Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе «Переживания детства. Рассказ В.А. Бахревского "Бабочка"»

3
0
Материал опубликован 13 September 2019

Технологическая карта урока «Переживания детства. Рассказ В.А.Бахревского «Бабочка»».

УМК системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, уч. Е.И.Матвеева.

.

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тип урока

решение частной учебной задачи

Цели урока

познавательные: познакомить с рассказом В.А.Бахревского «Бабочка»; научить составлять различные планы к тексту.

развивающие: развитие коммуникативной компетенции; формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

воспитательные: интерес к чтению рассказов.

Технологии, методы

проблемно-диалогическая технология

Основные понятия, термины

В.А.Бахревский, бабочка, детство, воспоминания.

Планируемый результат

Предметные умения

учебно-языковые умения:

выявлять слова, которые требует объяснения;

определять значение неизвестного слова по словарю;

осознавать читаемый текст;

- составлять разные виды планов.

речевые умения:

уметь вести диалог.




личностный:

осознавать границу знания / незнания, стремится преодолеть этот разрыв;

метапредметный

принимать и сохранять учебную задачу; контролировать выполняемые действия; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своих действий на уроке (р.);

познавательные:

формулировать учебную задачу; осуществлять информационный поиск; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;

подводить под понятие (п.);

сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания; владеть диалогической формой речи (к.).

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная



Книгопечатная продукция:

Е.И.Матвеева

«Литературное чтение», 4 класс (ч. 2)

Технические средства обучения:

Планшеты и фломастеры для работы в группах.


Технология изучения

Этапы урока

Оформление доски

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

I.

Организационный.



Проверяет готовность к уроку, выдерживая паузу; создаёт эмоциональный контакт.

Включаются в ситуацию урока, настраиваются на совместную работу.

II.

Создание учебной ситуации.


- О чём говорили на предыдущих уроках литературного чтения?

- На предыдущих уроках мы знакомились с детскими переживаниями в литературных произведениях.


III.

Этап предпонимания и первоначального самоопределения текста.













Слайд с портретом автора.


















На доске прикреплены разные бабочки.























- Посмотрите на доску и прочитайте фамилию автора произведения, с которым будем знакомиться.

- Вы что-нибудь знаете об этом авторе?

- Послушайте, я приготовила для вас интересную информацию о Владиславе Анатольевиче Бахревском.

(Родился 15 августа 1936 года, в семье лесничего. Семья много переезжала по стране. Учился на литературном факультете Педагогического института. В. Бахревский жил в Оренбургской области, много путешествовал по стране: бывал в Сибири, на Камчатке, Сахалине, в Карелии, на Алтае, собирая материал для своих книг. Работал корреспондентом районной газеты, печатался в детских периодических изданиях «Пионерская правда», «Пионер», «Мурзилка» и многих других. Бахревский является автором более сорока книг. Так же В. А. Бахревским написан ряд повестей, рассказов и сказок для детей и юношества.)

- Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

- А что вы знаете о бабочках? Расскажите мне о них всё, что знаете.

- Какие они бывают?

(На доске появляются бабочки)

- А какие чувства вы испытываете, когда видите бабочек?

- Можно ли по заголовку предположить, о чём будет говориться в рассказе?

- А что может быть написано в рассказе о бабочке?

- Сейчас мы проверим ваши предположения, прочитав рассказ. (Читаем по абзацам)

- Правильные были наши предположения? Рассказ был о бабочке?

- А что именно автор рассказал нам о бабочке?


- Рассказ обычный или необычный?

- Что же в нём необычного?


- Давайте ещё раз прочитаем рассказ, и побеседуем с автором. Если возникнут вопросы, не стесняйтесь задавать их, будем вместе отвечать.

Примерные вопросы:

1. Почему поляна казалась автору планетой?

2. Почему автор не мог припомнить своей обиды?

3. Почему автор боялся не только всхлипнуть, но даже набрать в лёгкие воздуха?

4. Что значит, чуть тронутая розовым и голубым и очерченная острым, точным карандашиком?

5. Что означают предложения? «С мою ладонь. С ладонь того мальчика, которому поляна эта заменяла весь мир.»

6. «Тот мальчик вскочил…» Что за мальчик?

7. Что означает перейти вброд реку?

8. Почему мальчик приходит в отчаяние второй раз на дню? Автор отвечает на этот вопрос?

9. «Тронутая розовым и голубым, очерченная острым, точным карандашиком.» Такая же бабочка, как и в детстве?

10. Что означает «вытряхнуть на бегу из-за ворота сухое крошево сморённых жарой ольховых листьев»?

11. Почему «сердце колотилось»? Что автора так взволновало?

12. «Не знаю, зачем я побежал за бабочкой…» Зачем же? Предположите.

13. На что надеялся автор, долго стоя у реки?

14. Ответьте на вопрос автора: «Почему он не перешёл речку вброд?»

- В.А.Бахревский «Бабочка».



- Нет.




















- «Бабочка».



- Разноцветные, яркие и т.д.



- Радость, игривость, веселье и др.


- Можно. О бабочке.


Дети высказывают свои предположения.


Чтение рассказа детьми.


- Да.


- Представил перед нами бабочку, как повод вспомнить детство.

- Необычный.

- Автор рассказывает, как будто, от разных лиц.

IV.

Этап постижения авторского замысла.











































- Мы уже убедились в том, что рассказ не простой. Давайте побеседуем о том, какой же был замысел у автора, когда он писал этот рассказ?

- В чём сложность рассказа?




- Как построен рассказ?





- Мальчик и герой-рассказчик - это одно лицо?

- Автор использует очень интересный язык описания. Найдите слова или предложения, которые описывают образ бабочки?





- А как бы вы нарисовали её, если бы были художником?

- Поработаем самостоятельно в группах. Чтобы получше раскрыть и понять авторский замысел, попробуем составить план.

- Что такое план?






- Давайте примерно разделим текст на части вместе.

- Сколько в нём частей?

- Какой фразой заканчивается каждая часть?









- Какие вы знаете планы?

(Повествовательный, вопросный, цитатный, картинный, мимический)

- Какие из этих планов вы уже составляли?

- Как вы думаете, как выглядит вопросный план? цитатный план? картинный? мимический?

- Делимся на группы. Составляем только повествовательный, вопросный и цитатный планы.




- В том, что автор вспоминает себя маленьким мальчиком, и видит себя, как бы отдельно, и история у взрослого автора похожа.

- Сначала автор рассказывает от имени мальчика, т.е. окунается в детство, затем уже от имени взрослого вспоминает детство и потом опять взрослый стоит на поляне. Параллельное построение.


-Да.



- «Как морозное утро, чуть тронутая розовым и голубым, но очерченная острым, точным карандашиком.»; «Затрепетала крыльями, как собравшийся погаснуть огонёк.»

Дети словесно рисуют бабочку.





- План текста  это последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста.



- 6 частей.

1 часть - «… прежнее небо, прежнее солнце.»

2 часть - «… поляна эта заменяла весь мир.»

3 часть - «… о которой рассказано в сказках.»

4 часть - «... жарой ольховых листьев.»

5 часть - «... ружья на птиц и зверушек.»

6 часть - «Надо было перейти…»




- Повествовательный.


V.

Этап творческой интерпретации.















Повествовательный план.









Вопросный план.








Цитатный план.







- Каждый план представляет один человек из группы. Наиболее удачные планы вывешиваются на доску.


Дети работают в группах: составляют повествовательный, вопросительный и цитатный планы к рассказу «Бабочка».

Возможные варианты планов:

Вариант 1.

1. Планета моего детства.

2. Невиданная бабочка.

3. Таинственное исчезновение бабочки.

4. Встреча с невиданной бабочкой в настоящем.

5. Возвращение на то же место.

6. Размышление автора.

Вариант 2.

1. Почему поляна казалась планетой?

2. Кто появился на поляне?

3. Какая она, эта бабочка?

4. Что произошло с бабочкой?

5. Что случилось в настоящем?

6. Почему я не перешёл речку вброд?


Вариант 3.

1. «Поляна, которая была моей планетой»

2. «Бабочка эта была невиданной»

3. «Пропала, словно юркнула в невидимую щель»

4. «Я стоял на довольно невзрачной, голой поляне, как вдруг, затрепетала крылышками бабочка»

5. «И замер над рекой»

6. «Надо было перейти…»

VI.

Обсуждение домашнего задания.

















- Дома вам нужно будет составить картинный план к этому рассказу. Но вам нужно будет поделиться. С одного ряда - 1 план. То есть 3 картинных плана от класса.

Это первое задание.

- Второе задание: Пересказывать текст по плану.

- И третье задание: Написать небольшое сочинение (в 1 абзац). Тема сочинения - ответ на вопрос: Как я понимаю концовку произведения В.А.Бахревского «Бабочка?»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации