Технологическая карта урока математики «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Технологическая карта урока математики в 6 классе
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
PPTX / 3.35 Мб
Тема урока |
Сложение и вычитание смешанных чисел |
Тип урока |
Урок закрепления знаний |
Форма урока |
Урок-игра |
Цели деятельности |
Цель деятельности учителя: Совершенствовать навыки сложения и вычитания смешанных чисел; способствовать развитию умения пользоваться правилами сложения и вычитания смешанных чисел Задачи: Образовательные: повторить сложение и вычитание смешанных чисел. Развивающие: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания; расширить знания учеников об окружающем их мире. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; воспитывать положительное отношение к предмету, интерес к знаниям. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: формулировать правила сложения и вычитания смешанных чисел; применять правила сложения и вычитания смешанных чисел при решении задач. Личностные: формировать устойчивый познавательный интерес, уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим. Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; коммуникативные – уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символические средства. |
Основные понятия |
Смешанное число, неправильная дробь, сложение и вычитание смешанных чисел, целая часть и дробная часть. |
Оборудование |
/data/files/p1587985229.pptx («Сложение и вычитание смешанных чисел»)Компьютер, мультимедийный проектор, колпачки поварят для учеников, экран, магниты, плакат этапов урока, индивидуальные карточки в форме рыб с заданиями, удочки с магнитом, рыбки для проведения рефлексии, сборник задач (авторский) |
Ресурсы |
Учебник (Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков и др.), презентация |
Организация пространства |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Мотивация к учебной деятельности
3. Построение проекта выхода из затруднений
4. Реализация построенного проекта
- Первый этап «Жареная задача»
- Второй этап «Уха из примеров»
- Третий этап «А знаете ли вы…»
- Четвертый этап «Фаршированная логика»
- Пятый этап «Фирменный рецепт»
5. Рефлексия. Домашнее задание.
Технологическая карта урока математики в 6 классе
Этапы урока, цели |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||
Организационный этап
|
Прозвенел уже звонок, Ровненько встали, спинки выпрямили. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. - Давайте познакомимся, меня зовут Егорова Виктория Викторовна. Я приехала к вам из далекой Колымы, с Верхнеколымского района. И к вам я приехала на самый замечательный предмет, самый важный в нашей жизни – это предмет математики. Я вас попрошу сесть так, чтоб вам было удобно, чтобы видеть и меня и экран одновременно. Это возможно? Отлично. - У вас на партах лежат чистые листы. Эти листы будут вместо тетрадей. Также у каждого есть «Лист самооценки». Вы будете заполнять этот лист самостоятельно.
|
(приветствуют учителя)
- да.
|
||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
- Ребята, вы любите отгадывать ребусы? - Если вы правильно отгадаете ребус, то узнаете очень важную для вас информацию (Ребус) - Какие слова получились? Значит что мы будем делать? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - У вас, у каждого есть листочек. Вместо тетради, запишите пожалуйста на нем сегодняшнее число – 2.04.18. и тему нашего урока – «Сложение и вычитание смешанных чисел» - Ребята, вы умеете складывать и вычитать смешанные числа? - Попробуйте сформулировать цель нашего урока. Мы сегодня закрепим наши умения по сложению и вычитанию смешанных чисел.
- Верхнеколымский район славится не только минеральными ресурсами (каменным углем, россыпным золотом), но и биологическими ресурсами (такими как пушные звери и ценные виды рыб). Также наш район славится чем-то. А вот чем мы сейчас узнаем. Ребята, вы наверняка собирали пазл. Если правильно решите и составите пазл, то узнаете чем еще славится Верхнеколымский район.
- Что получилось? Карась, правильно. Наш район славится вкусным карасем. - Ребята, что вы делаете обычно на уроке математики? - А с чем будут связаны наши примеры и задачи? С карасем.
|
- да. (отгадывают ребус) - Сложение, вычитание, смешанных, число. (записывают число, тему урока) - да. - закрепление сложения и вычитания смешанных чисел. Решают примеры и собирают пазл. - Рыба. Карась. - решаем задачи, примеры. - с карасем. |
||||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднений Цель: - организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации цели достижения поставленной цели |
- Кто-нибудь ел карась? - А видели ли вы как ваши мамы, бабушки готовят их? - Как готовят? (слайд 4). - А давайте ребята попробуем сами приготовить блюда из карася? Будем жарить караси в задачах; Варить вкусную уху из примеров; Зафаршируем логическую задачу в карась. И в конце у нас будет Фирменный рецепт. Учитель открывает доску (Читают надпись): 1 этап. «Жареная задача» 2 этап. «Уха из примеров» 3 этап. «А знаете ли вы…» 4 этап. «Фаршированная логика» 5 этап. «Фирменный рецепт» (рефлексия)
- Мы поиграем с вами в поваров. Я буду шеф-поваром, а вы моими помощниками, поварятами. - Одевайте пожалуйста колпаки.
|
- да. - да. - жарят, варят, фаршируют, котлеты делают, оладьи и т.д.
(одевают колпаки) |
||||||||||||||||
Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - закрепить новое знание в речи и знаках; - зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. |
1 блюдо - «Жареная задача» - Откройте сборники задач. Стр.15. Выполните №32.
Две бригады участвуют в конкурсе «Мунха» (невод). Первая бригада наловила кг карася, а вторая на кг меньше. Сколько всего в конкурсе наловили карасей? (Слайд) - «Мунха» переводится на русский как «невод». Отличается невод от других видов рыбалки тем, что в нем участвует очень много человек. Якуты эти мероприятия сравнивают с ысыахом, как праздник. - Для решения текстовых задач, нужно составить краткую запись, записать условие. - О чем говорится в задаче? Что известно? И что надо найти?
ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ: Чтобы сложить смешанные числа, надо привести дробные части к наименьшему общему знаменателю, отдельно выполнить сложение целых частей, отдельно дробных частей. ПРАВИЛО ВЫЧИТАНИЯ: Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, надо: привести дробные части к наименьшему общему знаменателю; (Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, превратить ее в неправильную дробь, уменьшив на единицу целую часть); отдельно выполнить вычитание целых частей и отдельно дробных частей. - Вторую задачу решаем самостоятельно.
- Теперь давайте проверим. Поменялись тетрадями и выполните проверку. Ответ: см. - Поднимите руки у кого правильно. - Первое блюдо у нас готово. - (ВЫВОД) Что мы сделали? - оцените пожалуйста свою деятельность на листе самооценки.
|
-
- Надо найти улов второй бригады. Для этого надо вычесть от улова первой бригады кг.
Решают задачу. 1 бригада - кг 2 бригада - ? на кг меньше Решение: - = кг (2 бригада)
+ = = кг (вместе) Ответ: кг. - повторяют правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Решают самостоятельно. |
||||||||||||||||
|
2 блюдо «Уха из примеров» - А теперь попробуем сварить уху. Прежде чем сварить уху, что нам необходимо? Ингредиенты. Какие? Самый важный ингредиент – карась. - У вас на партах есть карточка. Эта карточка называется менеджмент. На нем указан номер вашего участника команды. Давайте посмотрим все ли нашли себя: участники под №1 пожалуйста поднимите руки вверх. Спасибо. №2. №3. №4.
- Мы сейчас с вами порыбачим. - Итак, слушайте внимательно. У нас лунки, в каждой лунке караси. - Давайте ребята разделимся на 4 группы по 4 человек. Выберите капитана. Капитаны команд по моему сигналу прибегают с удочкой первой лунке и ловят карася. Обратно бегут к команде и все члены команды решают по одному примеру. И только после этого капитан прибегает уже ко второй лунке и выполняет те же действия. И на это все дается 8 минут. - Стоп! Время прошло. - Давайте проверим правильно ли мы решили. Сверяем ответы. Каждому правильному примеру ставим плюс, а неправильному – минус. - Сколько правильных ответов 1 команде? 2? 3? 4? - Как вы думаете, какая команда сварила самую вкусную уху? Почему?
- заполните лист самооценки. Ставьте столько баллов, сколько примеров вы решили правильно. Вот и мы сварили уху? - уха у нас получилась очень вкусная, сытная. Все очень хорошо постарались.
|
- Ингредиенты. - карась.
Поднимают руки.
Слушают учителя.
играют и решают задания.
Сверяют свои ответы по готовому шаблону. - потому что решила наибольшее количество верных ответов. Оценивают свою деятельность на данном этапе. |
||||||||||||||||
|
3 этап «А знаете ли вы…» - Ребята, кто знает, сколько килограммов для вылова карася разрешено в год одному человеку? - Давайте не будем гадать, а решим задачу и узнаем ответ. Потому что математика точная наука. Задача. Рыбак в среднем в месяц ловит по 25 кг карася. Сколько килограмм он поймает за год? (300 кг.) - Если правильно нашли ответ, то ставим 1 б. - Что вы узнали? Правильно, мы узнали всего в год разрешено одному человеку 300 кг карася.
Запомните это пожалуйста ребята. |
Отвечают на вопросы.
Выполняют задание: 25 * 12 = 300кг
Оценивают свою деятельность.
- узнали, что в год разрешено 1 человеку 300 кг карася. |
||||||||||||||||
Физминутка Цель: Организовать познавательную физминутку |
Физминутка. - Настало время отдохнуть. Встали пожалуйста. (Слайд) - У карася внутри есть плавательный пузырь, знаете для чего он нужен? Он играет роль поплывка. Когда рыба хочет уйти на дно, она сдувает свой пузырь, а когда хочет выйти на поверхность воды, то раздувает. Давайте вместе повторим эти движения под музыку. - Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде. То согнуться, разогнуться, то зароются в песке. Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас. Сколько рыбок здесь у нас, столько мы подпрыгнем раз. (Слайд) |
Отвечают на вопросы.
(Выполняют упражнения под музыку)
|
||||||||||||||||
|
4 блюдо «Фаршированная логика» - Чтобы зафаршировать карася, нам нужно решить логическую задачу. (Слайд) Что лишнее: треска, омуль, карась, плотва, лосось, форель, окунь. (Слайд) - Подумайте пожалуйста каждый про себя, не общаясь (5 секунд). Обсудите это теперь со своей группой (30 секунд). 1 группа, как вы думаете, что здесь является лишним? 2 группа…. 3 группа… 4 группа.
Ответ: окунь, потому что слово состоит из пяти букв.
Задание ЕГЭ: Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
- Данная задача на соответствие является типовым заданием ЕГЭ.
Задание ЕГЭ: Рыбак поймал 128 карасей: золотистых и серебристых. Известно, что среди любых 72 карасей имеется хотя бы один серебристый. А среди любых 58 карасей – хотя бы один золотистый. Сколько серебристых карасей? (ответ: 57) (Слайд) - подумайте каждый за себя. А теперь вы должны записать в тетрадях, не общаясь, решение и ответы. - А теперь поработаем в команде. Вы должны выбрать тот вариант ответа, который считаете правильным.
- Ребята, данная задача на смекалку. Типовая задача ЕГЭ. - Вот и мы зафаршировали наши караси. - Не забудьте заполнять листы самооценки. |
Решают логическую задачу. - ОКУНЬ, потому что слово состоит из пяти букв.
Решают задание. Ответ: 3412
Решают задачу на смекалку. Решение. 72 – 1 = 71 золотистый. 58 – 1 = 57 серебристых карасей. Ответ: 57
|
||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности Цель: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
5 этап «Фирменный рецепт»
У вас на парте лежат по одному карасю. Вы должны решить пример и ответить на вопрос, либо дописать предложение. - Какой ответ у вас получился? ________ - давайте все вместе сформулируем правило сложения и вычитания смешанных чисел. - Оцените свою работу. Посчитайте сколько баллов собрали, и ставьте себе оценку. И я потом посмотрю, насколько вы поняли. - прочитай, что написали. - Наш урок подходит к концу. И я б хотела закончить урок на такой интересной нотке. Посмотрите на экран. (Слайд) - Что это? Это мозг карася.
Домашнее задание: раздать математический кроссворд в форме карася. повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел. Но если бы вы мне написали на мой электронный адрес или по ватсап я бы была очень рада. Когда мамы, бабушки будут готовить карась, посмотрите, загляните в голову карася. Выставление оценок - Ребята, спасибо вам за этот интересный урок. Он бы не был таким ярким, без вашего отличного настроения, позитивного настроя и конечно же без ваших знаний. - Любите свою Родину, берегите природу. Ведь любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя. Помните об этом каждый день, каждый час, каждую минуту. До свидания! |
Решают пример.
Ответ : (варианты ответов)
Сформулируют правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Оценивают свою деятельность. Ставят оценки.
- это мозг карася в форме «Мыши».
|