Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме «Человек и мир камня»

2
0
Материал опубликован 19 November 2016

Суворова Светлана Ивановна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ с.Порез

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме «Человек и мир камня»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока новой учебной информации средствами самостоятельной лабораторно-исследовательской работы.

Цели по содержанию:

Образовательные:

Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Сформировать представление о химических свойствах горных пород и минералов;

Сделать практическую работу не только необходимой, сколько неотъемлемой частью учебного процесса, способствующей развитию учебной и исследовательской компетентности школьников.

Развивающие: 

Сформировать простейшие навыки определения горных пород;

Развивать умение сравнивать, делать вывод, свертывать информацию в таблицу.

Реализовывать проектную деятельность в структуре индивидуального подхода к учащимся;

Развивать практическое освоение проектно - исследовательскими и коммуникативными методами;

Формировать учебную и исследовательскую компетенции - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач .

Использовать личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;

Воспитательные:

Способствовать пониманию востребованности результатов обучения;

Развивать любознательность; воспитывать патриотизм.

Ожидаемый результат: формирование умения определять горные породы по совокупности признаков, описывать их свойства и классифицировать горные породы.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки горных пород и минералов.

2.Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик предложенных образцов горных пород и минералов.

Метапредметные:

1. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Планировать пути достижения целей под руководством учителя

3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами,

4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5. Определять понятия, строить логическое рассуждение, делать выводы;

6. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Личностные:

1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

2. Формирование целостного мировоззрения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

Общеклассная, индивидуальная, парная

Средства обучения:

Учебник. "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А. А..

Тетрадь-практикум. "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр О. Г..

Коллекции горных пород и минералов.

Лабораторное оборудование: раздаточные коллекции образцов минералов и горных пород, фарфоровые и стеклянные пластинки, 10% раствор соляной кислоты (НСI), пипетка, стаканы с водой. Относительную твердость минералов можно определить используя бытовую шкалу твердости. Минералы твердости 1 пишут на бумаге, не царапая ее, твердость ногтя – 2,5; медной монеты – 3…3,5; оконного стекла – 5; стального ножа – 6; напильника 7.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

п\п

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Организационный момент

Приветствие, создание доброжелательной ситуации, проверка готовности к уроку

Приветствие, настрой на урок

 

Контроль своих действий

Умение устанавливать контакт с окружающими

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Читает стихотворение, задает вопросы к тексту

Определяют тему урока, ставят цель

анализ объектов с целью выделения признаков

Контроль своих действий

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

этап актуализации и пробного учебного действия;

1.«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Проверка понятий и терминов по теме урока.

2.Что такое полезные ископаемые?

Чем горные породы и минералы отличаются друг от друга?

Как человек использует камень?

Почему из одних получают кирпич, другие кладут в суп, а третьи вешают на шею как украшение?

3. Как вы думаете, правда ли, что известный былинный богатырь, Илья Муромец, меряясь силой с ханом Батыем, выжал из камня – гранита воду?

1.Отвечают на вопросы

2.выдвигают предположение о свойствах горных пород

Формирование терминов и понятий

самоконтроль

формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

этап выявления места и причины затруднения;

Предлагает определить причины-свойства горных пород и минералов

Предлагает открыть практикумы на стр.16

Выявляют причины

Работа с тетрадью-практикумом

 

Выявлять причины и следствия простых явлений

Высказывать свое мнение

этап построения проекта выхода из затруднения;

Предлагает выполнить работу

Предлагают план проведения работы

умение вести наблюдения за объектами

Выявлять причины и следствия простых явлений

Высказывать свое мнение

этап реализации построенного проекта;

Руководит ходом работы

Выполняют работу

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы

умения организовывать свою деятельность,

управлять своим поведением

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Стихотворение

«Малахитовая шкатулка» (фильм)

Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы

умение выделять, описывать и объяснять

 

Высказывать свое мнение

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Предлагает минерал для определения

(волконскоит)

Выполняют работу, сравнивают с эталоном

умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

умения организовывать свою деятельность,

самоконтроль

 

этап включения в систему знаний и повторения;

предлагает выступить с сообщениями

Выступления с сообщениями

Формирование терминов и понятий

Умение слушать и слышать

Умение выступать с сообщением

этап рефлексии учебной деятельности на уроке 

«Давайте пошушукаемся». Ключевая фраза: «Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете»

самооценка

 

самоконтроль

 

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание на выбор:

§21

информация о полезных ископаемых нашей местности

Кроссворд «Минералы и горные породы»

Выбирают д\з, записывают в дневник

 

умения организовывать свою деятельность

 
Комментарии
Комментариев пока нет.