12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вера Крамаренко26 |
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по теме "Прямая речь". Учебник Т.А.Ладыженской
Технологическая карта урока
Класс 5 | Формат проведения: офф-лайн | ||
Тема учебного занятия: «Прямая речь» | Тип учебного занятия: повторение изученного материала | ||
Цель учебного занятия: Повторить материал по теме «Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи» | |||
Задачи/Планируемые результаты | |||
Предметные повторить понятие предложения с прямой речью; формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь; совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью, с обращениями и вводными словами; совершенствовать навыки построения схемы предложения с прямой речью; обогащать словарный запас учащихся. | Метапредметные владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать. искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы. строить предложения с прямой речью, обращениями, вводными словами; представлять результат своей работы. | Личностные воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу; формировать устойчивую мотивацию к обучению, интерес к познавательной деятельности и адекватную самооценку; развивать речевые навыки, логическое мышление. | |
Технологии, методы, приемы обучения: наглядный метод, проблемный метод, проектный метод; индивидуальная | |||
Формы обучения: индивидуальная, возможность использовать материал урока в парной, коллективной работе | |||
Межпредметные связи: с литературой (работа с фрагментами художественных текстов), с информатикой (работа с документами Microsoft) | |||
Средства обучения: учебник «Русский язык. 5 класс. Часть 1. /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.» |
Ход занятия
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся/Формулировка заданий для обучающихся | Учебный контент (№ стр,, № задания, гиперссылки на ресурсы) | Примерное время работы с контентом | Планируемый результат/критерии оценивания | Инструмент обратной связи |
1 | Мотивационный этап | мотивирующая | | Маршрутный лист | 0,5 мин | Создание рабочей обстановки | |
2 | Инструктивный этап | консультативная | Ознакомление с маршрутным листом. Целеполагание | Маршрутный лист | 1-2 мин | Отработка навыка целеполагания | |
3 | Этап актуализации знаний | консультативная | Повторяем понятия «прямая речь», «слова автора», правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, оформление схем к предложениям с прямой речью. 1 задание. -Ребята, вам необходимо расставить знаки препинания в предложении, начертить схему к предложению Выполните задание самостоятельно, а затем проверьте себя «Листу самопроверки». Исправьте ошибки. 2 задание. Поменяйте местами слова автора и прямую речь, запишите предложение, соблюдая пунктуационное правило. | Эталон выполнения задания размещён в «Листе самопроверки» | 6 мин | Правильное пунктуационное оформление предложений с прямой речью, создание схем к ним. Критерий: зачет-незачет | Сданный учителю конспект урока на сайте «В Контакте» |
4 | Закрепление материала | консультативная | 3 задание. Выполним упр.249 стр.115. Помним, что обращения выделяются запятыми, прямая речь всегда пишется с большой буквы. 4 задание. Упр. 250 стр. 115 Обратите внимание, что в предложениях с прямой речью часто встречаются этикетные слова (пожалуйста, будьте добры, разрешите спросить и др.), которые надо выделять на письме запятыми. | Учебник 3 задание - упр.249 стр.115, 4 задание. Упр. 250 стр.215 | 15 мин | Отработка правил постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, с обращениями, с вводными словами. Критерии оценивания: нормы оценивания письменных работ | Сданный учителю конспект урока на сайте «В Контакте» |
5 | Применение ЗУНов в новых нестандартных ситуациях | консультативная | Творческая работа. Рассмотрите предложенные иллюстрации к сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Придумайте и запишите предложения с прямой речью к каждой иллюстрации. | Маршрутный лист | 10 мин Составление предложений к иллюстрациям. Задание с отсроченным сроком сдачи (указывается конкретный день) | Выход за рамки темы урока, возможность проявления кругозора. | Сданный учителю конспект урока на сайте «В Контакте» |
6 | Рефлексия | | Заполните таблицу | Маршрутный лист | 1 мин | Оценивание действий на уроке | Сданный учителю конспект урока на сайте «В Контакте» |
7 | Коммуникативный\ консультативный этап | Консультация учеников после проверки работы | | | | | |
Приложение
(маршрутный лист учебного занятия для обучающихся; инструкции по выполнению заданий, тексты для самостоятельного чтения; тексты заданий, упражнений, задач; образцы выполнения заданий, упражнений, задач, ссылка на урок, созданный в конструкторе и др.)
Маршрутный лист урока (размещен на сайте «Дневник.ру» в разделе «Домашнее задание» и в беседе класса)
-Здравствуйте, ребята. Великий мультипликатор Уолт Дисней говорил: «Лучший способ взяться за что-то — перестать говорить и начать делать». Давайте и мы с вами начнём наш урок, и, я уверена, у нас всё получится.
Для работы оформите документ Word, предварительно подписав ФИО – день-число-год. Вы можете скачать этот документ и работать прямо в нем, не удаляя формулировки заданий.
Тема нашего урока: «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
Самостоятельно сформулируйте цель нашего урока и впишите её в рабочий лист:
повторить….
отработать…
Срок выполнения: до 16 часов день-месяц-2020
1 задание
Повторяем понятия «прямая речь», «слова автора», правило постановки знаков препинания в предложении с прямой речью.
1) Восстановите текст
Прямая речь – это ________ , передаваемые без изменения.
Предложение с прямой речью состоит из ____ частей: ________ и ___________.
Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.
Расставьте недостающие знаки препинания в предложении, составьте схему к этому предложению. Попробуйте сначала самостоятельно записать, потом проверьте себя по «Листу самопроверки», если есть ошибки, исправьте их.
Мы будем называть тебя Майей сказал Дюймовочке король эльфов.
2 задание
В записанном вами предложении поменяйте местами слова автора и прямую речь, запишите этот вариант, соблюдая пунктуационное правило. После выполнения задания проверьте себя по листу самопроверки, исправьте ошибки, если они есть.
3 задание
Повторим теорию по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Читая текст, делайте пометки на полях:
" + " - я это знал,
" – " - я этого не знал,
" ! " - это меня удивило,
" ? " - хотел бы узнать подробнее.
№ | Схема | Способ оформления прямой речи | | |
1 | Схема 1
| Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например: «Славная невеста будет моему сыну!» - сказала старая жаба. | | |
2 | Схема 2
| Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например: Дюймовочка плыла все дальше и дальше, а маленькие птички, которые сидели в кустах, смотрели на нее и пели: «Какая миленькая маленькая девочка!» | |
ВНИМАНИЕ! Если вы забыли, что такое предложения с прямой речью и как ставятся знаки препинания в них, обратитесь к учебнику (часть 1, стр.113) или посмотрите видеоурок, пройдя по ссылке
Выполните упр.249 стр.115. Помните, что в предложениях с прямой речью часто встречаются обращения, которые всегда выделяются запятыми, и что прямая речь всегда пишется с большой буквы.
5 задание
Познакомьтесь со следующим материалом
В предложениях с прямой речью важную роль играют глаголы со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительные, близкие по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).
Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:
а) Он глянул с усмешкой: «Ничего, до свадьбы заживет!»
б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер: «Кто такие?»
в) Мать нахмурилась: «Опять двойку получил?»
г) Все ужаснулись: «Неужели это правда?»
д) Старик рассердился: «Немедленно уходи отсюда!»
2) Творческая работа
Перед вами иллюстрации к известной сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева». Вспомните эпизоды и к каждой иллюстрации составьте подпись, поясняющую происходящее на картинке. Это должно быть предложение с прямой речью, со словами речи, мысли, чувства. Правильно расставьте знаки препинания в предложениях.
№ | Иллюстрация | Предложение-пояснение к иллюстрации с прямой речью |
1 |
| |
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
7 задание
Оцените свою работу на уроке. В этом вам поможет ещё один герой сказки Г.Х.Андерсена Оле-Лукойе. Оставьте в конце своей работы ту картинку, которая больше всего подходит вам.
Я справился со всеми заданиями, мне это было легко! Я хорошо усвоил тему! | Я старался, но у меня не всё получилось. Надо повторить материал. | Я расстроен! Тема очень сложная! Мне нужна помощь! |
|
|
|
Лист самоконтроля
Задание № 1-2
Повторяем понятия «прямая речь», «слова автора», правило постановки знаков препинания в предложении с прямой речью.
1) Восстановите текст
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые без изменения.
Предложение с прямой речью состоит из двух частей: собственно прямой речи и слов автора.
Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с большой буквы.
Расставьте недостающие знаки препинания в предложении, составьте схему к этому предложению. Попробуйте сначала самостоятельно записать, потом проверьте себя по «Листу самопроверки», если есть ошибки, исправьте их.
Мы будем называть тебя Майей, - сказал Дюймовочке король эльфов. П, - а.
Король эльфов сказал Дюймовочке: Мы будем называть тебя Майей. А: П.
Задание № 3-4
Выполним упр.249 стр.115. Помним, что обращения выделяются запятыми, прямая речь всегда пишется с большой буквы.
«Здравствуй, сестрица, что ты кушаешь?» - спрашивает волк. 2. «Рыбу», - отвечает лисица. 3. «Дай мне, лисичка, хоть одну», - просит серый. 4. А рыженькая учит: «Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь». 5. Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь. Сидит и приговаривает: «Ловись, рыбка, и маленькая, и большая». 6. «Так-то лиса учила меня рыбу ловить», - говорит волк. 7. «Эх, братец, у тебя хвоста нет, а у меня голова разбита», - жалуется лиса.