Технологическая карта логопедического коррекционно-развивающего занятия «Дифференциация А-Я в словах и предложениях»

2
0
Материал опубликован 24 October 2017 в группе

Технологическая карта занятия

Учителя-логопеда Комаровой Натальи Леонидовны

Предмет: фронтальное логопедическое занятие.

Класс 2, группа с нарушением письма и чтения, обусловленные ОНР-III уровня.

Тема занятия: Дифференциация А-Я в словах и предложениях. Лексическая тема «Осень».

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Используемые технологии: 1) технология на основе деятельностного подхода; 2) игровая технология; 3) информационно-коммуникативные технология.

Оборудование: Компьютер, плазменный экран, сетевой ресурс Интернет, презентация «Дифференциация а-я», карточки в виде листьев с буквами а-я; стилизованное изображение букв а-я; картинка с изображением Торопыжки, карточки «Исправь ошибку» картинки с изображением времен года и названием месяцев.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется занятие: учащийся владеют

регулятивными УУД: 1) определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно; 2) сопоставлять свои действия с эталоном (образцом).

познавательными УУД:1) дифференцировать А - Я в слогах и словах; 2) владеть звуковым анализом и синтезом; 3) различать гласные от согласных и согласные по твердости и мягкости.

коммуникативными УУД: 1) оформлять свои мысли в письменной форме могут только по алгоритму; 2) отстаивать свою точку зрения только по инициативе логопеда; 3) не всегда умеют слушать.

личностными УУД:1) радоваться своим успехам; 2) уважительное отношение друг к другу в процессе занятия

Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:

Цель занятия: учить дифференцировать гласные А-Я в слогах, словах, предложениях, правильно обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Я.

Задачи занятия:  

образовательные: учить различать гласные А-Я на слух и артикуляцинно, правильно использовать на письме;

развивающиесоздать условия для формирования умения различать буквы А-Я в словах и предложениях; расширения словарного запаса по теме «Осень»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы; 

коррекционные: создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме, развитию орфографической зоркости;

воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к занятию; воспитывать бережное отношение к природе; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные УУД (знать, уметь)

Дифференцировать А-Я на слух и артикуляционно в словах и словосочетаниях, правильно обозначать буквами.

Обозначать мягкость предыдущего согласного буквой Я.

Учить применять полученные знания в практической деятельности.

 

Метапредметные

Познавательные УУД

Уметь выделять существенную информацию из источника.

Уметь представлять информацию и извлекать ее из схем, таблиц;

 

Регулятивные УУД

Определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.

Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Планировать свои действия с опорой на алгоритм.

 

Коммуникативные УУД

Уметь высказывать свои предположения, аргументируя ответ.

Уметь слушать и понимать других;

Осуществлять совместную деятельность в парах.

 

Личностные УУД

Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Мотивация к обучению и целенаправленной учебной деятельности.

Создавать условия для воспитания положительного интереса к логопедическому занятию.

 


 

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы обучения

Формы учебного взаимодейст-вия

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Использование ИКТ, оборудования

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

5 мин.

Психологический настрой на занятие, активизация внимания.

Включение в деятельность.

Создание благоприятной рабочей обстановки и благоприятного физиологического состояния, повышение энергетизации организма.

Обеспечение актуализации имеющихся знаний.

Организация самостоятельного или с помощью логопеда формулирования постановки цели.

Беседа

Игровой момент

Беседа

Фронтальная

- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения.

- Сегодня на занятии ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на занятии узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Предлагаю прогуляться по осеннему лесу.

2.Дыхательная и пальчиковая гимнастика.

В какое время года можем собрать осенний букет?

Назовите осенние месяцы.

3. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Покажите своей посадкой, что вы готовы

работать.

Дети улыбаются.

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Выполняют дыхательную гимнастику.

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать

(сжимать и разжимать кулачки),

Листья березы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(загибать поочередно пальцы).

Подписать букву в названии картинок Т_ПКИ-Т_ЯПКИ, чтобы получилось правильно.

Сравнивают. Выделяют мягкий и твердый согласный.

Определяют тему и цель занятия. Записывают в тетрадь.

https://www.youtube.com/watch?v=aVL_NGp5eE0

https://www.youtube.com/watch?v=r2m-Lff2j6I

Картины осенних месяцев

Презентация «Гласные а-я»

Личностные:

Умение позитивно настраиваться на работу.

Познавательные:

Умение выделять общий звук в словах

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения.

Регулятивные:

Определять и осознавать цели учебной деятельности.

Ориентировочный этап

5 мин.

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда высказывание по алгоритму.

Беседа

Схема сравнения

Обозначение звука буквой.

Индивидуальная.

Фронтальная

1.Организовывает сравнение звуков по артикуляции и звучанию.

2.Соотнесение звука и буквы, выделение на слух.

Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков.

Обозначают звуки буквами А –Я

Записывают в тетрадь большую и маленькую букву

https://learningapps.org/display?v=pydvu3wg317

Познавательные:

Умение выделять разные звуки в словах

Коммуникативные:

Излагать свои мысли

Поисково-исследовательский этап

1-2 мин.

Организовать поиск решения проблемы.

(Как будем различать?)

Беседа

Прием ощущения кинетически движения языка и на слух тв. или мягко звучит согласный

Фронтальная

Индивидуальная.

Предлагает уч-ся определить способы различения звуков.

Для чего нужно научиться различать?

Самостоятельно называют способы различения звуков.

 

Познавательные:

Умение называть способы различения звуков.

Коммуникативные:

Высказывать свои предположения.

Практический этап

20 мин.

Обеспечить применение знаний на практике.

Упражнение

Демонстра-ция.

Игровой метод.

Индивидуальная.

Фронтальная

Групповая

Предлагает ряд заданий на отработку полученных знаний.

1. Минутка чистописания.

 

2.Обозначить звук буквой

Поднимите букву А, а потом Я на прослушанные слоги и слова:

- ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ, ВЯ, КЯ, КА, ВА, ДЯ, ЖА, ФА, ФЯ, ...

- ряд слов: БАК, ПАР, ЖАЛ, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ, УПАЛ, ЛАПА, ВРАЧ, КАША, ЛАК...

Назовите слова, которые можно объединить по какому-либо признаку.

3. Рассмотрите картинки и сделайте к ним подписи (картинки: паук, собака, флаг, месяц, мясо, рябина). выделите в словах буквы А – Я и согласные перед ними цветными карандашами.

4. Игра «А-Я»

4 Закончите слова, добавив слоги ЛА – ЛЯ

5. Физминутка

6. Найти ошибки и записать слова правильно.

Игра «Исправить мишку торопыжку»"

Какие слова подходят к теме «Осень»? Подберем слова-прилагательные к ним.

Самостоятельно выполняют задания.

Дети собирают под музыку листочки и прописывают буквы в силуэтах букв а-я.

Дети поднимают букву или записывают букву на слух.

Играют в интерактивную игру и проверяют себя.

Карточки с буквами а-я в виде листьев.

https://www.youtube.com/watch?v=r2m-Lff2j6I

Ссылка на запись голоса

Презентация «Гласные а-я»

https://learningapps.org/display?v=ph9ico12n17

Презентация «Гласные а-я»

Презентация «Осенний дождь»

https://learningapps.org/display?v=ptg2nm09a17

Предметные:

Умение читать без ошибок, различать буквы, грамотно писать.

Познавательные:

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.

Регулятивные:

Контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

Читать вслух и про себя. Слушать, выступать.

Рефлексивно-оценочный этап

8-9 мин.

Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.

Излагают суждения в устной форме.

 

Индивидуальная

Диалог логопеда и ребенка, выявление возникших трудностей.

Наводящие вопросы логопеда, позволяющие осознать ребенку следующий шаг для достижения результата на более высоком уровне.

Что нового вы сегодня узнали на

занятии?

-Что понравилось на занятии?

-При выполнении, каких упражнений

испытывали затруднения?

- Обратимся к нашим солнышкам. Какое

у вас сейчас настроение? Покажите.

- Я рада, что в конце нашего занятия у

вас хорошее настроение.

Оценивают трудность дальнейшего планирования действий для совершенствования результата.

Отвечают на

вопросы

учителя.

Оценивают

состояние своего

настроения на

текущий момент

(в конце

занятия).

Презентация «Гласные а-я»

Личностные:

Способность к самооценке.

Коммуникативные:

Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.

Регулятивные:

Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации