Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 5 классе по теме: «Водоросли - группа низших растений»

3
3
Материал опубликован 23 January 2017

Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 5 классе.

Тема урока: Водоросли – группа низших растений.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Педагогическая технология урока: «Сингапурская методика».

Цель (для учителя): продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- что водоросли представители низших растений

- что водоросли подразделяются на зеленые, бурые и красные

Учащиеся должны уметь:

-использовать биологические термины: хлорофилл, фотосинтез, водоросли, слоевище (таллом)

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

-давать определения понятиям

-работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую

-находить информацию о водорослях и использовать ее для характеристики

Регулятивные УУД:

- формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала

- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

- формирование умения оценивать действия партнёра

Личностные УУД:

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

-формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

-низшие растения

-водоросли

-слоевище (таллом)

-ризоиды

-зеленые водоросли

-бурые водоросли

-красные водоросли

Оборудование урока:

-учебник

-компьютерная презентация

-компьютер

-проектор

-раздаточный материал для работы в группе

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методические приемы

Прогнозируемый результат

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Этап мотивации, самоопределения к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, выдает листы самооценки. Проводит опрос по готовности домашнего задания.

Приветствуют учителя, включаются в работу. Отвечают на вопросы учителя, выставляют себе предварительную оценку.

 

-саморегуляция

- самоконтроль

-оценка (осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

- сотрудничество с учителем

«тэйк оф – тач даун» (встать – сесть)

Учащиеся готовы к работе. Осознают качество и уровень усвоения ранее изученного материала.

- Здравствуйте! (рассажены по 4 человека) Перед вами на столах лежат листы самооценки

Лист самооценки

Фамилия, имя_______________________________________________________________________

Класс______________________________________________________________________________

Готовность домашнего задания

Работа с терминами

Работа с текстом и вопросами к нему

Составление предложений

Итоговая оценка

         

Запишите на них свои имя и фамилию, сегодня в течение урока мы неоднократно будем обращаться к этим листам. Сейчас я буду читать утверждения, если к вам утверждение относится – встаньте, если нет – продолжайте сидеть на месте:

1.Я справился с домашним заданием.

2.Домашнее задание было трудным.

3.При приготовлении домашнего задания мне помогали родители.

4.Я в хорошем настроении.

5.Я готов к уроку.

6.Я знаю, на какие царства делится живая природа.

7.Я знаю отличительные признаки царств живого.

8.Я знаю особенности жизнедеятельности бактерий, грибов и растений.

- В листах самооценки поставьте себе предварительную оценку, на сколько, по вашему мнению, вы знаете изученный материал. (выставляют оценки)

Этап актуализации знаний.

Раздает карточки с терминами, дает задание учащимся.

Принимают карточки, распределяются по группам в зависимости от принадлежности своего термина, объясняют свой выбор, при возникновении затруднения оказывают помощь партнерам по команде.

Логические:

- синтез как составление целого из частей

- подведение под понятие

- построение логической цепи рассуждений

- контроль

- коррекция

-оценка

- учебное сотрудничество со сверстниками

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

«конэрс» (углы)

Учащиеся знают признаки и существенные особенности царств живой природы. Учащиеся распределены на рабочие группы.

- Ребята, возьмите по листочку, на котором написан какой-либо термин (карточки раздаются в произвольном порядке)(Приложение 2). В разных углах кабинета вы видите три листа, на которых написано «Бактерии», «Грибы», «Растения». Подойдите в тот угол, к которому относится ваш термин. (расходятся по углам) Объясните, почему вы выбрали именно этот угол.

- В листе самооценки оцените свою работу на данном этапе урока.

Этап выявления места и причины затруднения.

Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса через демонстрацию видеофрагмента.

Просматривают видеофрагмент, формулируют тему урока. Формулируют проблемный вопрос и задачи урока.

Общеучебные: -формулирование познавательной цели

Логические:

-анализ с целью выделения существенных признаков

-выбор оснований для сравнения

-целеполагание

-планирование

-сотрудничество с учителем

-развитие диалогической речи

Поисковая беседа.

Сформулирована тема и задачи урока. Учащиеся осознают, в чем состоит недостаточность их знаний.

- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. (просматривают)

- О чем это видео?

- Какой будет тема сегодняшнего урока? (выходят на «Водоросли»)

- Почему именно водоросли? (растут в воде)

- А все ли водные растения можно назвать водорослями? Почему? (обсуждают)

- Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы учащихся: 1)Научиться отличать водоросли от других растений; 2)Выявить характерные черты водорослей; 3)Познакомиться с основными представителями водорослей; 4)Узнать, какие бывают водоросли и т.д.)

Этап реализации выхода из затруднения

Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей «до и после», работу с текстом. Организует работу в группах с дополнительными вопросами.

Заполняют колонку «до прочтения» в таблице. Работают с текстом. Заполняют колонку «после». Работают в группах, отвечают на дополнительные вопросы.

Общеучебные:

-поиск и выделение информации

Логические:

-установление причинно-следственных связей

-построение логической цепи рассуждений

- прогнозирова- ние

- контроль

-коррекция

- оценка

- инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации

-оценка умения партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

«эй ар гайд» (до и после), «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть), фронтальная беседа

Освоено новое знание. Учащиеся осознают приращение нового знания.

- Перед вами на столах лежат листочки с утверждениями .

До

Утверждения

После

 

Водоросли живут только в воде.

 
 

Водоросли – самые древние растения на Земле.

 
 

Водоросли относятся к царству Растения.

 
 

Водоросли – низшие растения.

 
 

Водоросли, как все растения, зеленые.

 
 

У водорослей есть тело.

 
 

У водорослей есть корни.

 
 

Все растения, живущие в воде – водоросли.

 

Внимательно прочитайте данные утверждения и поставьте знаки «+» или « -« в первой колонке напротив каждого утверждения, в зависимости от того, согласны вы с ним или нет. (заполняют колонку «до»)

- Внимательно прочитайте текст учебника. (читают)

- Заполните колонку «после». (заполняют)

- Изменилось ли что-то в вашей таблице? (сравнивают с эталоном на слайде) Узнали ли вы что-то новое для себя? (встают)

- А теперь в группе обсудите ответы на эти дополнительные вопросы. (открывает вопросы на слайде)

До

Утверждения

После

Дополнительный вопрос

 

Водоросли живут только в воде.

-

- Где ещё?

 

Водоросли – самые древние растения на Земле.

+

- Почему ученые так считают?

 

Водоросли относятся к царству Растения.

+

- Почему?

 

Водоросли – низшие растения.

+

- Почему?

 

Водоросли, как все растения, зеленые.

+-

- Какие ещё?

 

У водорослей есть тело.

+

- Как оно называется?

 

У водорослей есть корни.

-

- Почему у водорослей нет корней?

- Как же они прикрепляются?

 

Все растения, живущие в воде – водоросли.

-

- Какие ещё растения могут жить в воде?

После обсуждения группы по очереди дают ответы на поставленные вопросы.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует работу групп по составлению предложений на закрепление.

Организует самооценку.

Работают в группе, записывают любые слова по изученной теме на листах, по очереди составляют и проговаривают предложения из слов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали.

Общеучебные:

-моделирование

Действия решения проблем:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

-оценка

-взаимодействие со сверстниками

-управление поведением партнера, его умением с полнотой и точностью выражать свои мысли

-развитие монологической речи

«джот тотс» (запиши мысли)

«тик-тэк-тоу» (крестики – нолики)

Учащиеся умеют правильно и точно применять изученные понятия.

- На чистых листочках запишите по 4 слова, имеющих отношение к сегодняшней теме, проговаривая их вслух. Сложите листочки в центр стола.

- Составьте из любых 9 карточек из числа написанных поле 3x3.

- Используя три слова в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали, составьте предложения по теме сегодняшнего урока. Предложения должен составить каждый член группы, проговариваем вслух для всей группы.

- Оцените свою работу на данном этапе в листе самооценки.

- Поставьте себе общую оценку за работу на уроке, сдайте лист самооценки.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Организует работу учащихся с заданием с пропущенными словами.

Работают в группе. Вставляют в текст по изученному материалу пропущенные слова.

Логические:

-синтез как составление целого из частей

-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

-сотрудничество со сверстниками

Пропущенные слова.

Учащиеся умеют выполнять типовые задания по изученному материалу, имеют возможность выявить ошибки и исправить их.

- В тексте с пропущенными словами заполните пробелы, вписав недостающую информацию.

Вставьте в текст пропущенные слова:

Водоросли относят к ____________________________________, так как они не имеют органов. Тело водорослей называется ________________________ , а приспособления для прикрепления ко дну - ________________________.

Окраску водорослям придает___________________________, благодаря которому водоросли способны осуществлять процесс ________________________, характерный для растений. Хлорофилл в клетках водорослей находится в ____________________________ .

Некоторые водоросли кроме хлорофилла имеют другие ______________________ , они относятся к ________________ и __________________________ .

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели.

Подводит итоги урока.

Оценивают собственную работу на уроке. Обдумывают и озвучивают мнение о собственной работе, деятельности партнеров по группе, делают вывод по итогам урока.

 

-соотнесение целей и результатов своей учебной деятельности

-самооценка

-оценка действий партнера

«я - мы - дело»

Учащиеся адекватно оценивают собственные знания, умения, навыки. Осмыслены затруднения. Учащиеся осознают собственный вклад и вклад партнеров по команде в общее дело. Подведены итоги урока.

- Ответьте на вопросы, оцените свой вклад в достижение поставленных целей и вклад своих товарищей:

«Я»

- С каким настроением работал?

- Доволен ли собой?


 

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?


 

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?

- Для чего нам материал, изученный сегодня?

- Закончите тему урока:

Водоросли - _____________________________

Домашнее задание

Задает д/з.

Записывают д/з в дневник.

 

-волевая саморегуляция

     

Д/з: §13, заполнить таблицу «Значение водорослей», вклеить её в тетрадь.

 

Приложение 2.

палочки плесень тонкие нити фотосинтез безъядерные деление пополам жгутики низшие высшие органы плодовое тело хлорофилл грибница чума споры споры хлоропласты солнеч. свет разрушители шляпка обмен корень, стебель, лист

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Борисовна!Интересная разработка! С удовольствием использую в своей работе.

23 January 2017

Елена Борисовна!Интересная разработка! С удовольствием использую в своей работе.

23 January 2017

Уважаемая Елена Борисовна, большое спасибо Вам за урок!

22 March 2017

Похожие публикации