Технологическая карта урока по развитию речи в 2 класса для обучающихся с НОДА «Явления природы»

6
0
Материал опубликован 25 April 2017

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №113 городского округа Самара

Технологическая карта урока

по развитию речи в 2 класса для обучающихся с НОДА

тема урока: «Явления природы»

Работу подготовила:

Васильева Анастасия Анатольевна

учитель начальных классов, первой категории

Самара, 2017

Учебный предмет: Живой мир

Тема урока: Явления природы

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока: познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить детей измерять температуру воздуха.

Ожидаемые результаты:

- Предметные: получить возможность расширить и систематизировать свои знания о природе; познакомиться с разными видами термометров.

-Личностные: вызывать интерес к учебной деятельности, развивать доброжелательное отношение к окружающему нас миру.

- Метапредметные:

регулятивные - предвидеть возможность получения конкретного результата при выполнении исследовательской деятельности; контролировать свои действия; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

познавательные – учиться выдвигать предположения, использовать полученные знания о явлениях природы для решения задач творческого характера;

коммуникативные – учиться слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные, логические речевые высказывания, формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Оборудование

компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, термометры, картинки для работы в группе, карточки для работы в пере.

Способы оценки: листы самоконтроля.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы.

Дети уже знают времена года, что относится к живой и неживой природе.

Этапы урока и хронометраж

п/п

Название этапа

Хронометраж

I.

Организационный этап.

2 мин.

II.

Проверка домашнего задания.

5 мин.

III.

Актуализация знаний, определение темы урока.

5 мин.

IV.

Этап освоения новыми знаниями.

10 мин.

V.

Физкультминутка.

1 мин.

VI.

Совместное открытие знаний.

10 мин.

VII.

Рефлексия.

3 мин.

VIII.

Домашнее задание.

2 мин.

IX.

Итог урока.

7 мин.

Содержание урока (в таблице):

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ключевые компетенции

1.Организационный момент

-Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Дети настраиваются на урок.

Личностные: обеспечение мотивацией у учащихся к изучению нового материала. Вызвать интерес к учебной деятельности.

2.Проверка домашнего задания.

-На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе.

- Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг …

- Давайте сейчас все дружно вспомним, какая бывает природа?

- Сейчас мы поработаем в парах.

-Вам необходимо распределить по группам предметы живой и неживой природы. (Приложение № 1).

- Объясните, почему вы сделали именно так.

Природа!

Ребята отвечают на вопрос учителя.

Дети работают в паре. На столах у них предметные картинки. Один выделяет картинки живой природы, а товарищ не живой.

Зачитывают ответы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа).

Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания.

Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером.


 

3.Актуализация знаний, определение темы урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А о чем именно мы с вами будем вести речь, предстоит догадаться самим.

Приложение №2

Идет показ презентации.

Что вы видите на картинках?

Как все это вы можете назвать? Кто догадался?

- Верно – это явления природы.

Тема нашего урока так и называется «Явления природы»

Ответы детей : радуга, дождь идёт, метель, шторм, молния.

Высказывания детей.

Личностные:

Формирование ориентированного взгляда на мир, разнообразие природы.

Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; делать обобщения.

Регулятивные: умение высказывать свои предположения в диалоге с учителем.

4. Освоение новых знаний.

- Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

- Откройте учебник с.28. и прочитайте, что еще относится к природным явлениям.

- Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

- Сколько времен года вы знаете?

- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Групп у нас 4, как и времен года.

- Каждая группа выберет картинку, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе сами характеристику. (Прило жение № 3)

Дети работают с учебником на

с. 28

-Мы знаем четыре времени года: осень, зима, весна, лето.

Дети по одному подходят к столу учителя и вытягивают картинку.

Дают краткую характеристику временам года.

Личностные: формирование межличностных отношений.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.


 

5.Физкультминутка

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.

Ходьба на месте.

Руки на поясе, наклоны туловища вперед и назад.

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Регулятивные: умение контролировать действия.

6.Совместное открытие новых знаний.

- Продолжаем работать.

- Какое время года за окном у нас?

- Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода?

- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться?

- Температуру воздуха измеряют специальным прибором.

- Кто-то из вас уже догадался о каком приборе идёт речь?

Ответы детей.

Высказывания детей.

Дети делятся своим жизненным опытом.

Это термометр, он показывает, какая температура сегодня на улице.

Познавательные: применение полученных знаний для решения задач творческого характера.

Регулятивные:

формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


 

 

А в чем измеряется температура?

Температура измеряется в градусах.

Показываю уличный и комнатный термометр, а также обычный градусник.

- Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 – количество градусов холода.

Предположения детей.

Дети, опираясь на учебник, говорят части термометра.

-Стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала.

Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Умение работать в группе.


 

7. Рефлексия.

-Продолжите предложение

-Сегодня на уроке я узнал…

- Я открыл для себя…

-Я похвалили бы себя …

Дети продолжают одно из предложений.

Личностные:

самопознание и самоопределение.

Построение образа «Я», включая самоотношение и самооценку.

8.Домашнее задание.

Дома вы продолжите работу с термометрами и выполните в рабочей тетради № 7 на с.24

Дети фиксируют домашнее задание в дневники.

Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще подлежит усвоению.

9.Итог урока.

- Что нового вы сегодня узнали?

- На какие вопросы получили ответы?

- на все ли получили ответы?

- Где вы сможете найти ответы на эти вопросы?

- Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?

Оценки за урок…

Дети отвечают на вопросы, поставленные учителем.

(фронтальная работа)

Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Установление учащимися значения результатов своей деятельности-смыслообразо

Приложение №1

ручка

луна

железо

телевизор

горы

автомашина

щука

вода

одежда

гриб

звезда

цветок

камни

бабочка

дождь

шиповник

солнце

дерево

заяц

грач

холодильник

снег

шалаш

карась

кот

Приложение№2

Приложение №3

Литература:

1.Учебник «Живой мир» 2 класс. Автор Н.Б.Матвеева,М.С.Котина. Москва, «Просвещение» 2016 год.

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы под редакцией И.М.Бгажноковой:-«Просвещение», 2011г

3. Интернет ресурс https://www.yandex.ru

 Самоанализ урока по развитию речи:

«Явления природы»

Класс: 2 «В».

Тема урока: ««Явления природы»».

Тип урока: изучение нового материала

Урок был направлен на обогащение личного опыта учащихся путём проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы.

Так как урок по своему содержанию является предметом естественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в нём занимает непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений.

При подготовке к уроку была поставлена цель: дальнейшее совершенствование ЗУН на основе установления более тонких дифференцировок в структуре нового знания и использование знаний в нестандартных условиях самостоятельно. Данная цель решалась через следующие задачи:

Расширить знания учащихся об сезонных явлениях природы.

Познакомить с различными видами термометров и правилами пользования ими; научить детей измерять температуру воздуха.

Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

Формировать и развивать мышление, память, воображение и внимание.

Воспитывать и развивать любовь и бережное отношение к родной природе.

На уроке было применено следующее оборудование:

Оборудование урока:

1)компьютер,

2)мультимедиа проектор, экран,

3)презентация,

4)термометры,

5) картинки для работы в группе,

6)карточки для работы в пере.

В соответствии с целью и задачами урока мною использовались различные формы и приёмы работ: фронтальная беседа, индивидуальный опрос, задания практического характера, создание проблемной ситуации, опора на жизненный опыт.

Учащимся необходимо было организовать самонаблюдение по сходству и различиям природных явлений. На уроке ставилась специальная задача, заключающаяся в развитии речи и словесно-логического мышления учащихся с неполноценным слуховым восприятием на основе природоведческого материала. Для этого была обеспечена работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе, созданы условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы.

При подготовке к уроку мною был продуман переход от одного вида работы к другому, подобран наглядный материал (карточки,иллюстрации, презентация ), были предусмотрены требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок). Такой подход в изучении данной темы не просто знакомит учащихся с явлениями природы, но и помогает ребёнку накапливать словарный запас, успешно овладевать связной речью, формировать практические речевые навыки в высказываниях на самом элементарном уровне.

Работа на уроке была направлена не только на знакомство детей с явлениями природы, но и на формирование у них навыков правильного поведения в природе (бережное отношение и любовь к природе). Всё это способствует выработке нравственных привычек и понятий.

Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы (конечно судить комиссии), но кроме учебных задач старалась реализовать задачи развивающего и воспитывающего характера (привитие любви к природе, работать в паре, уметь слушать друг друга), т.е. работала над формированием не только специальных умений, но и общеучебных как организационных, так и коммуникативных.

Надо сказать, что на данном уроке были использованы и различные методы мотивации, что важно особенно при работе с данном классе для организации учебной деятельности учащихся (это занимательный игровой материал, создание ситуации успеха поощрения, яркие образные представления, связь с жизнью, использование ТСО, различные средства обучения).

Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: психологическую, педагогическую; содержание учебного материала было подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.

По-моему, тема учащимися понята, умения отработаны практическими методами, главное внимание на всех этапах урока отведено различению видам термометров и правилами пользования ими в природе. Урок проведен в соответствии с базовой программой, разработанной по предмету «Развитие речи» для 2 класса.

Учитель ____________/А.А.Васильева


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.