Технологическая карта урока изобразительного искусства «Европейские города Средневековья» (2–4 классы)

0
0
Материал опубликован 25 January 2017

Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе

Тип урока: Комбинированный

 

Тема урока

«Европейские города Средневековья»

Цель

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображении витража собора Европейского Средневекового города.

Задачи

Образовательные: познакомить с особенностями архитектуры и искусства средневековой Европы; сформировать представления об образах и декоре готического собор; дать представление о витражах, «готической розой»

2) сформировать умение выполнять витражную композицию в круге; уметь организовывать рабочего места, и выполнять работу по плану;

3) совершенствовать приемы работы в цвете в орнаментальной технике.

Развивающие:

Развивать  память, внимание, учащихся; кругозор детей.

Развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

Продолжить работы над развитием образного, эмоционального восприятия.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию уважительного отношения к работе художника, интереса к культуре и традициям и других народов.

Воспитывать эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.

Воспитывать интерес к архитектуре средневековья.

Способствовать воспитанию общей культуры труда: соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены.

Планируемые результаты

Предметные:

иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Формируемые УУД:

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Основные понятия

Средневековый город, собор, ярмарка, витраж, готическая роза.

Межпредметные связи

История, Русский язык.

Оборудование

 

Оборудование учителя:

слайдовая презентация, новые термины (словарная работа), правила безопасной работы с пачкающими материалами, проектор, экран, фотографии соборов, рисунки соборов, 13 белых листов бумаги (заготовка для учеников).

Оборудование учащихся:

Материалы: акварель или гуашь, вода.

Инструменты: кисти, карандаш, чёрный маркер, ластик.

Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для вытирания кисти.

 

Ход урока

Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

 

I. Организация класса на работу

   

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Васильевна.

- Для начала давайте отметим наше настроение на начала урока. Для этого возьмите листочки, подпишите их. Если у вас хорошее настроение, нарисуйте солнышком, если у вас не хорошее, но и не плохое настроение, то нарисуйте елочкой, а если плохое, то нарисуйте тучкой. Отложите листочки на край стола, они понадобятся нам в конце занятия.

Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.

 

Личностные УУД: описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

 
 

II. Повторение пройденного материала

   

2 мин.

Анализ материала прошлого урока

- А в какой части света мы живём?

- А речь сегодня у нас пойдёт о Средневековых Европейских городах.

Отвечают на вопросы учителя

 

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 
 

III. Формулирование темы урока, постановка цели

   

3-5 мин.

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.

- Сегодня и мы с вами познакомимся с искусством и архитектурой Средневекового города Западной Европы.

- Какие Средневековые города вы знаете?

- Например: (Прага, Кёльн, Париж и т. д.)

- Замечательно.

- Я думаю, вам понравится эта тема, ведь в ней таиться очень много интересного.

Высказывают свое мнение о практической значимости работы.

 

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно определять и формулировать цель, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

 
 

IV. Усвоение новых знаний

   

(10-12 мин.)

 

 

Вводная беседа:

- Давайте отправляемся на 700 лет назад в Европу. В это время по всей Западной Европе стали вырастать города. Они вырастали на перекрестках дорог, там, где было удобно устраивать ярмарки.

- А вы знаете что такое «Ярмарки»?(слайд)

- Это временная торговая площадь, рынок. Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые закрывались каждую ночь. Днем же город был открыт для торговли.

- А вы знали, что ширина улиц средневекового города сильно изменялись.

Наиболее широкая улица 7-8 метров, а меленькие не более 2 метров или метр. Одна из улиц Брюсселя «Улица одного человека», т.к. двое не могли тут разойтись.

- Как вы думаете почему?

- Готические соборы возводили из камня.

- Собор строился не на холме и не на утесе. Он вырос своими величавыми башнями и острым шпилем среди тесных и кривых улочек.

- А вы знаете, какие нибудь соборы?

- Давайте познакомимся с собором Парижской Богоматери.

- Он один из символов французской столицы.

- Кёльнский собор - занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия.

- Сиенский собор - в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии. Главная церковь Сиенской республики.

- Миланский собор - расположен в Милане историческом центре города. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора.

- А сейчас давайте немножко отдохнём и проведём физминутку.

Физминутка:

- И так, а сейчас мы отдохнули и давайте продолжим наше занятие.

- Соборы были украшены витражами.

Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Сюжетами были картины из Библии или сцены событий из жизни людей.

- Свет из окон необычен. Там нет стен. Есть только большие окна, которые украшали Витражом. Витражи пропускали разноцветные лучи и наполняли воздух прозрачной красочностью ожившей сказки.

- Особое значение имел витраж – готическая роза.

- А почему его так называют? Это большое окно с ажурным переплетом на фасаде собора, высоко над входом.

- А сейчас давайте посмотрим какие бывают витражи.

Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей.

- Вы можете заметить, что на стенах в сравнении с русской церковью чего-то не хватает? (икон), а вот свечи так же ставят, хотя чуть иначе.

- Как вы думаете, какая одежда была в то время?

- Одежда богатых была разноцветной и украшалась вышивками. Бедняки не имели права одеваться ярко. По костюму, его цвету и украшениям можно было сразу сказать, кто этот человек, чем занимается.

- Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в юбки с огромными шлейфами. Верх одежды был очень узким, это удлиняло фигуру и делало ее тоньше.

- Обувь шили из цветной кожи, носок был заострен и удлинен. Острые головные уборы представляли единообразие с заостренными башнями и шпилями соборов.

Участвуют в диалоге,

наблюдают, слушают,

отвечают на вопросы,

высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу,

выполняют

физминутку.

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Познавательные УУД:

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,

уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД: учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

Личностные УУД:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям)

 
 

V. Организация рабочего места

   

1-2 мин.

 

- А сейчас ребята мы переходим к практической работе.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку, всё ли вы принесли?

- Разложите все, что вам понадобиться так чтобы, всё лежало на своих местах и не мешало вам во время работы.

Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями.

Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.

Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания.

 
 

VI. Практическая работа

   

20-25 мин.

 

- И так ребята, сейчас я каждому и вас дам лист бумаги, на котором вам необходимо нарисовать свой витраж.

Для этого вам необходимо:

1. Составить узор для орнамента.

2. Выполнить элементы витража в цвете.

3. Оформить витражные основы.

- Когда будете составлять узор для орнамента, делайте его тоненько простым карандашом.

- После вам необходимо его оформить в цвете, но не нужно брать слишком темные краски, потому что потом вам нужно будет оформить витражные основы.

- Вы это будете делать черным маркером либо тонкой кистью и черной краской, но после того как рисунок немножко подсохнет.

- Когда вы выполните свои работы, мы их посмотрим и оценим.

- А сейчас преступаем к работе.

- Постарайтесь выполнить работу полностью.

- И так ребята заканчиваем свои работы.

Выставка рисунков.

- А сейчас первый ряд, встанет и покажет свои рисунки 2 – 3 ряду.

- Ребят, а вам необходимо оценить работы.

- И так, Машенька, чья работа тебе нравиться?

- И почему?

- что тебе понравилось больше всего в её или его рисунке? И т. д.

 

Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Выполнять:

изображение,

используя алгоритм;

Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения

 
 

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

   

3 мин.

 

- Как выглядел средневековый европейский город (это крепость, которая закрывается на ночь, а днем на центральной площади возле собора идет активная торговля).

- В какое время начали вырастать города?

- О каких городах мы сегодня с вами разговаривали?

- Что было гордостью этого города?

- О каких соборах мы сегодня говорили?

- Что было вместо стен в соборе?

- Как называется главное окно собора?

- Что вы сегодня рисовали? (витраж)

- Что это такое? (это цветные стекла, заполнившие пространство окна).

- Вы все молодцы.

- Давайте отметим ваше настроение на конец занятия.

- Для этого возьмите листочки, на которых вы уже отмечали ваше настроение. Если у вас хорошее настроение, нарисуйте солнышком, если у вас не хорошее, но и не плохое настроение, то нарисуйте елочкой, а если плохое, то нарисуйте тучкой.

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности

 

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

 
 

VIII. Уборка рабочих мест

   

2 мин.

 

- А сейчас убираем свои рабочие места, что бы было всё чистенько.

- Всем спасибо за работу. До свидание.

Наводят порядок на рабочем столе

 

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации