Технологическая карта урока математики по теме «Задачи на движение по реке» (5 класс)
Технологическая карта урока математики по теме «Задачи на движение по реке» 5 класс
Степанова Елена Викторовна, учитель математики МОУ «СОШ №11» г. Вологда
Полякова Ирина Викторовна, учитель математики МОУ «СОШ №11» г. Вологда
Базовый учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под редакцией А.Г. Мерзляка; М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2015.
Тема урока: Задачи на движение по реке.
Цель урока: Формирование у обучающихся теоретических основ и первичного опыта решения задач на движение по реке.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить с новыми понятиями: собственная скорость, скорость течения, скорость по течению, скорость против течения;
- ввести формулы для нахождения скорости по течению, скорости против течения, скорости течения;
- продемонстрировать использование новых знаний при решении практических задач; развивающие:
- развивать мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: умение анализировать, сравнивать, находить закономерности, моделировать;
- формировать умение работать с имеющейся информацией, записанной в разной форме: табличной, текстовой, схематично;
воспитательные:
- прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.
- воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;
-развивать интерес к математике путем создания ситуации успеха.
Тип урока: урок первичного усвоения новых знаний.
Необходимое оборудование: учебник, доска, компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует учеников, отмечает отсутствующих, настраивает на работу, желает всем успехов на уроке. | Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест к уроку. Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение Регулятивные: саморегуляция |
Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашней работы, используя слайд № 1 с ответами, и указывает критерии для самооценки: - выбор правильного хода решения; -отсутствие вычислительных ошибок; -запись решения выполнена верно: указаны единицы измерения величины, пояснение соответствует действию и записано в корректной форме. Осуществляет рефлексию по результатам домашней работы, используя вопросы: При решении какой задачи Вы испытывали затруднения? Что было сделать сложнее: определить ход решения задачи или безошибочно выполнить действия и оформить их в тетради? Кто справился безошибочно с домашним заданием? Призывает тех, кто справился безошибочно с домашним заданием оказать помощь другим. Быть консультантом по решению задач на движение. | Осуществляют самопроверку домашнего задания, сравнивая с образцом на слайде, корректируют решение при необходимости, используя зелёную ручку. Осуществляют самооценку на основе критериев (выставляет её в тетради зелёной ручкой). Отвечают на вопросы учителя, анализируя результаты самоконтроля домашней работы | Личностные: нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли |
Актуализа-ция знаний | Предлагает устно решить задачи, воспользовавшись данными таблицы на слайде № 2, и указать правило, на которое опирались при решении задачи. Подводит итог, на доске располагает формулы в форме табличек для вычисления времени, скорости и расстояния, которые назвали учащиеся. Побуждает к высказыванию своего мнения, используя вопросы: -Какие задачи мы решали в ходе устной работы? -Что помогло Вам в решении задач? -Сделайте вывод о соблюдении скоростного режима на дорогах с опорой на задачу №3? | Устно решают задачи. Озвучивают своё решение. Обосновывают свой ответ на вопрос задачи. Называют правило нахождения времени движения, расстояния и скорости. Зрительно воспроизводят формулы Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы: - задачи на движение - знание формул -необходимо помнить, что несоблюдение ПДД ведёт к автокатастрофам. | Личностные: жизненное самоопределение, нравственно-этическая ориентация Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации; выбор способа решения задач в зависимости от конкретных условий. Познавательные: рефлексия способов действий Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, аргументировать своё решение |
Динамическая пауза | Проводит физкультминутку «Тренировка внимания» На слайде № 3 плакат. Внимательно посмотрите на плакат. Вам даётся 3секунды, после чего плакат будет убран с экрана. 2.Задаёт вопросы: - Назовите сумму чисел, которые были на плакате? -Назовите, какое число записано внутри круга? Квадрата? Прямоугольника? 3.Рефлексия: Кто был предельно внимателен? | 1.Развивают зрительную память и внимание. 2.Отвечают на вопросы учителя. 3.Анализируют себя самостоятельно. | Регулятивные: саморегуляция Общеучебные: анализ объектов, моделирование |
Постановка цели урока | На слайде № 4 задача: Расстояние между пунктами равно 360 км. Собственная скорость катера 38 км/ч, скорость течения реки 2 км/ч. На какой путь, в одну или другую сторону, он затратит больше времени? 1.Предлагает прочитать задачу и найти сходство и отличие данной задачи от тех, которые выполняли ранее. 2.Побуждает сформулировать тему урока и проблемные вопросы на урок 3. Учитель обобщает высказывания учащихся и озвучивает тему и цель урока: Тема: Задачи на движение по реке (слайд №5). Цель: Приобрести знания, необходимые для решения задач на движение по реке и научиться применять их в решении практических задач. 4. Учитель проводит рефлексию целеполагания. Предлагает сформулировать цель урока короче. | 1.Читают задачу, сравнивают данную задачу с предыдущими и выделяют сходство и различие (сходство – задача на движение, отличие – объект движется по реке, наличие течения, которое мешает или способствует движению). 2.Формулируют тему урока (однозначно смогут это сделать) и озвучивают проблемные вопросы. 3.Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа и тему урока. 4.Учащийся предлагают свои формулировки цели урока. Например: Научиться решать задачи на движение по реке. | Регулятивные: целеполагание, саморегуляция Познавательные: анализ, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Первичное восприятие нового учебного материала | 1.Побуждает высказать предположение решения задачи и по возможности обосновать 2.Предлагает выделить новые понятия в тексте задачи. 3.Добавляет к понятиям, указанными учащимися, ещё два: скорость по течению и скорость против течения. Все четыре новых понятия указаны на слайде № 6. 4. Подводит итог с помощью слайда № 7. 5. Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний с помощью вопросов: - Как Вы понимаете словосочетание «стоячая вода»? - Приведите примеры таких водоёмов. - Перечислите названия рек, протекающих по территории Вологодской области. - В какое время года течение становиться сильнее? Почему? - Как можно узнать направление и скорость течения реки, находясь на берегу? - С какой скоростью движется по реке плот? - В каком направлении не может двигаться по реке брошенная на воду шляпа? | 1.Высказывают предположение, что на движение против течения, катер затратит времени больше. 2. Озвучивают новые понятия: собственная скорость катера, скорость течения 3. Записывают в тетрадь понятия: собственная скорость катера, скорость течения, скорость по течению, скорость против течения 4. Слушают и проверяют записи в тетрадях. Обводят в рамочку в качестве опоры по теме. 5.Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: выделение необходимой информации из прочитанного текста (смысловое чтение) Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно -следственных связей Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации |
Динамическая пауза | Проводит физкультминутку: Река всегда ассоциируется с летним отдыхом. -Встали. Закрыли глаза. Вспомнили тёплое летнее солнышко. -Протянули руки к нему. Обнимите его. -Наклонитесь вперёд, назад. Потянитесь. Присели, встали. -Вам приятно и спокойно. Вы бодры и полны сил. -Откройте глаза и улыбнитесь своему соседу. | Выполняют действия под руководством учителя | Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: развитие навыка невербального общения |
Первичное усвоение нового учебного материала (применение правил в условиях выполнения учебных заданий) | 1. Уточняет цель урока 2.Напоминает, что при решении задач на движение помогает чертёж–модель задачи. Предлагает составить чертёж по условию данной задачи. 3.Организует работу в группах по решению первоначальной задачи. 4. Организует самопроверку решения задачи: заслушивают решение одной группы, организует обсуждение и выводит на слайде № 8 правильное решение. 5.Обеспечивает положительную реакцию на результаты совместной работы | 1. Вспоминают цель урока 2.Составляют чертёж под руководством учителя. 3.Организуются в четвёрки и решают задачу. 4.Представитель группы, которая решила задачу первой, озвучивает своё решение, остальные осуществляют самопроверку | Познавательные: рефлексия построение логической цепочки рассуждений, моделирование Регулятивные: контроль и коррекция, Коммуникативные: осознание ответственности за общее дело, достижение договорённости и согласование общего решения |
Контроль за результатом учебной деятельности школьников | 1.Организует контроль первичного усвоения нового материала через работу по заполнению таблицы на основе слайда № 9 (с целью рационального использования времени учащиеся выполняют задание устно, ответы фиксируют в таблицах, заранее приготовленных на столах). 2. Обеспечивает положительную реакцию учеников на преодоление трудностей (предлагает дозированную помощь отдельным учащимся, разрешается обратиться к соседу по парте, не за ответом, а за советом). 3. Организует проверку и самопроверку, используя слайд №10 с правильными ответами. Организует рефлексию: Какую строчку таблицы было заполнить сложнее других? С заполнения какой колонки необходимо было начинать свою работу? | 1.Заполняют таблицу 2.Один ученик представляет результаты своей работы, остальные осуществляют самопроверку и самооценку. Свою оценку указывают зелёной ручкой в тетради Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, подведение под понятие, рефлексия способов действий Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня осознания оценка |
Рефлексия деятельности | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности, используя вопросы: 1.Сформулируйте своими словами, что такое собственная скорость объекта? 2.Что необходимо знать, чтобы определить скорость лодки по течению? Против течения? 3. На сколько, скорость по течению больше скорости против течения? Предлагает вспомнить цель урока и подвести итог урока, используя строчку из стихотворения (слайд №11) | Отвечают на вопросы учителя Выписывают в тетрадь одну строчку из стихотворения. Оценивает результат работы. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, адекватное понимание причин успеха и неудач Регулятивные: оценка результатов работы, удержание цели урока Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать |
Постановка домашнего задания | 1.Предлагает определить цель домашней работы. 2. Выводит на слайде №12 домашнее задание и комментирует | Определяют цели домашней работы. Записываю домашнее задание в дневник: для всех – выучить опору в тетрадях 1 уровень – стр. 223-224, № 873, 875. 2 уровень – стр. 223-224, № 877; стр.245, № 1011. 3 уровень составьте две задачи на движение по реке и решите их (решение сопровождайте схемами) | Регулятивные: целеполагание, планирование учебного труда (работа с дневником). |
Литература: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир; под редакцией А.Г. Мерзляка; М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2017.
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12