Технологическая карта урока физики "Электризация тел", 8 класс.
Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Электризация тел»
Предмет: физика
Учитель: Абрамова Марина Николаевна
Класс: 8 класс
Тип урока: Урок по изучению новых знаний и способов деятельности
Тема | Электризация тел. Два рода зарядов. |
Цель урока | формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации понятий электризация тел, два рода зарядов, взаимодействие заряженных тел; выявление теоретических основ электризации тел и построение обобщённых понятий. |
Задачи | Образовательные: Изучить явление электризации тел, законы взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков. Научить решать качественные задачи по теме. Развивающие: Развивать умение организовывать свою учебную деятельность на уроке. Развивать навыки исследовательской работы, учить анализировать полученный результат эксперимента, делать выводы. Учить видеть электрические явления в жизни, научно объяснять их, показать объективность проявления законов физики в быту и технике. Воспитательные: Продолжать формирование научного мировоззрения, самостоятельности мышления; Продолжать воспитание творческой инициативы, поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы на уроке. Продолжать развитие коллективизма, ответственности на уроке. |
УУД | ЛичностныеУУД: принятие и сохранение учебной задачи; реализации цели согласно плану, самооценка результатов своей деятельности; стремление к завершённости учебных действий. Регулятивные УУД: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе. Познавательные УУД: формирование практических умений и навыков при работе с физическим оборудованием, принятие первичных знаний об электризации тел, взаимодействии зарядов одноименных и разноименных знаков. |
Планируемые результаты | Предметные: научатся объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов. Личностные: научатся самостоятельности мышления в учебной деятельности; научатся внимательности, собранности, аккуратности. Метапредметные: Познавательные: научатся управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; научатся проводить анализ информации; Регулятивные: осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности; выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения; вносить коррективы и дополнения в способ своих действий; Коммуникативные: слышать, слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. |
Основные понятия | Электрические явления, электризация тел, электрический заряд, два рода электрических зарядов. |
Межпредметные связи | История, география, биология |
Ресурсы | Учебник «Физика. 8 класс», под ред. А.В. Перышкина Презентация Power Point, Интернет, лабораторное и демонстрационное физическое оборудование |
Приемы | |
Формы организации деятельности обучающихся | коллективная, индивидуальная, групповая |
Методы и приемы работы | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| 1. Организационный момент | ||
Устное сообщение учителя. | Здравствуйте, ребята! Знаменитый французский философ и математик Рене Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую», а мы с вами с полным правом в конце урока физики сможем добавить – я развиваюсь! А чтобы развиваться с точки зрения физики, надо наблюдать, экспериментировать, обобщать и делать правильные выводы. | Приветствие учащихся | Ответ на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя Взаимодействие с учителем Слушание учителя Целеполагание Умение настраиваться на занятие |
| 2.Актуализация опыта обучающихся. Мотивация. Формулировка темы урока. Постановка цели урока. | ||
Беседа, эксперимент | Предлагают провести опыт: воздушный шар потрем о бумагу. Что происходит? Пластмассовую линейку натирают о резиновые перчатки. Подносим затем к мелким кусочкам бумаги последовательно линейку и резиновые перчатки. Что происходит? Посмотрите на экран и определите: какие физические явления показаны на слайде? (слайд 2) Ну, что ж, вы все правильно определили, что на слайде были показаны электрические явления. Открытие электрических явлений легенда приписывает мыслителю древней Греции Фалесу, жившему более двух тысячелетий назад. В окрестностях города Магнезия Фалес находил таинственные камешки, красивые и легкие. Эти дары моря обладали любопытным свойством: если их натирали шерстяной тряпочкой, то к ним прилипали пушинки, легкие кусочки дерева, травы. Такие камешки, выбрасываемые морем, мы сейчас называем янтарем. Древние же греки янтарь называли электроном. Древние греки любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за цвет и блеск «электрон» - что значит «солнечный камень». Отсюда и произошло слово электричество. Первый исследователь - Греки назвали янтарь – электрон, а обнаруженное явление – электризацией. Давайте, и мы с вами определим тему нашего урока, которая кроется в названии слова, объясняющего электрические явления – …Электризация тел. А какие бы цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок? Цель должна начинаться словами: «Я должен узнать...» Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела, какие существуют заряды. Запишем в тетрадь дату и тему урока. | Демонстрация слайдов из презентации с изображением электрических явлений Постановка проблемного вопроса Выяснение темы урока и формулировка его цели | Ответ на вопрос учителя. Взаимодействуют с учителем. Слушание учителя Выдвигают предположения о теме урока «Электризация тел» Ставят цели урока. - смысл понятия «электризация», «электрический заряд»; - научиться описывать и объяснять явления электризации и взаимодействия электрических зарядов. Выдвижение предположения о теме урока Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Контроль правильности ответов обучающихся. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
| 3. Изучение новых знаний и способов деятельности | ||
Объяснение, эксперимент, исследовательский метод, упражнения. Работа в группах | Наблюдение и изучение явления Опыт №1. Потрем пластмассовую линейку о бумагу, поднесем ее к мелким кусочкам бумаги, к фольге. Ребята, что вы заметили? (мелкие предметы притягиваются) Вывод: про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано или что ему сообщен электрический заряд. Опыт №2. Пластмассовую линейку натирают о резиновые перчатки. Подносим затем к мелким кусочкам бумаги последовательно линейку и резиновые перчатки. Сколько тел участвовали в электризации? Что нужно сделать, чтобы наэлектризовать оба тела? Вывод: при трении наэлектризуются оба тела. А из одинакового ли материала должны быть эти тела? Вывод: тела из одинакового материала не электризуются. Отличаются ли заряды разных тел? Опыт №3. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем поднесите их друг к другу. Что наблюдаете? Вывод: Существуют 2 рода зарядов. Заряд, полученный на стекле, потертом о шелк (и на всех телах, где получается заряд такого же рода) называется положительным. Заряд, полученный на эбоните, потертом о мех (и на всех телах, где получается заряд такого же заряда) называется отрицательным. Тела, имеющие одноименный заряд, отталкиваются; тела, имеющие разноименные заряды, притягивается. /записать в тетрадь: стекло + шелк = «+», эбонит + мех = «-» / Почему мы уверены, что электрический заряд бывает 2 видов («+» и «-»), а не трех, четырех? (так как наблюдаем 2 вида взаимодействия – отталкивание и притяжение). Обычно говорят, что волосы, наэлектризованные при их расчесывании, притягиваются к гребенке. А будет ли правильным выражение - «гребенка притягивается волосами»? (Правильным будет выражение «гребенка и волосы взаимно притягиваются друг к другу», так как здесь мы наблюдаем взаимодействие тел). Постарайтесь ответить на вопросы: -Как можно наэлектризовать тело? -Оба ли тела электризуются? -Как обнаружить электризацию тела? -Все ли тела электризуются при соприкосновении? Если вам трудно самостоятельно ответить на эти вопросы, то можно воспользоваться текстом учебника физики Опыт №4. /выполняю я/ А можно ли другим способом зарядить тело, не прибегая к трению? (выслушиваем мнения детей). Проведем опыт. Коснемся наэлектризованной палочкой гильзы из фольги. Что заметили? (гильза сначала притянулась, а затем отталкивается) Почему такое поведение? (изначально гильза не заряжена, поэтому она притянулась, получив часть заряда от палочки, она стала заряжена так же, как и палочка, а одноименные заряды отталкиваются) Какой же получился вывод из нашего эксперимента? Давайте поделимся результатами своих наблюдений и выводами. Вот что получились: 1) Один из видов электризации - это трение, соприкосновение тел. 2) При этом участвуют всегда оба тела. 3) Электризуются оба тела. 4) В природе существуют два вида электрических зарядов. 5) Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются. 6) Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается. Почему вы уверены, что электрический заряд бывает 2 видов («+» и «-»), а не трех, четырех? (так как наблюдаем 2 вида взаимодействия – отталкивание и притяжение). | Даёт учащимся задания выполнить в группах фронтальный физический эксперимент, Составить опорный конспект. Даёт задание поработать с дополнительными источниками информации. Даёт учащимся задания выполнить в группах фронтальный физический эксперимент, Дополнить опорный конспект. Даёт задание поработать с дополнительными источниками информации. | Выполняют эксперимент. Работают в группах. Делают рисунок и записи в тетради. Работают с дополнительными источниками информации. Объясняют наблюдаемые явления. Выполняют эксперимент. Работают в группах. Делают рисунок и записи в тетради. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения за дания в парах. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Работают с дополнительными источниками информации. Объясняют наблюдаемые явления Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы Синтез. Установление причинно-следственных связей. Умение строить речевое высказывание. Анализ содержания параграфа. Поиск, выделение информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
| 4. Первичная проверка понимания изученного | ||
| ВЫВОДЫ. Серия качественных задач: 1. Что такое электризация? 2. Перечислите способы электризации? 3. Какие два рода зарядов существуют? 4. Как взаимодействуют одноименные заряды? 5. Как взаимодействуют разноименные заряды? | Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. | Логические умозаключения. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
| 5. Применение изученного материала | ||
| А знаете ли вы что… Рассказываю про статическое электричество и предлагаю заполнить таблицу по данным из учебника на стр.120 Назовите положительное действие электризации. Назовите отрицательное действие электризации. Назовите способы уменьшения электризации. | Формулировка предложений | Ответы на вопросы. |
| 6. Контроль и самоконтроль | ||
| Ответьте на вопросы тестового задания | Контролирует, обеспечивает мотивацию выполнения. | Учащиеся составляют вопросы в группах, задают вопросы по цепочке. |
| 7. Домашнее задание | ||
| Домашнее задание: § 27, упр. 22, электризация с водой | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействие с учителем Слушание учителя |
| Подведение итогов | ||
| Подведение итога урока сегодня Выполнили мы поставленные цели? И давайте вернемся к эпиграфу урока, можем ли мы с вами дополнить слова знаменитого французского философа и математика Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую, я развиваюсь! Спасибо за урок. | Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос учителя Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
| Рефлексия | ||
| Ребята давайте определим, какой заряд вы получили к концу урока (если вам все понятно и не было трудностей, поднимите «+»; если что-то не получилось «-»). У кого минус отвечают на вопрос. Что мешало работе? Почему не получилось? Что взял бы с собой? Что было интересного? Спасибо за работу. Я очень довольна вами сегодня /оценки/. | Проводит рефлексию, анализирует выбранные «знаки». | Рефлексируют. Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий. Взаимодействие с учителем. Умение формулировать собственное мнение. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Саморегуляция. Рефлексия. |