12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вера Крамаренко26
3

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по теме "Прямая речь". Учебник Т.А.Ладыженской

Технологическая карта урока


Класс 5

Формат проведения: офф-лайн

Тема учебного занятия: «Прямая речь»

Тип учебного занятия: повторение изученного материала

Цель учебного занятия: Повторить материал по теме «Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи»

Задачи/Планируемые результаты

Предметные

повторить понятие предложения с прямой речью;

формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;

совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью, с обращениями и вводными словами;

совершенствовать навыки построения схемы предложения с прямой речью;

обогащать словарный запас учащихся.


Метапредметные

владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать.

искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

строить предложения с прямой речью, обращениями, вводными словами; представлять результат своей работы.


Личностные

воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу;

формировать устойчивую мотивацию к обучению, интерес к познавательной деятельности и адекватную самооценку;

развивать речевые навыки, логическое мышление.



Технологии, методы, приемы обучения: наглядный метод, проблемный метод, проектный метод; индивидуальная

Формы обучения: индивидуальная, возможность использовать материал урока в парной, коллективной работе

Межпредметные связи: с литературой (работа с фрагментами художественных текстов), с информатикой (работа с документами Microsoft)

Средства обучения: учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 1. /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.»


Ход занятия


Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся/Формулировка заданий для обучающихся

Учебный контент

(№ стр,, № задания, гиперссылки на ресурсы)

Примерное время работы с контентом

Планируемый результат/критерии оценивания

Инструмент обратной связи


1

Мотивационный этап

мотивирующая


Маршрутный лист

0,5 мин

Создание рабочей обстановки


2

Инструктивный этап

консультативная

Ознакомление с маршрутным листом. Целеполагание

Маршрутный лист

1-2 мин

Отработка навыка целеполагания


3

Этап актуализации знаний

консультативная

Повторяем понятия «прямая речь», «слова автора», правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, оформление схем к предложениям с прямой речью.

1 задание.

-Ребята, вам необходимо расставить знаки препинания в предложении, начертить схему к предложению Выполните задание самостоятельно, а затем проверьте себя «Листу самопроверки». Исправьте ошибки.

2 задание.

Поменяйте местами слова автора и прямую речь, запишите предложение, соблюдая пунктуационное правило.

Эталон выполнения задания размещён в «Листе самопроверки»

6 мин

Правильное пунктуационное оформление предложений с прямой речью, создание схем к ним. Критерий: зачет-незачет

Сданный учителю конспект урока на сайте «В Контакте»

4

Закрепление материала

консультативная

3 задание.

Выполним упр.249 стр.115.

Помним, что обращения выделяются запятыми, прямая речь всегда пишется с большой буквы.

4 задание.

Упр. 250 стр. 115

Обратите внимание, что в предложениях с прямой речью часто встречаются этикетные слова (пожалуйста, будьте добры, разрешите спросить и др.), которые надо выделять на письме запятыми.


Учебник

3 задание - упр.249 стр.115,

4 задание.

Упр. 250 стр.215



15 мин

Отработка правил постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, с обращениями, с вводными словами. Критерии оценивания: нормы оценивания письменных работ

Сданный учителю конспект урока на сайте «В Контакте»

5

Применение ЗУНов в новых нестандартных ситуациях

консультативная

Творческая работа.

Рассмотрите предложенные иллюстрации к сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Придумайте и запишите предложения с прямой речью к каждой иллюстрации.

Маршрутный лист

10 мин

Составление предложений к иллюстрациям. Задание с отсроченным сроком сдачи (указывается конкретный день)

Выход за рамки темы урока, возможность проявления кругозора.

Сданный учителю конспект урока на сайте «В Контакте»

6

Рефлексия


Заполните таблицу

Маршрутный лист

1 мин

Оценивание действий на уроке

Сданный учителю конспект урока на сайте «В Контакте»

7

Коммуникативный\ консультативный этап

Консультация учеников после проверки работы







Приложение

(маршрутный лист учебного занятия для обучающихся; инструкции по выполнению заданий, тексты для самостоятельного чтения; тексты заданий, упражнений, задач; образцы выполнения заданий, упражнений, задач, ссылка на урок, созданный в конструкторе и др.)


Маршрутный лист урока (размещен на сайте «Дневник.ру» в разделе «Домашнее задание» и в беседе класса)


-Здравствуйте, ребята. Великий мультипликатор Уолт Дисней говорил: «Лучший способ взяться за что-то — перестать говорить и начать делать». Давайте и мы с вами начнём наш урок, и, я уверена, у нас всё получится.

Для работы оформите документ
Word, предварительно подписав ФИО – день-число-год. Вы можете скачать этот документ и работать прямо в нем, не удаляя формулировки заданий.

Тема нашего урока: «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Самостоятельно сформулируйте цель нашего урока и впишите её в рабочий лист:

повторить….

отработать…

Срок выполнения: до 16 часов день-месяц-2020

1 задание

Повторяем понятия «прямая речь», «слова автора», правило постановки знаков препинания в предложении с прямой речью.

1) Восстановите текст

Прямая речь – это ________ , передаваемые без изменения.

Предложение с прямой речью состоит из ____ частей: ________ и ___________.

Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.



Расставьте недостающие знаки препинания в предложении, составьте схему к этому предложению. Попробуйте сначала самостоятельно записать, потом проверьте себя по «Листу самопроверки», если есть ошибки, исправьте их.



Мы будем называть тебя Майей сказал Дюймовочке король эльфов.

2 задание

В записанном вами предложении поменяйте местами слова автора и прямую речь, запишите этот вариант, соблюдая пунктуационное правило. После выполнения задания проверьте себя по листу самопроверки, исправьте ошибки, если они есть.

3 задание

Повторим теорию по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Читая текст, делайте пометки на полях:


" + " - я это знал,

" – " - я этого не знал,

" ! " - это меня удивило,

" ? " - хотел бы узнать подробнее.



Схема

Способ оформления прямой речи


1

Схема 1

"П", – а.

"П!" – а.

"П?" – а.



Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы.

Например:

«Славная невеста будет моему сыну!» - сказала старая жаба.



2

Схема 2

А: "П".

А: "П!"

А: "П?"



Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Дюймовочка плыла все дальше и дальше, а маленькие птички, которые сидели в кустах, смотрели на нее и пели: «Какая миленькая маленькая девочка!»







ВНИМАНИЕ! Если вы забыли, что такое предложения с прямой речью и как ставятся знаки препинания в них, обратитесь к учебнику (часть 1, стр.113) или посмотрите видеоурок, пройдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=9YgPaBRRXoM&feature=emb_logo



Выполните упр.249 стр.115. Помните, что в предложениях с прямой речью часто встречаются обращения, которые всегда выделяются запятыми, и что прямая речь всегда пишется с большой буквы.



5 задание

Познакомьтесь со следующим материалом

В предложениях с прямой речью важную роль играют глаголы со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительные, близкие по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).

Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:

а) Он глянул с усмешкой: «Ничего, до свадьбы заживет!»

б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер: «Кто такие?»

в) Мать нахмурилась: «Опять двойку получил?»

г) Все ужаснулись: «Неужели это правда?»

д) Старик рассердился: «Немедленно уходи отсюда!»

2) Творческая работа

Перед вами иллюстрации к известной сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Вспомните эпизоды и к каждой иллюстрации составьте подпись, поясняющую происходящее на картинке. Это должно быть предложение с прямой речью, со словами речи, мысли, чувства. Правильно расставьте знаки препинания в предложениях.


Иллюстрация

Предложение-пояснение к иллюстрации с прямой речью

1

t1605431239aa.jpg


2

t1605431239ab.jpg


3

t1605431239ac.jpg


4

t1605431239ad.jpg




7 задание

Оцените свою работу на уроке. В этом вам поможет ещё один герой сказки Г.Х.Андерсена Оле-Лукойе. Оставьте в конце своей работы ту картинку, которая больше всего подходит вам.


Я справился со всеми заданиями, мне это было легко! Я хорошо усвоил тему!

Я старался, но у меня не всё получилось. Надо повторить материал.


Я расстроен! Тема очень сложная! Мне нужна помощь!


t1605431239ae.gif

t1605431239af.gif

t1605431239ag.gif



Лист самоконтроля

Задание № 1-2

Повторяем понятия «прямая речь», «слова автора», правило постановки знаков препинания в предложении с прямой речью.

1) Восстановите текст

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые без изменения.

Предложение с прямой речью состоит из двух частей: собственно прямой речи и слов автора.

Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с большой буквы.

Расставьте недостающие знаки препинания в предложении, составьте схему к этому предложению. Попробуйте сначала самостоятельно записать, потом проверьте себя по «Листу самопроверки», если есть ошибки, исправьте их.

Мы будем называть тебя Майей, - сказал Дюймовочке король эльфов. П, - а.



Король эльфов сказал Дюймовочке: Мы будем называть тебя Майей. А: П.



Задание № 3-4


Выполним упр.249 стр.115. Помним, что обращения выделяются запятыми, прямая речь всегда пишется с большой буквы.


«Здравствуй, сестрица, что ты кушаешь?» - спрашивает волк. 2. «Рыбу», - отвечает лисица. 3. «Дай мне, лисичка, хоть одну», - просит серый. 4. А рыженькая учит: «Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь». 5. Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь. Сидит и приговаривает: «Ловись, рыбка, и маленькая, и большая». 6. «Так-то лиса учила меня рыбу ловить», - говорит волк. 7. «Эх, братец, у тебя хвоста нет, а у меня голова разбита», - жалуется лиса.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.