Технологическая карта урока литературного чтения «Способ деления на части по сюжету»: Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства для учителей начальных классов
«Урок с применением рабочих листов»
Технологическая карта урока литературного чтения
3 класс, УМК «Гармония»
Разработчик: учитель начальных классов
МАОУ «НОШ №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска
Джармокова Софият Мухамед-Аминовна
2022 г.
Технологическая карта урока литературного чтения
«Способ деления на части по сюжету. Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»
3 класс, УМК «Гармония»
Предмет: литературное чтение
Тема урока: «Знакомство с произведением «Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево», осознание идеи произведения»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Шестой урок в разделе «Любовь – волшебная страна»
Цель урока: создание условий для осознания учащимися идеи произведения, формирования личного отношения к прочитанному
Задачи:
Образовательные – формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать идею художественного произведения, анализировать поступки героев.
Развивающие – развивать речь учащихся, умение анализировать, выделять главное и существенное, сравнивать, формировать действия контроля и оценки.
Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к родителям, требовательности к себе как к сыну, дочери; формировать представление о таком человеческом качестве, как щедрость.
Планируемые результаты:
Предметные: определение главной мысли произведения, характеристика персонажей.
Личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя и адекватно оценивать свои успехи и неудачи.
Метапредметные
Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, искать и выделять необходимую информацию и делать обобщение, представлять информацию в разных формах.
Коммуникативные: умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Методы и форма обучения: наглядно-иллюстративный, словесный, парная и групповая работа, фронтальная работа
Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой и парной работы, критерии оценки, корзина «мыслей», карточки оценки деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Предметный результат | ||
Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Проверяют рабочие места, готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Личностные: эмоциональный настрой на восприятие учебного материала | |
Актуализация имеющихся знаний | Фронтальная работа - рассматривание иллюстраций к произведениям на слайде Работа в парах Проверка деятельности работы пар Оценка деятельности в паре Обобщение результатов деятельности пар, вывод | - Ребята, вот уже несколько уроков мы читаем удивительные произведения. -Что их объединяет? - Давайте вспомним, что мы узнали об этом прекрасном чувстве из прочитанных произведений. - Предлагаю вам поработать в паре и соединить пословицу или высказывание с иллюстрацией к произведению, у которого содержание (главная мысль) соответствует мудрой мысли. (На выполнение работы дается 3 минуты) Проверим результаты работы пар. Оценку работы пары производим в соответствии с критериями: -работа выполнена без ошибок, смогли договориться в паре – закрашиваем яблоко на дереве красным цветом; - в работе допущена одна ошибка или не смогли обосновать выбор – яблоко раскрашиваем желтым цветом; - с работой не справились, не смогли договориться в паре – яблоко зеленого цвета. - Какой вывод мы можем сделать, анализируя все произведения | Все произведения о любви. Раздел называется «Любовь-волшебная страна» Работают в паре Показывают сигнал готовности пары Высказывают предположения, обосновывают свое мнение - В каждом произведении автор показывает любовь, но разную. | Регулятивные: - умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; -умение давать оценку своей деятельности Познавательные: -умение анализировать представленную информацию, устанавливать соответствия; -умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -умение обобщать. Личностные: -осознают свои возможности в учении; -способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: -умение осуществлять работу в паре; -умение использовать в общении правила вежливости. | Развитие речи на основе понимания значений пословиц и построения речевых высказываний в соответствии с содержанием (главной мыслью произведения). |
Постановка цели и задач урока. | Фронтальная работа | -Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Любовь-волшебная страна» - О чем бы вам хотелось сегодня узнать? -Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о произведении, которое предстоит читать, глядя на обложку книги? - Кто автор произведения? - Вы знакомы с ним? | Ставят учебные задачи: - познакомиться с новым произведением; -познакомиться с автором произведения; - узнать героев нового произведения; -узнать что-то новое о любви. Высказывают свои предположения: произведение авторское, название «Щедрое дерево» и т.д. | Регулятивные: умение самостоятельно выделять и формировать познавательную цель, ставить учебные задачи. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Развитие речи (упражнение в построении правильного речевого высказывания) |
III. Изучение Изучение нового материала | Фронтальная работа Знакомство с автором произведения Работа со словарем Ожегова (объяснение значения слова «щедрость») Прием прогнозирования «Корзина мыслей» Работа в паре Первичное знакомство с произведением | Шел Сильверстайн –американский детский писатель, драматург, музыкант, сценарист. Родился 25 сентября 1930 года в Чикаго. Он был певцом, поэтом, композитором, иллюстратором. Но всемирную известность ему принесли рисованные истории для детей. С одной такой историей мы сегодня познакомимся на уроке. История называется «Щедрое дерево». - Что значит «щедрость»? - Обратимся к словарю Ожегова - «щедрость»-оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. - Щедрым может быть только человек? - А чем может поделиться дерево? - Предлагаю вам, глядя на опорные слова и иллюстрации предположить, о чем написал в своем произведении Ш. Сильверстайн? Вам необходимо в паре записать на листке одним предложением, фразой о предполагаемом содержании. Все ваши идеи и мысли мы соберем в «корзину мыслей» и немного позже узнаем, чье предположение было наиболее верным. -Хотите узнать, что было на самом деле? -Обратимся к произведению Ш. Сильверстайна (чтение рассказа учителем) | Высказывают предположения (быть щедрым, значит делиться с другими, ничего не жалеть, не быть жадным) Предположения пары складывают в «корзину мыслей» на доске | Познавательные: -умение строить речевое высказывание в устной форме; -умение искать и выделять необходимую информацию; -применять наблюдение для информационного поиска; -моделировать информацию. Коммуникативные: -умение строить устное высказывание; -умение аргументировать свою позицию; -умение осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве. Регулятивные: -умение принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять контроль по результату и способу действия. Личностные: -формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения. | Знакомство с биографией детского писателя Работа со словарями, умение ориентироваться в информационных источниках Знакомство с произведением «Щедрое дерево» из раздела «Любовь-волшебная страна» |
Работа после первичного восприятия произведения | Работа после первичного восприятия текста Фронтальная работа Деление текста на смысловые части Работа в группах Работа с инструкцией Представление результатов работы групп Оценка работы в группе Обобщение работы групп, вывод | -Какое чувство у вас осталось после прочтения? -Как вы думаете, почему менялись потребности мальчика? Давайте проследим жизненный путь Мальчика – героя произведения. -Как называется пора, когда человек еще маленький - Потом маленькие дети подрастают, становятся юношами. Какая это пора? - Человек растет, взрослеет, его мысли поступки становятся зрелыми. И наступает … - Затем человек стареет и приходит.. - На какие смысловые части можно разделить произведение? -Предлагаю вам поработать в группах и еще раз проследить как менялся Мальчик на протяжении всей жизни, как к нему относилась яблоня. Для объединения в группы найдите у себя на столах карточки с буквами (Д, Ю, З, С – обозначающие этапы жизни Мальчика) и соберитесь в группы около указанных столов. Для работы в группе распределите роли, ознакомьтесь с инструкцией. На работу вам дается 5 минут. -Предлагаю представить результат работы группы, время выступления 1-2 минуты. Группы слушатели могут задавать вопросы по представленному материалу. Оцените работу группы в соответствии с критериями: -работа выполнена без ошибок, смогли распределить роли, договориться в группе – закрашиваем яблоко на дереве красным цветом; - в работе допущена недочеты, неточности или не смогли обосновать выбор – яблоко раскрашиваем желтым цветом; - с работой не справились, не смогли договориться в группе – яблоко зеленого цвета. - Кто из вас заметил, какое предложение несколько раз повторяется в произведении? -Какая главная мысль произведения? | Высказывают свои мысли и впечатления. Он рос, когда человек растет, он меняет свои интересы, увлечения… Детство (на доске появляется карточка-«детство») Юность (появляется карточка «юность») Зрелость (появляется карточка «зрелость») Старость (появляется карточка «старость») Объединяются в группы по карточкам. Работают в группе в соответствии с инструкцией Представление результатов работы группы Желания Мальчика: - детство- яблоки, листья, игры - юность – деньги, вещи - зрелость – дом, семья - старость – лодка, отдых - И яблоня БЫЛА СЧАСТЛИВА. Описан дар-любить бескорыстно. Значит любить, ничего не требуя взамен. | Познавательные: -умение строить речевое высказывание в устной форме; -умение устанавливать причинно-следственные связи; -делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; -применять наблюдение для информационного поиска; -моделировать информацию. Коммуникативные: - умение выслушивать разные точки зрения; -учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; -осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве. Регулятивные: -умение осуществлять контроль по результату и способу действия. Личностные: -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя | Развитие речи на основе построения высказываний и утверждений на основе дискуссии Умение ориентироваться в произведении, находить необходимую информацию в соответствии с инструкцией. |
Работа по осмыслению содержания и главной мысли произведения | Фронтальная работа Работа в парах Оценка деятельности пары | - Хотите узнать, как понимал Ш. Сильверстайн любовь Яблони к Мальчику? «Любить бескорыстно-значит всецело отдавать себя, делая счастливым другого. И спокойно относится к способности другого любить в ответ» В данном произведении два героя видят жизнь по-разному. Чтобы лучше почувствовать героев, предлагаю поработать в парах и собрать слова характеристики к словам «магнитам» - «Мальчик» и «Яблоня» Оценку работы пары производим в соответствии с критериями (обговаривали ранее) |
Каждая пара читает одно высказывание, остальные сигнализируют, соглашаются или нет | Познавательные: -умение делать обобщение; -искать и выделять необходимую информацию; - применять наблюдение для информационного поиска; -моделировать информацию. Коммуникативные: -умение строить устное высказывание; -учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; -аргументировать свою позицию.
Регулятивные: умение корректировать свою деятельность по ходу работы Личностные: -формировать учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя | Расширение знаний о главных героях произведения, умение давать характеристику персонажа. |
Рефлексия деятельности | Индивидуальная работа – составление синквейна к слову «щедрость» Фронтальная работа Оценка деятельности на уроке | -Каждый из вас после знакомства с произведением «Щедрое дерево» сложил свое представление о слове «щедрость», предлагаю отразить это в синквейне Вернемся к корзине «мыслей». Поднимите руки, чьи предположения оказались верными. Посмотрите на оценочные листы, если на вашем дереве все яблоки красного цвета, то вы работали отлично, были внимательными и старательными, если на дереве яблоки красные и желтые- вы работали хорошо, а у кого яблоки зеленого цвета, нужно постараться быть более активными. | Составляют синквейн «Щедрость» - Отзывчивый, благородный Помогать, сочувствовать, любить Возлюби ближнего как самого себя… Бескорыстие. Оценивают свою деятельность на листе оценки | Личностные: формировать положительную мотивацию учения, учебно-познавательный интерес. Регулятивные: умение адекватно оценивать результат своей деятельности, прогнозировать результат своей работы | Умение представлять свое отношение к прочитанному произведению в виде синквейна (в сжатой форме) |
Итог урока | Подведение итогов деятельности на уроке. | -Какие учебные задачи поставили в начале урока? - Все ли решили? Подведем анализ нашей деятельности на уроке Продолжите фразу: -Мне было интересно… -Я узнал… -Мне было трудно… | Анализируют свою деятельность, объясняют результат (удачи и неудачи) | Личностные: формировать положительную мотивацию учения, учебно-познавательный интерес. Регулятивные: умение оценивать результат своей деятельности. | |
Приложения к уроку
Инструкция Группа №1 Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается детство Мальчика. Выпишите желание Мальчика в этот период жизни. (Что он просил у Яблони?) ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ Как относилась Яблоня к запросам Мальчика? Что она ему дала? __________________________________________________ __________________________________________________ ___________________________________________________ | Инструкция Группа №2 1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается юность Мальчика. 2. Выпишите желание Мальчика в этот период жизни. (Что он просил у Яблони?) _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ 3. Как относилась Яблоня к запросам Мальчика? Что она ему дала? _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ |
Инструкция Группа №3 1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается зрелость Мальчика. 2. Выпишите желание Мальчика в этот период жизни. (Что он просил у Яблони?) ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ 3. Как относилась Яблоня к запросам Мальчика? Что она ему дала? ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ | Инструкция Группа №4 1. Найдите и прочитайте отрывок, в котором описывается старость Мальчика. 2. Выпишите желание Мальчика в этот период жизни. (Что он просил у Яблони?) _____________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________ 3. Как относилась Яблоня к запросам Мальчика? Что она ему дала? _____________________________________________________ _____________________________________________________ ____________________________________________________ |
Карточка оценка деятельности | Карточка оценка деятельности |
Карточка оценка деятельности | Карточка оценка деятельности |
Из представленных слов выберите и подчеркните те, которые подходят для характеристики Мальчика. | Из представленных слов выберите и подчеркните те, которые подходят для характеристики Яблони. |