Технологическая карта к уроку географии в 5 классе «Параллели и меридианы!»
Технологическая карта урока географии в 5 классе
Ф.И.О. Чуенкова Нина Владимировна
Место работы: МОУ « Темповская СОШ» Ртищевский район Саратовская область
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Параллели и меридианы.»
Тема урока: «Параллели и меридианы»
Цель: сформировать представление о параллелях и меридианах, и их свойствах, значении градусной сетки. | ||
Задачи урока | ||
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
Ввести новые понятия меридианы, параллели, градусная сетка, нулевая параллель, нулевой меридиан; продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации, начать подготовку к изучению материала о географических координатах. | Развить умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе и карте. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта. | Оценить значение знаний и умений определять направления по глобусу и карте. |
ПЛАНИУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
раскрыть содержание понятий параллели и меридианы, градусная сетка; показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы; сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов; продолжить обогащение словарного запаса новыми географическими терминами. | самостоятельный поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; высказывать суждения, подтверждая их фактами. | овладение географическими знаниями, умениями и навыками, их применение в различных жизненных ситуациях. | |||
Универсальные учебные действия | |||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
осознание ценности географической карты в жизни и хозяйственной деятельности населения; раскрыть значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте. | планировать свою деятельность под руководством учителя, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | давать определение понятиям параллели, меридианы, градусная сетка, экватор; выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки, определять направления по карте и глобусу; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; структурировать знания; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. | самостоятельный анализ, умение слушать другого | ||
Словарь урока: параллель, меридиан, экватор, начальный меридиан, градусная сеть Ресурсы урока: Дронов В.П. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа,2016. Рабочие программы. География.5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016 Интернет -ресурсы | |||||
Используемое оборудование: мультимедийное устройство, компьютер, глобус, атласы, презентация, контурная карта, раздаточный материал, карточки с заданиями. |
Формы работы учащихся: работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Организационно-мотивационный этап урока | ||||
1.1 | Организационный момент | (При входе в класс учащиеся получают бейджики и рассаживаются за парты в соответствии с логотипом на нем). Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку (слайд№1). | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | 1мин |
1.2 1.3 1.4 1.5 | Мотивационный этап Актуализация опорных знаний Создание мотивационной установки Этап целеполагания | Вы уже раскрыли немало тайн географических карт, приобрели значительный опыт работы с ними, научились «читать» условные знаки, определять расстояния и направления, различать высоты и глубины. Теперь ваших знаний достаточно для того, чтобы разгадать главный секрет географической карты – ее способность «рассказать» о точном местоположении любого объекта на поверхности Земли. Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала (у групп на столах лежат: 1 группа - карта полушарий, 2 группа - глобус). Ведет побуждающий диалог, организует работу в группах: – Посмотрите на фотографию нашей планеты. Как она прекрасна! (слайд 2-3) – Так ли красиво выглядит её поверхность на глобусе? карте? - Что общего между изображениями? - Какие отличия вы увидели? - Давайте посмотрим на глобус и ответим на вопросы: - Как называется линия, вокруг которой вращается Земля? - Что такое полюс? - Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? - можно ли увидеть экватор на снимке из космоса? (слайд 4) - Кто из вас умеет играть в морской бой? Можете назвать точное местонахождение корабля? Как? (слайд 5) - Точно так же люди решили поступить и с Землей. Что же придумали люди для того, чтоб определить адрес любого земного объекта? - А вы знаете как называются эти условные линии? - Для того чтобы узнать, как называют эти условные линии на карте и глобусе предлагаю группам отгадать ребусы. Предлагает сформулировать учащимся тему урока. Догадались ли вы о теме нашего урока? - Тема «Параллели и меридианы» (слайд 6). - Достаточно ли ваших знаний чтобы на глобусе и карте определить местоположение объекта? - Что мы должны сегодня на уроке узнать, чтобы ответить на этот вопрос? Чему научиться? - Зачем на карты и глобус наносят особые линии? | Слушают рассказ учителя Работают по группам. Сравнивают фотографию Земли из космоса с изображением на карте, глобусе (П). Участвуют в диалоге. Высказывают предположения на поставленные вопросы (П): шарообразная форма, показаны материки и океаны, вращается вокруг своей оси, на глобусе и карте есть горизонтальные и вертикальные линии, а на фотографии их нет Отвечают на вопросы, высказывают предположения (П) Разгадывают ребусы (параллели и меридианы) Формулируют название темы урока, записывают ее в тетради(Р) С помощью учителя формулируют цель и задачи урока (К). | 2мин 5 мин 5 мин 5 мин |
Процессуально-содержательный этап урока | ||||
2.1 | Формирование новых знаний | Перед вами лежат рабочие листы с заданиями, прочитайте задания. Просмотрев видеоресурс «Что такое параллели и меридианы», заполните таблицу (слайд 7) -Все ли графы таблицы вы смогли заполнить? (нет) - С помощью текста учебника (параграф 17), работая в парах, заполните в рабочих листах (таблице) недостающие графы. Проверка работы в парах - Сравните ваши ответы с моими (слайд 8). | Смотрят видеофрагмент, анализируют полученную информацию(П), отвечают на вопросы, работают с текстом учебника, раздаточным материалом(Р) Сверяют свои ответы с ответами учителя(П) | 10 мин |
2.2 | Физминутка | Организует физминутку (слайд 9) | Повторяют движения за учителем | 1 мин |
3 | Закрепление | |||
3.1 | Практикум | Организует работу с ресурсами по закреплению (работа на контурной карте) (Слайд 10-14) Перед вами задания и необходимые материалы. Работа выполняется самостоятельно. | Закрепляют свои знания с помощью практических заданий | 7 мин |
3.2 | Закрепление | – Зачем на глобусе и картах нанесены параллели и меридианы? Что они образуют? - Определите их достоинства и недостатки на 1 группа на глобусе, 2 группа – на карте . Проверьте по учебнику, с. 64 (пункт «Параллели и меридианы на картах»). (слайд 15) – Как ответим на основной вопрос урока- зачем на карты и глобус наносят особые линии – параллели и меридианы? (слайд 16) | | 5 мин |
4 | Рефлексия | Подводит итоги урока (слайд 17), комментирует и выставляет оценки | Участвуют в подведении итогов урока | 3 мин |
5 | Домашнее задание | Задает и контролирует запись учащимися домашнего задания в дневник - Параграф 17, вопросы стр.66 устно. -Творческое задание: Придумать задания на определение направлений, стихотворения или загадки по теме урока. (слайд 18) | Слушают учителя. Записывают домашнее задание в дневник (Р). | 1 мин |