Технологическая карта факультативного занятия по физике для 11 класса по теме «Радиоприемник»

1
0
Материал опубликован 24 March 2023

Технологическая карта

Факультативного экспериментального занятия по физике для 11 класса по теме «Радиоприемник»

Учитель: Куркина Полина Валентиновна


Предмет, класс,

Физика, 11 класс

Тема занятия,

занятия по теме

Экспериментальное занятие «Радиоприемник», третье занятие практикума по электродинамике, в рамках подготовки к решению практического задания ЕГЭ, ОГЭ и годового проекта по физике (60 минут)

Тип занятия

Занятие «открытия» нового знания


Цели занятия

Деятельностная цель занятия (по линиям развития личности)

Содержательная цель урока: Освоение принципа радиосвязи и схемы простейшего радиоприёмника

1.Развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, измерять, производить вычисления, делать выводы.

2.Воспитывать умение работать в группах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение грамотно выражать свои мысли.

1. Вспомнить понятие гармонических колебаний.

2. Вспомнить устройство и принцип действия простейшего радиоприемника.

3. Научиться пользоваться радио конструктором на полупроводниках.

4. Собрать простейший детекторный радиоприемник используя радио кубики (схема собирается без пайки и проводов).

5. Принять радиопередачу

Планируемые результаты

Предметные:

-Имеют понятие о колебаниях и волнах, что такое гармонические колебания и электромагнитная волна

- умеют: читать электрические схемы, осуществлять сборку простейших схем радиоприёмника

-знают: устройство радиоприёмника,

Метапредметные:

познавательные – анализировать информацию, обобщать и делать вывод;

регулятивные – выдвигать гипотезу, предлагать пути её решения; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

коммуникативные – владеть устной и письменной речью; уметь общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности


Личностные:

Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Имеют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Организация пространства

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах

Педагогические технологии (педагогические техники)

Технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, информационно – коммуникативная технология,


Методы обучения

Активно – деятельный метод, интерактивные методы, практический метод, развивающее обучение. демонстрационный метод.

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

Учебник, дидактические материалы, «Радио конструктор на полупроводниках», «Лабораторный набор по радиотехнике», «Радио кубики»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Приветствие. Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на занятии.

 Дать правильную психологическую установку: «По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на занятии так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше»

Приём «Мешок настроений». «Соберём» плохое настроение в воображаемый пакет и выбросим в мусорное ведро. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и ответьте себе на следующие вопросы.

Выделяют информацию из слов учителя и настраиваются на учебную деятельность

Отвечают на вопросы

Где я ?

Зачем я здесь?

Что мне нужно делать?


Я нахожусь на занятии и хочу узнать что – то мне неизвестное.

- Взаимодействуют с учителем (К)

- Настраиваются на занятия (Р)

- Выделяют существенную информацию из слов учителя (П)

II. Мотивация

(1 мин)

Слайд 1

Эпиграф к уроку


"Говорит Москва!" — с такого позывного ежедневно начинала эфир одна из самых засекреченных радиостанций в годы Великой Отечественной войны — РВ-1 имени Коммунистического интернационала, немцы приближались к Москве, было принято решение эвакуировать радиостанцию РВ-1 имени Коминтерна из подмосковного Ногинска в Уфу. Вещание антифашистских программ велось на 18 европейских языках, а эфирный сигнал транслировался на всю оккупированную Европу и Америку.

1200 уфимских добровольцев за сутки в условиях повышенной секретности проложили в Уфе специальный кабель протяженностью более 6 километров, соединивший радиостудию в центре города с мощным передатчиком, построенным за городом. Секретность объекта была сохранена, добровольцы думали, что копают траншею для обычной телефонной линии.

По номинальной мощности своей радиовещательной сети РВ-1 до войны занимала первое место в Европе и составляла 500 кВт. Первого мая 1942 года радиостанция провела пробное вещание, а с июня вошла в нормальный режим союзного вещания.

Слушают учителя

Высказывания:

- о важности радиосвязи

- Выражать свои мысли.(К)

-Развивать навыки самомотивации.(Р)

-Действие смыслообразования (интерес, мотивация) (Л)

III.Актуализация знаний и жизненного опыта учащихся.

(3 мин)


Слайд 2

Ребята, сейчас мы с вами вспомним понятие, которое нам пригодится сегодня на занятии. Итак, нам надо повторить.

Что такое колебание, волна, гармоническое колебание, электромагнитная волна, радиоприемник, детектирование и модуляция

-Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились

(Если будут затруднения, учитель проводит коррекцию).


Выполняют задание.

(индивидуально- читают вопрос и адресуют любому из учеников, если он не отвечает, отвечает сам))



Определяют свой уровень усвоения (Оценочный лист)

-Умеют высказывать точку зрения, отстаивать её, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы (К)

-Самоконтроль, самооценка деятельности (Р)


IV. Постановка учебной задачи

(1 мин)

Слайд 3









Вопрос запуска постановки учебной задачи

Постановка проблемы

Учитель


Сегодня наша задача собрать с помощью конструктора радиоприемник и поймать радиоволну .






Дети высказывают свои мнения:


- затрудняются ответить

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

Игра « Ассоциативный ряд»

За работу на этом этапе,

ставят оценки в оценочный лист

- Взаимодействуют с учителем, организуют совместное сотрудничество в группах (К)

- Делают предположения об информации, необходимой для решения задачи (П)

- Формируют целевые установки учебной деятельности (Р)

- Формирование желания выполнять учебные действия (Л)

V.Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

(1мин)


Слайд 5


Тема нашего занятия «Радиоприемник»

Совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

Что от вас ожидается сегодня на занятии?

Чему нужно научиться?

Какие цели и задачи занятия вы бы предложили?

Хорошо, вы назвали почти все цели.

Итак, сегодня на уроке мы должны вспомнить как работаем с графиками, что такое площадь фигуры, узнать, что такое графический метод. Посмотрите на ваши столы там лежит план обобщенного характера. По нему мы и будем работать.


План занятия.


1.Знакомство с конструктором.

2.Разобрать элементы схемы

3.Собрать радиоприемник.

4. Поймать радиоволну.

Записывают в тетрадь тему занятия


Участвуют в формулировании целей и задач занятия:

вспомнить что такое радиоприемник;

вспомнить модулирование и детектирование, схему приемника;

узнать, как пользоваться конструктором и собирать прибор по схеме;

- Оформление мысли в устной или письменной форме (К)

-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

-Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану (Р)


VI.Открытие нового знания

(40 мин)

Слайд 6

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11





















Детекторный приёмник с усилителем низкой частоты на транзисторе. (1 группа)

Оборудование. 1. Катушка контурная. 2. Конденсатор переменной ёмкости. 3. Диод полупроводниковый Д2. 4. Транзистор П13. 5. Источник электрической энергии.

6. Конденсатор электрический С эл. = 15·10В. 7. Конденсатор постоянной ёмкости С на 5мкФ. 8. Резисторы на 5,1 и 100 кОм.. 9. Провода для антенны А и заземления З. 10. Монтажная доска, контакты, винты, шайбы.

t1679632897aa.png


Порядок выполнения работы

1.Пользуясь принципиальной схемой рис.1, собрать радиоприёмник.

2. Замкнуть цепь. Плавно вращая ручку конденсатора переменной ёмкости, настроить приёмник на частоту принимаемой радиостанции и послушать её передачу.

3.Продемонстрировать работу приёмника преподавателю.

4.Разобрать приёмник.


Транзисторный регенеративный приёмник с усилителем низкой частоты (2 группа)

Оборудование. 1. Катушка контурная L. 2. Конденсатор переменной ёмкости.

3. Транзистор П13 (2 шт). 4. Источник электрической энергии.

5. Конденсатор постоянной ёмкости С эл. = 150 пФ.

6. Резистор R. 7. Провода для антенны А и заземления З. 8. Провода и планки соединительные, ключ, контакты для телефонов (2 шт). 9. Конденсатор электрический С эл. = 15·10В. Монтажная доска, контакты, винты, шайбы.


t1679632897ab.png


Порядок выполнения работы

1. Собрать схему по рис. 2

2. Замкнуть цепь, настроить колебательный контур в резонанс с частотой волн, принимаемых радиостанцией, и прослушать её передачу.

3. Продемонстрировать работу приёмника

4. Отключить источник тока и разобрать приёмник.

Изучают.

Рассказывают

Работа в парах.




Самостоятельно выполняют задания.










Оценивают свой уровень знаний (Оценочный лист)


- Работают по составленному алгоритму (Р)

- Оформление мысли в устной или письменной форме (К)


VII.Физкультминутка (1 мин.)

Слайд 12

Теперь сделаем небольшую паузу.

Расслабляющее упражнение для мышц шеи и плечевого пояса – «писание носом». Учащиеся с закрытыми глазами «пишут» носом в воздухе заданные учителем буквенные обозначения величин, формулы и зависимости. Упражнениями на вращения головой. Движения нужно выполнять плавно. Учитель: «Учиться будем хорошо?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» – «Нарушать дисциплину не будем?» – Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Обычно находятся «перепутавшие», какой ответ надо дать. «Приходится» повторять упражнение. Продолжаем игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай-ай-ай!»

Выполняют упражнения

- Умение соотносить свои действия с действиями учителя (Р)

- Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (К)

- Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. (Л)


VIII. Первичное закрепление

(3 мин)

Слайд 13

А теперь я предлагаю вам продемонстрировать работу своих радиоприемников







оценивают свою работу.

Контролируют правильность выполнения задания (Р)

- Умеют оформлять мысли в устной и письменной форме (К)

- Делают предположения об информации, нужной для решения задачи, производят расчёты, оформляют решение в тетради (П)


IX.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

(10 мин)


Предлагаю вам выполнить теоретическое задание

1.Каково назначение антенны и заземления?

2.Какова роль детектора?

3.Какова физическая сущность электрического резонанса?

4.Объясните принцип действия собранного вами радиоприёмника.

5.Каково соотношение между длиной, частотой и скоростью распространения радиоволны?

6.Вычислить длину волны «Русского радио» и «Хит FM»

Выполняют задание, делают взаимопроверку, выставляют себе оценки в оценочный лист.




- Сверка с эталоном, самоконтроль, самооценка деятельности (Р)

- Взаимодействие по оценке результатов деятельности ) (К)

-Анализируют новый материал и результаты собственной деятельности (П)

X. Подведение итогов урока. Рефлексия. Рефлексия оценки:

(2 мин)

Слайд 14

А теперь, ребята, заполните анкету (табл.), что лежит у вас на парте.

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал


5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен


6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным



Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. Заполните свои оценочные листы.




Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

Райтинг(от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд

.


-Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления (Р)










XI.Домашнее задание

(0 мин)

На практических факультативных занятиях задания на дом нет









Формировать навыки самоорганизации.(Р) коммуникативные










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.