие гражданство РФ, имеют право восстановиться в нём.


Двойное гражданство: при наличии определённых обстоятельств законодательство РФ допускает двойное гражданство: т.е. наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) другого государства.

Государство защищает права человека независимо от его гражданства.

Подтверждение гражданства: гражданство подтверждается паспортом гражданина, до его получения –свидетельством о рождении.

Заявления о приёме в гражданство РФ или восстановле­нии в нём могут быть отклонены, если лицо:

а) выступает за насильственное изменение основ конс­титуционного строя РФ;

б) имеет неснятую или непогашенную судимость за со­вершённые умышленные преступления;

в) в течение пяти лет, предшествующих дню обраще­ния с заявлениями о приёме в гражданство или о вос­становлении в гражданстве РФ, выдворялось за пре­делы РФ;

г) использовало подложные документы или сообщало заведомо ложные сведения;

д) состоит на военной службе, на службе в органах безо­пасности или правоохранительных органах иност­ранного государства;

ж) преследуется в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранных государств за совер­шённые преступления;

з) не имеет законного источника средств к существова­нию.

Прекращается гражданство РФ путём выхода из него, разрешение даёт Президент РФ.

Выход из гражданства РФ не допускается в случае:

а) после получения лицом повестки о призыве на сроч­ную военную или альтернативную гражданскую службу и до ее окончания;

б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства, привлечен в качестве обвиняемого к уголов­ной ответственности, либо в отношении него уже имеется вступивший в силу приговор суда;

в) если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.




Список литературы:

1.использовались материалы разработок уроков, опубликованные в сети Интернет.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.