Технологическая карта урока химии «Необыкновенное чудо» (5–8 классы)
Пояснительная записка к презентации
Предмет: Химия
Класс: 5-8 классы
Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.
Дополнительные источники:
https://infourok.ru/rebusi-v-kartinkah-po-himii-na-temu-himicheskie-elementi-660205.html Ребусы
http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/himiya/himiya-v-byitu.html Кроссворд
https://vk.com/simplescience Простая наука
http://www.uchportal.ru/forum/17-79-0 Стихи о химии
http://ximvbytu.narod.ru/p10aa1.html комиксы о химии
Цель: формирование устойчиво высокой мотивации к изучению предмета
Задачи:
образовательные:
- формирование представлений об области применения химии в жизни;
- формирование практических умений и навыков работы с веществами.
воспитательные:
- формирование сознательного и серьезного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности;
- формирование умения слушать других, культуры речи, общения;
- формирование способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
- формирование объективно оценивать результаты своего труда;
- - раскрытию индивидуальных способностей ребёнка;
- формирование умения управлять собой, своим поведением.
развивающие:
- развитие мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы;
- развитие и формирование у обучающихся рефлексивной деятельности;
- развитие и формирование у обучающихся исследовательской культуры (развитие умений использовать научные методы познаний – наблюдение, гипотеза, эксперимент);
- развитие и формирование у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- развитие умения сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека;
- развитие потребности в самостоятельном приобретении новых знаний.
Критерии достижения цели урока: обучающиеся заинтересованы в углубленном изучении химии, в участии исследовательских, творческих, практических работах.
Тип урока: применение и совершенствование знаний, умений и навыков
Форма урока: комбинированный урок
Условия обеспечения учебной деятельности:
УМК: О.С. Габриелян
Технология: технология проблемного обучения, системно-деятельностный подход.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;
- дидактический материал для обучающихся: таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, периодическая система химических элементов.
- карточки с заданиями для групповой работы;
- анкеты (для рефлексии).
Оборудование и реактивы:
Пластиковый стакан, чашка и ложка, клей ПВА, гуашь, пена для бритья, вода, борная кислота, жидкое мыло, гель для волос, крахмал.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент |
Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Учитель зачитывает стихотворение: Что химия – волшебница, знают все на свете. (слайд 1) 1)А как вы думаете, действительно ли химия-волшебница? 2) Какие вещества здесь указаны? 3) Где они применяются? Создает проблемную ситуацию путем предложения задания: Подберите описание физических и химических свойств к веществам: водород, индикатор, катализатор, песок, хрусталь, руда, чугун. сталь. (слайд 2) |
Обучающиеся отвечают на вопросы. Обучающиеся работают с карточками (2 мин) Водород - самый лёгкий газ, он легче воздуха в 14,5 раз. Горюч. Из него наполовину состоит солнце. Индикатор в химии — вещество, дающее характерные (обычно цветные) химические реакции и употребляющиеся при анализе (например, лакмус) Катализа́тор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции. Песок - осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (вещество — диоксид кремния) Хрусталь - особый вид стекла, содержащий не менее 24 % окиси свинца (PbO) (или бария (BaO)) Руда - вид полезных ископаемых, природное минеральное образование, содержащее соединения полезных компонентов (минералов, металлов). Чугун и сталь – сплавы железа с различным содержанием углерода. |
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 |
Постановка учебной задачи |
Создает условия для формулирования темы, цели и задач. 1)Так с чем же химия работает? 2)Можно ли вещества отличить друг от друга? Как? На основе диалога учитель предлагает сделать вывод Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о веществах? |
Ученики отвечают: С веществами По признакам: физическим и химическим |
Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
Учитель предлагает дать название команде за столами (парты/столы сдвинуты по 2-е шт. Помещается около 6 учащихся). Написать название на заранее подготовленных листах на столе. Когда ответ на вопрос будет готов, они будут её поднимать вверх. Приступаем к 1-ому туру «Мир веществ» (слайд 3) В случаях затруднения на вопрос предоставляется подсказка, баллы за это слово не начисляются. 1 балл за каждое угаданное слово |
Учащиеся приступают к разгадыванию кроссворда |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
5 |
После подсчёта баллов приступаем ко 2-ому туру Знают взрослые и дети, Что неделимых веществ нет на планете, Среди этих домов. мы найдем «Мир ?» Разгадайте кто зашифрован под этими ребусами? 1 балл за каждое угаданное слово |
Обучающиеся видят ПСХЭ Д.И. Менделеева Отвечают «атомов». -Водород -Кислород |
Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
|
6 |
Самостоятельная работа |
Учитель организует практическую деятельность , анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. Предлагаю приступить к «практике Юного химика». Ведь так приятно сделать «Необыкновенное чудо» из обычных веществ. |
Индивидуальная работа обучающихся с подготовленными веществами. 10 Баллов начисляются команде лучше приготовившей лизуна и жвачки Оценивают результаты своей работы. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; |
7 |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Оцени своего товарища по правую руку Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 5): 1. На уроке я работал(а): активно/пассивно 2. Своей работой на уроке я: доволен/ не доволен 3. Урок для меня показался: коротким/ длинным 4. За урок я: не устал(а)/ устал(а) 5. Мое настроение: стало лучше/ стало хуже 6. Материал урока мне был: понятен/ не понятен полезен/ бесполезен интересен/ скучен 7. Домашнее задание мне кажется: легким/ трудным |
Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока |
Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8 |
Домашнее задание |
В мире столько неизвестного нам: Как изготавливается поролон? И для чего он? Можно ли создать «химический сад»? И как не дать ему завять? Кусаются ли фараоновы змеи? А может взять и организовать Сноп искр из химического вулкана? Решим задачи очень просто: Откроем дверь мы в интренет пространство! Найти видеопыты. |
Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. |