Технологическая карта и план-конспект урока математики на тему «Уравнение» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта и план-конспект урока математики
ФИО педагога: Крепышева Ольга Алексеевна
Класс: 5
Предмет: Математика
Тема: "Уравнение"
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Предметные: познакомить с понятием "уравнение", корня уравнения; способствовать формированию у обучающихся умений и навыков по решению уравнений, развивать умение составлять уравнения по условию задачи.
Метапредметные:
Личностные: развитие стремления к соблюдению моральных норм, умение настроить себя на рабочий лад; нравственно-этическая ориентация.
Познавательные: формирование основных мыслительных операций в ходе устных вычислений; построение логической цепочки рассуждений; уметь анализировать, обобщать, делать выводы.
Регулятивные: планирование своей деятельности, целеполагание; развитие познавательных интересов обучающихся, умение обрабатывать информацию; развитие умения выполнять действие по заданному образцу, правилу; оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации, формирование умения определять успешность своей работы в диалоге с учителем; уметь составлять план решения, выбирать пути и средства достижения цели, вносить коррективы в свои действия.
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание; формирование речевых умений высказывать суждения, строить фразы с использованием математических терминов и понятий, отвечать на поставленные вопросы, умения учитывать позицию собеседника; организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать уравнения, составлять уравнения по условию задачи; понимать алгоритм решения задач с помощью уравнений.
Метапредметные:
Личностные: предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень; проводить самооценку результата.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение работать в парах.
Оборудование: презентация, карточки с заданием (устный счет) – приложение 1, карточки с задачей – приложение 2.
Основные источники информации:
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Виленкин В.И., Жохов В.И., Чесноков А.С.- М.: Мнемозина, 2016
Текст физминутки взят из разработки Мукановой Н.Т.: https://infourok.ru/fizminutki_na_urokah_matematiki-321144.htm
Технологическая карта урока математики
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Методические, технологические приемы |
Прогнозируемый результат |
I. Организационный момент задача: обеспечить своевременное и организованное начало урока |
Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места. |
Личностные УУД: развитие стремления к соблюдению моральных норм, умение настроить себя на рабочий лад. |
Диалог |
Эмоциональный настрой на урок. |
II. Актуализация опорных знаний задача: выявить опорные знания, необходимые для систематизирования материала по теме урока |
Организует работу по расшифровке темы урока - посредством устного счета (индивидуального опроса обучающихся). Учитель наводящим вопросом подводит обучающихся к формулировке задач урока. |
Внимательно слушают задание, приступают к его выполнению. Обучающиеся пытаются сформулировать задачи урока. |
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, целеполагание. Познавательные УУД: формирование основных мыслительных операций в ходе устных вычислений; построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные УУД: умение слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание. |
Диалог |
Обучающиеся формулируют тему урока и задачи. Личностные: предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень. Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Открытие новых знаний задача: выявить уровень знаний обучающихся |
Учитель дает проблемную задачу, задает наводящие вопросы и подводит к ее решению. Подводит обучающихся к формулировке понятий: уравнение, корень уравнения, что значит решить уравнение. Предлагает обучающимся решить несколько уравнений, задает вопросы по нахождению неизвестного компонента уравнения. |
Обучающиеся пробуют решить задачу в парах. Формулируют определения новых понятий. Обучающиеся по очереди решают уравнения, у доски отвечая на вопросы учителя. |
Личностные УУД: определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Коммутативные УУД: формирование речевых умений высказывать суждения, строить фразы с использованием математических терминов и понятий, отвечать на поставленные вопросы, умения учитывать позицию собеседника; организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: развитие познавательных интересов обучающихся, умение обрабатывать информацию. |
Диалог. Работа в парах. Работа с учебником. |
Предметные: уметь решать уравнения, составлять уравнения по условию задачи. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Обучающиеся самостоятельно формулируют новые понятия. |
IV. Физминутка задача: обеспечить отдых обучающихся |
Учитель зачитывает текст физминутки. |
Обучающиеся внимательно слушают учителя и с помощью движений повторяют сказанные слова. |
Регулятивные УУД: выполнять действие по заданному образцу, правилу. |
Монолог |
Восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, восстановление работоспособности. |
V. Первичное закрепление знаний задача: организовать применение знаний при решении уравнений |
Учитель дает задание на урок: № 372, 373 а,б; 374. |
Обучающиеся решают по учебнику задания. |
Познавательные УДД: уметь анализировать, обобщать, делать выводы. Регулятивные УДД: уметь составлять план решения, выбирать пути и средства достижения цели, работать по плану, вносить коррективы в свои действия. |
Письменная работа в тетради и у доски |
Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
VI. Рефлексия учебной деятельности задача: организовать обратную связь с целью оценки эффективности работы обучающихся |
Учитель применяет "Прием незаконченного предложения". |
Обучающиеся высказывают свое мнение заканчивая одно из предложений. |
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения учебной мотивации, формирование умения определять успешность своей работы в диалоге с учителем. |
Диалог |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. |
VII. Домашнее задание (дифференцированное) задача: провести инструктаж по выполнению домашнего задания |
Учитель дает домашнее задание: (слайд ) основное: №395 а,в; 399; дополнительное: составить задачу, которая решается с помощью уравнения, придумать иллюстрацию к задаче, оформить решение. |
Обучающие записывают домашнее задание в дневник. |
План-конспект урока математики
1. Организационный момент
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Здравствуйте ребята. Давайте проверим вашу готовность к уроку: на ваших столах должны быть: тетрадь, учебник, дневник, письменные принадлежности. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, садятся на места. |
2. Актуализация знаний учащихся
Сегодня мы с вами познакомимся с очень нужной и важной темой. Для того чтобы узнать тему урока, нам необходимо выполнить небольшое задание, а именно: 1. найти значение выражения (примеры на устный счет), 2. найти значение буквы соответствующей ответу, 3. заполнить таблицу. Образец: (приложение 1)
Ключ:
Ответ: слово «уравнение». Ребята, на какие вопросы мы должны ответить при изучении нового материала? |
Внимательно слушают задание, приступают к его выполнению. Обучающиеся пытаются сформулировать задачи урока: - что такое уравнение, корень уравнения, - что значит решить уравнение, - узнать способы решения уравнений. |
3. Изучение нового материала
У вас на столах лежит задача (формулировка из учебника с.58): "На левой чаше весов лежат арбуз и гиря 2 кг., а на правой чаще - гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?" Ваше задание решить задачу с помощью уравнения. Учитель задает наводящие вопросы для обучающихся: Какой буквой обозначим неизвестную массу арбуза? Какое уравнение можно составить зная, что весы находятся в равновесии? Как найти неизвестное слагаемое в уравнение? Учитель выборочно заслушивает ответы обучающихся и записывает на доске верное решение. Учитель предлагает обучающимся сформулировать определение понятия "уравнение", "корень уравнения"; ответить на вопрос: "Что значит решить уравнение?". После заслушивания высказываний обучающихся учитель подводит к правильным формулировкам и предлагает обратиться к трактовкам данных понятий в учебнике с.59. Учитель предлагает решить несколько уравнений: 1. х+12=78, 2. у-8=11, 3. 15-а=9. (При решений уравнений обучающимися учитель задает наводящие вопросы каждому обучающемуся: Как найти неизвестное слагаемое? Как найти неизвестное уменьшаемое? Как найти неизвестное вычитаемое?) |
Обучающиеся читают формулировку задачи с листочка (приложение 2) С помощью наводящих вопросов обучающиеся в парах составляют уравнение к задаче. Прорешивают и отвечают на вопрос задачи. Обучающиеся анализируют свое решение. Обучающиеся высказывают свое мнение по каждому вопросу. Читают определения понятий в учебнике. Обучающиеся по очереди решают уравнения, у доски отвечая на вопросы учителя. |
4. Физминутка
Ребята, ваша задача с помощью движений повторить следующие слова: С физминуткой я дружу, Свою спину разогну. Руки к верху подниму А потом их опущу. А потом попрыгаю Раз, два, три. Ножками подрыгаю Раз, два, три. Ручками похлопаю Раз, два, три. Ножками потопаю Раз. Два, три. Сяду я за парту стройно Чтоб вести себя достойно. |
Обучающиеся внимательно слушают учителя и с помощью движений повторяют сказанные слова. |
5. Первичное закрепление знаний
Учитель дает задание на урок: № 372, 373 а,б; 374. |
Обучающиеся решают по учебнику задания в тетради, один человек (выборочно) решает у доски. |
6. Рефлексия учебной деятельности
Учитель применяет "Прием незаконченного предложения".На слайде 6 презентации изображение радуги с началом предложения. Ребятам необходимо их закончить. |
Обучающиеся высказывают свое мнение заканчивая одно из предложений. |
7. Домашнее задание
Учитель дает домашнее задание на доске: основное: №395 а,в; 399; дополнительное: составить задачу, которая решается с помощью уравнения, придумать иллюстрацию к задаче, оформить решение. (дублируется на экране, слайд презентации) |
Обучающие записывают домашнее задание в дневник. |
Уравнение 5 кл Крепышева ОА
PPT / 2.67 Мб
Приложение 1
Задание: решить пример, сопоставить ответ с буквой, составить слово.
15 + 8 |
58-11 |
90:18 |
34-27 |
15·6 |
69:23 |
3·30 |
80-16 |
21-18 |
Ключ:
3 |
47 |
64 |
7 |
23 |
90 |
5 |
е |
р |
и |
в |
у |
н |
а |
Приложение 2
Решить задачу с помощью уравнения: На левой чашке весов лежат арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чашке – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза? |
Решить задачу с помощью уравнения: На левой чашке весов лежат арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чашке – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза? |
Решить задачу с помощью уравнения: На левой чашке весов лежат арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чашке – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза? |
Решить задачу с помощью уравнения: На левой чашке весов лежат арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чашке – гиря в 5 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза? |
Князева Наталья Борисовна