Технологическая карта урока биологии в 9 классе «Значние скелета. Строение, состав и свойства костей»
Пояснительная записка к презентации
Класс, предмет: 9 класс, биология, соответствует требованиям ФГОС
Тема урока: «Значение скелета. Строение, состав и свойства костей»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: составление проекта решения проблемы; работа по презентации.
Цель урока: познакомить учащихся с составом и функциями опорно-двигательной системы; с химическим составом, строением и свойствами костей.
Задачи урока:1. Общеобразовательные:
сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у обучающихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы;совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом;
формировать умение вести научный диалог;
продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения.
2. Развивающие - продолжить развивать умения учеников:
выделять главное из полученной информации, видеть проблему, анализировать, сравнивать, делать выводы;
устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения;
выступать перед аудиторией;
анализировать ответы одноклассников.
3. Воспитательные – продолжить прививать:
коммуникативные умения и навыки;
активную жизненную позицию, любознательность;
чувство ответственности за сохранение своего здоровья (необходимость следить за своей осанкой и питанием).
Используемое оборудование: ПК, презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, учебник, прокаленная и декальцинированная кости, несколько пластиковых стаканов, жетоны, технологические карты учащихся.
Краткое описание урока
Данный урок является первым уроком в теме «Опорно-двигательная система». В ходе работы на уроке учащиеся должны познакомиться со значением скелета, особенностями строения и состава костей. Все записи делаются в данной технологической карте.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ (ФИ)__________________________
ТЕМА УРОКА: _____________________________________________
1
Опорно-двигательная система
. Состав ОДС2 . Значение скелета
1. _________________________________________________
2. _________________________________________________ механические функции
3 . _________________________________________________
4. _________________________________________________
5. _________________________________________________ биологические функции
6. _________________________________________________
3. Заполните таблицу «Форма костей»
№ | Фома костей | Их роль | Примеры |
1 | |||
2 | |||
3 |
4. Заполни пропуски в таблице «Строение кости»
Части кости | Строение и расположение | Функции |
Образована соединительной тканью, пронизана большим количеством кровеносных сосудов и нервов. Срастается с костью. | Защитная функция, питание клеток, снабжена рецепторами болевой чувствительности | |
Компактное (плотное) вещество | Расположено под надкостницей, состоит из пластинок, которые плотно прилегают друг к другу. Они имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. | |
Костные пластинки в нем расположены рыхло по направлению наибольшей нагрузки. | Обеспечивает легкость и прочность | |
Красный костный мозг | Находится в губчатом веществе коротких плоских костей и в эпифизах трубчатых костей. | |
Желтый костный мозг | При кровопотерях превращается в красный костный мозг, то есть представляет собой своеобразный резерв для красного костного мозга . |
5. Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека
Материал | Прочность на сжатие | Прочность на растяжение |
Сталь | 552 | 827 |
КОСТЬ | 170 | 120 |
Гранит | 145 | 5 |
Дуб | 59 | 117 |
Бетон | 21 | 2 |
Вывод: кость по прочности превосходит _________________________________________, уступает только ____________________________________________________
6. Химический состав костей
А) Изучите данные таблицы
Вещества костей человека в зрелом возрасте | Примерное содержание, % |
Вода | 20% |
Минеральные соли, в основном, соли кальция, фосфора и магния | 50% |
Белки (оссеин), жиры и углеводы | 30% |
Всего | 100% |
Б) Заполните схему
Химический состав кости
1._____________________
2._____________________
3._____________________
1._____________________
2._____________________
3._____________________
В) Сделайте вывод о роли веществ кости:
Неорганические вещества придают кости___________________
_____________________________
Органические вещества придают кости______________________
7. Я считаю, что усвоил(а) знания с урока на отметку ____; работа на уроке ______ .
8. Задание на дом: изучить стр. 100-104, вопросы 1-8, стр. 106-107; ответить на вопрос:
«Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
Организационный этап | Вступительное слово учителя – настрой на предстоящую работу. | Подготовка класса к уроку. | Личностные: самоопределение Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний | Предлагает обучающимся посмотреть видеофрагмент и определить тему раздела. Выявляет уровень знаний по строению скелета (на основе знаний 7-го класса). | Изучают видеофрагмент, высказывают свои предположения. Выполняют задание презентации. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Познавательные: сравнение с целью выявления соответствия и несоответствия Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Формулирование темы и цели урока | Предлагает обучающимся определить тему и цель урока. Обобщает и уточняет ответы обучающихся. | Высказывают свои предположения относительно темы урока. Формулируют тему и цель урока. | Регулятивные: целеполагание Познавательные: самостоятельное выделение темы и формулирование цели урока Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли |
Постановка учебных задач | Предлагает составить задачи на данный урок. Помогает обучающимся в постановке учебных задач. | Формулируют задачи, озвучивают их и согласовывают. | Регулятивные: планирование Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы Коммуникативные: постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли |
Построение проекта выхода из затруднения | Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации и решению задач урока. Помогает найти ответы. | Работа по решению проблемной ситуации: самостоятельно находят ответы в различных источниках информации; выполняют задания; делают выводы. | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: восприятие текстов научного стиля, определение основной и второстепенной информации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Анализ выполнения работы обучающимися | Предлагает вернуться к задачам урока и выяснить проблемные вопросы. Комментирует выступления, обобщает ответы обучающихся. | Соотносят задачи и результаты урока. Выдвигают варианты решения проблемы. Слушают товарищей, обсуждают, корректируют. | Личностные: смыслообразование Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Познавательные: структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, анализ Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи |
Первичное закрепление | Проверяет осознанность полученных знаний, задавая каждому вопрос на закрепление. | Выполняют упражнение на проверку новых знаний. | Регулятивные: саморегуляция, контроль и коррекция Познавательные: структурирование знаний Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем |
Оценивание работы | Предлагает оценить свою работу на уроке и работу товарищей. | Участвуют в оценивании своей работы и взаимооценке. | Личностные: смыслообразование Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: оценка действий партнера |
Домашнее задание | Предлагает обучающимся самим выбрать домашнее задание. | Выбирают и записывают домашнее задание в дневники. | Личностные: самоопределение Регулятивные: прогнозирование Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи |
10. Рефлексия учебной деятельности | Предлагает проанализировать проделанную работу. Организует рефлексию. | Высказывают своё отношение к уроку. | Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности Познавательные: рефлексия, анализ Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Литература:
Биология: Человек. 9 кл.: учебник / М.Р. Сапин, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8 М.: Дрофа
Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие – СПб.: «Паритет»
http://tana.ucoz.ru/load/325-1-0-962 - Скелет человека