Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме «Человек и мир камня»
Суворова Светлана Ивановна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ с.Порез
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме «Человек и мир камня»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока новой учебной информации средствами самостоятельной лабораторно-исследовательской работы.
Цели по содержанию:
Образовательные:
Сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.
Сформировать представление о химических свойствах горных пород и минералов;
Сделать практическую работу не только необходимой, сколько неотъемлемой частью учебного процесса, способствующей развитию учебной и исследовательской компетентности школьников.
Развивающие:
Сформировать простейшие навыки определения горных пород;
Развивать умение сравнивать, делать вывод, свертывать информацию в таблицу.
Реализовывать проектную деятельность в структуре индивидуального подхода к учащимся;
Развивать практическое освоение проектно - исследовательскими и коммуникативными методами;
Формировать учебную и исследовательскую компетенции - готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач .
Использовать личностную ориентацию и деятельностный характер обучения;
Воспитательные:
Способствовать пониманию востребованности результатов обучения;
Развивать любознательность; воспитывать патриотизм.
Ожидаемый результат: формирование умения определять горные породы по совокупности признаков, описывать их свойства и классифицировать горные породы.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки горных пород и минералов.
2.Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик предложенных образцов горных пород и минералов.
Метапредметные:
1. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Планировать пути достижения целей под руководством учителя
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами,
4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. Определять понятия, строить логическое рассуждение, делать выводы;
6. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Личностные:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
2. Формирование целостного мировоззрения.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Общеклассная, индивидуальная, парная
Средства обучения:
Учебник. "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А. А..
Тетрадь-практикум. "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр О. Г..
Коллекции горных пород и минералов.
Лабораторное оборудование: раздаточные коллекции образцов минералов и горных пород, фарфоровые и стеклянные пластинки, 10% раствор соляной кислоты (НСI), пипетка, стаканы с водой. Относительную твердость минералов можно определить используя бытовую шкалу твердости. Минералы твердости 1 пишут на бумаге, не царапая ее, твердость ногтя – 2,5; медной монеты – 3…3,5; оконного стекла – 5; стального ножа – 6; напильника 7.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
|||
№п\п |
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
|||
Организационный момент |
Приветствие, создание доброжелательной ситуации, проверка готовности к уроку |
Приветствие, настрой на урок |
Контроль своих действий |
Умение устанавливать контакт с окружающими |
||
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; |
Читает стихотворение, задает вопросы к тексту |
Определяют тему урока, ставят цель |
анализ объектов с целью выделения признаков |
Контроль своих действий |
формулирование и аргументация своего мнения и позиции; |
|
этап актуализации и пробного учебного действия; |
1.«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» Проверка понятий и терминов по теме урока. 2.Что такое полезные ископаемые? Чем горные породы и минералы отличаются друг от друга? Как человек использует камень? Почему из одних получают кирпич, другие кладут в суп, а третьи вешают на шею как украшение? 3. Как вы думаете, правда ли, что известный былинный богатырь, Илья Муромец, меряясь силой с ханом Батыем, выжал из камня – гранита воду? |
1.Отвечают на вопросы 2.выдвигают предположение о свойствах горных пород |
Формирование терминов и понятий |
самоконтроль |
формулирование и аргументация своего мнения и позиции; |
|
этап выявления места и причины затруднения; |
Предлагает определить причины-свойства горных пород и минералов Предлагает открыть практикумы на стр.16 |
Выявляют причины Работа с тетрадью-практикумом |
Выявлять причины и следствия простых явлений |
Высказывать свое мнение |
||
этап построения проекта выхода из затруднения; |
Предлагает выполнить работу |
Предлагают план проведения работы |
умение вести наблюдения за объектами |
Выявлять причины и следствия простых явлений |
Высказывать свое мнение |
|
этап реализации построенного проекта; |
Руководит ходом работы |
Выполняют работу |
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы |
умения организовывать свою деятельность, |
управлять своим поведением |
|
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; |
Стихотворение «Малахитовая шкатулка» (фильм) |
Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы |
умение выделять, описывать и объяснять |
Высказывать свое мнение |
||
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; |
Предлагает минерал для определения (волконскоит) |
Выполняют работу, сравнивают с эталоном |
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений |
умения организовывать свою деятельность, самоконтроль |
||
этап включения в систему знаний и повторения; |
предлагает выступить с сообщениями |
Выступления с сообщениями |
Формирование терминов и понятий |
Умение слушать и слышать |
Умение выступать с сообщением |
|
этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
«Давайте пошушукаемся». Ключевая фраза: «Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете» |
самооценка |
самоконтроль |
|||
Домашнее задание |
Предлагает домашнее задание на выбор: §21 информация о полезных ископаемых нашей местности Кроссворд «Минералы и горные породы» |
Выбирают д\з, записывают в дневник |
умения организовывать свою деятельность |