Технологическая карта учебного занятия по биологии по теме «Естественный отбор — главный фактор эволюции видов в природе»
Технологическая карта
Тема: Естественный отбор – главный фактор эволюции видов в природе
Цель: обобщить и закрепить знания о естественном отборе и различных формах борьбы за существование.
Задачи:
Образовательные:
показать роль естественного отбора в эволюции;
- Обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление различных форм естественного отбора.
- Сформировать определение различных форм естественного отбора.
Развивающие:
- Продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структурирование учебного материала, систематизация знаний, оформление выводов); учить анализировать.
- Развивать поэтапную работу мыслительной деятельности учащихся и навыки работы с терминологией.
- Развивать коммуникативные способности учащихся через работу в парах и развивать чувства толерантности.
Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, интереса к предмету.
Форма организации обучения: урок
Тип урока: комбинированный
Форма обучения: фронтальная, парная
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный (лекция, беседа), наглядный (демонстрация слайдов), практический (выполнение заданий)
Средства обучения:
- Презентация
- компьютер.
Ход урока:
Этапы занятия | Содержание этапа | ||
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | ||
1. | Организационный момент (3-5 минут) | Задача: Подготовить обучающихся к учебному занятию. | Приветствие, подготовка к занятию, повторение домашнего задания. |
2. | Проверка домашнего задания (5 минут) | Задача: Проверить усвоение учебного материала по теме «Основные движущие силы (элементарные факторы) эволюции видов в живой природе» Проверочная работа (слайд № 1) | Выполнение проверочной работы на отдельных листах и последующая её сдача |
3. | Актуализация знаний (5 минут) | Задача: Активизация полученных ранее знаний. Фронтальная беседа: - Что такое естественный отбор? - Кто был создателем учения о естественном отборе? - Что такое борьба за существование? - Что служит материалом для действия естественного отбора? - Что служит механизмом для действия естественного отбора? Итак, сегодня на занятии мы изучаем – естественный отбор как главный фактор эволюции видов в природе. | Обучающиеся вспоминают ранее изученный материал, отвечают, высказывают предположения и приходят к выводу, что тема сегодняшнего занятия: Естественный отбор |
4. | Изучение новых знаний и способов деятельности (15 минут) | Задача: Изучить причины естественного отбора и формы борьбы за существование Объяснение в форме беседы с демонстрацией презентации (слайды № 2-10) Понятие – Естественный отбор (слайд № 3) Причины естественного отбора (слайд №4) Борьба за существование – понятие, её формы (слайд №5) Межвидовая борьба (слайд №6) Внутривидовая борьба (слайд №7) Борьба с неблагоприятными условиями (слайд №8) Объекты действия естественного отбора (слайд №9) | Запись темы урока, целеполагание
Во время объяснения учащиеся ведут конспект в тетради - по итогам беседы и просмотра презентации |
5. | Закрепление учебного материала (5 минут) | Задача: проверить усвоение нового материала. Проверка знаний по теме: «Естественный отбор – главный фактор эволюции видов в природе» (слайд №10-11) | Учащиеся отвечают на вопросы в тетради, затем обмениваются с соседом для проверки результатов |
6. | Подведение итогов (5 минут) | Обобщение и систематизация учебного материала. Подведение итогов занятия, выставление и комментирование отметок. Различные формы борьбы за существование неодинаковы по своей интенсивности. Наиболее напряженная – внутривидовая борьба. Для эволюции значение форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведет к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряженность конкуренции за одинаковые ресурсы среды. Выводы (слайд №12) | Обучающиеся записывают выводы по новому материалу |
7. | Задание на дом (5 минут) | Инструктаж по подготовке домашнего задания (слайд №13) | Запись домашнего задания |