Технологическая карта урока литературы: И.Бунин «Холодная осень» (8 класс)
Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: И.Бунин «Холодная осень»
Класс: 8
УМК: Литература . 8 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./Т.В. Рыжкова, И.Н.Гуйс. М: «Академия»
Цели для ученика Обучающие: формирование умений анализа произведения формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения умение аргументировать свои мысли Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса . Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе | Цели для учителя Образовательные: обучение основам анализа эпического произведения, Совершенствование навыков анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина Развивающие: создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения |
Тип урока | Форма урока Традиционная (урок-практикум) |
Опорные понятия, термины Эпическое произведение Литературный персонаж | Новые понятия Стилистические особенности |
Формы контроля: Фронтальный опрос, беседа | Домашнее задание синквейн |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. Тема урока. Историческая справка Приложение №1 . | Подготовка к работе. Самоопределение. Запись темы урока. | Словесная форма. Краткая запись в тетрадь. | Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний | Объясняет творческое задание: запишите кратко свои предположения, о чем рассказ «Холодная осень» (работа с названием) | Выполняют творческую работу, читают свои предположения. Настраиваются на работу с текстом | Прием «Дерево предсказаний» Индивидуальная письменная работа | познавательные: целью выделения признаков. | Отработка умения анализировать и прогнозировать Умение делать сопоставительный анализ |
III. Работа по теме урока Выразительное чтение | Чтение текста рассказа с остановками. Вопросы детям для развития познавательной активности. (Что случится дальше?) Создание проблемной ситуации. Корректировка выполнения задания. | Высказывание предположений о дальнейшем развитии сюжета. Объяснение своей точки зрения. После прочтения анализ предположений из «дерева предсказаний» | Прием «Чтение текста с остановками» Практический метод. | регулятивные: поиск информации по заданной теме, умение строить речевое высказывание; | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе. |
IV. Актуализация знаний. | Устанавливает осознанность восприятия. | Работа с полным текстом по вопросам учебника стр.119, на в.№3 и в.№5 (по вариантам) письменно отвечают. Прочтение и анализ ответа одним из одноклассников | Письменная работа | Регулятивные: поиск информации по заданной теме Познавательные: интерпретация прочитанного | Развитие умения составлять монологическое высказывание, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение |
V. Рефлексивно-оценочный этап. | Организует рефлексию. Устный опрос: - Какая любовь в рассказах Бунина? Подберите эпитеты. - Ваши ощущения после сегодняшнегоразговора? | Осуществляют самооценку собственной учебной | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; интерпретация прочитанного | Умение оценивать себя. |
VI. Домашнее задание. 2 минуты | Объясняет домашнее задание. Составить синквейн на тему «Любовь» (приложение №2) | Слушают и записывают в дневник. | | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение №1
Рассказ был написан в 1944 году. Входит в цикл «Тёмные аллеи». Этот цикл является центральным в творчестве Бунина. Примечательно, что все рассказы этого цикла о любви. Все 38 новелл объединены одной темой – темой любви. Любовь делает жизнь бунинских героев значительной.
Приложение №2
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).