Технологическая карта проведения бинарного урока «Разделительный Ь» (2 класс)

2
1
Материал опубликован 23 January 2019 в группе

Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык».

Тема «разделительный ь».

УМК «Система Л.В. Занкова», Учебник «Русский язык». А.В. Полякова (М.: Просвещение, 2012).

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Формы работы обучающихся: коллективная, парная, самостоятельная, групповая работа.

Материалы: презентация, дифференцированные по трудности заданий и объему карточки.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

- осознание строения русского языка как основного средства общения между людьми;

- наличие адекватной, позитивной самооценки, самоуважения, самовосприятия, самоанализа, смыслообразования,

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

Метапредметные (МПР):

Познавательные

- ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений;

- умение искать и выделять необходимую информацию, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя;

- планировать последовательность действий для решения учебной задачи;

- умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;

Коммуникативные

работать в паре, в группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета;

- взаимопроверка;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Предметные результаты :

Умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания;

Цель: апробация организации проведения бинарного урока с участием учителя-логопеда.

Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.
 

Этап урока/учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога и

учащихся

Действия учителя-логопеда и учащихся

1

Самоопределение к деятельности, мотивация

Готовность (внутренняя и внешняя) к работе на уроке.

Оценка готовности.

Приветствие

учащихся.

Создание ситуации готовности к уроку, успеха на предстоящем уроке.

Приветствие учащихся.

Настрой на работу.

Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с ь:

гроза ветер луна солнце

дождь пыль ночь ?

Найдите связь между верхними и нижними словами.

- Какое слово нужно поставить вместо вопроса? (День.)

Что общего в словах нижней строки? (На конце каждого слова нижнего ряда пишется мягкий знак)

Какую букву вы будете писать сегодня? (Букву ь.)

Какую роль играет ь в словах нижней строки? (ь – показатель мягкости согласных.)

Где пишется в словах ь, обозначающий мягкость согласных? (ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными или на конце слов.)

- Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Показ написания ь.

Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

дь ль чь нь дь ль чь нь и т. д.

- Подчеркнуть мягкий знак и букву

2

Актуализация знаний, фиксирование затруднения.

Постановка учебной задачи.

Воспроизведённые

знания и способы

действия.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания (мотивация на изучение темы)

Определение границ знания и незнания.

- У меня на доске кроссворд, предлагаю вам его разгадать.

1. Снежная буря. (Вьюга.)

2. Домики для пчел. (Ульи.)

3. Мать, отец, дети. (Семья.)

4. Орудие для охоты. (Ружье.)

5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.)

Запишите полученные слова.

- вьюга, ульи, семья, ружье, варенье.

Подчеркните ь и букву, стоящую после него.

Попробуйте закрыть ь в этих словах и прочитать их.

Что заметили? (Согласный сливается с гласным.)

Какую роль играет мягкий знак в словах? (Он отделяет согласный от гласного.)

Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и.)

Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я, и.

- Давайте сформулируем тему нашего урока

(Разделительный мягкий знак)

 

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

В корне я стою, друзья

Воробьи, семья, жильё –

Перед Я, Ю, И, Е, Ё

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, перья, чьи,

Колья, звенья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

 

Карточка – задание (индивидуально)

То-то рада, то-то рада

Вся звериная семя,

Прославляют, поздравляют

Удалого Воробя.

К. Чуковский

3

Решение учебной задачи.
Первичное закрепление.

Сформулированная цель и тема урока.

Предположения учеников о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Применение новых знаний для выполнения заданий.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, цель и тему для изучения.

Реализация плана достижения цели.

- Перед вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.

На доске записаны слова:

Коньки, ульи, деревья, крыльцо, пеньки, деньки, редька, счастье.

- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь).

- По какому принципу можно разделить слова? (Слова с мягким знаком – показателем мягкости и слова с разделительным мягким знаком)

- Запишите

- Прочитайте слова 2 столбика.

- Послушайте, как звучат эти слова.

- Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части)

-Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (йа, йо…)

- А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак - разделительный)

 Понаблюдайте, чем отличаются звуковые схемы слов

семя                семья

[с' э м'а]             [  ]


 

Вывод:

- Разделительный ь пишется между согласным и гласными е, ё, ю, я, и, когда они обозначают 2 звука.


 


 

4

Работа по самостоятельному

закреплению знаний.

Умение применять полученные знания на практике вместе с ранее полученными знаниями.

Формирование и развитие умения применять полученные знания на практике.

Работа с раздаточным материалом.

Отработка навыка записи слов с разделительным ь.

Умение обозначить и указать роль ь.

Работа в группах.

Презентация выбранного задания.

Работа по учебнику с.81, упр.152

Работа с раздаточным материалом.

И г р а «Поезд»

Присоединить нужные вагоны

(уголь, зорька, братья, везенье)

Работа по учебнику с.32, упр.151

5

Оценка

Умение определять уровень овладения учебным материалом.

Формирование и развитие умения к самооценке умения определять роль ь в словах, написания слов с ь.

Взаимооценка работ групп по цветовой шкале.

 

Объяснение своего выбора.

Объяснение дифференцированного домашнего задания на карточках.

6

Итог занятия.

Рефлексия деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Организация диалога, позволяющего ученикам осмыслить полученные результаты

по изучению темы, способы их достижения,

соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

- Ребята, какова тема урока?

- Какую цель мы

поставили перед собой?

- Как вы считаете, достигли ли цели? Почему?

- Стало ли полезным знание о ь?

Дети участвуют в организованной учителем дискуссии: анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

Все получилось, потому что мы работали дружно, сумели договориться.

Мы работали активно в парах, в группах самостоятельно, все вместе.

Задание: дополни фразу:

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я научился...

Мне было трудно...

Надо поработать…


 

Приложение 1


Раздаточный материал для ребенка с ОВЗ

 

1. Подчеркните слова с разделительным ь:

1) колья;

2) сосулька;

3) здоровье;

4) бьют;

5) гвоздь.

2. Распредели слова в три столбика:

1 – с разделительным мягким знаком;

2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного;


 

Хлоп.я, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал.чик, друз…я, обез…яна.

3. Слоги с разделительным мягким знаком подписанным под буквой:

а) ви, ня, зе, лю, лё                                                                                                  

б) вьи, нья, зье, лью, рьё   

   

4. В каком предложении есть слово с разделительным  Ь?

 а) Привет дорогому гост..ю.                                                                                             

 б) Зови дорогую гост…ю.   

                                                               

 5. В какое слово нужно вставить Ь, показывающий мягкость согласного?

кол…цо                                   пол…за

солов…и                                 ден…

Натал…я                                 мыт…

Приложение 2

тест –контроль полученных знаний для высокомативированных обучающихся

1. Подчеркните слова с разделительным ь:

1) колья;

2) сосулька;

3) здоровье;

4) бьют;

5) гвоздь.

2. Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.

Сеть, сыновья, сосулька, Сибирь.

4. Перед какими буквами пишется разделительный ь? (Обведите кружком, допишите недостающие буквы.)

е о у ю и

5. Подчеркните слова с правильным переносом.

Сучь-я, вь-юга, се-сть, сосуль-ка.

6. Сколько слов с разделительным ь в тексте?

Рано утром в воскресен..е мы с друз..ями под..ехали к озеру. На берег с..ехалис.. рыболовы. Они натянули палатки, вскипятили чайники и приготовили с..естное. Завтракают и ждут рассвета. Все вокруг об..ято тишиной. Мой отец об..ясняет мне, как готовить снасти. Будет замечател..ный улов

7. Укажи количество звуков и букв в словах.

Жильё -________________________________________________

Осень-_________________________________________________

Платье-________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, за хорошую разработку.

23 January 2019

Похожие публикации