Технологическая карта урока
Урок географии в 7 классе
Тема: Система океанических течений
Тип урока. Комбинированный.
Цели урока
Образовательные цели: продолжить формирование знаний о движении воды в Мировом Океане; выявить причины образования океанических течений; сформировать представление о системе поверхностных течений.
Развивающие цели: познакомить с различными классификациями океанических течений.
Воспитательные цели: раскрыть влияние океанических течений на природу и жизнь человека.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об океанических течениях, причинах их образования и видах, о системе поверхностных течений в Океане; особенности взаимодействия Океана и атмосферы, Океана и суши; формирование умений и навыков использования знаний об Океане в повседневной жизни, формирование умений и навыков использования знаний в повседневной жизни и соблюдения мер безопасности в случае стихийных бедствий, связанных с водой.
Метапредметные: формирование умений: работать с разными источниками географической информации – текстом, картами, схемами, климатическими диаграммами, умение сопоставлять их с тематические карты, самостоятельно решать учебные задачи
Личностные: формирование познавательного интереса на основе изучения материала темы; усвоение правил безопасного личного и коллективного поведения на воде.
Основное содержание: причины образования океанических течений, схема поверхностных течений, схема поверхностных течений Океана, значение течений.
Деятельность учеников: определять основные причины возникновения течений в Океане, анализировать схему поверхностных течений в Океане, наносить информацию по теме ан контурную карту.
Ценностный компонент урока: значимость океанических течений для природы Земли.
Оборудование: учебник География. Автор д-р географических наук А.И. Алексеев. Физическая карта Мировой океан, интерактивное учебное пособие.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Личностные УУД: настрой на умственную работу |
Слово учителя Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока и цели. II. Актуализация знаний | ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА Ребята, как вы думаете, о чем идет речь в данном видеоролике? Давайте попробуем сформулировать тему урока. У меня в руках волшебная бутылка. Как вы думаете, как она могла ко мне попасть? Что спрятано внутри бутылки? К этим вопросам мы с вами вернемся в конце рока. -Вспомните из курса географии 6 класса, что мы называем океаническими течениями? - Что такое океаническое течение?(Океанические течения - это горизонтальные перемещения водных масс на большие расстояния). | Познавательные УУД умение анализировать различный учебный материал схем и ИУП. умение рассуждать и обосновывать свои выводы. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. Личностные: умение анализировать схемы и картографическую информацию. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения |
III. Изучение нового материала. | Сегодня в процессе изучения данной темы мы с вами будем работать в наших рабочих листа. У каждого из вас свой рабочий лист. Туда в течение всего урока вы будете заносить необходимую информацию. РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ+РАБОТА В РАБОЧИХ ЛИСТАХ Организация работы учеников над новой темой по следующим вопросам: 1.Причины движения воды в мировом Океане. 2.Анализ схемы поверхностных течений Мирового океана. 3.классификация течений Мирового Океана. 4.Взаимодействие Океана и атмосферы, Океана и суши. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Дети в процессе изучения нового материала: Ученики высказывают предположения, анализируют текст на стр. 56. Анализ картосхемы на стр. 57. Анализ текста на стр. 58. Ученики рассуждают и анализируют текст на стр. 59. 1. Причины образования течений -Еще раз повторим, какова основная причина образования океанических течений?(постоянные ветра). -Что такое постоянный ветер? -Какие вы знаете постоянные ветра, которые могут вызывать океанические течения?(пассаты, западные ветра, восточные ветра, нередко муссоны – дети дают определения понятий). -А давайте их покажем: схема движения ветров - Что такое ветер? Назовите главную причину ветров. Как называются постоянные ветра, которые дуют в наших широтах? -Итог: что мы сейчас сделали? (Узнали главную причину образования течений и повторили схему циркуляции атмосферы). -Течения, возникшие под действием постоянных ветров являются постоянными и наблюдаются в поверхностном слое океана на глубине до 200-300м. -Что ещё может повлиять на движение воды в Океане? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к тесту учебника, стр. 60. п.1 параграфа 16. Работа в паре.(различия в температуре, плотности, солености) -Течения, вызванные, указанными Вами причинами образуются на большой глубине и считаются глубинными. Первичное закрепление -Решите географическую задачу. Корабль находился в Гвинейском заливе, выйти из залива в Атлантику никак не удавалось: мешало встречное движение. Капитан приказал бросить за борт канат с привязанным тяжёлым ящиком. И, к удивлению моряков, корабль стал двигаться навстречу течению. Что произошло? Итог: В толще морских вод на разной глубине образуются несколько потоков, которые могут двигаться в противоположных направлениях. 2.Схема размещения океанических течений -Давайте определим закономерности в расположении океанических течений в океане. Задание: С помощью карты океанов стр.20 Атласа внимательно рассмотрите схему поверхностных течений в Мировом океане -Как показаны течения на карте? (Стрелками.) -Какие вы видите стрелки? (Синие и красные) -По какому признаку делят все течения на холодные и теплые? (По температуре воды.) -Хорошо. Правильно. Но давайте уточним. Найдите на карте полушарий теплое Северо-Атлантическое течение. Его температура всего +20. А теперь найдите холодное Перуанское течение, его температура + 240. Как быть? -Для этого достаточно знать, какое течение называют теплым, а какое холодным. -Чем теплое океаническое течение отличается от холодного? -Всегда ли вода в теплом океаническом течении теплее, чем в холодном? На побережье Баренцева моря за полярным кругом расположен город Мурманск. Его порт не замерзает и работает круглый год. Почему? А южнее расположенный порт Архангельска | Личностные УУД: умения оценивать свою работу на уроке, читать географические карты. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
IV. Закрепление изученного материала |
С помощью учебника внимательно рассмотрите схему поверхностных течений в Мировом океане (рис. 38).Какую закономерность в расположении течений вы заметили? Сравните схему циркуляции поверхностных течений в Мировом океане со схемой общей циркуляции атмосферы. Проанализируйте схемы течений в северном и южном полушариях? Заполните пропуски в тексте: От экватора движутся тёплые течения, а от полюсов _________________ У восточных берегов материков протекают ________________течения, а у западных – _____________________ Направления океанических течений в целом совпадает с направлением _________________________ветров. На направление течений оказывют влияние очертания__________________ и______________________дна океанов. Течения образуют круговороты: В северном полушарии по часовой стрелке, а в южном полушарии ______________________________________________ На направление течений по часовой стрелке и против часовой стрелки оказывает влияние _________________________________________________ Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему? ОПЫТ С ВОДОЙ -Это явление называют эффектом Кориолиса, по имени описавшего его французского математика Гаспара де Кориолиса. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах, но пронаблюдать его мы сможем прямо сейчас.Сл.№7 Проведение опыта (на каждой парте2 стакана и лейка. Один стакан наполнен водой, другой пустой. Детям предлагается через лейку вылить воду из полного стакана в пустой). –Что наблюдаете в воронке? (круговое движение воды по часовой стрелке, т.к. этот опыт мы проводим в северном полушарии?) -Что бы мы наблюдали, если бы опыт проводили в южном полушарии, на экваторе? Давайте вернемся к вопросам в начале нашего урока Работа над выводами. | Личностные УУД: умение сопоставлять текстовую и картографическую информацию, делать выводы. Познавательные УУД 1.Выстраивать последовательность действий. 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
V. Итог урока.Рефлексия | Попробуйте оценить свою работу на уроке сегодня при помощи условных знаков, показывающих нам теплые и холодные течения. Если вам было все понятно, стрелочка синего цвета, возникли сложности – красного. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
VI. Домашнее задание. | Параграф 16 прочитать, вопрос 7 стр. 63 (письменно), Вопрос 8 стр.63 (по желанию на дополнительную оценку) | Познавательные УУД: умение анализировать учебный материал, работать с различными источниками информации. |