Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе «Переживания детства. Рассказ В.А. Бахревского "Бабочка"»
Технологическая карта урока «Переживания детства. Рассказ В.А.Бахревского «Бабочка»».
УМК системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, уч. Е.И.Матвеева.
.
Учебный предмет | Литературное чтение | |
Класс | 4 | |
Тип урока | решение частной учебной задачи | |
Цели урока | познавательные: познакомить с рассказом В.А.Бахревского «Бабочка»; научить составлять различные планы к тексту. развивающие: развитие коммуникативной компетенции; формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; воспитательные: интерес к чтению рассказов. | |
Технологии, методы | проблемно-диалогическая технология | |
Основные понятия, термины | В.А.Бахревский, бабочка, детство, воспоминания. | |
Планируемый результат | ||
Предметные умения учебно-языковые умения: – выявлять слова, которые требует объяснения; – определять значение неизвестного слова по словарю; – осознавать читаемый текст; - составлять разные виды планов. речевые умения: – уметь вести диалог.
| личностный: – осознавать границу знания / незнания, стремится преодолеть этот разрыв; метапредметный – принимать и сохранять учебную задачу; контролировать выполняемые действия; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своих действий на уроке (р.); познавательные: – формулировать учебную задачу; осуществлять информационный поиск; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; подводить под понятие (п.); – сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания; владеть диалогической формой речи (к.). | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная
| Книгопечатная продукция: Е.И.Матвеева «Литературное чтение», 4 класс (ч. 2) Технические средства обучения: Планшеты и фломастеры для работы в группах. |
Технология изучения
Этапы урока | Оформление доски | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся |
I. Организационный.
| | Проверяет готовность к уроку, выдерживая паузу; создаёт эмоциональный контакт. | Включаются в ситуацию урока, настраиваются на совместную работу. |
II. Создание учебной ситуации. | | - О чём говорили на предыдущих уроках литературного чтения? | - На предыдущих уроках мы знакомились с детскими переживаниями в литературных произведениях.
|
III. Этап предпонимания и первоначального самоопределения текста.
|
Слайд с портретом автора.
На доске прикреплены разные бабочки.
| - Посмотрите на доску и прочитайте фамилию автора произведения, с которым будем знакомиться. - Вы что-нибудь знаете об этом авторе? - Послушайте, я приготовила для вас интересную информацию о Владиславе Анатольевиче Бахревском. (Родился 15 августа 1936 года, в семье лесничего. Семья много переезжала по стране. Учился на литературном факультете Педагогического института. В. Бахревский жил в Оренбургской области, много путешествовал по стране: бывал в Сибири, на Камчатке, Сахалине, в Карелии, на Алтае, собирая материал для своих книг. Работал корреспондентом районной газеты, печатался в детских периодических изданиях «Пионерская правда», «Пионер», «Мурзилка» и многих других. Бахревский является автором более сорока книг. Так же В. А. Бахревским написан ряд повестей, рассказов и сказок для детей и юношества.) - Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? - А что вы знаете о бабочках? Расскажите мне о них всё, что знаете. - Какие они бывают? (На доске появляются бабочки) - А какие чувства вы испытываете, когда видите бабочек? - Можно ли по заголовку предположить, о чём будет говориться в рассказе? - А что может быть написано в рассказе о бабочке? - Сейчас мы проверим ваши предположения, прочитав рассказ. (Читаем по абзацам) - Правильные были наши предположения? Рассказ был о бабочке? - А что именно автор рассказал нам о бабочке?
- Рассказ обычный или необычный? - Что же в нём необычного?
- Давайте ещё раз прочитаем рассказ, и побеседуем с автором. Если возникнут вопросы, не стесняйтесь задавать их, будем вместе отвечать. Примерные вопросы: 1. Почему поляна казалась автору планетой? 2. Почему автор не мог припомнить своей обиды? 3. Почему автор боялся не только всхлипнуть, но даже набрать в лёгкие воздуха? 4. Что значит, чуть тронутая розовым и голубым и очерченная острым, точным карандашиком? 5. Что означают предложения? «С мою ладонь. С ладонь того мальчика, которому поляна эта заменяла весь мир.» 6. «Тот мальчик вскочил…» Что за мальчик? 7. Что означает перейти вброд реку? 8. Почему мальчик приходит в отчаяние второй раз на дню? Автор отвечает на этот вопрос? 9. «Тронутая розовым и голубым, очерченная острым, точным карандашиком.» Такая же бабочка, как и в детстве? 10. Что означает «вытряхнуть на бегу из-за ворота сухое крошево сморённых жарой ольховых листьев»? 11. Почему «сердце колотилось»? Что автора так взволновало? 12. «Не знаю, зачем я побежал за бабочкой…» Зачем же? Предположите. 13. На что надеялся автор, долго стоя у реки? 14. Ответьте на вопрос автора: «Почему он не перешёл речку вброд?» | - В.А.Бахревский «Бабочка».
- Нет.
- «Бабочка».
- Разноцветные, яркие и т.д.
- Радость, игривость, веселье и др.
- Можно. О бабочке.
Дети высказывают свои предположения.
Чтение рассказа детьми.
- Да.
- Представил перед нами бабочку, как повод вспомнить детство. - Необычный. - Автор рассказывает, как будто, от разных лиц. |
IV. Этап постижения авторского замысла.
|
| - Мы уже убедились в том, что рассказ не простой. Давайте побеседуем о том, какой же был замысел у автора, когда он писал этот рассказ? - В чём сложность рассказа?
- Как построен рассказ?
- Мальчик и герой-рассказчик - это одно лицо? - Автор использует очень интересный язык описания. Найдите слова или предложения, которые описывают образ бабочки?
- А как бы вы нарисовали её, если бы были художником? - Поработаем самостоятельно в группах. Чтобы получше раскрыть и понять авторский замысел, попробуем составить план. - Что такое план?
- Давайте примерно разделим текст на части вместе. - Сколько в нём частей? - Какой фразой заканчивается каждая часть?
- Какие вы знаете планы? (Повествовательный, вопросный, цитатный, картинный, мимический) - Какие из этих планов вы уже составляли? - Как вы думаете, как выглядит вопросный план? цитатный план? картинный? мимический? - Делимся на группы. Составляем только повествовательный, вопросный и цитатный планы. |
- В том, что автор вспоминает себя маленьким мальчиком, и видит себя, как бы отдельно, и история у взрослого автора похожа. - Сначала автор рассказывает от имени мальчика, т.е. окунается в детство, затем уже от имени взрослого вспоминает детство и потом опять взрослый стоит на поляне. Параллельное построение.
-Да.
- «Как морозное утро, чуть тронутая розовым и голубым, но очерченная острым, точным карандашиком.»; «Затрепетала крыльями, как собравшийся погаснуть огонёк.» Дети словесно рисуют бабочку.
- План текста – это последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста.
- 6 частей. 1 часть - «… прежнее небо, прежнее солнце.» 2 часть - «… поляна эта заменяла весь мир.» 3 часть - «… о которой рассказано в сказках.» 4 часть - «... жарой ольховых листьев.» 5 часть - «... ружья на птиц и зверушек.» 6 часть - «Надо было перейти…»
- Повествовательный.
|
V. Этап творческой интерпретации. |
|
Повествовательный план.
Вопросный план.
Цитатный план.
- Каждый план представляет один человек из группы. Наиболее удачные планы вывешиваются на доску. | Дети работают в группах: составляют повествовательный, вопросительный и цитатный планы к рассказу «Бабочка». Возможные варианты планов: Вариант 1. 1. Планета моего детства. 2. Невиданная бабочка. 3. Таинственное исчезновение бабочки. 4. Встреча с невиданной бабочкой в настоящем. 5. Возвращение на то же место. 6. Размышление автора. Вариант 2. 1. Почему поляна казалась планетой? 2. Кто появился на поляне? 3. Какая она, эта бабочка? 4. Что произошло с бабочкой? 5. Что случилось в настоящем? 6. Почему я не перешёл речку вброд?
Вариант 3. 1. «Поляна, которая была моей планетой» 2. «Бабочка эта была невиданной» 3. «Пропала, словно юркнула в невидимую щель» 4. «Я стоял на довольно невзрачной, голой поляне, как вдруг, затрепетала крылышками бабочка» 5. «И замер над рекой» 6. «Надо было перейти…» |
VI. Обсуждение домашнего задания.
|
| - Дома вам нужно будет составить картинный план к этому рассказу. Но вам нужно будет поделиться. С одного ряда - 1 план. То есть 3 картинных плана от класса. Это первое задание. - Второе задание: Пересказывать текст по плану. - И третье задание: Написать небольшое сочинение (в 1 абзац). Тема сочинения - ответ на вопрос: Как я понимаю концовку произведения В.А.Бахревского «Бабочка?»
|
|