Технологическая карта урока математики в 11 классе на тему «Определение логарифма»
класс | 11 |
Учебник | Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович. — 10-е изд., стер. — М. : Мнемозина, 2009. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / [А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Г. Мишустина, П. В. Семенов, Е. Е. Тульчинская ] ; под ред. А. Г. Мордковича. — 10-е изд., стер. — М. : Мнемозина, 2009. |
Тема урока | Определение логарифма |
Тип урока | Урок введения новых знаний |
Формы работы | Групповая, фронтальная, индивидуальная |
Цели урока: | Введение понятия логарифма, формирование умения применять понятие логарифма для упрощения выражений. Развитие навыков самостоятельной работы с последующей самопроверкой и взаимопроверкой. формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки. |
Оборудование | Доска , учебник, раздаточные материалы (для самостоятельной работы) |
Технологическая карта урока
Учитель: Зарудная Валентина Ивановна
Место работы: МКОУ «Черкасскопореченская СОШ Суджанского района Курской области»
Ход урока
№ | Дидактическая структура урока (Этапы) | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный этап мотивировать учащихся к учебной деятельности | 1 | Настрой на работу, приветствие, оргмомент, инструктаж последовательности работы | Приветствие | Формирование УУД: (Р)волевая саморегуляция деятельности |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений. | 7 | Организует работу по актуализации опорных знаний Математический диктант по теме: «Решение простейших показательных уравнений» Цель: Необходимость введения логарифма. . | Выполняют математический диктант, проводят самоконтроль. | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, |
3 | Постановка проблемы | 1 | Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу | Выявляют проблему Формулируют ответы на поставленные вопросы, формулируют цель урока | |
4 | Проектирование и фиксация нового знания. | 11 | Вводит понятие логарифма Понятие логарифма вводится при помощи графических соображений (как понятие корня п-ой степени). Таким образом, чтобы ввести понятие логарифма, обратимся к решению показательных уравнений графическим методом. Рассмотрим уравнения 2х= 4; 2х = 6; 2х = 8. На рисунке 204 со с. 248 учебника показано графическое решение данных уравнений. Как видим, первое и третье уравнения имеют натуральные корни 2 и 3, а для второго уравнения существует единственный корень (в силу монотонности функции у = 2х), но мы не можем определить его точное числовое значение х, мы только с уверенностью можем утверждать, что 2 < х < 3. Возникает необходимость, как и в случае решения степенных уравнений, ввести новый символ математического языка: log2 – логарифм по основанию 2. Определение логарифма. Определение. Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию а называют показатель степени, в которую нужно возвести а, чтобы получилось число b. Символьная запись: log а b = x, b > 0, a > 0, a 1 ax = b. Вы должны четко усвоить, что логарифм это показатель степени. Это даст возможность алгоритмизировать решение простейших показательных уравнений методом уравнивания показателей. Пример: Решить уравнение 3х = 11. Мы должны обе части равенства представить в виде степени с основанием 3. Запишем: 3х = 3 В пустом квадратике должен быть показатель степени, значит, там будет логарифм по основанию 3 числа 11 (так как по определению нам нужен показатель степени, в которую нужно возвести 3, чтобы получить 11). Значит, 3х = ; x = log 3 11. Отсюда получаем свойство логарифма
Простейшие свойства логарифмов. Кроме того, решать простейшие показательные уравнения можно, опираясь на определение логарифма как показателя степени. Пример: 5х = 16. По определению логарифмаx=log5 16. Отсюда вытекают еще три простейших свойства логарифма:
| Слушают объяснение учителя, делают записи в тетрадях | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5 | Первичное закрепление | 10 | Проводит работу по первичному закреплению знаний. Предлагает выполнить задания На доске помещены таблички с записанными на ней 10 равенствами, среди которых есть как верные, так и ложные.
Цель использования: Закрепить определение логарифма на этапе введения нового материала. Организует работу по учебнику | Каждый в тетрадь выписывает равенства, которые считает верными. По окончании работы идет фронтальная проверка. Один ученик у доски показывает выбранные равенства (проверка проводится на доске, под табличками надпись верно или нет) Верные равенства убирают, а остальные остаются на доске. Ребята поясняют, почему их нельзя считать верными. Работают по учебнику, выполняют задания. Обсуждают решения. | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. |
6 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | 11 | Проводит работу по карточкам Цель работы: Проверить уровень усвоения нового материала на уровне понимания определения логарифма. Выявить типичные ошибки при усвоении определения логарифма. | Работают самостоятельно, проводят самоконтроль | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | 2 | Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок Предлагает учащимся провести анализ учебной деятельности на уроке. | Заполняют листы самоконтроля | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
8 | Постановка домашнего задания | 2 | Дает пояснения к домашнему заданию № 41.6; 41.8 (в; г), 41.9 (в; г), 41.11 (в; г) – 41.14 (в; г), 41.16 (в; г) – 41.19 (в; г). | Записывают, слушают пояснения | |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Математический диктант по теме: «Решение простейших показательных уравнений»
Цель: Необходимость введения логарифма.
Работа по карточкам
Карточки для проведения рефлексии урока
9