12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоусова Елена Александровна1231
Россия, Самарская обл., Самара
2

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "М.Горький. "Детство."

Урок литературы в 7 классе.

Технологическая карта изучения темы.

Учитель

Белоусова Е.А.

Класс

7

Тема урока

М. Горький. Повесть «Детство». «Яркое, здоровое в русской жизни»

Тип урока

Урок открытия новых знания

Цели

Образовательные: знать основное содержание произведения, отработка термина “автобиографическая повесть”

Развивающие: вызвать интерес к произведениям автора; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы, формирование логических умений

Воспитательные: формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение; высказывать своё предположение.

Планируемые

ОР

РУД-1.2: формулирует цель предстоящей деятельности на уроке после предварительного обсуждения;

ПУД-3.1: сравнивает объекты, явления на основе предложенных признаков;

ПУД-4.5: определяет причинно-следственные связи изучаемых событий, явлений.

Программные требования

Определять авторскую позицию. Уметь определять тему и пересказывать сюжет повести.

План изучения нового материала

Образ бабушки. Составление характеристики, определение авторской позиции.

Основные понятия

Художественный образ, литературный герой, портрет, изобразитель­но-выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение).


Образовательные

ресурсы

Учебник. Текст произведения. Ноутбук. Презентация.

Организация

пространства

Учебный класс, рабочее место.

Фронтальная

работа

Работа в группе, анализ текста, перекрестное чтение, ответы на вопросы.

Индивидуальная

работа

Самостоятельное чтение произведений, рассуждение, анализ. Практико-ориентированный подход: развитие речевых и коммуникативных навыков при рассуждении о прочитанном.



Ход урока.

Деятельность учащихся.

Деятельность учителя.

Содержание.

ПОР урока

1.Организационный момент.

Включение в учебную деятельность.

Приветствие. Вступительное слово. Создает эмоциональный настрой на урок.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю прочесть слова У.Теккерея:

Посейте поступок - и вы пожнете привычку,

посейте привычку - и вы пожнете характер,

посейте характер - и вы пожнете судьбу.


ЛР-4

2.Повторение темы.

Зачитывают и комментируют эпизоды, пересказывают отрывки

Проверяет усвоение пройденной темы, домашнее задание.

РУД-4

3.Формулировка темы.

Записывают тему урока. Включаются в работу. Записывают эпиграф к уроку.

Называет тему урока.




ПУД-1, ПУД-2, ПУД-3, ЛР-1, ЛР-2, ЛР-3

4.Знакомство с новым материалом.

Слушают учителя, запоминают новую информацию. Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Работают по плану:

1. Краткий рассказ о герое.

2. Черты характера.

3. В каких ключевых эпизодах и как проявляются черты характера героя? Свои ответы подтвердите цитатами из текста.

4. Какую роль сыграл этот герой в жизни Алеши? Чему его научил?


Знакомит с новым материалом. Задаёт вопросы, слушает и комментирует ответы. Использует презентацию.

«Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же лас­ковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо прият­ным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она — тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

(Эпитеты: «ласковые, яркие, сочные» (слова), «рыхлый» (нос), «неугасимым, веселым, теплым» (светом), «сутула, горбата, полна», «легко, ловко» (двигалась)

Сравнения: «похожие на цветы» (слова), «темные, как вишни глаза», «двигалась, точно большая кошка», «мягкая такая же, как этот ласковый зверь»

Метафоры: «зрачки вспыхивали приятным светом», «вся она – темная, но светилась изнутри»)


ПУД-1, ПУД-2, ПУД-3, ЛР-1, ЛР-2, ЛР-3

5.Физминутка.

Выполняют несколько разминочных движений (или прослушивание музыкального фрагмента)


Предлагает разминку для снятия напряжения.

А теперь давайте встанем, руки к потолку потянем, покажите мне, где дверь, смотрим все в окно теперь. В синем небе летит птица, ну а нам пора учиться...


6.Практическая работа.

Отвечают на заданные вопросы. Аргументируют ответы.


Помогает учащимся в прочтении трудных слов, предложений в текстах, выслушивает ответы учащихся. Комментирует, аргументирует.

Викторина.

1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие)
2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)
3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)
4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)
5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)
6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон)
7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)


КУД-3, РУД-5, РУД-3, ПоУД-2

7.Формулирование гипотезы. Подведение итогов.

Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева. Итоговое обсуждение.

Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева. В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир. Комментирует ответы учащихся.

ПУД-1, ПУД-2, ПУД-3, ЛР-1, ЛР-2, ЛР-3

8. Домашнее задание.

Составить письменный отзыв на одну из иллюстраций к повести

Формулирует домашнее задание.

КУД-1, КУД-2, КУД-3, РУД-2, РУД-3, РУД-4, ЛР-4, ПоУД-1

8.Рефлексия.

Проводят анализ и самооценку собственной учебной деятельности.

Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать у вас: Что было трудно на уроке? Что понравилось на уроке? Подводя итог, хочется сказать, что наша с вами работа была плодотворной, вы работали активно, новый материал был успешно усвоен. На этом урок окончен, спасибо за внимание!

РУД-2, КУД-2, ЛР-5



Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.