12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ефименко Нина Владимировна70
Россия, Красноярский край, Ачинск

Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык».

Тема «разделительный ь».

УМК «Система Л.В. Занкова», Учебник «Русский язык». А.В. Полякова (М.: Просвещение, 2012).

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Формы работы обучающихся: коллективная, парная, самостоятельная, групповая работа.

Материалы: презентация, дифференцированные по трудности заданий и объему карточки.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР):

- осознание строения русского языка как основного средства общения между людьми;

- наличие адекватной, позитивной самооценки, самоуважения, самовосприятия, самоанализа, смыслообразования,

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

Метапредметные (МПР):

Познавательные

- ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений;

- умение искать и выделять необходимую информацию, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя;

- планировать последовательность действий для решения учебной задачи;

- умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;

Коммуникативные

работать в паре, в группе в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета;

- взаимопроверка;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Предметные результаты :

Умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания;

Цель: апробация организации проведения бинарного урока с участием учителя-логопеда.

Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.
 

Этап урока/учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога и

учащихся

Действия учителя-логопеда и учащихся

1

Самоопределение к деятельности, мотивация

Готовность (внутренняя и внешняя) к работе на уроке.

Оценка готовности.

Приветствие

учащихся.

Создание ситуации готовности к уроку, успеха на предстоящем уроке.

Приветствие учащихся.

Настрой на работу.

Минутка чистописания.

Н а д о с к е з а п и с ь:

гроза ветер луна солнце

дождь пыль ночь ?

Найдите связь между верхними и нижними словами.

- Какое слово нужно поставить вместо вопроса? (День.)

Что общего в словах нижней строки? (На конце каждого слова нижнего ряда пишется мягкий знак)

Какую букву вы будете писать сегодня? (Букву ь.)

Какую роль играет ь в словах нижней строки? (ь – показатель мягкости согласных.)

Где пишется в словах ь, обозначающий мягкость согласных? (ь, обозначающий мягкость согласных, пишется между согласными или на конце слов.)

- Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Показ написания ь.

Определите порядок написания букв и напишите строчку до конца.

дь ль чь нь дь ль чь нь и т. д.

- Подчеркнуть мягкий знак и букву

2

Актуализация знаний, фиксирование затруднения.

Постановка учебной задачи.

Воспроизведённые

знания и способы

действия.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания (мотивация на изучение темы)

Определение границ знания и незнания.

- У меня на доске кроссворд, предлагаю вам его разгадать.

1. Снежная буря. (Вьюга.)

2. Домики для пчел. (Ульи.)

3. Мать, отец, дети. (Семья.)

4. Орудие для охоты. (Ружье.)

5. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.)

Запишите полученные слова.

- вьюга, ульи, семья, ружье, варенье.

Подчеркните ь и букву, стоящую после него.

Попробуйте закрыть ь в этих словах и прочитать их.

Что заметили? (Согласный сливается с гласным.)

Какую роль играет мягкий знак в словах? (Он отделяет согласный от гласного.)

Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (е, ё, ю, я, и.)

Какой вывод можно сделать?

В ы в о д: разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Он пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я, и.

- Давайте сформулируем тему нашего урока

(Разделительный мягкий знак)

 

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

В корне я стою, друзья

Воробьи, семья, жильё –

Перед Я, Ю, И, Е, Ё

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, перья, чьи,

Колья, звенья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

 

Карточка – задание (индивидуально)

То-то рада, то-то рада

Вся звериная семя,

Прославляют, поздравляют

Удалого Воробя.

К. Чуковский

3

Решение учебной задачи.
Первичное закрепление.

Сформулированная цель и тема урока.

Предположения учеников о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Применение новых знаний для выполнения заданий.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, цель и тему для изучения.

Реализация плана достижения цели.

- Перед вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.

На доске записаны слова:

Коньки, ульи, деревья, крыльцо, пеньки, деньки, редька, счастье.

- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь).

- По какому принципу можно разделить слова? (Слова с мягким знаком – показателем мягкости и слова с разделительным мягким знаком)

- Запишите

- Прочитайте слова 2 столбика.

- Послушайте, как звучат эти слова.

- Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части)

-Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (йа, йо…)

- А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (мягкий знак - разделительный)

 Понаблюдайте, чем отличаются звуковые схемы слов

семя                семья

[с' э м'а]             [  ]


 

Вывод:

- Разделительный ь пишется между согласным и гласными е, ё, ю, я, и, когда они обозначают 2 звука.


 


 

4

Работа по самостоятельному

закреплению знаний.

Умение применять полученные знания на практике вместе с ранее полученными знаниями.

Формирование и развитие умения применять полученные знания на практике.

Работа с раздаточным материалом.

Отработка навыка записи слов с разделительным ь.

Умение обозначить и указать роль ь.

Работа в группах.

Презентация выбранного задания.

Работа по учебнику с.81, упр.152

Работа с раздаточным материалом.

И г р а «Поезд»

Присоединить нужные вагоны

(уголь, зорька, братья, везенье)

Работа по учебнику с.32, упр.151

5

Оценка

Умение определять уровень овладения учебным материалом.

Формирование и развитие умения к самооценке умения определять роль ь в словах, написания слов с ь.

Взаимооценка работ групп по цветовой шкале.

 

Объяснение своего выбора.

Объяснение дифференцированного домашнего задания на карточках.

6

Итог занятия.

Рефлексия деятельности.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Организация диалога, позволяющего ученикам осмыслить полученные результаты

по изучению темы, способы их достижения,

соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

- Ребята, какова тема урока?

- Какую цель мы

поставили перед собой?

- Как вы считаете, достигли ли цели? Почему?

- Стало ли полезным знание о ь?

Дети участвуют в организованной учителем дискуссии: анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

Все получилось, потому что мы работали дружно, сумели договориться.

Мы работали активно в парах, в группах самостоятельно, все вместе.

Задание: дополни фразу:

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня на уроке я научился...

Мне было трудно...

Надо поработать…


 

Приложение 1


Раздаточный материал для ребенка с ОВЗ

 

1. Подчеркните слова с разделительным ь:

1) колья;

2) сосулька;

3) здоровье;

4) бьют;

5) гвоздь.

2. Распредели слова в три столбика:

1 – с разделительным мягким знаком;

2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного;


 

Хлоп.я, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал.чик, друз…я, обез…яна.

3. Слоги с разделительным мягким знаком подписанным под буквой:

а) ви, ня, зе, лю, лё                                                                                                  

б) вьи, нья, зье, лью, рьё   

   

4. В каком предложении есть слово с разделительным  Ь?

 а) Привет дорогому гост..ю.                                                                                             

 б) Зови дорогую гост…ю.   

                                                               

 5. В какое слово нужно вставить Ь, показывающий мягкость согласного?

кол…цо                                   пол…за

солов…и                                 ден…

Натал…я                                 мыт…

Приложение 2

тест –контроль полученных знаний для высокомативированных обучающихся

1. Подчеркните слова с разделительным ь:

1) колья;

2) сосулька;

3) здоровье;

4) бьют;

5) гвоздь.

2. Зачеркните лишнее слово в каждой строке.

Илья, Татьяна, Ольга, Дарья.

Сеть, сыновья, сосулька, Сибирь.

4. Перед какими буквами пишется разделительный ь? (Обведите кружком, допишите недостающие буквы.)

е о у ю и

5. Подчеркните слова с правильным переносом.

Сучь-я, вь-юга, се-сть, сосуль-ка.

6. Сколько слов с разделительным ь в тексте?

Рано утром в воскресен..е мы с друз..ями под..ехали к озеру. На берег с..ехалис.. рыболовы. Они натянули палатки, вскипятили чайники и приготовили с..естное. Завтракают и ждут рассвета. Все вокруг об..ято тишиной. Мой отец об..ясняет мне, как готовить снасти. Будет замечател..ный улов

7. Укажи количество звуков и букв в словах.

Жильё -________________________________________________

Осень-_________________________________________________

Платье-________________________________________________

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Морозова Татьяна, 23.01.19 в 16:10 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, за хорошую разработку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.