Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Н.Н. Носов "Федина задача"

Технологическая карта урока литературного чтенияDOCX / 384.04 Кб
/data/files/m1736833719.docx (Технологическая карта урока литературного чтения)

/data/files/a1736833760.png (1158x826)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Класс: 3 УМК: «Школа России»Авторы учебника: Л. Ф. Климанова Форма работы: фронтальная, самостоятельная, парная. | |
Тема урока: Николай Николаевич Носов «Федина задача»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе анализа рассказа Н.Н. Носов «Федина задача».
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить с биографией Н.Н. Носова и содержанием рассказа «Федина задача». 2. Проанализировать (выделить главную мысль, особенности композиции) рассказ «Федина задача». | Предметные: 1. Знать биографию Н.Н. Носова и содержание рассказа «Федина задача». 2. Уметь выявлять жанровые особенности рассказа и определять её главную мысль. |
Развивающие: 1. Развивать у обучающихся внимание и речь в процессе формулирования ответа на вопросы. 2. Развивать у обучающихся умение анализировать художественный текст. | Личностные: 1. Познавательный интерес к изучению литературного чтения, самостоятельность и активность в его познании. 2. Развитие эстетического восприятия и воображения. |
Воспитательные: 1. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы орг-ции учеб. деят-ти, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. - Ребята, посмотрите на экран. - «Делу время, потехе час». - Как вы что это? - Что она обозначает? - Неслучайно наш урок я начала с этой пословицы. Герой рассказа, с которым мы сегодня познакомимся, делал наоборот. - Сегодня нас ждет большая работа. С ней смогут справиться внимательные, трудолюбивые и дружные ребята. - Поднимите руку, кто готов сегодня хорошо работать на уроке. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. Отвечают на вопросы учителя. - Пословица - Надо отдавать делам больше времени, чем развлечениям. | УУКД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. УУРД: самоопределение к учебной деятельности | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (6 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: репродуктивный П: речевая разминка Внешний контроль Ф М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. Проводит речевую разминку. Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, подготовим голос к работе. - Посмотрите, что представлено на экране? На осинке росинки Засверкали утром перламутром. - Давайте хором четко, медленно её прочитаем. - Сейчас ещё быстрее. Молодцы! - Ребята, кто сможет четко и быстро прочитать эту скороговорку? - Отлично! Встаньте те, у кого получилось подготовить речевой аппарат к работе. - Сегодня мы с вами познакомимся с юмористическим рассказом. - Чтобы узнать фамилию автора, найдите нужные буквы. - 15, 16, 19, 16, 3. Правильно, ребята, это Николай Николаевич Носов! - Что вы о нем знаете? | Выполняют речевую разминку. - Скороговорка Читают хором сгороговорку - Носов Ответы детей | УУКД: слушать и понимать речь других. УУРД: проявлять готовность подчиняться УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение, учитывать мнение каждого. | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: эвристический П: формулирование темы, цели и плана урока | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися. - Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, разгадайте ребус. - Как будет звучать тема урока? - Верно. Николай Николаевич Носов «Федина задача» - Какие цели перед собой поставим? Познакомиться с… Проанализировать… - Ребята, посмотрите, пункты плана перемещались, давайте восстановим правильную последовательность. 1. Прочитать «Федина задача». 2. Познакомиться с биографией 3. Подвести итоги. 4. Выполнить все задания из рабочего листа. 5. Проанализировать рассказ. - Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему, ставят цели - «Федина задача» - Н.Н. Носов «Федина задача» - Познакомиться с биографией Н.Н. Носова Проанализировать рассказ Составляют план урока. 1. Познакомиться с биографией Н.Н. Носова 2. Прочитать «Федина задача» 4. Выполнить все задания из рабочего листа. 5. Подвести итоги. | УУПД: формулировать с помощью учителя тему и цель УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: слово учителя П: слово об авторе Внешний контроль, самоконтроль П М: языковой анализ П: словарно-орфоэпическая работа Самоконтроль М: беседа П: ответы на вопросы Ф М: работа с книгой П: выборочное чтение Внешний контроль | Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания. - Давайте познакомимся с русским писателем,драматургом, киносценаристом. - Но прежде чем это сделать, обратите внимание на №1 в ваших рабочих листах. - Слушайте меня внимательно и заполняйте недостающую информацию об авторе, которую услышите. - Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. В детстве писатель увлекался шахматами, музыкой, театром, фотографией. - После окончания Московского института кинематографии работал режиссёром и постановщиком мультфильмов в студии «Союзкино». - Многие рассказы автора основаны на реальных событиях, которые случались с друзьями его сына. - Давайте проверим, какие слова вы вставили в пропуски. - Сейчас мы с вами начнем читать рассказ. - В тексте вам могут встретиться незнакомые слова, поэтому перед чтением мы выполним словарную работу в рабочих листах. - Вам необходимо будет соединить слово с его лексическим значением. Работать будем в парах. Вспомните правила работы в паре. - На это задание у вас есть 1 минута. - Проверьте свои ответы по эталону. Поставьте себе +, если все ответы верны. Поставьте -, если есть ошибки. Поднимите руки те, у кого нет ошибок. А теперь те, у кого есть ошибки. - Замечательно, ребята! - Посмотрите на слайд, на нем представлено название и иллюстрация к рассказу. - О чём, по-вашему, будет рассказ? Кто герои рассказа? Какие могут быть события в рассказе с таким названием? - Хорошо, откройте учебники на с. 164. Сейчас я начну читать произведение. Ваша задача: внимательно следить, потому что я могу попросить прочитать кого-то из вас. - Теперь, начинаем читать по цепочке с первого ряда. Читать будем по одному абзацу. Как выглядит абзац? - Как нужно читать, чтобы твоё чтение услышали, поняли и оценили? | Слушают учителя. Заполняют пропуски в высказываниях об авторе. - Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. - В детстве писатель увлекался шахматами, музыкой, театром, фотографией. - Первый детский рассказ «Затейники», был написан в 1938 году. - Над книгами о Незнайке писатель работал около 12 лет. - Многие рассказы автора основаны на реальных событиях. Познакомиться с биографией Н.Н. Носова Работают в паре. -Говорить тихо, не перебивать друг друга, работать сообща. тро́йка бо́рзая - быстрая троица лошадей роко́чущий бас - низкий мужской голос титуля́рный сове́тник - гражданский чин , кандидат в советники кафта́н - длинная верхняя одежда с длинными рукавами чурба́н - обрубок бревна; глупый человек Предположения детей. Читают по цепочке. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют произведение. - Абзац начинается с отступа. - Громко, выразительно, правильно. | УУРД: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. УУПД: выделение необходимой информации. УУРД: самостоятельное оценивание своей работы. УУПД: смысловое чтение, поиск и выделение информации. УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом. УУКД: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Презентация Рабочий лист, задание №1 Рабочий лист, задание №2 Учебник |
Динамическая пауза (1 мин) | | | Организует динамическую паузу. - Сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест и повторяйте движения за персонажем. Видеоролик - Хорошо, присаживайтесь на свои места. | Выполняют динамическую паузу. | | |
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий |
Ф М: работа с книгой П: выборочное чтение Внешний контроль Ф М: ТРКМ П: «Верные и неверные утверждения» Внешний контроль Ф М: частично-поисковый П: ответы на вопросы Ф М: работа с книгой П: выборочное чтение Внешний контроль | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. - Что особенно поразило вас в рассказе? А что вызвало улыбку? - Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему? -Что можете сказать о Феде? - Давайте выполним задание №3 из рабочего листа. - Что нужно сделать? Зачитайте эти эпизоды и объясните свой выбор. Прочитайте задание №4. Что нужно сделать? - Кто нашел ответ на первый вопрос? Зачитайте фразу из текста. - Какой ответ на второй вопрос? Найдите подтверждение в тексте. - Какой ответ на следующий вопрос? Зачитайте фразу из текста. - Как звали сестру Феди? Где об этом написано? - Как звали друга Феди? А какая была фамилия? - Молодцы! | Читают сказку по частям. Составляют план с записью в тетрадь. Ответы детей. - Он очень много отвлекается и даже не пытается понять задачу. - Написать какие утверждения верные, а какие нет 1. – 2. + 3. + 4. – 5. – Ответы детей. - Ответить на вопросы и записать ответ 1. Рыбкин 2. Концерт по заявкам 3. Про короля, блоху и портного 4. Рина 5. Юра Сорокин | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме. УУРД: анализировать текст, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста. УУКД: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме. УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме. | Учебник Рабочий лист, задание №3 Рабочий лист, задание №4 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И М: частично-поисковый П: ответы на вопросы Внешний контроль | Организует самостоятельную деятельность обучающихся. - Сейчас мы с вами поработаем самостоятельно. - Найдите в рабочих листа №5 и прочитайте задание. Что нужно сделать? - А какая главная мысль рассказа? - На выполнение у вас есть 2 минуты. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Какие пословицы записали? | Самостоятельно выполняют задание. - Нужно записать пословицы, отражающие главную мысль - Нельзя отвлекаться от важного дела, сначала его сделать, а потом отдыхать. 1. Делу время – потехе час 2. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. | УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, | Рабочий лист, задание №5, презентация |
Включение в систему знаний, повторение (8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: ТРКМ П: «Фишбоун» Внешний контроль | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Давайте поработаем с №6. Нам нужно заполнить рыбу. - Прочитайте, из чего состоит рыба? - Что запишем в голову? - По каким причинам он не смог это сделать? Запишите на верхние кости - Найдите доказательства этому в тексте и запишите на нижние кости. - Какой вывод можно сделать? | Пересказывают текст. Оценивают своих одноклассников. - Из головы, верхних и нижних косточек и хвоста - Почему Федя не смог решить задачу? - Отвлекался на телевизор, думал о смысле песни. - «Включил телевизор, чтобы веселее было делать уроки», «Прослушать песню до конца, но не понял смысла». - Нельзя отвлекаться во время урока и при выполнении дз. | УУКД: умение оформлять свои мысли в устной форме. УУРД: корректировать свои учебные действия, проявление познавательной инициативы УУКД: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме. | Презентация, рабочий лист, задание №6 |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: рефлексия | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Давайте подведем итоги. - С каким рассказом мы сегодня знакомились? Кто её автор? - Какие цели мы ставили на урок? Мы их достигли? - Посмотрите на план урока, все пункты выполнили? - Скажите, чему вас научил рассказ «Цветок на земле»? - Отлично! Мы сегодня очень продуктивно поработали и узнали много нового. - Спасибо вам за урок! До свидания! | Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги. Оценивают свою работу. - «Федина задача» - Познакомиться с биографией Н.Н. Носова; Проанализировать произведение «Федина задача» - Да - Да Ответы детей. | УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме; УУРД: оценивать свою работу; установка того, какие из задач успешно решены. | Презентация |
Селиванова Галина Геннадьевна
Зарубина Полина Олеговна