Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Н. Носов "Федина задача"

7
2
Материал опубликован 14 January в группе

Технологическая карта урока литературного чтенияDOCX / 384.04 Кб

/data/files/m1736833719.docx (Технологическая карта урока литературного чтения)

a1736833760.png
Рабочий лист к теме "Н.Н.Носов "Федина задача"

/data/files/a1736833760.png (1158x826)

​​​​​​​ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Класс: 3

УМК: «Школа России»

Авторы учебника: Л. Ф. Климанова

Форма работы: фронтальная, самостоятельная, парная.



Тема урока: Николай Николаевич Носов «Федина задача»


Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе анализа рассказа Н.Н. Носов «Федина задача».


Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить с биографией Н.Н. Носова и содержанием рассказа «Федина задача».

2. Проанализировать (выделить главную мысль, особенности композиции) рассказ «Федина задача».

Предметные:

1. Знать биографию Н.Н. Носова и содержание рассказа «Федина задача».

2. Уметь выявлять жанровые особенности рассказа и определять её главную мысль.

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся внимание и речь в процессе формулирования ответа на вопросы.

2. Развивать у обучающихся умение анализировать художественный текст.

Личностные:

1. Познавательный интерес к изучению литературного чтения, самостоятельность и активность в его познании.

2. Развитие эстетического восприятия и воображения.


Воспитательные:

1. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы орг-ции учеб. деят-ти, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты


Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Ребята, посмотрите на экран.

- «Делу время, потехе час».

- Как вы что это?

- Что она обозначает?

- Неслучайно наш урок я начала с этой пословицы. Герой рассказа, с которым мы сегодня познакомимся, делал наоборот.

- Сегодня нас ждет большая работа. С ней смогут справиться внимательные, трудолюбивые и дружные ребята.

- Поднимите руку, кто готов сегодня хорошо работать на уроке.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы учителя.

- Пословица

- Надо отдавать делам больше времени, чем развлечениям.


УУКД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


УУРД: самоопределение к учебной деятельности









Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: репродуктивный

П: речевая разминка


Внешний контроль









Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы


Внешний контроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

Проводит речевую разминку.

Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, подготовим голос к работе.

- Посмотрите, что представлено на экране?

На осинке росинки

Засверкали утром перламутром.

- Давайте хором четко, медленно её прочитаем.

- Сейчас ещё быстрее. Молодцы!

- Ребята, кто сможет четко и быстро прочитать эту скороговорку?

- Отлично! Встаньте те, у кого получилось подготовить речевой аппарат к работе.

- Сегодня мы с вами познакомимся с юмористическим рассказом.

- Чтобы узнать фамилию автора, найдите нужные буквы.

t1736833692aa.jpg


- 15, 16, 19, 16, 3.

Правильно, ребята, это Николай Николаевич Носов!

- Что вы о нем знаете?

Выполняют речевую разминку.






- Скороговорка



Читают хором сгороговорку
















- Носов



Ответы детей

УУКД:

слушать и понимать речь других.

УУРД:

проявлять готовность подчиняться

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы



УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение, учитывать мнение каждого.


Презентация







Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины

затруднения, постановка цели урока


Ф

М: эвристический

П:

формулирование темы, цели и плана урока


Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, разгадайте ребус.

t1736833692ab.pngt1736833692ac.png

- Как будет звучать тема урока?

- Верно. Николай Николаевич Носов

«Федина задача»

- Какие цели перед собой поставим?

Познакомиться с…

Проанализировать…


- Ребята, посмотрите, пункты плана перемещались, давайте восстановим правильную последовательность.

1. Прочитать «Федина задача».

2. Познакомиться с биографией
Н.Н. Носова

3. Подвести итоги.

4. Выполнить все задания из рабочего листа.

5. Проанализировать рассказ.

- Молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.



Формулируют тему, ставят цели





- «Федина задача»

- Н.Н. Носов «Федина задача»



- Познакомиться с биографией Н.Н. Носова

Проанализировать рассказ
«Федина задача»


Составляют план урока.


1. Познакомиться с биографией Н.Н. Носова

2. Прочитать «Федина задача»
3. Проанализировать рассказ

4. Выполнить все задания из рабочего листа.

5. Подвести итоги.

УУПД: формулировать с помощью учителя тему и цель


УУКД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей


УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата


Презентация







"Открытие" детьми нового знания

(10 мин)

Построение детьми нового способа

действий и формирование способности к его выполнению



Ф

М: слово учителя

П: слово об авторе


Внешний контроль, самоконтроль

































П

М: языковой анализ

П: словарно-орфоэпическая работа

Самоконтроль













М: беседа

П: ответы на вопросы


Ф

М: работа с книгой

П: выборочное чтение


Внешний контроль




Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Давайте познакомимся с русским писателем,драматургом, киносценаристом.

- Но прежде чем это сделать, обратите внимание на №1 в ваших рабочих листах.

- Слушайте меня внимательно и заполняйте недостающую информацию об авторе, которую услышите.

t1736833692ad.png

- Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. В детстве писатель увлекался шахматами, музыкой, театром, фотографией.
- В 18 лет Николай Николаевич сам собрал фотоаппарат, который делал качественные снимки.

- После окончания Московского института кинематографии работал режиссёром и постановщиком мультфильмов в студии «Союзкино».
- Первый детский рассказ «Затейники», был написан в 1938 году. А над книгами о Незнайке писатель работал около 12 лет.

- Многие рассказы автора основаны на реальных событиях, которые случались с друзьями его сына.

- Давайте проверим, какие слова вы вставили в пропуски.
- Молодцы! Какой пункт плана выполнили?


- Сейчас мы с вами начнем читать рассказ.

- В тексте вам могут встретиться незнакомые слова, поэтому перед чтением мы выполним словарную работу в рабочих листах.

- Вам необходимо будет соединить слово с его лексическим значением. Работать будем в парах. Вспомните правила работы в паре.

t1736833692ad.png

- На это задание у вас есть 1 минута.

- Проверьте свои ответы по эталону. Поставьте себе +, если все ответы верны. Поставьте -, если есть ошибки. Поднимите руки те, у кого нет ошибок. А теперь те, у кого есть ошибки.

- Замечательно, ребята!


- Посмотрите на слайд, на нем представлено название и иллюстрация к рассказу.

- О чём, по-вашему, будет рассказ?

Кто герои рассказа? Какие могут быть события в рассказе с таким названием?


- Хорошо, откройте учебники на с. 164. Сейчас я начну читать произведение. Ваша задача: внимательно следить, потому что я могу попросить прочитать кого-то из вас.


- Теперь, начинаем читать по цепочке с первого ряда. Читать будем по одному абзацу. Как выглядит абзац?

- Как нужно читать, чтобы твоё чтение услышали, поняли и оценили?

Слушают учителя.

Заполняют пропуски в высказываниях об авторе.







- Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве.

- В детстве писатель увлекался шахматами, музыкой, театром, фотографией.

- Первый детский рассказ «Затейники», был написан в 1938 году.

- Над книгами о Незнайке писатель работал около 12 лет.

- Многие рассказы автора основаны на реальных событиях.














Познакомиться с биографией Н.Н. Носова








Работают в паре.

-Говорить тихо, не перебивать друг друга, работать сообща.


тро́йка бо́рзая - быстрая троица лошадей

роко́чущий бас - низкий мужской голос

титуля́рный сове́тник - гражданский чин , кандидат в советники

кафта́н - длинная верхняя одежда с длинными рукавами

чурба́н - обрубок бревна; глупый человек









Предположения детей.







Читают по цепочке.

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют произведение.

- Абзац начинается с отступа.

- Громко, выразительно, правильно.

УУРД:

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.








УУПД:

выделение необходимой информации.





УУРД:

самостоятельное оценивание своей работы.



УУПД:

смысловое чтение, поиск и выделение информации.




УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.


УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.




Презентация









Рабочий лист, задание №1



































Рабочий лист, задание №2














Учебник












Динамическая пауза

(1 мин)



Организует динамическую паузу.

- Сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест и повторяйте движения за персонажем.

Видеоролик

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

Выполняют динамическую паузу.




Первичное закрепление

(5 мин)



Усвоение нового способа действий



Ф

М: работа с книгой

П: выборочное чтение


Внешний контроль



Ф

М: ТРКМ

П: «Верные и неверные утверждения»

Внешний контроль


Ф

М: частично-поисковый

П: ответы на вопросы


Ф

М: работа с книгой

П: выборочное чтение


Внешний контроль


Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Что особенно поразило вас в рассказе? А что вызвало улыбку?

- Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?

-Что можете сказать о Феде?


- Давайте выполним задание №3 из рабочего листа.

t1736833692ad.png

- Что нужно сделать?

Зачитайте эти эпизоды и объясните свой выбор.


Прочитайте задание №4. Что нужно сделать?

t1736833692ad.png

- Кто нашел ответ на первый вопрос? Зачитайте фразу из текста.

- Какой ответ на второй вопрос? Найдите подтверждение в тексте.

- Какой ответ на следующий вопрос? Зачитайте фразу из текста.

- Как звали сестру Феди? Где об этом написано?

- Как звали друга Феди? А какая была фамилия?

- Молодцы!

Читают сказку по частям.

Составляют план с записью в тетрадь.

Ответы детей.




- Он очень много отвлекается и даже не пытается понять задачу.






- Написать какие утверждения верные, а какие нет

1. – 2. + 3. + 4. – 5. –

Ответы детей.



- Ответить на вопросы и записать ответ







1. Рыбкин


2. Концерт по заявкам


3. Про короля, блоху и портного


4. Рина


5. Юра Сорокин


УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.


УУРД: анализировать текст,

находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста.



УУКД: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме.



УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Учебник














Рабочий лист, задание №3







Рабочий лист, задание №4



Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: частично-поисковый


П: ответы на вопросы


Внешний контроль


Организует самостоятельную деятельность обучающихся.

- Сейчас мы с вами поработаем самостоятельно.

- Найдите в рабочих листа №5 и прочитайте задание. Что нужно сделать?

- А какая главная мысль рассказа?


- На выполнение у вас есть 2 минуты.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Какие пословицы записали?

Самостоятельно выполняют задание.



- Нужно записать пословицы, отражающие главную мысль

- Нельзя отвлекаться от важного дела, сначала его сделать, а потом отдыхать.

1. Делу время – потехе час

2. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей,



Рабочий лист, задание №5, презентация

Включение в систему знаний, повторение

(8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф


М: ТРКМ

П: «Фишбоун»

Внешний контроль









Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Давайте поработаем с №6. Нам нужно заполнить рыбу.

t1736833692ad.png

- Прочитайте, из чего состоит рыба?

- Что запишем в голову?

- По каким причинам он не смог это сделать? Запишите на верхние кости

- Найдите доказательства этому в тексте и запишите на нижние кости.

- Какой вывод можно сделать?

Пересказывают текст. Оценивают своих одноклассников.




- Из головы, верхних и нижних косточек и хвоста

- Почему Федя не смог решить задачу?

- Отвлекался на телевизор, думал о смысле песни.

- «Включил телевизор, чтобы веселее было делать уроки», «Прослушать песню до конца, но не понял смысла».

- Нельзя отвлекаться во время урока и при выполнении дз.

УУКД: умение оформлять свои мысли в устной форме.


УУРД: корректировать свои учебные действия, проявление познавательной инициативы


УУКД: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме.


Презентация, рабочий лист, задание №6








Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: рефлексия



Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Давайте подведем итоги.

- С каким рассказом мы сегодня знакомились? Кто её автор?

- Какие цели мы ставили на урок?

Мы их достигли?

- Посмотрите на план урока, все пункты выполнили?

- Скажите, чему вас научил рассказ «Цветок на земле»?

- Отлично! Мы сегодня очень продуктивно поработали и узнали много нового.

- Спасибо вам за урок! До свидания!

Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги.

Оценивают свою работу.

- «Федина задача»
Н.Н. Носов

- Познакомиться с биографией Н.Н. Носова;

Проанализировать произведение «Федина задача»

- Да


- Да


Ответы детей.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме;

УУРД: оценивать свою работу; установка того, какие из задач успешно решены.


Презентация













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ребята с удовольствием читают рассказы Носова, поэтому урок получится отличным! Спасибо за идею!

15 January

Спасибо, что используете мои материалы на своих уроках!)

20 February