Технологическая карта урока геометрии в 9 классе «Пирамида»
Технологическая карта
Предмет: геометрия
Класс: 9
Учебник: «Геометрия 7-9 класс», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.,
Тема урока: «Пирамида»
Тип урока: получение новых знаний.
Цели деятельности учителя | Создать условия для повторения понятия площади плоских фигур, введения понятий объема тела, единиц измерения объемов тел, для изучения основных свойств объемов и прямоугольного параллелепипеда, способствовать развитию логического мышления учащихся | ||
Термины и понятия | Призма, параллелепипед, грани, ребра, объем | ||
Планируемые результаты | | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||
Умеют формулировать и обосновывать основное свойство диагоналей прямоугольного параллелепипеда, объяснять что такое объем. | Познавательные: умеют видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения и формулировать выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | ||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся | | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Систематизировать теоретические знания | Что называется призмой? прямой призмой? правильной призмой? - Объясните, что такое параллелепипед? Дайте определение прямого параллелепипеда, прямоугольного параллелепипеда. - Сформулируйте основные свойства объемов. - Что такое измерения прямоугольного параллелепипеда? - Сформулируйте свойство диагонали прямоугольного параллелепипеда. - Чему равен объем куба? Объем прямоугольного параллелепипеда? - Какой формулой выражается объем призмы? Проверка решения задачи № 1200(б),1199 | ||
II этап. Учебно-познавательная деятельность | | ||
Цель деятельности | Совместная деятельность | ||
Ввести понятие пирамиды, научить ее строить; записать формулу для нахождения объема пирамиды | 1. Учащиеся самостоятельно изучают материал пункта 128 “Пирамида” по учебнику (с. 311-313). 2. Учитель на моделях различных пирамид объясняет учащимся, что такое пирамида, основание пирамиды, боковые грани пирамиды, вершина пирамиды, боковые ребра пирамиды. 3. Вводится новое понятие: треугольную пирамиду часто называют тетраэдром. 4. На доске и в тетрадях строятся изображения пирамиды; проводятся высота пирамиды и апофема (рис. 353). 5. В тетрадях учащиеся записывают определения: а) Отрезок, соединяющий вершину пирамиды с плоскостью ее основания и перпендикулярный к этой плоскости, называется высотой пирамиды. б) Пирамида называется правильной, если ее основание - правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является ее высотой. в) Высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины, называется апофемой. 6. Вводится формула: объем пирамиды равен одной трети произведения площади основания на высоту: | ||
III этап. Решение задач | | ||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Закрепить понятие объема и формул для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда | Организует деятельность учащихся. | Решить из учебника № 1211,1206 | |
V этап. Итоги урока. Рефлексия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Зафиксировать новое содержание урока; | - Объясните, как измеряются объемы тел. - Сформулируйте основные свойства объемов. - Что такое измерения прямоугольного параллелепипеда? - Сформулируйте свойство диагонали прямоугольного параллелепипеда. - Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда? | Отвечают на вопросы учителя Домашнее задание: изучить материал п.128,повторить 126-127 и записать в тетрадях решение задач № 1207 |