Технологическая карта урока литературы «Что за прелесть эти сказки!» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 31 October 2022 в группе

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,

реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО


Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Муратова Лидия Сергеевна

Район

Павловский

Место работы

МАОУ СШ № 3 г. Павлово

Должность

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

Предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

«Что за прелесть эти сказки!»

Тип урока

Интегрированный урок (бинарный)

Цель

Создание литературных и музыкальных образов в одноименных произведениях А. С. Пушкина и Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Задачи

образовательные

Раскрыть возможности литературы и музыки для характеристики сказочных образов;

развивающие

Развивать образное и аналитическое мышление, творческие способности воображение;

воспитательные

Воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке, интерес к классическому искусству, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Планируемые результаты

личностные

-приобщение к миру искусства;

-развитие чувства прекрасного, чувства гордости за талантливых людей в мире искусства, которые заставляют нас переживать, волноваться;

предметные

-развитие творческой самостоятельности.

-владение разными видами речевой деятельности.

-способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

метапредметные


регулятивные УУД

-проговаривание последовательности действий на уроке;

-осуществление самоконтроля.

познавательные УУД

-формулирование проблемы,

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

коммуникативные УУД

-умение слушать и слышать друг друга;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Эвристическая беседа, слово учителя, групповая работа, выразительное чтение, чтение наизусть.

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)


Очная

Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.)

Исследовательское обучение

Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)

Синхронное обучение

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Используемая образовательная платформа

Российская Электронная Школа (РЭШ)

Необходимое оборудование

Учебник по литературе под ред. В. Я. Коровиной, учебник музыки под ред. Г. П. Сергеева

Программное обеспечение

УМК под редакцией В. Я. Коровиной (5-9 класс).

Дидактическое обеспечение

Литература.5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Часть 1. Автор В. Я. Коровина. М., Просвещение,2013. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. М., Просвещение,2012.

Дополнительная литература

Методическое пособие к учебнику под редакцией Коровиной.

Интернет-ресурсы

https://resh.edu.ru/

ЭОРы

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ


Этап урока

Деятельность учителей

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

УМ: Коллега, у вас в руках книга сказок? А у меня- ноты... мы пришли сюда, чтобы провести урок...вместе?

УЛ: Ребята, может, вы догадались, почему на уроке встретились два преподавателя?

УМ: Да, сегодня у нас на уроке состоится диалог искусств: литературы...

УЛ: ...и музыки!

Ответы детей на вопросы учителей.

Л: положительное отношение к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

УМ: В ходе урока мы будем заполнять таблицу, работать в группах.

УЛ: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке? Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина? Вспомните строки из сказок.

1.Ну, так и быть- возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору-Чтобы впредь не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят мешок...

2.Пошел он ко своей землянке,

А землянки не уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты...

3.Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить...

4. «Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть полцарства моего!»

«Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу»...

5. «Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Не женат лишь я хожу».

«А кого же на примете ты имеешь?»

- «Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает» ...

Молодцы, справились с заданием! О какой сказке мы будем говорить сегодня?

Что вы можете сказать о сказках Пушкина?

-Я предлагаю вам назвать наш урок «Что за прелесть эти сказки?»

-Читали, анализировали сказки А. С. Пушкина.

-Да

1) Сказка о попе и работнике его Балде

2) Сказка о рыбаке и рыбке

3) Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

4) Сказка о золотом петушке

5) Сказка о царе Салтане

- «Сказка о царе Салтане».

- В сказках добро всегда побеждает зло. Они удивительные, добрые, полны красоты, вдохновения. Пушкин свои сказки создавал на основе тех, что ему рассказывала в детстве няня, Арина Родионовна

Р: фиксация затруднения

К: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.


3.Постановка учебной задачи.

УМ: Ребята, а вы любите сказки?

Вот и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков тоже очень любил сказки. Мы с вами уже знакомы с этим композитором, изучали некоторые произведения Римского-Корсакова. Что вы знаете о нем?

УЛ: А. С. Пушкин вдохновил выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на создание оперы «Сказка о царе Салтане».

УМ: Вспомним, что такое опера?

УЛ: Эта опера была написана к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

УМ: Знаете, в чем необычность этой оперы? Обычно оперы начинаются с увертюры. Что такое увертюра?

Молодцы! А в этой опере нет увертюры.

УЛ: Назовите главных героев сказки Пушкина. Ребята, а вы знаете, как композиторы с помощью средств муз. выразительности могут показать тот или иной образ? Хотите попробовать сами охарактеризовать образы сказки о царе Салтане?

УМ: музыка и литература помогут вам более ярко раскрыть образы героев «Сказки о царе Салтане».

-Так какую же проблему нам предстоит решить на уроке?

-Да!

-Он очень любил море, стал морским офицером, гардемарином. Служил на военном паруснике «Алмаз». Любил сказки Пушкина. Опера-это музыкальный спектакль, в котором актеры поют краткое вступление ко всему произведению («У Лукоморья дуб зеленый»...

-Нет

-Тоже можно назвать увертюрой к поэме «Руслан и Людмила»!

-Салтан, Гвидон, царица, царевна, ткачиха, повариха...

-Да, хотим!

-Выяснить, как при помощи музыки и литературного текста можно создать сказочные картины.

П: преобразование информации из одной формы в другую.

К: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ.

4. Основной этап. Работа с таблицей по группам.

УЛ: У каждой группы сегодня будет задание, результаты которого мы в конце урока и сравним. Подготовьте тексты сказки, они вам пригодятся для работы.

УМ: Скажите, какое число в сказках является магическим?

Приведите примеры (например, было у царя 3 сына...)

А в «Сказке о царе Салтане» есть это число? Докажите.

УЛ: Переверните листочки. Перед вами таблицы. Найдите в текстах описание белки. Какая она? Это задание для 1-й группы. Описание 33 богатырей ищет в тексте 2-я группа. Образ царевны-лебеди достается 3-й группе. Заполняйте таблицы.

Вывод. Как вы охарактеризовали белку? А какие 33 богатыря? Интересно, какой вы увидели царевну? Молодцы, справились с заданием. УМ: А теперь, ребята, прослушайте сюиту из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и попробуйте определить, какой из фрагментов соответствует вашему заданию. Заполните 2-ю колонку таблицы. Напишите, какая музыка по характеру, какие музыкальные инструменты вы услышали.

Вывод. Все справились с заданием? Молодцы, ребята. Возможно, не все музыкальные инструменты вам знакомы.(кратко говорит о челесте). На какой музыкальный инструмент он похож?

-Число 3

Называют примеры из разных сказок:

три девицы под окном..., три чуда- белка, 33 богатыря, царевна-лебедь, 3 раза Гвидон летал к Салтану...

Работают в группах

Слушают, определяют. Высказываются, дополняют друг друга.

Заполняют таблицу

- На пианино

П: умение находить нужную информацию.

Р: умение решать проблему.

Л: способность самооценки своих действий.

К: умение слушать и понимать речь других.

К: умение слушать, понимать речь других.

П: умение находить нужную информацию. Анализ объектов с целью выделения признаков


5. Подведение итогов урока.

УЛ: Посмотрите еще раз на ваши таблицы. Какой вывод вы можете сделать?

УМ: понравилась вам музыка Римского-Корсакова? Помогла она вам нарисовать в воображении сказочные картины, созданные Пушкиным?

УЛ: Что можно сказать о них, что их объединяет? Пушкин – сказочник, Римский- Корсаков – тоже сказочник, музыкальный. Ребята, а какова роль сказок, по-вашему? Чем они вас привлекают?

УМ: Музыка и литература помогают нам выразить свои чувства, человек становится светлее, добрее, учится сопереживать...если люди будут больше обращаться к произведениям любого искусства, то меньше будет в жизни злобы и равнодушия, ведь мир искусства прекрасен!

Образы литературные и образы музыкальные похожи!

Передают более точную,яркую картину...

-Да

-Да, помогла

-Они оба сказочники

- Сказки учат нас быть более добрыми


6. Рефлексия

УЛ: Ребята, какую проблему мы решали на уроке?

УМ: Мы справились?

УЛ: Как вы сами оцениваете свою работу на уроке? Кто, по-вашему, был самым активным? Кто доволен своей работой? Выберите свой вариант ответа. Ребята, свои таблицы сдайте, мы их проверим и тоже оценим вашу работу.

Домашнее задание на выбор: Выразительное чтение понравившегося вам эпизода сказки или его иллюстрация.

УМ: в заключение нашего урока исполним вместе самую настоящую сказочную песню! Вам понравилось? Поаплодируем! Молодцы. Спасибо за урок.

- Выясняли, как при помощи музыки и литературы можно создать сказочные картины.

-Да, урок был очень интересным.

В конце урока все вместе поют песню «Спор Маши и Вити».

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности.

Л: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

К: умение слушать и понимать речь других.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.