Технологическая карта урока изобразительного искусства «Европейские города Средневековья» (2–4 классы)
Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе
Тип урока: Комбинированный
Тема урока |
«Европейские города Средневековья» |
Цель |
Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображении витража собора Европейского Средневекового города. |
Задачи |
Образовательные: познакомить с особенностями архитектуры и искусства средневековой Европы; сформировать представления об образах и декоре готического собор; дать представление о витражах, «готической розой» 2) сформировать умение выполнять витражную композицию в круге; уметь организовывать рабочего места, и выполнять работу по плану; 3) совершенствовать приемы работы в цвете в орнаментальной технике. Развивающие: Развивать память, внимание, учащихся; кругозор детей. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать. Продолжить работы над развитием образного, эмоционального восприятия. Воспитательные: Способствовать воспитанию уважительного отношения к работе художника, интереса к культуре и традициям и других народов. Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала. Воспитывать интерес к архитектуре средневековья. Способствовать воспитанию общей культуры труда: соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены. |
Планируемые результаты |
Предметные: иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности Формируемые УУД: личностные регулятивные коммуникативные познавательные |
Основные понятия |
Средневековый город, собор, ярмарка, витраж, готическая роза. |
Межпредметные связи |
История, Русский язык. |
Оборудование
|
Оборудование учителя: слайдовая презентация, новые термины (словарная работа), правила безопасной работы с пачкающими материалами, проектор, экран, фотографии соборов, рисунки соборов, 13 белых листов бумаги (заготовка для учеников). Оборудование учащихся: Материалы: акварель или гуашь, вода. Инструменты: кисти, карандаш, чёрный маркер, ластик. Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для вытирания кисти. |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
|||||||
Предметные |
УУД |
||||||||||
I. Организация класса на работу |
1 мин |
||||||||||
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Васильевна. - Для начала давайте отметим наше настроение на начала урока. Для этого возьмите листочки, подпишите их. Если у вас хорошее настроение, нарисуйте солнышком, если у вас не хорошее, но и не плохое настроение, то нарисуйте елочкой, а если плохое, то нарисуйте тучкой. Отложите листочки на край стола, они понадобятся нам в конце занятия. |
Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. |
|
Личностные УУД: описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
|||||||
II. Повторение пройденного материала |
2 мин. |
||||||||||
Анализ материала прошлого урока |
- А в какой части света мы живём? - А речь сегодня у нас пойдёт о Средневековых Европейских городах. |
Отвечают на вопросы учителя |
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
||||||||
III. Формулирование темы урока, постановка цели |
3-5 мин. |
||||||||||
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися. |
- Сегодня и мы с вами познакомимся с искусством и архитектурой Средневекового города Западной Европы. - Какие Средневековые города вы знаете? - Например: (Прага, Кёльн, Париж и т. д.) - Замечательно. - Я думаю, вам понравится эта тема, ведь в ней таиться очень много интересного. |
Высказывают свое мнение о практической значимости работы. |
Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять и формулировать цель, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. |
||||||||
IV. Усвоение новых знаний |
(10-12 мин.) |
||||||||||
|
Вводная беседа: - Давайте отправляемся на 700 лет назад в Европу. В это время по всей Западной Европе стали вырастать города. Они вырастали на перекрестках дорог, там, где было удобно устраивать ярмарки. - А вы знаете что такое «Ярмарки»?(слайд) - Это временная торговая площадь, рынок. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые закрывались каждую ночь. Днем же город был открыт для торговли. - А вы знали, что ширина улиц средневекового города сильно изменялись. Наиболее широкая улица 7-8 метров, а меленькие не более 2 метров или метр. Одна из улиц Брюсселя «Улица одного человека», т.к. двое не могли тут разойтись. - Как вы думаете почему? - Готические соборы возводили из камня. - Собор строился не на холме и не на утесе. Он вырос своими величавыми башнями и острым шпилем среди тесных и кривых улочек. - А вы знаете, какие нибудь соборы? - Давайте познакомимся с собором Парижской Богоматери. - Он один из символов французской столицы. - Кёльнский собор - занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. - Сиенский собор - в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии. Главная церковь Сиенской республики. - Миланский собор - расположен в Милане историческом центре города. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. - А сейчас давайте немножко отдохнём и проведём физминутку. Физминутка: - И так, а сейчас мы отдохнули и давайте продолжим наше занятие. - Соборы были украшены витражами. Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Сюжетами были картины из Библии или сцены событий из жизни людей. - Свет из окон необычен. Там нет стен. Есть только большие окна, которые украшали Витражом. Витражи пропускали разноцветные лучи и наполняли воздух прозрачной красочностью ожившей сказки. - Особое значение имел витраж – готическая роза. - А почему его так называют? Это большое окно с ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом. - А сейчас давайте посмотрим какие бывают витражи. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. - Вы можете заметить, что на стенах в сравнении с русской церковью чего-то не хватает? (икон), а вот свечи так же ставят, хотя чуть иначе. - Как вы думаете, какая одежда была в то время? - Одежда богатых была разноцветной и украшалась вышивками. Бедняки не имели права одеваться ярко. По костюму, его цвету и украшениям можно было сразу сказать, кто этот человек, чем занимается. - Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в юбки с огромными шлейфами. Верх одежды был очень узким, это удлиняло фигуру и делало ее тоньше. - Обувь шили из цветной кожи, носок был заострен и удлинен. Острые головные уборы представляли единообразие с заостренными башнями и шпилями соборов. |
Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Совместно с учителем анализируют работу, выполняют физминутку. |
Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. |
Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого; высказывать суждения о художественных особенностях произведений. Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий Личностные УУД: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) |
|||||||
V. Организация рабочего места |
1-2 мин. |
||||||||||
- А сейчас ребята мы переходим к практической работе. - Давайте проверим вашу готовность к уроку, всё ли вы принесли? - Разложите все, что вам понадобиться так чтобы, всё лежало на своих местах и не мешало вам во время работы. |
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. |
Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. |
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
||||||||
VI. Практическая работа |
20-25 мин. |
||||||||||
- И так ребята, сейчас я каждому и вас дам лист бумаги, на котором вам необходимо нарисовать свой витраж. Для этого вам необходимо: 1. Составить узор для орнамента. 2. Выполнить элементы витража в цвете. 3. Оформить витражные основы. - Когда будете составлять узор для орнамента, делайте его тоненько простым карандашом. - После вам необходимо его оформить в цвете, но не нужно брать слишком темные краски, потому что потом вам нужно будет оформить витражные основы. - Вы это будете делать черным маркером либо тонкой кистью и черной краской, но после того как рисунок немножко подсохнет. - Когда вы выполните свои работы, мы их посмотрим и оценим. - А сейчас преступаем к работе. - Постарайтесь выполнить работу полностью. - И так ребята заканчиваем свои работы. Выставка рисунков. - А сейчас первый ряд, встанет и покажет свои рисунки 2 – 3 ряду. - Ребят, а вам необходимо оценить работы. - И так, Машенька, чья работа тебе нравиться? - И почему? - что тебе понравилось больше всего в её или его рисунке? И т. д.
|
Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту |
Выполнять: — изображение, используя алгоритм; Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. |
Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия. Личностные УУД: Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения |
||||||||
VII. Подведение итога урока. Рефлексия. |
3 мин. |
||||||||||
- Как выглядел средневековый европейский город (это крепость, которая закрывается на ночь, а днем на центральной площади возле собора идет активная торговля). - В какое время начали вырастать города? - О каких городах мы сегодня с вами разговаривали? - Что было гордостью этого города? - О каких соборах мы сегодня говорили? - Что было вместо стен в соборе? - Как называется главное окно собора? - Что вы сегодня рисовали? (витраж) - Что это такое? (это цветные стекла, заполнившие пространство окна). - Вы все молодцы. - Давайте отметим ваше настроение на конец занятия. - Для этого возьмите листочки, на которых вы уже отмечали ваше настроение. Если у вас хорошее настроение, нарисуйте солнышком, если у вас не хорошее, но и не плохое настроение, то нарисуйте елочкой, а если плохое, то нарисуйте тучкой. |
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности |
Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. |
|||||||||
VIII. Уборка рабочих мест |
2 мин. |
||||||||||
- А сейчас убираем свои рабочие места, что бы было всё чистенько. - Всем спасибо за работу. До свидание. |
Наводят порядок на рабочем столе |
Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место |