Технологическая карта урока «Абиотические факторы среды» (Биология, 11 класс)
Учитель | Тырчёнкова Наталья Николаевна Место работы: Кадетская школа по делам ГО и ЧС № 70 им. 70-летия Победы в Великой Отечественной войне город ПензаДолжность: учитель биологии. |
Предмет | Биология. |
Класс | 11 |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Технология построения урока | Технология деятельностного метода |
Тема | АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ |
Цель | Создать условия для расширения у учащихся знаний об абиотических факторах среды и ознакомление с законами действия экологических факторов; применения полученных знаний в практической деятельности. |
Основные термины, понятия | Абиотические факторы, фотопериодизм, ограничивающий фактор. |
Планируемый результат | |
Предметные Учащиеся должны: — называть и характеризовать экологические факторы; — выявлять причинно-следственные связи между действием фактора и реакцией живых организмов; — обосновывать значение эволюционного подхода в науке для понимания процессов, происходящих в природе; — применять методы биологической науки для изучения приспособлений организмов к среде обитания. | Метапредметные Познавательные. Учащиеся должны уметь: — извлекать нужную информацию и структурировать ее, переводить из вербальной в форму конспекта, таблицы; — осуществлять смысловое чтение. Коммуникативные. Учащиеся должны уметь: — использовать речевые средства для изложения информации, аргументации своей точки зрения. Регулятивные. Учащиеся должны уметь: — организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формирование целостного научного мировоззрения, включающего и систему экологических взглядов; осознание учащимися значимости биологических и экологических знаний в жизни человека как одного из видов на Земле; формирование основ экологической культуры. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, индивидуальная, парная | Печатные материалы: 1.Биология: Общая биология. 10-11 кл.: учебник/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова - М.:Дрофа,2015 2.Биология : Общая биология. 10—11 классы : методическое пособие к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10—11 классы. Базовый уровень» / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. — М. : Дрофа, 2015. 3.Биология: Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену / Л.Г. Прилежаева. — Москва : Издательство АСТ, 2017 4.Задания и упражнения по экологии: метод.пособие для учащ. 9-11 классов/ Пономарёва О.Н.- Пенза, 1996 Мультимедийные материалы: презентация Технические средства: ПК, экран. |
Технология изучения.
Этапы урока | Результат | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Учебное взаимодействие. | Оргмомент. Предложить учащимся вопрос (слайд 1): -На территории Пензенской области встречается зверёк из отряда насекомоядных, занесённый в Красную Книгу России. Это- выхухоль. Объясните следующие особенности волосяного покрова зверька: мех плотный, густой, хорошо смазан жиром; остевые волосы вверху шире, чем в основании, подпушь извитая, на брюхе волосы даже гуще, чем на спине; сильный хвост шерстью не покрыт. (подвести учащихся к выводу, что животное приспособлено к условиям среды обитания) - К каким условиям среды? (условиям неживой природы, или абиотическим факторам) Предложить учащимся определить: 1)тему урока (слайд 2) 2)задачи урока: -ЗНАТЬ… -УМЕТЬ… Обобщение ответов учащихся. (слайд 3) | Организация собственного рабочего пространства: готовность к уроку, осмысление вопросов. Аргументация своих мыслей «Я считаю, что…потому что…» Обсуждение озвученного ответа. Осмысление темы, целеполагание, планирование ресурсов. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Фронтальная беседа. Индивидуальная работа учащихся. | Актуализация знаний: -Что такое среда обитания? Экологический фактор? (слайд 4) -Задание: Какие факторы среды относят к абиотическим? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) понижение атмосферного давления 2) вытеснение всходов берез друг другом 3) распространение сойками плодов дуба 4) изменение влажности воздуха 5) поедание личинками стрекоз мальков рыб 6) изменение солености воды в морях -Какие факторы относят к факторам неживой природы? (слайд 5) Личное обращение к учащимся: -как действует фактор на живые организмы? -чем различаются стенобионты и эврибионты? - какими законами можно объяснить приспособленность организмов к условиям среды обитания? | Участие в беседе. Анализ ответов одноклассников. Индивидуальная работа в тетради. |
3.Выявление места и причины затруднения Цель:выявление и фиксация места и причины затруднения. | Диалог. Понимание недостаточности имеющихся знаний | Обсудить с учащимися непонятные для них моменты в поставленных вопросах. | Участие в беседе. |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | Определение способов действия. | Подвести учащихся к пониманию действия: -показать… -сравнить… -познакомиться… -применить… | Осмысление задачи действия |
5.Реализация построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания. | Учебное взаимодействие. Выполнение слайдов презентации как результат работы в группах. | Работа со слайдами презентации -Закон оптимума (слайд 6) -постановка проблемной задачи на основе фактов (слайд 7): 1) При t ниже +12 С семена огурца не прорастают; при t +18С всходы появляются медленно, примерно через 8-10 суток; при t +30С всходы появляются через 3 дня. 2)Семена редиса прорастают при t 3-4С. Наиболее благоприятная t для роста редиса 12-15С с момента посева и до начала формирования корнеплода, а затем 18-18С. Какой вывод можно сделать на основании этих данных? -Закон экологической индивидуальности видов (слайд 8) Словарная работа: «эврибионты», «стенобионты» -Закон минимума (слайд 9) Организация работы в группах: 1 группа. Задание: показать влияние температуры на организмы. 1.Познакомиться с текстом учебника (стр.309-310) 2. Показать классификацию организмов по отношению к температуре. 3.Привести примеры организмов, показав их адаптации. 2 группа. Задание: показать влияние влажности на организмы. 1.Познакомиться с текстом учебника (стр.310-312) 2. Показать классификацию организмов по отношению к влаге. 3.Привести примеры организмов, показав их адаптации. 3 группа. Задание: показать влияние света на организмы. 1.Познакомиться с текстом учебника (стр.312-313) 2. Показать классификацию организмов по отношению к свету. 3.Привести примеры организмов, показав их адаптации. Организация выступления групп. | Диалог. Работа в группах- выполнение группой презетации по поставленному вопросу. Презентация работы групп. |
6.Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи) Цель:примене-ние нового знания в типовых заданиях. | Устный ответ. | Организация фронтальной беседы: -Какую тему мы сегодня проработали? - Какие понятия необходимы для раскрытия темы? (слайд 10) Закончите предложения: Границы действия фактора, в пределах которых жизнеспособность организмов возрастает – зона оптимума Губительное значение фактора называют min и max точкой. Зона действия фактора, в которой жизнеспособность организма падает- это зона угнетения (пессимум). Фактор среды, который сильнее всего отклоняется от оптимума, называется ограничивающим. Реакция организма на изменение длины дня называется фотопериодизмом. Вывод (слайд 11) -Результатом влияния различных факторов среды на организм является возникновение определенного морфологического типа приспособлений – жизненная форма. Понятие о «жизненной форме» как совокупности приспособительных признаков ввел в 1884г. датский ботаник Е. Варминг. Жизненная форма – это внешний облик и биологические особенности, отражающие приспособленность организма к определенным условиям среды обитания и определённому образу жизни.
| Осмысление этапов работы. Комментирование ответов. Взаимопроверка. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель:самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Применение знаний для решения поставленных вопросов. | Организовать деятельность учащихся по оцениванию знаний и способов действий (слайд 12) Задание: Из всех климатических факторов температурный является наиболее важным. Используя график зависимости колорадского жука от температуры окружающей среды, укажите: А) температуру, оптимальную для этого вида; Б)пределы выносливости вида; В)температуру, ограничивающую жизнедеятельность вида; Г)диапазон температур для зон угнетения. Организация самопроверки. | Индивидуальная работа Самопроверка. |
8.Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Диалог. | Предложить учащимся обсудить (слайд 13) 1)Почему сытые воробьи и синички лучше переносят сильные морозы, чем голодные? 2)Почему урожай огурцов лучше на той грядке, где проводилось регулярное рыхление почвы и вносились подкормки? -Как бы вы назвали данный закон? 3) (слайд 14)На территории Пензенской области встречается зверёк из отряда насекомоядных, занесённый в Красную Книгу России. Это- выхухоль. Объясните следующие особенности волосяного покрова зверька: мех плотный, густой, хорошо смазан жиром; остевые волосы вверху шире, чем в основании, подпушь извитая, на брюхе волосы даже гуще, чем на спине; сильный хвост шерстью не покрыт. (ответ: выхухоль приспособлена к жизни в воде: густой, плотный мех уменьшает отдачу тепла, жировая смазка предотвращает намокание. Извитая подпушь содержит много воздуха, что создаёт теплоизолирующий слой, густой мех покрывает и брюхо животного. Хвост- не только хороший руль, но и теплоизлучатель на суше (предохраняет от перегрева)) 4)работа в группах (слайд 15): Каким экологическим законам соответствуют пословицы? 1) Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно (1 группа) 2)Покуда есть хлеб да вода- всё не беда (2 группа) 3)На вкус и цвет товарищей нет (3 группа) | Итоговое осмысление содержания занятия. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Учебное взаимодействие. | Предложить учащимся закончить предложение (слайд 16): -Сегодня я сумел (не сумел)… -Спасибо… -Сегодня я поставлю оценку.. Определить деятельность учащихся по самостоятельному этапу закрепления знаний- установка на домашнее задание (1. Работа в группах: выполнить подборку народных пословиц, где заключён смысл действия экологических факторов. Творчески оформить отчётное задание. 2.изучить материал параграфа 5.2. ) | Рефлексивное осмысление Определение деятельности на самостоятельное закрепление знаний и способов действия. |
Дополнение:
Слайд 6.Объяснение закона оптимума.
Экологические факторы чрезвычайно разнообразны, и каждый вид, испытывая их влияние, отвечает на него по-разному. Тем не менее, есть некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.
Главный из них - закон оптимума. Он отражает то, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов. Сила действия каждого из них постоянно меняется. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. На графике он выражается симметричной кривой, показывающей, как изменяется жизнедеятельность вида при постепенном увеличении или уменьшении меры фактора.
В центре под кривой – зона оптимума. При оптимальных значениях фактора организмы активно растут, размножаются, питаются. Чем больше отклонение значения фактора вправо или влево, т.е в сторону увеличения или уменьшения силы действия, тем менее благоприятно это для организмов. Кривая, отражающая жизнедеятельность, резко спускается вниз по обе стороны от оптимума. Здесь располагаются две зоны пессимума, при пересечении кривой с горизонтальной осью находятся две критические точки. Это такие значения фактора, которые организмы уже не выдерживают, за их пределами наступает смерть. Расстояние между критическими точками показывает степень выносливости организмов к изменению фактора, условия, близкие к критическим точкам особенно тяжелы для выживания. Такие условия называют экстремальными.
ПРИМЕР: для молодых всходов огурца губительны заморозки даже около 00С.
Предложить записать формулировку закона.
Слайд 8. Закон экологической индивидуальности видов.
Этот закон отражает многообразие отношений организмов со средой. Кривые графиков показывают, что существуют виды с узким диапазоном устойчивости, они требуют строго определенных условий среды. Например, форель не может переносить большие колебания температур.
Есть виды с широким диапазоном устойчивости, они способны жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды. Например, волк живет во всех географических зонах.
ПРИМЕР: для молодых всходов огурцов губительны заморозки даже около 00С. Всходы редиса переносят кратковременные весенние заморозки до минус 2—3°С. Высокая температура (26-300С) и влажность (95-100%) способствуют интенсивному росту листьев, плетей огурца и закладке женских цветков. Для редиса влажность воздуха — 70%, а температура воздуха не должна превышать более 250С.
Даже если виды совпадают по устойчивости к одному фактору, то обязательно разойдутся по устойчивости к другому.
Предложить записать формулировку закона.
Слайд 9. Закон минимума.
В природе на организмы влияет целый комплекс факторов среды. В разных комбинациях и с разной силой. Вычленить роль каждого из них не просто. Нет всецело положительных или отрицательных факторов, а все зависит от силы воздействия каждого. Наиболее значим для вида тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений. Именно от него зависит в данный конкретный период выживание особей. В другие отрезки времени ограничивающими могут стать другие факторы. Впервые данную закономерность установил немецкий химик Юстус Либих . Он показал, что растения не могут дать урожай больше того, который позволяет главный ограничивающий фактор. Эту закономерность отражает так называемая «бочка Либиха».
ПРИМЕР: огурцы- самые влаголюбивые из всех овощных культур. Они перестают расти, если влажность почвы снижается до 10% от полной влагоёмкости, тогда как капуста прекращает рост только при 8,7% влажности почвы.
Предложить записать формулировку закона.
Слайд 13.Закон совместного действия факторов.
При оптимальной теплообеспеченности увеличивается толерантность растений и животных к недостатку влаги и питания, а недостаток тепла сопровождается снижением потребности во влаге и повышенной потребностью в питательных элементах. Причем это наблюдается и у растений, и у животных. У растений при недостатке тепла и переувлажнении почв становятся физиологически недоступными элементы питания, и для обеспечения толерантности требуется повышенное плодородие почв.
Также и у животных – чтобы усилить защитные функции организма на холоде, надо хорошо поесть.
ПРИМЕР.Так, всегда перед тем, как залечь в берлогу медведь накапливает подкожный жир.
Предложить записать формулировку закона.
Слайд 11. Вывод.
1.Для каждого организма существует сочетание абиотических и биотических факторов, оптимальное для его роста, развития, и размножения (закон оптимума)
2.Устойчивость видов к воздействию факторов не одинакова. Одни виды, например бурый медведь, могут питаться разнообразной пищей, а другие (лось)- питаются исключительно растительной. Виды, переносящие широкое колебание того или иного фактора, называются «эври» (эврифаги, эвритермы). Виды с узкой пластичностью к тому или иному фактору называют «стено» (стенофаги, стенотермы)
3.У одного и того же организма может быть высокая степень выносливости по отношению к одному фактору и низкая- к другим. Например, высокая степень выносливости к колебаниям температуры воздуха и низкая к влажности почвы.
4.пределы выносливости организма по отношению к одному фактору среды могут изменяться в результате взаимодействия разных факторов. Например, если организм получает достаточное количество пищи, он будет легко переносить избыток или недостаток других факторов (низкую температуру воздуха и др.)
5. Ни один фактор не может быть полностью заменён другим. Если хотя бы один из факторов достигает критической величины- организм может погибнуть (ограничивающий фактор).
Кияйкина Наталья Федоровна