Технологическая карта урока по развитию речи в 2 класса для обучающихся с НОДА «Явления природы»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №113 городского округа Самара
Технологическая карта урока
по развитию речи в 2 класса для обучающихся с НОДА
тема урока: «Явления природы»
Работу подготовила:
Васильева Анастасия Анатольевна
учитель начальных классов, первой категории
Самара, 2017
• Учебный предмет: Живой мир
• Тема урока: Явления природы
• Тип урока: изучение нового материала
• Задачи урока: познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить детей измерять температуру воздуха.
• Ожидаемые результаты:
- Предметные: получить возможность расширить и систематизировать свои знания о природе; познакомиться с разными видами термометров.
-Личностные: вызывать интерес к учебной деятельности, развивать доброжелательное отношение к окружающему нас миру.
- Метапредметные:
регулятивные - предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные – учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера;
коммуникативные – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
• Оборудование
компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, термометры, картинки для работы в группе, карточки для работы в пере.
Способы оценки: листы самоконтроля.
• Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы.
Дети уже знают времена года, что относится к живой и неживой природе.
• Этапы урока и хронометраж
№ п/п |
Название этапа |
Хронометраж |
I. |
Организационный этап. |
2 мин. |
II. |
Проверка домашнего задания. |
5 мин. |
III. |
Актуализация знаний, определение темы урока. |
5 мин. |
IV. |
Этап освоения новыми знаниями. |
10 мин. |
V. |
Физкультминутка. |
1 мин. |
VI. |
Совместное открытие знаний. |
10 мин. |
VII. |
Рефлексия. |
3 мин. |
VIII. |
Домашнее задание. |
2 мин. |
IX. |
Итог урока. |
7 мин. |
• Содержание урока (в таблице):
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ключевые компетенции |
1.Организационный момент |
-Чтоб природе другом стать, |
Дети настраиваются на урок. |
Личностные: обеспечение мотивацией у учащихся к изучению нового материала. Вызвать интерес к учебной деятельности. |
2.Проверка домашнего задания. |
-На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … - Давайте сейчас все дружно вспомним, какая бывает природа? - Сейчас мы поработаем в парах. -Вам необходимо распределить по группам предметы живой и неживой природы. (Приложение № 1). - Объясните, почему вы сделали именно так. |
Природа! Ребята отвечают на вопрос учителя. Дети работают в паре. На столах у них предметные картинки. Один выделяет картинки живой природы, а товарищ не живой. Зачитывают ответы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа). |
Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания. Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером. |
3.Актуализация знаний, определение темы урока. |
-Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А о чем именно мы с вами будем вести речь, предстоит догадаться самим. Приложение №2 Идет показ презентации. Что вы видите на картинках? Как все это вы можете назвать? Кто догадался? - Верно – это явления природы. Тема нашего урока так и называется «Явления природы» |
Ответы детей : радуга, дождь идёт, метель, шторм, молния. Высказывания детей. |
Личностные: Формирование ориентированного взгляда на мир, разнообразие природы. Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; делать обобщения. Регулятивные: умение высказывать свои предположения в диалоге с учителем. |
4. Освоение новых знаний. |
- Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. - Откройте учебник с.28. и прочитайте, что еще относится к природным явлениям. - Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. - Сколько времен года вы знаете? - Сейчас мы с вами поработаем в группах. Групп у нас 4, как и времен года. - Каждая группа выберет картинку, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе сами характеристику. (Прило жение № 3) |
Дети работают с учебником на с. 28 -Мы знаем четыре времени года: осень, зима, весна, лето. Дети по одному подходят к столу учителя и вытягивают картинку. Дают краткую характеристику временам года. |
Личностные: формирование межличностных отношений. Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
5.Физкультминутка |
Ёжик топал по тропинке |
Ходьба на месте. Руки на поясе, наклоны туловища вперед и назад. Прыжки на месте. Ходьба на месте. |
Регулятивные: умение контролировать действия. |
6.Совместное открытие новых знаний. |
- Продолжаем работать. - Какое время года за окном у нас? - Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? - В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться? - Температуру воздуха измеряют специальным прибором. - Кто-то из вас уже догадался о каком приборе идёт речь? |
Ответы детей. Высказывания детей. Дети делятся своим жизненным опытом. Это термометр, он показывает, какая температура сегодня на улице. |
Познавательные: применение полученных знаний для решения задач творческого характера. Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
А в чем измеряется температура? Температура измеряется в градусах. Показываю уличный и комнатный термометр, а также обычный градусник. - Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 – количество градусов холода. |
Предположения детей. Дети, опираясь на учебник, говорят части термометра. -Стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала. |
Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Умение работать в группе. |
7. Рефлексия. |
-Продолжите предложение -Сегодня на уроке я узнал… - Я открыл для себя… -Я похвалили бы себя … |
Дети продолжают одно из предложений. |
Личностные: самопознание и самоопределение. Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку. |
8.Домашнее задание. |
Дома вы продолжите работу с термометрами и выполните в рабочей тетради № 7 на с.24 |
Дети фиксируют домашнее задание в дневники. |
Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще подлежит усвоению. |
9.Итог урока. |
- Что нового вы сегодня узнали? - На какие вопросы получили ответы? - на все ли получили ответы? - Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? - Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? Оценки за урок… |
Дети отвечают на вопросы, поставленные учителем. (фронтальная работа) |
Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Установление учащимися значения результатов своей деятельности-смыслообразо |
Приложение №1
ручка |
луна |
железо |
телевизор |
горы |
автомашина |
щука |
вода |
одежда |
гриб |
звезда |
цветок |
камни |
бабочка |
дождь |
шиповник |
солнце |
дерево |
заяц |
грач |
холодильник |
снег |
шалаш |
карась |
кот |
Приложение№2
Приложение №3
Литература:
1.Учебник «Живой мир» 2 класс. Автор Н.Б.Матвеева,М.С.Котина. Москва, «Просвещение» 2016 год.
2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы под редакцией И.М.Бгажноковой:-«Просвещение», 2011г
3. Интернет ресурс https://www.yandex.ru
Самоанализ урока по развитию речи:
«Явления природы»
Класс: 2 «В».
Тема урока: ««Явления природы»».
Тип урока: изучение нового материала
Урок был направлен на обогащение личного опыта учащихся путём проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы.
Так как урок по своему содержанию является предметом естественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в нём занимает непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений.
При подготовке к уроку была поставлена цель: дальнейшее совершенствование ЗУН на основе установления более тонких дифференцировок в структуре нового знания и использование знаний в нестандартных условиях самостоятельно. Данная цель решалась через следующие задачи:
Расширить знания учащихся об сезонных явлениях природы.
Познакомить с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить детей измерять температуру воздуха.
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Формировать и развивать мышление, память, воображение и внимание.
Воспитывать и развивать любовь и бережное отношение к родной природе.
На уроке было применено следующее оборудование:
Оборудование урока:
1)компьютер,
2)мультимедиа проектор, экран,
3)презентация,
4)термометры,
5) картинки для работы в группе,
6)карточки для работы в пере.
В соответствии с целью и задачами урока мною использовались различные формы и приёмы работ: фронтальная беседа, индивидуальный опрос, задания практического характера, создание проблемной ситуации, опора на жизненный опыт.
Учащимся необходимо было организовать самонаблюдение по сходству и различиям природных явлений. На уроке ставилась специальная задача, заключающаяся в развитии речи и словесно-логического мышления учащихся с неполноценным слуховым восприятием на основе природоведческого материала. Для этого была обеспечена работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе, созданы условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы.
При подготовке к уроку мною был продуман переход от одного вида работы к другому, подобран наглядный материал (карточки,иллюстрации, презентация ), были предусмотрены требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок). Такой подход в изучении данной темы не просто знакомит учащихся с явлениями природы, но и помогает ребёнку накапливать словарный запас, успешно овладевать связной речью, формировать практические речевые навыки в высказываниях на самом элементарном уровне.
Работа на уроке была направлена не только на знакомство детей с явлениями природы, но и на формирование у них навыков правильного поведения в природе (бережное отношение и любовь к природе). Всё это способствует выработке нравственных привычек и понятий.
Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы (конечно судить комиссии), но кроме учебных задач старалась реализовать задачи развивающего и воспитывающего характера (привитие любви к природе, работать в паре, уметь слушать друг друга), т.е. работала над формированием не только специальных умений, но и общеучебных как организационных, так и коммуникативных.
Надо сказать, что на данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно при работе с данном классе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО, различные средства обучения).
Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса.
Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.
По-моему, тема учащимися понята, умения отработаны практическими методами, главное внимание на всех этапах урока отведено различению видам термометров и правилами пользования ими в природе. Урок проведен в соответствии с базовой программой, разработанной по предмету «Развитие речи» для 2 класса.
Учитель ____________/А.А.Васильева