Технологическая карта урока физической культуры для 4 класса по теме: «Олимпиадное движение»
Технологическая карта урока по физической культуре для учащихся 4 класса.
Организационная информация |
||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) |
Капустьян Олеся Владимировна |
|
Предмет |
Физическая культура |
|
Класс, профиль класса/группа, количество человек |
4 класс, 23 человека |
|
Продолжительность урока (занятия) |
45 мин |
|
Методическая информация |
||
Тема урока /занятия |
Путь к вершинам «Олимпийские игры - 2016». |
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) |
А. П. Матвеев. Физическая культура: Начальные классы. Программы общеобразовательных учреждений А. П. Матвеев и др. Физическая культура: Учеб.для 4 кл. – М., 2001 |
|
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) |
Тип урока образовательно-тренировочный |
|
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). |
Состав класса: 11 мальчиков и 12 девочек. Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. В классе есть учащиеся, которые претендуют на лидерство. Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». С учителями-предметниками выстраивают отношения доброжелательно-деловые. У большинства учащихся сформирована учебная мотивация на высоком уровне. |
|
Цели урока/ занятия |
Развитие ценностного отношения к олимпийскому движению, обобщение и систематизация опыта об Олимпийском движении посредством игровой деятельности. |
|
Задачи урока/ занятия |
Образовательные: Актуализация знаний о XXXI Летних Олимпийских играх, популяризация олимпийских видов спорта устойчивое понимание принципов, ценностей Олимпийского движения. формирование образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю; расширение кругозора школьников, закрепление знаний о различных видах спорта, олимпийской символике, истории возникновения Олимпийских игр; формирование понимания важности влияние физических упражнений, на физическое развитие и развитие физических качеств; закрепление двигательных умений и навыков. Развивающие: развитие: коммуникабельности, умения слышать и слушать, умения работать в группах; содействие укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма. Воспитательные: приобщение детей к традициям большого спорта; развитие чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма; воспитание уважения к соперникам; воспитание патриотизма; привитие интереса к здоровому образу жизни; формирование умения анализировать результаты своей деятельности |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия |
Личностные расширение кругозора школьников; формирование способности ставить цели, формулировать задачи; формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению. совершенствование двигательных навыков, умения проявлять физические способности (качества); способность разделяться на группы и выбирать старшего группы. Метапредметные: умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; проявлять осознанную дисциплину и готовность отстаивать собственную позицию; владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, умение логически грамотно излагать, аргументировать собственную точку зрения. Предметные: осмысление опыта Олимпиадного движения как части мировой истории; точно и грамотно выражать свои мысли; преодолевать трудности при выполнении учебных заданий; уметь обеспечивать безопасность мест занятий. |
|
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению |
Личностные УУД: представление об истории Олимпиадного движения, символике, традициях; доброжелательное отношение к окружающим; умение проявлять и демонстрировать свои способности; повторять и осваивать двигательные действия самостоятельно, выявлять и устранять типичные ошибки; определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Регулятивные УУД: умение самостоятельно анализировать условия достижения цели и задач в новом учебном материале; умение адекватно оценивать выполнение заданий; принимать решения в сложившейся ситуации, искать истину путем переговоров; адекватно оценивать собственные возможности; адекватно воспринимать предложение учителя по исправлению ошибок; преобразовать познавательную задачу в практическую. Коммуникативные УУД: уметь высказывать свою точку зрения, слушать других, вести диалог; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; критично относится к своему мнению, договариваться с людьми, имеющими иную позицию; способность брать на себя инициативу в достижении единой цели группы, совместной работы; взаимодействие при проведении практических занятий, как со сверстниками, так и с учителем. Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; отбирать и сопоставлять необходимую информацию; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, строить речевое высказывание в устной форме. |
Подробный конспект урока/занятия |
||||||||||
Фаза урока (занятия) |
Этап |
Цели фазы и этапа |
Время, продолжительность этапа |
Название метода |
Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный |
Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода |
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные |
Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная |
Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» |
Инициация (приветствие, знакомство) |
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад. Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения |
1 – 2 мин |
Олимпиада 2016 |
авторский |
Цели и задачи метода: распределить класс на 4 команды, знакомство внутри группы. Необходимые материалы: карточки с названиями спортивных объектов: Маракана, Копакабана, Барра, Деодоро. Предварительная подготовка: подготовить карточки с названиями стадионов. Технология проведения: при входе каждый участник вытягивает карточку с названием стадиона. Все участники распределяются на команды, выбирают капитана. Построение в зале по командам Примечание: метод проводится до начала мероприятия. Варианты проведения: для более тесного знакомства на карточке – эмблеме можно вписать следующую информацию: имя, любимый вид спорта, мой девиз. |
Перед началом урока мы разделимся на 4 команды. Каждый из вас вытянет карточку с названием команды, которое несет в себе название спортивного объекта, где будут проходить соревнования. Карточка – это ваша эмблема, ее необходимо прикрепить к своей одежде. Теперь вам необходимо выбрать капитана. Команды, выстраиваются в одну колонну за капитаном, входят организованно в спортивный зал. |
Личностные: осознание себя как части коллектива; установление связи Я коллектив, Я ученик. Коммуникативные: установление связей способствующих взаимодействию. |
Социальная: умение сотрудничать, способность уважать других. |
Используемый метод помог быстро и интересно распределить учащихся на команды. Заинтересованность учащихся ведет к поднятию настроения, соответственно улучшение эмоционального фона. |
Погружение в тему |
2 мин |
Игра «Верю - не верю» |
заимствованный |
Цели и задачи метода: Погружение в тему Необходимые материалы: Нет Предварительная подготовка: Подготовить вопросы Технология проведения: Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…». Учащиеся соглашаются с высказыванием или нет. Примечание: Варианты проведения: определить победителя в игре: за каждый правильный ответ участник получает один балл. |
Построение. Сегодня на уроке вы станете участниками летней Олимпиады – 2016. Узнаете некоторые подробности об истории Олимпиады, условно поучаствуете в состязаниях по летним видам спорта. Прежде чем приступить к изучению основной темы урока, ответе на следующие вопросы: – Что вам известно об Олимпийских играх? – С чем, прежде всего, связывают понятие "Олимпийские игры"? - Какие Олимпийские игры проходили в нашей стране? Прекрасно, вы ответили правильно на все вопросы! А верите ли вы, что в 2016 году в Испании состоятся летние Олимпийские игры? (не верим). - Верите ли вы, что в городе Рио – де – Женейро (Бразилия) состоятся летние Олимпийские игры? (Верим). -Верите ли вы, что церемония открытия состоится 1 сентября? (не верим). - Верите ли вы, что Олимпийские игры пройдут с 5 по 21 августа? (верим). - Верите ли вы, что в программу Олимпийских игр было решено включить гольф? (верим). Еще один вид был включен в соревнования, кто желает найти информацию о втором виде спорта включенным в Олимпиаду? - Верите ли вы, что талисманами игр стали два зверя Чебурашка и Медведь? (не верим). Но кто же стал талисманом Олимпийских игр в Бразилии? |
Личностные: желание приобрести новые знания, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще не известно) .Познавательные: отбирать и сопоставлять необходимую информацию. |
Коммуникативная компетентность: прогнозирование деятельности |
Используемый метод позволяет ненавязчиво, доступно, быстро узнать новое и применять как новые, так и уже имеющие знания. |
||
Определение ожиданий и опасений |
Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки |
5 мин |
Талисман ожиданий |
заимствованный, но измененный. |
Цели и задачи метода: Формирование ожиданий и опасений Необходимые материалы: Приготовить талисманы Олимпиады: желтого (20шт) и зеленого (20штук). Ручки по числу участников. Клей и листы ватмана. Скотч. Предварительная подготовка: Шаблоны талисманов Технология проведения: На команду раздается комплект бумажных шаблонов – талисманов. Один талисман желтый, а другой зеленый. На желтом, необходимо написать свои ожидания от предстоящего урока, а на зеленом – опасения, которые возникли перед началом мероприятия. Затем команды приклеивают своих талисманчиков на ватман (структуру распределения группа выбирает самостоятельно). Затем листы ватмана крепятся на стену с помощью скотча. Примечание: Варианты проведения: талисманчики с ожиданиями и опасениями оформить на один ватман, с одной стороны желтые талисманы, с другой – зеленые. Определить процентное соотношение ожиданий и опасений. |
Учащимся демонстрируется картинка с изображением двух талисманов, олицетворяющих флору (Том) и фауну (Винисиус) Бразалии. Один талисман имеет желтую окраску и символизирует самых ярких и распространенных представителей животного мира Бразилии (как вы думаете кого?) – обезьяну и попугая, а второй зверь стал собирательным образом, в котором присутствуют черты, как цветка, так и дерева. Возьмите шаблоны Винисиуса и Тома. На желтом талисмане напишите свои ожидания от предстоящего урока, а на зеленом талисмане опасения, которые возникли пере началом урока. Приклейте на ватман своих талисманчиков (структуру распределения талисманов на ватмане каждая группа выбирает самостоятельно). Капитан объясняет, почему выбрана именно такая форма распределения талисманов, озвучить часто повторяющиеся ожидания и опасения. |
Личностные: определять собственные ощущения при освоении учебной задачи, осознавать себя частью команды Регулятивные: адекватно оценивать сложившуюся ситуацию на уроке. |
Учебно – познавательная: умение самостоятельно выявить и сформулировать познавательную цель. |
Данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения. |
|
Фаза 2 «Работа над темой» |
Инпут |
Сообщение нового материала |
11 мин |
Интересные факты об Олимпиаде - 2016 |
авторский |
Цели и задачи метода: Формирование новых знаний, структурирование информации. Составление опорного конспекта по содержанию. Необходимые материалы: Клей, фломастеры, ватман. - Предварительная подготовка: Шаблоны блоков схемы, лекция. Технология проведения: Учитель читает теоретический материал. У ребят в командах заготовки блок схемы: открытие где? Когда? Символика, талисманы, возвращенные виды спорта и так далее, по ходу лекции команды заполняют содержание блок схемы, приклеивают блоки на листы ватмана, выступают. Примечание: Варианты проведения: в блоки схем вписываются вопросы, с помощью которых раскрывается тема. |
Прежде чем приступить к соревнованию команд, давайте представим, как будет организованна Олимпиада, когда и где она будет проходить. (Инпут – приложение 1) У каждой команды блок схема, которую вы сейчас будете слушать. Нужно не прерывая текста вставить в пустые блоки нужную информацию, приклеить на ватман блоки по логике изложения. Затем команда выступит с защитой. |
Личностные: самостоятельно осуществлять деятельность учения использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, умение проявлять и демонстрировать свои способности; определять собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке. Регулятивные: умение самостоятельно анализировать условия достижения цели и задач в новом учебном материале; умение адекватно оценивать выполнение заданий; принимать решения в сложившейся ситуации, искать истину путем переговоров Познавательные: отбирать и сопоставлять необходимую информацию; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. |
Учебно-познавательная: формировать желание выполнять учебные действия,обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; описывать результаты, формулировать выводы. Информационная: умение поиска и выделения необходимой информации. Коммуникативная: владение способами совместной деятельности. Социальная: умение брать на себя ответственность. |
Учащиеся не пассивные слушатели, а активные вовлеченные в процесс работы деятели. Прекрасный метод, который заставляет слушать, думать, анализировать и обобщать информацию. |
Проработка содержания темы |
Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК |
10 мин |
Заполни стадион |
авторский |
Цели и задачи метода: Обработка информации. Разделить виды спорта по спортивным объектам. Необходимые материалы: Карточки со схемами видов спорта, ватман на котором изображен стадион команды, клей Предварительная подготовка: Подготовить комплекты карточек со схематическим изображением видов спорта, ватман с изображением стадиона. Технология проведения: Учащиеся выбирают из полученных карточек те, которые схематически изображают вид спорта, который будет проходить на данном спортивном объекте. Примечание: Варианты проведения: |
Количество Олимпийских видов спорта 35. Они делятся на летние и зимние. У каждой команды карточки, на которых схематически изображены виды спорта. Ваша задача разделить карточки на две названных группы и из группы летние виды спорта оставить те карточки, по которым будут проходить на «вашем» стадионе соревнования. Приклейте схемы видов спорта на большой шаблон стадиона. |
Личностные: доброжелательное отношение к окружающим Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую. Познавательные: перерабатывать информацию, строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения, слушать других, вести диалог; сотрудничать в совместном решении проблемы; критично относится к своему мнению, договариваться с людьми, имеющими иную позицию; способность брать на себя инициативу в достижении единой цели группы. |
Учебно-познавательная: формирование навыков учебной деятельности. Информационные: формирование умения поиска необходимой информации. Коммуникативная: умение работать в группе. Социальная: умение брать на себя ответственность |
Закрепление и обработка информации через такую форму ведет к более прочному усвоению учебного материала. |
|
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» |
Эмоциональная разрядка |
Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии |
10 мин |
Отгадай вид спорта |
заимствованный, но измененный. |
- Цели и задачи метода: Разминка. Закрепить названия видов спорта, характерные движения для определенного вида - Необходимые материалы: Карточки со схематическим изображением видов спорта. - Предварительная подготовка: нет. - Технология проведения: Каждая команда создает круг. Совместно выбирают карточку с видом спорта, капитан с карточкой идет в другую команду и по сигналу руководителя начинает демонстрацию выбранного вида спорта. Команды получают баллы по быстроте ответов. Затем капитан возвращается в свою команду, вновь выбирается карточка, но на показ идет другой участник команды. Примечание: если время ограничено , то роль ведущего выполняют несколько человек. Варианты проведения: участники игры образуют круг. В центре стоит ведущий с карточками, на которых изображен вид спорта. Ведущий предлагает вытянуть одному из участников карточку. Участник игры получает карточку, молча должен изобразить несколькими движениями вид спорта. Тот, кто первым дал правильный ответ, получает один балл. Затем ученик, который был в кругу, берет карточки и предлагает на выбор следующему участнику. |
Ваша задача как можно быстрее, правильнее и одновременно всей командой повторить движение ведущего и отгадать вид спорта. |
Личностные: умение проявлять и демонстрировать свои способности. Регулятивные: умение адекватно оценивать выполнение заданий. Коммуникативные: выполнять различные роли в группе, взаимодействие при проведении практических занятий, как со сверстниками, так и с учителем. |
Коммуникативная: строить отношения с окружающими, не смотря на свое настроение. |
Данные метод, благодаря своей эмоциональности, раскрепощает учащихся, при этом решаются образовательные и воспитательные задачи. Задание проходит в легкой, ненавязчивой форме. |
Рефлексия |
Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения |
7 мин |
Групповой обмен |
заимствованный |
Цели и задачи метода: обмен впечатлениями в активизирующих и личных формах. Необходимые материалы: нет. Предварительная подготовка: нет. Технология проведения: Подвести итоги работы в каждой группе А, В, С, D (одновременно).
Примечание: если позволяет время можно использовать для подведения итогов вариант 1 и вариант 2. Варианты проведения: Провести расчет в группах на 1-4, 5 капитан. Образовать группы №1, 2, 3, 4, 5 Представители каждой из групп (А, В, С, D) рассказывают о результатах работы своей группы. Капитаны проводят полный анализ группы, анализируют результат по каждому заданию, рассказывают о выполненной работе в группе. |
Итак, все состязания состоялись и прежде чем подвести итог урока, капитаны возьмите плакаты с вашими талисманчиками. Сбылись ли ваши ожидания и опасения перед началом урока? Ответ – анализ дает один от команды перед всем классом. А теперь возьмите все материалы, которые вы разработали за урок, и подведите итог каждый в своей группе. Затем распределится на группы по схеме, капитаны создают свою группу, подвести итог, рассказать, что получилось и где были трудности в работе. Капитаны выставляют оценку за работу группы, а затем оценивают мероприятие путем голосования. |
Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать) для получения результата и создания нового продукта – оценки своей деятельности. Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения, слушать других, вести диалог.
|
Учебно – познавательная: умение критически оценивать свою работу. Социальная: способность к анализу. |
Выбранный метод позволяет учащимся самостоятельно, довольно быстро подвести итог урока. |
Аналитическая информация |
|
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
|
А) Технологии АМО значительно повышают результативность и качество образовательного процесса. Эффективное управление классом в процессе урока, максимальное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, повышение образовательной активности обучающихся, все это гарантирует достижение целей урока. Построение урока с использованием активных методов обучения обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала. Б) АМО способствует развитию коллективных качеств, через работу в малых группах. Формируется и развивается коммуникативная и социальная компетентности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, отношения в группе выстраиваются на уровне взаимодействия и сотрудничества. С использованием АМО осуществляется системно - деятельностный подход, учащиеся получают знания в активной деятельности. На уроке создается ситуация успеха – понятные, выполнимые задания, быстрая их смена, не дает заскучать ученикам, заставляет думать действовать и быть активными. Итог: достигнуты ожидаемые планируемые результаты: личностные, предметные, метепредметные. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). |
Обучающие понимают основные понятия: Олимпиадное движение, символика и талисманы, олимпийские виды спорта. Результаты воспитания и социализации: У обучающихся отработаны навыки работы в группах. Результаты развития: У обучающихся отработаны элементы логического, аналитического и абстрактного мышления. У обучающихся отработаны навыки оценки и самооценки своей деятельности. Личностные: установление личностного контакта между обучающимися, понимание цели учения, Познавательные УУД: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; отбирать и сопоставлять необходимую информацию; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, строить речевое высказывание в устной форме. Общеучебные — логические: анализ, логическое мышление, умение извлекать и передавать информацию через образ без слов. В третьей фазе урока учащиеся приобретают навыки рефлексии и саморефлексии. Воспитательные задачи решались на всех этапах урока: работа в группах, умение самовыражаться, способность терпимо относится к людям с иной точкой зрения, умение уважать соперника. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). |
Соблюден принцип компетентносного, индивидуального и системно – деятельностного подхода, здоровьесбережения. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО |
Способность принимать решения и умение решать проблемы, развивать коммуникативные умения и качества, умения формулировать собственные высказывания, четко ставить задачи, умение слушать собеседника, принимать во внимание разные точки зрения, адекватно реагировать на критику, умение работать в команде, формировать лидерские качества. |
Методическая ценность урока/занятия |
Созданы условия для личностного роста учащихся, раскрытия их творческого потенциала и поддержания мотивации к изучению теоретического блока по предмету физическая культура. |
Дополнительная информация |
|
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
Комплекты раздаточного материала. |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). |
http://www.sportykid.ru/zagadki.html http://champions.name/olympiade2016/ В.И.Садкина 1001 педагогическая идея как создать урок. Ростов – на – Дну «Феникс», 2014. Анатилий ГИН Приемы педагогической техники. Пособие для учителя, 3 – е издание, 2001. Паневина Г.Н., ХК ИРО Применение педагогических игротехник в рефлексивной деятельности участников педагогического взаимодействия. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Мн.: беларусский вересень, 2005. |
Примечания автора/ов |
Гарина Екатерина Юрьевна