12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суворова Светлана Ивановна373
Россия, Кировская обл., Унинский район с.Порез

Суворова Светлана Ивановна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ с.Порез

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме «Человек и мир камня»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока новой учебной информации средствами самостоятельной лабораторно-исследовательской работы.

Цели по содержанию:

Образовательные:

Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Сформировать представление о химических свойствах горных пород и минералов;

Сделать практическую работу не только необходимой, сколько неотъемлемой частью учебного процесса, способствующей развитию учебной и исследовательской компетентности школьников.

Развивающие: 

Сформировать простейшие навыки определения горных пород;

Развивать умение сравнивать, делать вывод, свертывать информацию в таблицу.

Реализовывать проектную деятельность в структуре индивидуального подхода к учащимся;

Развивать практическое освоение проектно - исследовательскими и коммуникативными методами;

Формировать учебную и исследовательскую компетенции - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач .

Использовать личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;

Воспитательные:

Способствовать пониманию востребованности результатов обучения;

Развивать любознательность; воспитывать патриотизм.

Ожидаемый результат: формирование умения определять горные породы по совокупности признаков, описывать их свойства и классифицировать горные породы.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки горных пород и минералов.

2.Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик предложенных образцов горных пород и минералов.

Метапредметные:

1. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Планировать пути достижения целей под руководством учителя

3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами,

4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5. Определять понятия, строить логическое рассуждение, делать выводы;

6. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Личностные:

1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

2. Формирование целостного мировоззрения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Общеклассная, индивидуальная, парная

Средства обучения:

Учебник. "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А. А..

Тетрадь-практикум. "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр О. Г..

Коллекции горных пород и минералов.

Лабораторное оборудование: раздаточные коллекции образцов минералов и горных пород, фарфоровые и стеклянные пластинки, 10% раствор соляной кислоты (НСI), пипетка, стаканы с водой. Относительную твердость минералов можно определить используя бытовую шкалу твердости. Минералы твердости 1 пишут на бумаге, не царапая ее, твердость ногтя – 2,5; медной монеты – 3…3,5; оконного стекла – 5; стального ножа – 6; напильника 7.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

п\п

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Организационный момент

Приветствие, создание доброжелательной ситуации, проверка готовности к уроку

Приветствие, настрой на урок

 

Контроль своих действий

Умение устанавливать контакт с окружающими

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Читает стихотворение, задает вопросы к тексту

Определяют тему урока, ставят цель

анализ объектов с целью выделения признаков

Контроль своих действий

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

этап актуализации и пробного учебного действия;

1.«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Проверка понятий и терминов по теме урока.

2.Что такое полезные ископаемые?

Чем горные породы и минералы отличаются друг от друга?

Как человек использует камень?

Почему из одних получают кирпич, другие кладут в суп, а третьи вешают на шею как украшение?

3. Как вы думаете, правда ли, что известный былинный богатырь, Илья Муромец, меряясь силой с ханом Батыем, выжал из камня – гранита воду?

1.Отвечают на вопросы

2.выдвигают предположение о свойствах горных пород

Формирование терминов и понятий

самоконтроль

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

этап выявления места и причины затруднения;

Предлагает определить причины-свойства горных пород и минералов

Предлагает открыть практикумы на стр.16

Выявляют причины

Работа с тетрадью-практикумом

 

Выявлять причины и следствия простых явлений

Высказывать свое мнение

этап построения проекта выхода из затруднения;

Предлагает выполнить работу

Предлагают план проведения работы

умение вести наблюдения за объектами

Выявлять причины и следствия простых явлений

Высказывать свое мнение

этап реализации построенного проекта;

Руководит ходом работы

Выполняют работу

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы

умения организовывать свою деятельность,

управлять своим поведением

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Стихотворение

«Малахитовая шкатулка» (фильм)

Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы

умение выделять, описывать и объяснять

 

Высказывать свое мнение

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Предлагает минерал для определения

(волконскоит)

Выполняют работу, сравнивают с эталоном

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

умения организовывать свою деятельность,

самоконтроль

 

этап включения в систему знаний и повторения;

предлагает выступить с сообщениями

Выступления с сообщениями

Формирование терминов и понятий

Умение слушать и слышать

Умение выступать с сообщением

этап рефлексии учебной деятельности на уроке 

«Давайте пошушукаемся». Ключевая фраза: «Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете»

самооценка

 

самоконтроль

 

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание на выбор:

§21

информация о полезных ископаемых нашей местности

Кроссворд «Минералы и горные породы»

Выбирают д\з, записывают в дневник

 

умения организовывать свою деятельность

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.