Технологическая карта урока математики (5 класс, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»)
Технологическая карта урока
Предмет математика
Класс - 5а
Авторы УМК – Н.Я Виленкин, В.И Жохов, А.С Чесноков, С.И Шварцбурда (М.: Мнемозина, 2012)
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: закрепить умения выполнять сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями при решении уравнений и задач.
Задачи урока:
Формирование и развитие УУД
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
Метапредметные:
Регулятивные - составление плана выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций
Предметные: закрепить правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями и применять его при решении примеров, уравнений и задач.
Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, дидактический материал, таблица для рефлексии, презентация по теме: « Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
| Этап урока | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результаты | |
| Формируемые УУД | Предметные | ||||
| I.Самоопределение к деятельности Цель: организация класса на создание рабочей обстановки | 
 | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. 
 | Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность к уроку | Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения | Формирование умения точно выражать свои мысли с применением математической символики | 
| II.Обобщение и систематизация знаний. Актуализация знаний 
 Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий. | Фронтальная самостоятельная работа | Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности. 
 Слайд 2 «Найди ошибку». | Устно выполняют предложенные задания | Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, через устные предложенные задания Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: умение проводить коррекцию и оценку своих действий | Умение сравнивать дроби, действовать по самостоятельному плану решения заданий. | 
| III.Постановка целей и задач. Цель: формирование умения формулировать цель деятельности. | 
 | Устанавливает тематические рамки, Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока. Какие действия вы научились выполнять с дробями на прошлом уроке? Мы решали примеры, а где еще можно применять эти действия с дробями? 
 Тема нашего урока: «Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» 
 
 Какие правила из курса начальной школы нам необходимо повторить? Задача: Я задумала число. Прибавила к нему   Какое число я задумала? 
 | Выполняют предложенные задания 
 
 
 
 
 
 
 При решении уравнений и задач. 
 
 
 
 
 Формулируют тему и цель урока, задачи. 
 
 
 Записывают в тетради дату и тему урока. 
 Повторяем правило нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого. | Познавательные: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза Регулятивные: умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации Личностные: формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности | 
 | 
| IV.Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов | Групповой метод, само и взаимопроверка | Организует работу в парах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Физкульминутка Ученикам поочередно демонстрируются примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, и ставится условие, Если в результате выполнения действий получится правильная дробь, то наклонить голову вправо, а если неправильная дробь, то влево. Получается веселая зарядка. | Учащиеся в парах выполняют самостоятельную работу, обсуждают полученный результат. 
 Решаем уравнения №1018. 
 
 
 Ребята своими словами формулируют правило, а затем делают свои выводы. Выполняют действия сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, сопровождая выполнением упражнений физкультминутки. 
 
 
 | Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные: умение слушать, понимать и принимать мнение другого Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями | Умение анализировать задание, устанавливать взаимосвязь между дробями. | 
| V.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. Цель: формирование умения организовать контроль, самоконтроль и коррекцию знаний в изученных понятиях. | 
 
 Дифференцированная самостоятельная работа 
 
 
 
 
 | Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения. Задачи в карточках. | Выполняют задания, называют место и причины затруднения. Исправляют ошибки. 
 
 
 Учащиеся решают задачи разного уровня сложности 
 | Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Умение самостоятельно выбирать способ решения задач, действовать по алгоритму необходимых действий для недопущения подобных ошибок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
| VI.Рефлексия Цель: формирование умений дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее | Фронтальная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 индивидуальная | Организует рефлексию. 
 Собирает листы с таблицей, выставляет оценки, проводит инструктаж домашнего задания. 
 
 
 Ученикам предлагается внести в таблицу 1. «+» - «плюс», если понравилось на уроке, информация и формы работы, вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. 2. «-» - «минус» записывается, если что- то не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. 3. «И» - это значит на уроке было интересно. | Рассуждают, формулируют свое отношение к проблеме. 
 Анализируют свою работу, заполняют предложенную таблицу, сдают таблицы. 
 
 
 
 Учащиеся отвечают на следующие вопросы: Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где? Что на уроке было самым сложным, простым? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутренней позиции, ориентируемой на моральные нормы | 
 | 
 
                                     . Из этой суммы вычла
 . Из этой суммы вычла   и в результате получила
  и в результате получила   .
 . 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                        