12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зубова Ольга Алексеевна5912
Учитель химии и биологии в сельской школе. Образование высшее; категория высшая. Являюсь одним из победителей конкурса лучших учителей РФ в Приоритетном национальном проекте "Образование" - 2007 г.
Россия, Вологодская обл., Устюженский район, д. Лентьево
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
8

Технологическая карта урока биологии в 9 классе "Значние скелета. Строение, состав и свойства костей"



Класс, предмет: 9 класс, биология, соответствует требованиям ФГОС

Тема урока: «Значение скелета. Строение, состав и свойства костей»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: составление проекта решения проблемы; работа по презентации.

Цель урока: познакомить учащихся с составом и функциями опорно-двигательной системы; с химическим составом, строением и свойствами костей.

Задачи урока:

1. Общеобразовательные:

сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у обучающихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы;

совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом;

формировать умение вести научный диалог;

продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения.


2. Развивающие - продолжить развивать умения учеников:

выделять главное из полученной информации, видеть проблему, анализировать, сравнивать, делать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения;

выступать перед аудиторией;

анализировать ответы одноклассников.


3. Воспитательные – продолжить прививать:

коммуникативные умения и навыки;

активную жизненную позицию, любознательность;

чувство ответственности за сохранение своего здоровья (необходимость следить за своей осанкой и питанием).


Используемое оборудование: ПК, презентация PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, учебник, прокаленная и декальцинированная кости, несколько пластиковых стаканов, жетоны, технологические карты учащихся.


Краткое описание урока

Данный урок является первым уроком в теме «Опорно-двигательная система». В ходе работы на уроке учащиеся должны познакомиться со значением скелета, особенностями строения и состава костей. Все записи делаются в данной технологической карте.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ (ФИ)__________________________


ТЕМА УРОКА: _____________________________________________


1

Опорно-двигательная система

t1605304371aa.gif . Состав ОДС


t1605304371ab.gif

t1605304371ac.gift1605304371ad.gif

t1605304371ae.gift1605304371ae.gif


t1605304371af.gif

2t1605304371ag.gif . Значение скелета

1. _________________________________________________

2. _________________________________________________ механические функции

3t1605304371ag.gif . _________________________________________________

4. _________________________________________________

5. _________________________________________________ биологические функции

6. _________________________________________________


3. Заполните таблицу «Форма костей»


Фома костей

Их роль

Примеры

1





2






3






4. Заполни пропуски в таблице «Строение кости»

Части кости

Строение и расположение

Функции



Образована соединительной тканью, пронизана большим количеством кровеносных сосудов и нервов. Срастается с костью.

Защитная функция, питание клеток, снабжена рецепторами болевой чувствительности

Компактное (плотное) вещество

Расположено под надкостницей, состоит из пластинок, которые плотно прилегают друг к другу. Они имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую.



Костные пластинки в нем расположены рыхло по направлению наибольшей нагрузки.

Обеспечивает легкость и прочность

Красный костный мозг

Находится в губчатом веществе коротких плоских костей и в эпифизах трубчатых костей.


Желтый костный мозг


При кровопотерях превращается в красный костный мозг, то есть представляет собой своеобразный резерв для красного костного мозга .

5. Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

552

827

КОСТЬ

170

120

Гранит

145

5

Дуб

59

117

Бетон

21

2


Вывод: кость по прочности превосходит _________________________________________, уступает только ____________________________________________________


6. Химический состав костей

А) Изучите данные таблицы

Вещества костей человека в зрелом возрасте

Примерное содержание, %

Вода

20%

Минеральные соли, в основном, соли кальция, фосфора и магния

50%

Белки (оссеин), жиры и углеводы

30%

Всего

100%


Б) Заполните схему


Химический состав кости




t1605304371ah.gift1605304371ai.gift1605304371aj.gif

t1605304371ak.gift1605304371al.gift1605304371am.gif

t1605304371aj.gift1605304371aj.gif


1._____________________

2._____________________

3._____________________

1._____________________

2._____________________

3._____________________







В) Сделайте вывод о роли веществ кости:

t1605304371an.gif

Неорганические вещества придают кости___________________

_____________________________

Органические вещества придают кости______________________


7. Я считаю, что усвоил(а) знания с урока на отметку ____; работа на уроке ______ .


8. Задание на дом: изучить стр. 100-104, вопросы 1-8, стр. 106-107; ответить на вопрос:

«Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?»



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Организационный этап

Вступительное слово учителя – настрой на предстоящую работу.

Подготовка класса к уроку.

Личностные: самоопределение Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Предлагает обучающимся посмотреть видеофрагмент и определить тему раздела. Выявляет уровень знаний по строению скелета (на основе знаний 7-го класса).

Изучают видеофрагмент, высказывают свои предположения.

Выполняют задание презентации.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: сравнение с целью выявления соответствия и несоответствия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Формулирование темы и цели урока

Предлагает обучающимся определить тему и цель урока.

Обобщает и уточняет ответы обучающихся.

Высказывают свои предположения относительно темы урока.

Формулируют тему и цель урока.

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: самостоятельное выделение темы и формулирование цели урока

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

Постановка учебных задач

Предлагает составить задачи на данный урок.

Помогает обучающимся в постановке учебных задач.

Формулируют задачи, озвучивают их и согласовывают.



Регулятивные: планирование Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы

Коммуникативные: постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли

Построение проекта выхода из затруднения

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации и решению задач урока.


Помогает найти ответы.

Работа по решению проблемной ситуации:

самостоятельно находят ответы в различных источниках информации; выполняют задания; делают выводы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: восприятие текстов научного стиля, определение основной и второстепенной информации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Анализ выполнения работы обучающимися

Предлагает вернуться к задачам урока и выяснить проблемные вопросы.

Комментирует выступления, обобщает ответы обучающихся.

Соотносят задачи и результаты урока. Выдвигают варианты решения проблемы.

Слушают товарищей, обсуждают, корректируют.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Познавательные: структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, анализ Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Первичное закрепление

Проверяет осознанность полученных знаний, задавая каждому вопрос на закрепление.

Выполняют упражнение на проверку новых знаний.

Регулятивные: саморегуляция, контроль и коррекция

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Оценивание работы

Предлагает оценить свою работу на уроке и работу товарищей.

Участвуют в оценивании своей работы и взаимооценке.

Личностные: смыслообразование

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: оценка действий партнера

Домашнее задание

Предлагает обучающимся самим выбрать домашнее задание.

Выбирают и записывают домашнее задание в дневники.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи

10. Рефлексия учебной деятельности

Предлагает проанализировать проделанную работу. Организует рефлексию.

Высказывают своё отношение к уроку.

Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные: рефлексия, анализ

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Литература:

Биология: Человек. 9 кл.: учебник / М.Р. Сапин, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология 8   М.: Дрофа

Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие – СПб.: «Паритет»

http://tana.ucoz.ru/load/325-1-0-962 - Скелет человека


Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.