Технологическая карта урока литературы «Что за прелесть эти сказки!» (5 класс)
ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,
реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО
Сведения о разработчике | |
Фамилия, имя, отчество (полностью): | Муратова Лидия Сергеевна |
Район | Павловский |
Место работы | МАОУ СШ № 3 г. Павлово |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Общая информация | |
Предмет | Литература |
Класс | 5 |
Тема урока | «Что за прелесть эти сказки!» |
Тип урока | Интегрированный урок (бинарный) |
Цель | Создание литературных и музыкальных образов в одноименных произведениях А. С. Пушкина и Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» |
Задачи | |
образовательные | Раскрыть возможности литературы и музыки для характеристики сказочных образов; |
развивающие | Развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности воображение; |
воспитательные | Воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, интерес к классическому искусству, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу. |
Планируемые результаты | |
личностные | -приобщение к миру искусства; -развитие чувства прекрасного, чувства гордости за талантливых людей в мире искусства, которые заставляют нас переживать, волноваться; |
предметные | -развитие творческой самостоятельности. -владение разными видами речевой деятельности. -способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета. |
метапредметные | |
регулятивные УУД | -проговаривание последовательности действий на уроке; -осуществление самоконтроля. |
познавательные УУД | -формулирование проблемы, -построение логической цепи рассуждений; -выдвижение гипотез и их обоснование. |
коммуникативные УУД | -умение слушать и слышать друг друга; -формулирование и аргументация своего мнения и позиции; -умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Фонды оценочных средств | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Эвристическая беседа, слово учителя, групповая работа, выразительное чтение, чтение наизусть. |
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная) | Очная |
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) | Исследовательское обучение |
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение) | Синхронное обучение |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение | |
Используемая образовательная платформа | Российская Электронная Школа (РЭШ) |
Необходимое оборудование | Учебник по литературе под ред. В. Я. Коровиной, учебник музыки под ред. Г. П. Сергеева |
Программное обеспечение | УМК под редакцией В. Я. Коровиной (5-9 класс). |
Дидактическое обеспечение | Литература.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Часть 1. Автор В. Я. Коровина. М., Просвещение,2013. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. М., Просвещение,2012. |
Дополнительная литература | Методическое пособие к учебнику под редакцией Коровиной. |
Интернет-ресурсы | https://resh.edu.ru/ |
ЭОРы | www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап урока | Деятельность учителей | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) | УМ: Коллега, у вас в руках книга сказок? А у меня- ноты... мы пришли сюда, чтобы провести урок...вместе? УЛ: Ребята, может, вы догадались, почему на уроке встретились два преподавателя? УМ: Да, сегодня у нас на уроке состоится диалог искусств: литературы... УЛ: ...и музыки! | Ответы детей на вопросы учителей. | Л: положительное отношение к учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний. | УМ: В ходе урока мы будем заполнять таблицу, работать в группах. УЛ: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке? Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина? Вспомните строки из сказок. 1.Ну, так и быть- возьми, да с уговору, С общего нашего приговору-Чтобы впредь не было никому горя: Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем там приготовят мешок... 2.Пошел он ко своей землянке, А землянки не уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми вороты... 3.Перед утренней зарею Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить... 4. «Попроси ты от меня Хоть казну, хоть чин боярский, Хоть коня с конюшни царской, Хоть полцарства моего!» «Не хочу я ничего! Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу»... 5. «Грусть-тоска меня съедает: Люди женятся; гляжу, Не женат лишь я хожу». «А кого же на примете ты имеешь?» - «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает» ... Молодцы, справились с заданием! О какой сказке мы будем говорить сегодня? Что вы можете сказать о сказках Пушкина? -Я предлагаю вам назвать наш урок «Что за прелесть эти сказки?» | -Читали, анализировали сказки А. С. Пушкина. -Да 1) Сказка о попе и работнике его Балде 2) Сказка о рыбаке и рыбке 3) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 4) Сказка о золотом петушке 5) Сказка о царе Салтане - «Сказка о царе Салтане». - В сказках добро всегда побеждает зло. Они удивительные, добрые, полны красоты, вдохновения. Пушкин свои сказки создавал на основе тех, что ему рассказывала в детстве няня, Арина Родионовна | Р: фиксация затруднения К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
3.Постановка учебной задачи. | УМ: Ребята, а вы любите сказки? Вот и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков тоже очень любил сказки. Мы с вами уже знакомы с этим композитором, изучали некоторые произведения Римского-Корсакова. Что вы знаете о нем? УЛ: А. С. Пушкин вдохновил выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на создание оперы «Сказка о царе Салтане». УМ: Вспомним, что такое опера? УЛ: Эта опера была написана к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина. УМ: Знаете, в чем необычность этой оперы? Обычно оперы начинаются с увертюры. Что такое увертюра? Молодцы! А в этой опере нет увертюры. УЛ: Назовите главных героев сказки Пушкина. Ребята, а вы знаете, как композиторы с помощью средств муз. выразительности могут показать тот или иной образ? Хотите попробовать сами охарактеризовать образы сказки о царе Салтане? УМ: музыка и литература помогут вам более ярко раскрыть образы героев «Сказки о царе Салтане». -Так какую же проблему нам предстоит решить на уроке? | -Да! -Он очень любил море, стал морским офицером, гардемарином. Служил на военном паруснике «Алмаз». Любил сказки Пушкина. Опера-это музыкальный спектакль, в котором актеры поют краткое вступление ко всему произведению («У Лукоморья дуб зеленый»... -Нет -Тоже можно назвать увертюрой к поэме «Руслан и Людмила»! -Салтан, Гвидон, царица, царевна, ткачиха, повариха... -Да, хотим! -Выяснить, как при помощи музыки и литературного текста можно создать сказочные картины. | П: преобразование информации из одной формы в другую. К: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ. |
4. Основной этап. Работа с таблицей по группам. | УЛ: У каждой группы сегодня будет задание, результаты которого мы в конце урока и сравним. Подготовьте тексты сказки, они вам пригодятся для работы. УМ: Скажите, какое число в сказках является магическим? Приведите примеры (например, было у царя 3 сына...) А в «Сказке о царе Салтане» есть это число? Докажите. УЛ: Переверните листочки. Перед вами таблицы. Найдите в текстах описание белки. Какая она? Это задание для 1-й группы. Описание 33 богатырей ищет в тексте 2-я группа. Образ царевны-лебеди достается 3-й группе. Заполняйте таблицы. Вывод. Как вы охарактеризовали белку? А какие 33 богатыря? Интересно, какой вы увидели царевну? Молодцы, справились с заданием. УМ: А теперь, ребята, прослушайте сюиту из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и попробуйте определить, какой из фрагментов соответствует вашему заданию. Заполните 2-ю колонку таблицы. Напишите, какая музыка по характеру, какие музыкальные инструменты вы услышали. Вывод. Все справились с заданием? Молодцы, ребята. Возможно, не все музыкальные инструменты вам знакомы.(кратко говорит о челесте). На какой музыкальный инструмент он похож? | -Число 3 Называют примеры из разных сказок: три девицы под окном..., три чуда- белка, 33 богатыря, царевна-лебедь, 3 раза Гвидон летал к Салтану... Работают в группах Слушают, определяют. Высказываются, дополняют друг друга. Заполняют таблицу - На пианино | П: умение находить нужную информацию. Р: умение решать проблему. Л: способность самооценки своих действий. К: умение слушать и понимать речь других. К: умение слушать, понимать речь других. П: умение находить нужную информацию. Анализ объектов с целью выделения признаков |
5. Подведение итогов урока. | УЛ: Посмотрите еще раз на ваши таблицы. Какой вывод вы можете сделать? УМ: понравилась вам музыка Римского-Корсакова? Помогла она вам нарисовать в воображении сказочные картины, созданные Пушкиным? УЛ: Что можно сказать о них, что их объединяет? Пушкин – сказочник, Римский- Корсаков – тоже сказочник, музыкальный. Ребята, а какова роль сказок, по-вашему? Чем они вас привлекают? УМ: Музыка и литература помогают нам выразить свои чувства, человек становится светлее, добрее, учится сопереживать...если люди будут больше обращаться к произведениям любого искусства, то меньше будет в жизни злобы и равнодушия, ведь мир искусства прекрасен! | Образы литературные и образы музыкальные похожи! Передают более точную,яркую картину... -Да -Да, помогла -Они оба сказочники - Сказки учат нас быть более добрыми | |
6. Рефлексия | УЛ: Ребята, какую проблему мы решали на уроке? УМ: Мы справились? УЛ: Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Кто, по-вашему, был самым активным? Кто доволен своей работой? Выберите свой вариант ответа. Ребята, свои таблицы сдайте, мы их проверим и тоже оценим вашу работу. Домашнее задание на выбор: Выразительное чтение понравившегося вам эпизода сказки или его иллюстрация. УМ: в заключение нашего урока исполним вместе самую настоящую сказочную песню! Вам понравилось? Поаплодируем! Молодцы. Спасибо за урок. | - Выясняли, как при помощи музыки и литературы можно создать сказочные картины. -Да, урок был очень интересным. В конце урока все вместе поют песню «Спор Маши и Вити». | П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности. Л: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. К: умение слушать и понимать речь других. |