12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Джармокова Софият Мухамед-Аминовна49
Образование высшее, имею высшую квалификационную категорию, общий стаж работы педагогической деятельности - 28 лет, в должности учителя начальных классов 17 лет
Россия, Коми респ., Усинск
1

Технологическая карта урока литературного чтения «Способ деления на части по сюжету. Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» 3 класс, УМК «Гармония»




Всероссийский конкурс педагогического мастерства для учителей начальных классов

«Урок с применением рабочих листов»










Технологическая карта урока литературного чтения

3 класс, УМК «Гармония»






Разработчик: учитель начальных классов

МАОУ «НОШ №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна








2022 г.






Технологическая карта урока литературного чтения

«Способ деления на части по сюжету. Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»

3 класс, УМК «Гармония»


Предмет: литературное чтение

Тема урока: «Знакомство с произведением «Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево», осознание идеи произведения»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Шестой урок в разделе «Любовь – волшебная страна»

Цель урока: создание условий для осознания учащимися идеи произведения, формирования личного отношения к прочитанному

Задачи:

Образовательные – формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею художественного произведения, анализировать поступки героев.

Развивающие – развивать речь учащихся, умение анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать, формировать действия контроля и оценки.

Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к родителям, требовательности к себе как к сыну, дочери; формировать представление о таком человеческом качестве, как щедрость.

Планируемые результаты:

Предметные: определение главной мысли произведения, характеристика персонажей.

Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя и адекватно оценивать свои успехи и неудачи.

Метапредметные

Познавательные:  умение строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, искать и выделять необходимую информацию и делать обобщение, представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные: умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.


Методы и форма обучения: наглядно-иллюстративный, словесный, парная и групповая работа, фронтальная работа

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой и парной работы, критерии оценки, корзина «мыслей», карточки оценки деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.



Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Предметный результат

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Проверяют рабочие места, готовность к уроку. Настраиваются на работу.

Личностные:

 эмоциональный настрой на восприятие учебного материала


Актуализация имеющихся знаний






























































Фронтальная работа - рассматривание иллюстраций к произведениям на слайде








Работа в парах








Проверка деятельности работы пар


Оценка деятельности в паре
















Обобщение результатов деятельности пар, вывод

- Ребята, вот уже несколько уроков мы читаем удивительные произведения.

-Что их объединяет?



- Давайте вспомним, что мы узнали об этом прекрасном чувстве из прочитанных произведений.

- Предлагаю вам поработать в паре и соединить пословицу или высказывание с иллюстрацией к произведению, у которого содержание (главная мысль) соответствует мудрой мысли. (На выполнение работы дается 3 минуты)

Проверим результаты работы пар.



Оценку работы пары производим в соответствии с критериями:

-работа выполнена без ошибок, смогли договориться в паре – закрашиваем яблоко на дереве красным цветом;

- в работе допущена одна ошибка или не смогли обосновать выбор – яблоко раскрашиваем желтым цветом;

- с работой не справились, не смогли договориться в паре – яблоко зеленого цвета.

- Какой вывод мы можем сделать, анализируя все произведения




Все произведения о любви. Раздел называется «Любовь-волшебная страна»





Работают в паре

t1666448983aa.png

Показывают сигнал готовности пары

Высказывают предположения, обосновывают свое мнение


t1666448983ab.jpg













- В каждом произведении автор показывает любовь, но разную.


Регулятивные:

- умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

-умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-умение давать оценку своей деятельности


Познавательные:

-умение анализировать представленную информацию, устанавливать соответствия;

-умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-умение обобщать.


Личностные: 

-осознают свои возможности в учении;

-способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Коммуникативные:

-умение осуществлять работу в паре;

-умение использовать в общении правила вежливости.




Развитие речи на основе понимания значений пословиц и построения речевых высказываний в соответствии с содержанием (главной мыслью произведения).
















Постановка цели и задач урока.  


Фронтальная работа

-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Любовь-волшебная страна»

- О чем бы вам хотелось сегодня узнать?


-Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о произведении, которое предстоит читать, глядя на обложку книги?

- Кто автор произведения?

- Вы знакомы с ним?

Ставят учебные задачи:

- познакомиться с новым произведением;

-познакомиться с автором произведения;

- узнать героев нового произведения;

-узнать что-то новое о любви.


t1666448983ac.jpg

Высказывают свои предположения: произведение авторское, название «Щедрое дерево» и т.д.

Регулятивные:

умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, ставить учебные задачи.


Личностные:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


Развитие речи (упражнение в построении правильного речевого высказывания)


III. Изучение

Изучение нового материала


Фронтальная работа

Знакомство с автором произведения

















Работа со словарем Ожегова (объяснение значения слова «щедрость»)






Прием прогнозирования «Корзина мыслей»




Работа в паре









Первичное знакомство с произведением



Шел Сильверстайн –американский детский писатель, драматург, музыкант, сценарист. Родился 25 сентября 1930 года в Чикаго. Он был певцом, поэтом, композитором, иллюстратором. Но всемирную известность ему принесли рисованные истории для детей. С одной такой историей мы сегодня познакомимся на уроке. История называется «Щедрое дерево».

- Что значит «щедрость»?




- Обратимся к словарю Ожегова - «щедрость»-оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости.

- Щедрым может быть только человек?

- А чем может поделиться дерево?

- Предлагаю вам, глядя на опорные слова и иллюстрации предположить, о чем написал в своем произведении Ш. Сильверстайн?

Вам необходимо в паре записать на листке одним предложением, фразой о предполагаемом содержании.

Все ваши идеи и мысли мы соберем в «корзину мыслей» и немного позже узнаем, чье предположение было наиболее верным.

-Хотите узнать, что было на самом деле?

-Обратимся к произведению Ш. Сильверстайна (чтение рассказа учителем)












Высказывают предположения (быть щедрым, значит делиться с другими, ничего не жалеть, не быть жадным)












t1666448983ad.png

Предположения пары складывают в «корзину мыслей» на доске

Познавательные:

-умение строить речевое высказывание в устной форме;

-умение искать и выделять необходимую информацию;

-применять наблюдение для информационного поиска;

-моделировать информацию.


Коммуникативные:

-умение строить устное высказывание;

-умение аргументировать свою позицию;

-умение осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.


Регулятивные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять контроль по результату и способу действия.


Личностные:

-формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения.


Знакомство с биографией детского писателя
















Работа со словарями, умение ориентироваться в информационных источниках





















Знакомство с произведением «Щедрое дерево» из раздела «Любовь-волшебная страна»

Работа после первичного восприятия произведения

Работа после первичного восприятия текста




Фронтальная работа

Деление текста на смысловые части
















Работа в группах










Работа с инструкцией








Представление результатов работы групп






Оценка работы в группе














Обобщение работы групп, вывод

-Какое чувство у вас осталось после прочтения?

-Как вы думаете, почему менялись потребности мальчика?

Давайте проследим жизненный путь Мальчика – героя произведения.

-Как называется пора, когда человек еще маленький

- Потом маленькие дети подрастают, становятся юношами. Какая это пора?

- Человек растет, взрослеет, его мысли поступки становятся зрелыми. И наступает …

- Затем человек стареет и приходит..

- На какие смысловые части можно разделить произведение?

-Предлагаю вам поработать в группах и еще раз проследить как менялся Мальчик на протяжении всей жизни, как к нему относилась яблоня.

Для объединения в группы найдите у себя на столах карточки с буквами (Д, Ю, З, С – обозначающие этапы жизни Мальчика) и соберитесь в группы около указанных столов.

Для работы в группе распределите роли, ознакомьтесь с инструкцией. На работу вам дается 5 минут.


-Предлагаю представить результат работы группы, время выступления 1-2 минуты. Группы слушатели могут задавать вопросы по представленному материалу.


Оцените работу группы в соответствии с критериями:

-работа выполнена без ошибок, смогли распределить роли, договориться в группе – закрашиваем яблоко на дереве красным цветом;

- в работе допущена недочеты, неточности или не смогли обосновать выбор – яблоко раскрашиваем желтым цветом;

- с работой не справились, не смогли договориться в группе – яблоко зеленого цвета.

- Кто из вас заметил, какое предложение несколько раз повторяется в произведении?

-Какая главная мысль произведения?

Высказывают свои мысли и впечатления.

Он рос, когда человек растет, он меняет свои интересы, увлечения…






Детство (на доске появляется карточка-«детство»)

Юность (появляется карточка «юность»)


Зрелость (появляется карточка «зрелость»)



Старость (появляется карточка «старость»)







Объединяются в группы по карточкам.




Работают в группе в соответствии с инструкцией




Представление результатов работы группы







t1666448983ab.jpg

Желания Мальчика:

- детство- яблоки, листья, игры

- юность – деньги, вещи

- зрелость – дом, семья

- старость – лодка, отдых



- И яблоня БЫЛА СЧАСТЛИВА.

Описан дар-любить бескорыстно. Значит любить, ничего не требуя взамен.

Познавательные:

-умение строить речевое высказывание в устной форме;

-умение устанавливать причинно-следственные связи;

-делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-применять наблюдение для информационного поиска;

-моделировать информацию.


Коммуникативные:

- умение выслушивать разные точки зрения;

-учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.


Регулятивные:

-умение осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя

Развитие речи на основе построения высказываний и утверждений на основе дискуссии



























Умение ориентироваться в произведении, находить необходимую информацию в соответствии с инструкцией.











Работа по осмыслению содержания и главной мысли произведения

Фронтальная работа














Работа в парах









Оценка деятельности пары

- Хотите узнать, как понимал Ш. Сильверстайн любовь Яблони к Мальчику?

«Любить бескорыстно-значит всецело отдавать себя, делая счастливым другого. И спокойно относится к способности другого любить в ответ»


В данном произведении два героя видят жизнь по-разному.

Чтобы лучше почувствовать героев, предлагаю поработать в парах и собрать слова характеристики к словам «магнитам» - «Мальчик» и «Яблоня»




Оценку работы пары производим в соответствии с критериями (обговаривали ранее)


t1666448983ae.png








t1666448983af.png

Каждая пара читает одно высказывание, остальные сигнализируют, соглашаются или нет


t1666448983ag.jpg

Познавательные:

-умение делать обобщение;

-искать и выделять необходимую информацию;

- применять наблюдение для информационного поиска;

-моделировать информацию.


Коммуникативные:

-умение строить устное высказывание;

-учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве;

-аргументировать свою позицию.

Регулятивные:

умение корректировать свою деятельность по ходу работы

Личностные:

-формировать учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес;

-готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя

Расширение знаний о главных героях произведения, умение давать характеристику персонажа.

Рефлексия деятельности

Индивидуальная работа – составление синквейна к слову «щедрость»







Фронтальная работа



Оценка деятельности на уроке

-Каждый из вас после знакомства с произведением «Щедрое дерево» сложил свое представление о слове «щедрость», предлагаю отразить это в синквейне


Вернемся к корзине «мыслей». Поднимите руки, чьи предположения оказались верными.

Посмотрите на оценочные листы, если на вашем дереве все яблоки красного цвета, то вы работали отлично, были внимательными и старательными, если на дереве яблоки красные и желтые- вы работали хорошо, а у кого яблоки зеленого цвета, нужно постараться быть более активными.

Составляют синквейн

«Щедрость» -

Отзывчивый, благородный

Помогать, сочувствовать, любить

Возлюби ближнего как самого себя…

Бескорыстие.









Оценивают свою деятельность на листе оценки

Личностные: формировать положительную мотивацию учения, учебно-познавательный интерес.

Регулятивные:

умение адекватно оценивать результат своей деятельности, прогнозировать результат своей работы

Умение представлять свое отношение к прочитанному произведению в виде синквейна (в сжатой форме)

Итог урока

Подведение итогов деятельности на уроке.

-Какие учебные задачи поставили в начале урока?

- Все ли решили?

Подведем анализ нашей деятельности на уроке

Продолжите фразу:

-Мне было интересно…

-Я узнал…

-Мне было трудно…

Анализируют свою деятельность, объясняют результат (удачи и неудачи)

Личностные: формировать положительную мотивацию учения, учебно-познавательный интерес.

Регулятивные:

умение оценивать результат своей деятельности.








































Приложения к уроку









t1666448983ah.gif









Инструкция

Группа №1

Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается детство Мальчика.

Выпишите желание Мальчика в этот период жизни. (Что он просил у Яблони?)

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Как относилась Яблоня к запросам Мальчика? Что она ему дала?

__________________________________________________

__________________________________________________

___________________________________________________

Инструкция

Группа №2

1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается юность Мальчика.

2. Выпишите желание Мальчика в этот период жизни. (Что он просил у Яблони?)

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

3. Как относилась Яблоня к запросам Мальчика? Что она ему дала?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Инструкция

Группа №3

1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается зрелость Мальчика.

2. Выпишите желание Мальчика в этот период жизни. (Что он просил у Яблони?)

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

3. Как относилась Яблоня к запросам Мальчика? Что она ему дала?

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________


Инструкция

Группа №4

1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается старость Мальчика.

2. Выпишите желание Мальчика в этот период жизни. (Что он просил у Яблони?)

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

3. Как относилась Яблоня к запросам Мальчика? Что она ему дала?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

____________________________________________________









Карточка оценка деятельности


t1666448983ai.jpg

Карточка оценка деятельности


t1666448983ai.jpg

Карточка оценка деятельности

t1666448983ai.jpg

Карточка оценка деятельности

t1666448983ai.jpg











Из представленных слов выберите и подчеркните те,

которые подходят для характеристики Мальчика.


t1666448983aj.png


Из представленных слов выберите и подчеркните те,

которые подходят для характеристики Яблони.


t1666448983aj.png












t1666448983ad.png





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.