Технологическая карта урока математики (5 класс, «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»)
Технологическая карта урока
Предмет математика
Класс - 5а
Авторы УМК – Н.Я Виленкин, В.И Жохов, А.С Чесноков, С.И Шварцбурда (М.: Мнемозина, 2012)
Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: закрепить умения выполнять сложение и вычитание дробей одинаковыми знаменателями при решении уравнений и задач.
Задачи урока:
Формирование и развитие УУД
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
Метапредметные:
Регулятивные - составление плана выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные - делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные - умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций
Предметные: закрепить правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями и применять его при решении примеров, уравнений и задач.
Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби.
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, дидактический материал, таблица для рефлексии, презентация по теме: « Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Этап урока |
Методы и формы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результаты |
|
Формируемые УУД |
Предметные |
||||
I.Самоопределение к деятельности Цель: организация класса на создание рабочей обстановки |
|
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
|
Учащиеся слушают учителя, проверяют готовность к уроку |
Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения |
Формирование умения точно выражать свои мысли с применением математической символики |
II.Обобщение и систематизация знаний. Актуализация знаний
Цель: создание условий для выполнения учащимися учебных действий. |
Фронтальная самостоятельная работа |
Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.
Слайд 2 «Найди ошибку». |
Устно выполняют предложенные задания |
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, через устные предложенные задания Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: умение проводить коррекцию и оценку своих действий |
Умение сравнивать дроби, действовать по самостоятельному плану решения заданий. |
III.Постановка целей и задач. Цель: формирование умения формулировать цель деятельности. |
|
Устанавливает тематические рамки, Подводит учащихся к формулированию темы, целей и задач урока. Какие действия вы научились выполнять с дробями на прошлом уроке? Мы решали примеры, а где еще можно применять эти действия с дробями?
Тема нашего урока: «Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Какие правила из курса начальной школы нам необходимо повторить? Задача: Я задумала число. Прибавила к нему . Из этой суммы вычла и в результате получила . Какое число я задумала?
|
Выполняют предложенные задания
При решении уравнений и задач.
Формулируют тему и цель урока, задачи.
Записывают в тетради дату и тему урока.
Повторяем правило нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого. |
Познавательные: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза Регулятивные: умение учитывать выделенные ориентиры в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: умение осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации Личностные: формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности |
|
IV.Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов |
Групповой метод, само и взаимопроверка |
Организует работу в парах
Физкульминутка Ученикам поочередно демонстрируются примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, и ставится условие, Если в результате выполнения действий получится правильная дробь, то наклонить голову вправо, а если неправильная дробь, то влево. Получается веселая зарядка. |
Учащиеся в парах выполняют самостоятельную работу, обсуждают полученный результат.
Решаем уравнения №1018.
Ребята своими словами формулируют правило, а затем делают свои выводы. Выполняют действия сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, сопровождая выполнением упражнений физкультминутки.
|
Познавательные: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия Коммуникативные: умение слушать, понимать и принимать мнение другого Личностные: умение замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями |
Умение анализировать задание, устанавливать взаимосвязь между дробями. |
V.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. Цель: формирование умения организовать контроль, самоконтроль и коррекцию знаний в изученных понятиях. |
Дифференцированная самостоятельная работа
|
Организует выполнение самостоятельной работы, выявление места и причины затруднения. Задачи в карточках. |
Выполняют задания, называют место и причины затруднения. Исправляют ошибки.
Учащиеся решают задачи разного уровня сложности
|
Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, соотносить того, что известно с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Умение самостоятельно выбирать способ решения задач, действовать по алгоритму необходимых действий для недопущения подобных ошибок.
|
VI.Рефлексия Цель: формирование умений дать оценку успешности достижения целей и наметить перспективу на будущее |
Фронтальная
индивидуальная |
Организует рефлексию.
Собирает листы с таблицей, выставляет оценки, проводит инструктаж домашнего задания.
Ученикам предлагается внести в таблицу 1. «+» - «плюс», если понравилось на уроке, информация и формы работы, вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. 2. «-» - «минус» записывается, если что- то не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. 3. «И» - это значит на уроке было интересно. |
Рассуждают, формулируют свое отношение к проблеме.
Анализируют свою работу, заполняют предложенную таблицу, сдают таблицы.
Учащиеся отвечают на следующие вопросы: Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где? Что на уроке было самым сложным, простым?
|
Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формирование внутренней позиции, ориентируемой на моральные нормы |
|