12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Селезнёва Светлана Петровна126
Россия, Владимирская обл., Владимир

Технологическая карта интегрированного урока

Класс: 6

Учителя: Селезнёва Светлана Петровна /учитель русского языка и литературы/, Бральнина Ольга Геннадьевна /учитель биологии

Предмет: русский язык - биология

Название раздела, темы: русский язык «Синтаксис» - биология «Многообразие органического мира»

Урок контроля

Тема мероприятия: «Лишайники»

Цели урока: материалом урока способствовать закреплению знаний по разным предметам школьного курса, развивая навыки анализа и синтеза

Планируемые результаты: освоить тестовую форму контроля, используя тесты разного типа (открытого и закрытого)

Предметные: установить межпредметные связи, формировать ответственное отношение к каждому предмету, доказывая, что материал одного урока может быть востребован в самом неожиданном свете, способствовать формированию целостного мировосприятия

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; свободная ориентация и восприятие художественного текста, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. На примере художественного текста и тестовых задании развивать у детей навыки самообразование и смыслообразования.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: рабочая тетрадь, раздаточный материал, листы ответа

Использованная литература:

Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения. - М., Просвещение, 1988.

Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 1996.

Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.

Сысоев Н.Д. Встречи с природой. Ярославль. Верхне-Волжское кн.изд., 1979

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Работа над скороговорками.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

Сколько грошей у мышей?

Что труднее- проговорить или сосчитать?

Как вы думаете, проще было бы решать задачи на математике, если бы они были в форме скороговорок?

Есть ли что-то общее у таких предметов как русский язык и биология?

Можно ли их совместить?

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Обычно ученики говорят, что сосчитать проще. Скороговорка затрудняет восприятие информации и задачи в такой форме решать сложнее. Отвечая на вопрос об общем между биологией и русским языком, учащиеся легко определяют роль русского языка. Они понимают, что владение орфографическими и пунктуационными навыками способствует лучшему пониманию смежных дисциплин.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Вспомните, что такое лишайники.

Посмотрите коллекцию /презентацию

Ответьте на вопросы:

Где могут обитать эти организмы? Почему у них такое название?

Демонстрация гербария и коллекции лишайников. Определить по коллекциям и гербариям особую группу организмов.

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Обсуждение полученных ответов.

Формулирование совместно с учащимися темы и цели урока. Тема: Лишайники. Цели: вспомнить строение и жизнедеятельность данной группы организмов, выяснить их роль в природе и жизни человека; посмотреть, как «живут» эти организмы на страницах художественных произведений

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Контрольный тест по русскому языку

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня нестандартное задание? »; ценностное отношение к окружающему миру.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Выполнение теста открытого типа

Мы достаточно часто не придаём особого внимания художественному тексту, считая, что он нужен лишь для анализа на уроке русского языка и литературы. Сегодня мы убедимся, что художественный текст может быть материалом для естественных наук. Вы должны будете в течение одного урока продемонстрировать свои знания по русскому языку и по биологии

Выполняют работу: тест открытого типа приложение №1

2.Работа с естественнонаучными терминами

 

«Царства природы»

Предлагается работа с иллюстративным материалом, каждой паре предлагается сгруппировать иллюстрации и создать 4 царства «Растения», «Животные», «Грибы» и

«Бактерии»

Групповая работа. 

Каждая команда / пара должна выбрать верные элементы системы. Оценивается правильность и скорость выполнения задания).

Коллективная проверка.

3.Мини-исследование в группе.

 

Задание. Попробуйте сформулировать вопрос теста, используя предложенные термины:

1 группа: корень, побег, ризоиды, цветок, не имеет органов.

2 группа: конкуренция, симбиоз, паразитизм, не вступают в отношения.

3 группа: семена, плоды, кусочки слоевища, части побегов

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ: 1группа - Из каких органов состоит тело лишайника?

2 группа - Как называются отношения между организмами, образующими тело лишайника?

3 группа - Какой способ размножения лишайников описан в тексте?

Физ. минутка (пауза релаксации)

 

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка «Бабочка»

Организует разминку/возможно при пересадке учащихся при смене групповой работы на индивидуальную

выполняют физические упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

Работа с текстом

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

Давайте ещё раз посмотрим на предложенный текст, который вы уже проанализировали с позиции русского языка. Вы можете доказать, что этот текст художественного стиля? Если сомневаетесь, попробуйте найти в тексте тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

Дают развёрнутые ответы.

Предполагаемый ответ:

ученики легко находят слова в переносном значении, говорят о развёрнутой и стёртой метафоре, сравнении, олицетворении.

желтовато-оранжевые «лепешки». Селятся они (олицетворение) и на других деревьях, Гриб как бы взял водоросль в плен и держит ее взаперти. Зачем это ему? Оказывается, выгодно иметь такую пленницу (развёрнутая метафора).

Так они и живут, приносят друг другу пользу.

Зайдите в сухой редкий сосновый бор, и перед вами откроется сплошной белый ковер (метафора).

2.Словарная работа

 

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Учитель выполняет роль консультанта

Групповая работа.

В группе выпишите 10 терминов русского языка и биологии, с которыми работали сегодня на уроке.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Самостоятельная работа

Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная.

А теперь с опорой на тот же текст выполните следующие задания по биологии:

Выполняют работу

Приложение №2

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное афиширование результатов.

Ключ – приложение №3

2.Самооценка

Самоанализ

 

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

 

Дифференцированное домашнее задание.

1.№15,вопросы после параграфа.

2.Найдите лишайники на стволах деревьев около здания школы или около дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища. Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды. Ответьте на вопрос. Как по лишайникам на стволе дерева определить стороны света.

3.составьте кроссворд на тему «Лишайники» или напишите текст художественного стиля (6-10 предложений)

 

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Выбрать №№ правильных суждений. Подсчитать и выставить себе баллы. Перевести в оценку.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, оценивают работу товарищей, высказывают мнение по уроку

Приложения:

Приложение № 1

(1) Подойдите к старой березе или сосне где-нибудь на поляне и осмотрите стволы этих деревьев – может быть, вам удастся заметить на них серовато-бирюзовый чешуйчатый налёт. (2) А попадется на пути старая осина - на стволе вы можете обнаружить желтовато-оранжевые «лепешки». (3) Это лишайники. (4) Селятся они и на других деревьях, а иногда и просто на поверхности почвы. (5)Лишайники бывают почти всех цветов, кроме зеленого. (6) Состоит лишайник из двух частей: гриба и водоросли. (7) Гриб как бы взял водоросль в плен и держит ее взаперти. (8) Зачем это ему? (9) Оказывается, выгодно иметь такую пленницу: она вырабатывает органические вещества из углекислого газа и воды и таким образом дает ему пищу, которую он сам добыть не может. (10) Ну а гриб, в свою очередь, охраняет водоросль от быстрого высыхания. (11) Так они и живут, приносят друг другу пользу.

(12) Иной раз в лесу можно встретить целое поселение лишайников. (13) Зайдите в сухой редкий сосновый бор, и перед вами откроется сплошной белый ковер. (14) Если долго не выпадают осадки, лишайники становятся такими сухими, что хрустят под ногами и ломаются. (15) Осколки от них, даже незначительные, переносятся ветром в другие места, и там вырастают новые лишайники.

 

1.Выпишите три слова с безударной проверяемой корня.

2.Выпишите три слова с сомнительными (парными) согласными.

3.Выпишите слова/ слово с чередующейся гласной корня.

4.Выпишите слова, дефисное написание которых объясняется их значением.

5.Найдите простые предложения с однородными сказуемыми.

6.Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.

7.Какое изобразительное средство содержится в 7 предложении.

8.Укажите количество грамматических основ в 9 предложении.

9.Дайте характеристику 13 предложения.

10.Выпишите грамматическую основу 12 предложения.

Лист ответа

по русскому языку

учении____________класса

__________________________________

__________________________________

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

Приложение № 2

Выберите только один правильный ответ в следующих заданиях:

А 1. Представители каких царств природы образуют тело лишайника?

1. Растения и Животные

2. Грибы и Растения

3. Растения и Бактерии

4. Грибы и бактерии

А 2. Из каких органов состоит тело лишайника?

1. Корень и побег

2. Побег и ризоиды

3. Корень, побег, цветок

4. Не имеют органов

А 3. Как называются отношения между организмами, образующими тело лишайника?

1. Конкуренция

2. Симбиоз

3. Паразитизм

4. Не вступают в отношения

А 4. Какой способ размножения лишайников описан в тексте?

1. Семенами

2. Плодами

3. Кусочками слоевища

4. Частями побегов

Установите соответствие между названием организма и его роли в жизнедеятельности лишайника.

В 1. Роль в процессе жизнедеятельности: Организм

осуществляет фотосинтез А. Гриб

обеспечивает питание Б. Водоросль

обеспечивает прикрепление к субстрату

поглощает воду

поглощает минеральные вещества, растворенные в воде

поглощает СО2 для синтеза органических веществ

Лист ответа

по биологии

учени______класса

______________________________

______________________________

А1

А2

А3

А4

       

В 1

А

     

Б

     

Приложение №3

Ключ:

Русский язык:

1 - сосне - сосны, поляне – поле, на стволе – ствол; 2 - гриб, друг, редкий, осадки; 3 - водоросль, вырастают; 4 - серовато-бирюзовый, желтовато-оранжевый; 5 - 7, 11; 6 – 6; 7 - развернутая метафора; 8 – 3; 9 – сложносочинённое; 10 – можно встретить.

Биология:

А1

А2

А3

А4

2

4

2

3

В1

А

3

4

5

Б

1

2

6

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.