12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Глазунова Дарья Дмитриевна30
Россия, Ростовская обл., Сальск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №9 г.Сальска





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока математики,

учителя начальных классов

Глазуновой Дарьи Дмитриевны






















г. Сальск

2022.

Тема урока: «Сложение и вычитание с числом 0»

Класс: 1 «А»

Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию умений решать примеры с числом ноль.

Задачи:

Дидактические

- актуализировать знания обучающихся о математических действиях увеличения на и уменьшения на несколько единиц;

- способствовать усвоению знаний о правилах сложения и вычитания с числом 0.

- формирование умения решать задачи на увеличение числа на несколько единиц;

Развивающие

- способствовать обогащению математической речи;

- содействовать развитию мыслительных операций сравнение, обобщение, классификация;

Воспитательные

- способствовать развитию чувства коллективизма при парной и групповой работе;

- создать условия для формирования познавательного интереса к урокам математики.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;

- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которое базируется на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;



Регулятивные:

- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

Познавательные:

- понимать простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

- иметь начальное представление о базовых межпредметных

понятиях: числе.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.

-воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях

- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0;

- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;

Межпредметные связи: окружающий мир

Оснащение урока: учебник Математика 1 класс 1 часть, техкарта, презентация































ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные (П, Р, К)

Личностные

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)


Задача этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу», «надо», «могу»)

Беседа

Приём введения в урок сказочного героя


Приветствует обучающихся, мотивирует обучающихся к учебной деятельности через введение в урок героя «Нолика».


Проверяет готовность к уроку.


Приветствуют учителя.


Слушают учителя.





Проверяют свою готовность к уроку.





Ф

Презентация



проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которое базируется на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;


Педагогический

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Задача этапа: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Дидактическая игра


Работа у доски


Демонстрация

Актуализирует знания по теме «Увеличить уменьшить на»


Проводит дидактическую игру, даёт математические утверждения.


Отвечают на вопросы, учителя. Показывают свои ответы на карточках.

Определяют верные или неверные утверждения, показывают карточки








Ф

Интерактивная доска


Карточки с ответами.




Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

Познавательные: - иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе.





Педагогический



3.ОРГАНИЗАЦИЯ


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


3.1. Целеполагание


Задача этапа: выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.


Приём целеполагания



Демонстрация


Метод подводящий диалог

Содействует формулировке обучающимися темы и цели урока при помощи решения задачи.


Задаёт вопросы подводящие к определению темы и цели урока.

Определяют тему и цель урока. Решают задачу.



Отвечают на вопросы, определяют тему и цель урока


Ф

Презентация

объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0;


Регулятивные:

- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

Коммуникативные: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;





Педагогический

3.2. Открытие нового знания.






























Задача этапа: построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. Реализация построенного проекта)

Беседа

Рассказ



















Демонстрация

Физминутка










Задаёт вопросы по теме урока.


Подводит к формулированию правил при помощи истории с героем.



Предлагает повторить сформулированные правила.



Задаёт вопросы по теме урока.







Проводит физминутку при помощи видеоролика.

Отвечают на вопросы.



Слушают учителя. Формулируют правила сложения и вычитания с цифрой 0.


Повторяют сформулированные вместе с учителем правила.


Отвечают на вопросы учителя.








Выполняют движения вместе с учителем.








Ф



Презентация

объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0;


Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

Коммуникативные: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;



Педагогический


3.3. Первичное закрепление


Задача этапа: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи.



Упражнение


Инструктаж


Работа по цепочке

Просит открыть рабочие тетради и прописать 0 в соответствии с заданной закономерностью.


Организует работу над задание № 2 в учебнике по цепочке.

Открывают тетради и прописывают 0 с заданной закономерностью до конца строки.



Слушают задания.

Выходят к доске по цепочке. Решают примеры.

Ф

Меловая доска




понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание

Регулятивные: выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;



Педагогический

3.4. Самостоятельная работ

а

Задача этапа: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой,

реализация нового способа действий; рефлексия достижения цели.


Самостоятельная работа


Инструктаж

Проверка по эталону

Взаимопроверка.


Организует самостоятельную работу по карточкам.

Просит обменяться листочками и проверить работу соседа.

Контролирует выполнение самостоятельной работы.

Оказывает поддержку обучающимся.

Выполняют самостоятельную работы по карточкам.


Проверяют работы друг друга по эталону.

И



П

Карточки с заданием

понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.



И


3.5. Повторение и включение в систему знаний


Задача этапа: выявление границ применимости нового знания.


Беседа





Приём рефлексии содержания








Организует работу над задачей на странице 73.






Организует беседу о достижение цели урока. Подводит итог урока.

Слушают условие задачи. Отвечают на вопросы учителя. Решают задачу. Записывают схему решения в тетрадь.


Участвуют в беседе с учителем. Подводят итог. Принимают установку учителя

Ф

Презентация

понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях

- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;


Познавательные: понимать простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

Коммуникативные: - применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;





Педагогический










4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задача этапа: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности.

Беседа





Самооценка





Метод поощрения

Интересуется результатами, определяет, насколько обучающиеся усвоили учебный материал. Предлагает оценить свою деятельность посредством хлопка в ладоши и топота.


Определяют, достигли ли цели урока. После проводят действие самооценки учебной деятельности.


И

Презентация




понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;


И





















МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (САМОАНАЛИЗ) УРОКА


Глазунова Дарья Дмитриевна

Тема урока: «Сложение и вычитание с числом ноль»

Класс: 1.

Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию умений решать примеры с числом ноль.

Задачи:

Дидактические

- актуализировать знания обучающихся о математических действиях увеличения на и уменьшения на несколько единиц;

- способствовать усвоению знаний о правилах сложения и вычитания с числом 0.

- формирование умения решать задачи на увеличение числа на несколько единиц;

Развивающие

- способствовать обогащению математической речи;

- содействовать развитию мыслительных операций сравнение, обобщение, классификация;

Воспитательные

- способствовать развитию чувства коллективизма при парной и групповой работе;

- создать условия для формирования познавательного интереса к урокам математики.

Класс хорошей подготовки. В классе нет детей с особыми образовательными потребностями.

1. Не возникло трудностей в выполнении практических заданий, по окончании урока дети смогли воспроизвести полученные знания.

2. Место и приемы, способствовавшие достижению планируемых результатов.

Таблица 1

Планируемые предметные результаты

Планируемые результаты

Методы и приемы, обеспечивающие достижение

Оценка и обоснование эффективности методов и приемов

- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях

- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0;

- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;

Упражнение, подводящий диалог, беседа, инструктаж, работа по цепочке.

Упражнение даёт возможность обучающимся применять свои знания практически.

Благодаря подводящему диалогу обучающиеся могут более точно определить тему и цель урока.

Беседа помогает полностью понять содержание темы, даёт возможность поделиться своими мыслями, предположениями.

Инструктаж помогает учителю организовать работу над упражнениями в учебнике, над заданиями.

Работа по цепочке приём способствующий быстрому опросы всех учеников.

Таблица 2

Планируемые метапредметные результаты

(П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Планируемые результаты

Методы и приемы, обеспечивающие достижение

Оценка и обоснование эффективности методов и приемов

Регулятивные:

- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;




Познавательные:

- понимать простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

- иметь начальное представление о базовых межпредметных

понятиях: числе.






Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.

-воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

- применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

Беседа, диалог, работа по цепочке, демонстрация











Подводящий диалог, наглядный метод, работа с учебником, диалог, демонстрация













Упражнение, самостоятельная работа, взаимопроверка проверка, игровой метод, самостоятельная работа, демонстрация

Беседа позволяет высказать своё мнение, свои предположения.

В диалоге обучающиеся получают возможность задать свои вопросы, ответить на вопросы собеседника (учителя).

Работа по цепочке даёт возможность выполнить определённое задание, под руководством учителя.

Метод демонстрация позволяет наглядно отобразить содержание учебного материала.


Подводящий диалог помогает определить тему, цель урока, тему нового раздела в учебнике.

Наглядный метод помогает более полно представить то, о чём идёт речь на уроке.

Работа с учебником помогает закрепить информацию.

В диалоге обучающиеся могут получить ответы на свои вопросы, учитель может выяснить, что известно (неизвестно) детям в данной теме.

Метод демонстрация позволяет наглядно отобразить содержание учебного материала.



Упражнение помогает применять знания практически, закреплять умения.

Самостоятельная работа помогает проверить, насколько успешно усвоены знания по данной теме, даёт детям возможность самостоятельно работать над заданием, осознавая ответственность за результат.

Взаимопроверка даёт возможность обучающимся побыть в роли учителя проверить работу одноклассника по эталону.

Детям данного возраста игровой метод помогает усвоить (или проверить) знания в удобной более понятной для них форме.

Самостоятельная работа помогает осознать личную ответственность в процессе обучения.

Метод демонстрация позволяет наглядно отобразить содержание учебного материала.



Таблица 3

Планируемые личностные результаты

Планируемые результаты

Методы и приемы, обеспечивающие достижение

Оценка и обоснование эффективности методов и приемов

- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;

- проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которое базируется на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;

Формирование готовности восприятия учебного материала, самооценка

Метод формирования готовности восприятия учебного материала настраивает и мотивирует обучающихся к учебной деятельности на уроке, подготавливает их к восприятию учебного материала.

Самооценка даёт возможность самостоятельно осознать результат своих учебных действий и оценить свою работу на уроке в целом.


3. На уроке я старалась создать комфортную психологическую атмосферу для детей, общение обучающихся друг с другом и с учителем происходит в спокойной позитивной обстановке.

4. В классе нет детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому коррекционно-развивающая работа не планировалась.

5. В ходе урока я применяла следующие технологии:

- ИКТ-технологии с целью обеспечения наглядности представляемой информации, более полного восприятия обучающимися учебного материала.

- Здоровье сберегающую технологию с целью сбережения здоровья обучающихся в ходе образовательного процесса.

- Коммуникативные технологии проявлялись при проведении устной работы: дети участвовали в беседе, диалоге.

6. Учитывая возраст детей, целесообразно было бы больше внимания уделить играм, игровому методу.

7. Дальнейшая работа будет вестись с учётом допущенных ошибок и недочётов в ходе работы на уроке.






Конспект урока.

Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Дмитриевна и сегодня на уроке математики мы с вами будем работать вместе.

Ребята, к нам на урок пришёл гость и вы все наверняка с ним знакомы. (на слайде фиксик Нолик). Кто же пришёл к нам в гости? Да, ребята! Сегодня на уроке Нолик будет помогать нам выполнять задания и рассказывать интересные истории. Но вот, беда Нолику нужна наша помощь, посмотрите, он потерял свой уникальный свет! После очередного превращения в винтик! Давайте поможем Нолику его вернуть!

Актуализация знаний.

Для того чтобы помочь Нолику нам с вами необходимо пробраться в комнату ДимДимыча и выполнить некоторые задания! Посмотрите в комнате ДимДимыча спит Кусачка. Нам с вами нужно выполнять задания в полной тишине.

Задание первое – устный счёт.

Ребята, на доске вы видите высказывания, вам необходимо определить верные они или нет. Если утверждение верное, то вы показываете мне карточку с ответом да, если не верное, то вы показываете карточку с ответом нет. Работаем молча.

5 увеличить на 1 будет 4. –

3 увеличить на 2 будет 5. +

8 уменьшить на 2 будет 6. +

7 уменьшить на 2 будет 5. +

Сумма чисел 4 и 3 равна 6. –

Разность чисел 4 и 3 равна 1. +

Сумма чисел 4 и 4 равна 8. +

Разность чисел 9 и 4 равна 4. -

Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, значение суммы равно 2. -

Уменьшаемое 8, вычитаемое 2, значение разности равно 6. +

Организация с познавательной деятельности.

Целеполагание

Ребята, вы справились с первым заданием! Посмотрите к Нолику возвращается его красивый синий свет, но он пока очень тусклый. Давайте сделаем его ярким! Для этого вам необходимо выполнить 2 задание – решить задачу и назвать тему нашего урока.

На яблоне росло 10 бананов. Сначала сорвали 5 бананов, потом ещё 5. Сколько бананов осталось на яблоне? (нисколько. На яблоне не растут бананы)

-Какой цифрой обозначим «нисколько»? (0)

- Ребята, кто догадался, какую цифру и число мы продолжим изучать?

Да, вы правы неспроста к нам с вами в гости пришёл Нолик.

Ребята, для того чтобы решить задачу, какое действие нам с вами пришлось выполнить? (вычитание). Как называется противоположное вычитанию действие?

Как вы думаете, как звучит тема нашего урока? (Сложение и вычитание с цифрой 0)

Открытие нового знания.

Ребята, вы помогли Нолику вернуть свой уникальный свет! Теперь Нолик поможет нам с вами изучить новую тему!

У Нолика есть к вам несколько вопросов.

-Какой же цифрой мы показываем отсутствие предметов?

-Цифрой 0.

-Где стоит 0 на луче? (0 стоит в начале луча)

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Ребята, послушайте какая история приключилась с нашим другом Ноликом!

Как- то раз Папус с Масей купили Нолику и Симке вкусные конфеты. Нолику досталось 3 конфеты и Симке тоже 3 конфеты- поровну. Нолик сразу же слопал свою часть и у него не осталось ни одной конфеты! Как мы обозначим «ничего»? А Симка припрятала свои конфеты. Сколько конфет у Симки осталось? Давайте посчитаем сколько конфет осталось у Симки и у Нолика. Если у Нолика не одной, а у Симки 3, то 0+3=3. Исходя из этого можно вывести первое правило сложения с числом 0 (если к 0 прибавить любое число, получится то же самое число). Давайте повторим его все вместе!

На следующий день Нолик нашёл 2 красивые наклейки, а с Симкой не поделился! Значит у Нолика было 2 наклейки, а у Симки ни одной. Как мы обозначим ни одной цифрой? (0). Подумайте сколько наклеек было у Нолика и Симки? Какое действие вы использовали чтобы посчитать? (сложение) Правильно 2+0=2. Исходя из этого можно вывести 2 правило сложения с числом 0 (если к любому числу прибавить 0, получится то же самое число). Давайте повторим его все вместе!

Ребята, но Симка прознала, что Нолик с ней не поделился наклейками и обиделась! И решила отомстить Нолику. Мася спекла очень вкусные пончики и положила их в вазочку. Было их 5 штук, и Симка съела все пончики и ни одного не оставила Нолику. Сколько же было пончиков было? (5), а сколько досталось Нолику? (0). Исходя из этого можно вывести правило вычитания с цифрой 0. (если из любого числа вычесть 0, то получится то же самое число). Давайте повторим это правило.

На утро Нолик понял, что Мася пекла пончики и Симка съела их и не поделилась с Ноликом. Он осознал почему Симка так поступила, пошёл к сестре и попросил у неё прощения за то, что не поделился с нею наклейками. Симка тоже поступила неправильно, съев все пончики и тоже попросила у Нолика прощения и в знак примирения дала ему 2 мандарины. Они вместе съели эти мандарины Симка свои 2 и Нолик. Исходя из этого можно вывести правило вычитания с цифрой 0. (-если из любого числа вычесть, то же самое число, получится 0)

А теперь, ребята, я предлагаю вам повторить все 4 правила.

- если к любому числу прибавить 0, получится то же самое число

-если к 0 прибавить любое число, получится то же самое число

-если из любого числа вычесть 0, то получится то же самое число

-если из любого числа вычесть, то же самое число, получится 0

Ребята, ноль – важная цифра в нашей счётной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз

- А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок), то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

- Где место ноля на числовом отрезке, на вашей линейке? (в начале)

Физкультминутка

Ребята, а сейчас вместе с нашими друзьями Фиксиками я предлагаю размяться.

(видеоролик). Движения повторяйте за мной или за Фиксиками.

Первичное закрепление:

Откройте рабочие тетради. Отступите от записи 1 клеточку. На доске вы видите некую закономерность продолжите её до конца строки. (0 00)

Ребята на доске Нолик записал для вас примеры, вам необходимо вставить пропущенные числа. По цепочке начиная с первой парты, выходите к доске и вставляйте число. А все остальные, отступите 2 клеточки от записи «классная работа» и начинайте писать примеры вместе с нами.

Самостоятельная работа

- Ребята, на карточках записаны примеры. Ваша задача решить их самостоятельно. После обменяйтесь карточками с соседом и сверьте работы друг друга с эталоном, который предлагает нам с вами Нолик.

8+0= 3-3=

5-0= 7-7=

0+4= 6+0=

Повторение и включение в систему знаний.

Откройте учебники на странице 73. Давайте прочитаем условие задачи.

- Ваня поймал сколько рыбок? Посчитайте. (4)

- А Саша поймал? (2 рыбки)

Сколько рыбок они поймали? Каким действие мы будем решать задачу сложением или вычитанием?

Хорошо. Что с чем будем складывать?

Отлично! Сколько же поймали Ваня и Саша рыбок?

Посмотрите в учебники у вас записаны кружочками схема решения задачи. Отступите клеточку от прошлой записи и зарисуйте схему решения задачи. Рядом со схемой запишите ответ цифрой.

- Кто скажет, чему мы сегодня учились на уроке?

(Составлять выражения на сложение и вычитание с числом 0. Находить значение этих выражений)

-Повторим правила ещё раз. (на экране слайд 8)

- если к любому числу прибавить 0, получится то же самое число

-если к 0 прибавить любое число, получится то же самое число

-если из любого числа вычесть 0, получится то же самое число

-если из любого числа вычесть, то же самое число, получится 0

Рефлексия.

Ребята, а сейчас оцените свою деятельность на уроке.

- Если вам все понравилось, у вас не возникало затруднений в ходе урока хлопните один раз в ладоши.

- Если вам на уроке было скучно, возникали затруднения в ходе урока, то 1 раз топните.

Наш урок окончен. До свидания.

























Список литературы:

1. https://uchebniki-shkola.com/Математика/Учебник%20Математика%201%20класс%20Моро%20Волкова%20Степанова%20часть%201/index.html

2. https://yandex.ru/video/preview/12604951636152962574

3. https://infourok.ru/kartochki-po-matematike-slozhenie-i-vichitanie-s-chislom-v-predelah-klass-3509113.html

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2021/11/08/priemy-refleksii-na-urokah-v-nachalnoy-shkole


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.