Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР.

1
0
Материал опубликован 11 February

Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР

Подготовили и провели Баранова Д.В., воспитатель, Юмагуена А.Р., воспитатель.

Дата проведения: 14.11.24.

Тема занятия:

«Что такое микробы».

Технология:

«Ситуация», Л.Г. Петерсон; технология исследовательской деятельности.

Культурная практика:

Познавательная, коммуникативная, социально-коммуникативная, двигательная активность.

Культурно-смысловой контекст:

Приобретение навыка взаимодействия в самостоятельной игровой деятельности

Цель:

Дать простейшие представления о микроорганизмах.

Задачи:

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

-Получить представления о микроорганизмах и их свойствах;

-познакомить с понятием «полезные микробы»;

-освоить простые способы борьбы с белезнетворными бактериями;

-развивать умение добывать информацию разными способами;

-развивать внимание, быстроту реакции;

-пополнить словарь детей терминами «микробы».

-воспитывать осознанное отношение к своему здоровью;

-воспитывать инициативность и творческий подход, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:






Для педагога: Карточки с изображением микроорганизмов, кусочки хлеба с плесенью (помещены в закрытый сосуд, не открывать, рассматривать через прозрачную стенку).

Подборка кисломолочных продуктов: кефир, простокваша, творог, сметана, сыр.

Для детей: щепочка от дерева здоровая, щепочка «трухлявая».

Литература:

1.Алябьева Е.Н. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 3.-3-е изд., испр. и доп.-М:ТЦ Сфера 2018. С. 170-175.

2.Иванова А.И. Человек. Эксперименты и наблюдения в детском саду.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2017.-С.40-44.

3.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.-5-е изд. (инновационное), испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2019.-336. С.-260-278.

Методы обучения:

Рассказ, беседа, проблемное обсуждение. Рассматривание карточек, наблюдение, дидактические игры и упражнения, логические рассуждения.

Предварительная работа:

Оформление уголка здоровья, разучивание артикуляционной гимнастики, комплексов на развитие мелкой и крупной моторики, рассматривание листьев на улице из-под снега, трухлявых веток.

Просмотр мультипликационного фильма.

Интерактивная игра "Органы человека"

https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-organy-cheloveka-7033185.html

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

Этапы работы:

Деятельность педагога, примеры работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1.Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию.

Приветствие педагога. Проведение упражнения на развитие крупной моторики.

Мы живем в краю прекрасном,

Руки в стороны, покачаться.

А Сибирь бывает разной,

Руки вниз, присесть.

Ночью холод, а днем зной,

Встать, руки на пояс, руки вверх,

Климат вот у нас такой!

Постучать кулаками по груди.

Обсуждение «Почему люди болеют»

Педагог в процессе обсуждения подводит к выводу, что за своим здоровьем нужно следить.

Коммуникативная



Двигательная активность











Коммуникативная

Налаживание контакта, создание позитивного настроя.


Выполняют движения.











Делают выводы на основе собственного опыта.

2. Актуализация знаний и умений

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей;

2)тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, сообразительность, память.

Дидактическое упражнение: «Найди причину».

Педагог предлагает детям закончить начатое предложение, определив возможную причину.

У мальчика заболели зубы, потому что…

У Лены заболело горло, потому что…

Миша уколол палец, потому что…

У Ани ногти были грязные, потому что…

Сережа упал и разбил себе колено, потому что…

После купания в незнакомом озере у Коли заболел живот, потому что…

Марина выпила воды из речки, и у нее заболел живот, потому что…

Рассматривание карточек « Микробы».

Педагог:

-Ребята, во многом болезненное состояние человека зависит от его контакта с микробами и бактериями. Кто из вас знает, кто такие микробы?

Педагог выслушивает все варианты ответа детей, при необходимости дополняет:

-Микробы - это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо посмотреть в особый прибор «микроскоп».

У микробов нет рта, желудка, сердца, легких, это просто палочки или шарики. У них нет ни ног, ни рук. Но они могут передвигаться.







Коммуникативная, двигательная.










Игровая,

Коммуникативная.







Познавательная







Внимательно слушают и быстро реагируют.










Применяют собственный опыт и знания.







Получение представления о микроорганизмах и их свойствах.



3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию поиска решения затруднения;

2) формировать под руководством педагога опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Акцентный вопрос.

Педагог спрашивает детей:

-Если у микробов нет рук и ног, как же они передвигаются?

Кто знает?

А как мы можем узнать?

Педагог вместе с детьми обсуждает способы получения информации.

Останавливаются на варианте: «Найти ответ в книге», так как книга - источник знаний.

Проводят отбор книги.

Выбирают книгу «Человек», автор А.И. Иванова.







Коммуникативная








Осознание затруднения.





Перечисляют способы получения информации.





Выбор источника информации.

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с новыми терминами;

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепления способа получения информации.

Дифференциация понятий педагогом.

Педагог зачитывает отрывок из главы «Что такое микробы», стр.70.

- Как они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб движется. Но у некоторых их нет.

В жидкости они просто подпрыгивают - как мячики, которые мы бьем об пол.

Там, где сухо, их переносит ветер. А часто их переносят люди и животные.

Были микробы в земле, ребенок играл на улице – микробы прилипли к пальцам.

Для того чтобы защитить свой организм от микробов, необходимо соблюдать правила гигиены.









Коммуникативная

Познавательная









Внимательно слушают педагога, анализируют информацию, отвечают на вопросы.






Освоение простых способов борьбы с болезнетворными бактериями.





5. Включение нового знания в систему знаний ребенка

Дидактические задачи:

1) освоить новые значения слов;

2) закрепить навыки использования в деятельности;

Исследование «Чем питаются микробы».

Педагог:

- Микробы едят все. Хлеб, овощи, листья, краску, землю. У вас на столах лежат по два листика. Определите сами, какой повредили микробы, какой нет.

Рассмотрите две веточки. Какую веточку «ели» микробы?

Рассматривание хлеба с плесенью и молочных продуктов.

Педагог демонстрирует закрытую емкость:

-На этом кусочке хлеба поселились особые микробы, которые мы называем плесенью. Мы не будем открывать баночку, чтобы плесень не распространилась по воздуху. Она может быть опасна для человека.

(Педагог показывает детям кусочек хлеба, покрытый плесенью).

Рассматривание образцов кисломолочной продукции:

-Большинство микробов для нас не опасны, многие бывают и полезными. С помощью микробов получают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр.

Дидактическая игра «Полезное - вредное»

Педагог предлагает внимательно обследовать стены группы, найти картинки и проанализировать, если изображение продукта или предмета с полезными микробами, тогда относим к столу

Дидактическое упражнение «Найди следствие».

Педагог предлагает детям закончить начатое предложение, назвав следствие события:

- Если не мыть руки, то…

Если не мыть овощи, то…

Если лизать грязный снег, то…

Если зимой есть сосульки, то…

Если не расчесываться, то…

Если не заниматься физкультурой, то…

Если не закаляться, то…

Если не следить за чистотой и гигиеной, то…








Познавательная
















Познавательная





Игровая









Познавательная

Игровая

Коммуникативная








Продолжают осваивать навыки приобретения знаний путем опытов и самообследования.









Получение представления о микроорганизмах и их свойствах.









Применение знаний на практике.

Воспитание

инициативности и творческого подход, умения работать в коллективе.





Осознавать ответственное отношение к своему здоровью;



6. Осмысление

Рефлексия

Дидактические задачи:

1)провести рефлексию деятельности на занятии;

2)создание ситуации успеха.

Ребята, о чем мы говорили на занятии?

Что вам понравилось?

Что вы узнали? Что вы расскажите родителям?

Как вы будете заботиться о своем здоровье?

Переход в другую деятельность.





Коммуникативная






Принятие ситуации успеха и осознание ответственности за свое здоровье.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.