| Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество.
| Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что сегодня хорошая погода. – Сегодня светит солнце. – Может быть, потому что скоро каникулы? Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице хорошая погода, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …. | Улыбаются друг другу и гостям. | Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
|
II. | Актуализация знаний. Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее. | - Ребята, я думаю, что вы много узнали о природных зонах России . - Давайте проверим, так ли это. Ребята работать вы будете в парах. Перед вами карточка с описанием природных зон. Определите о какой природной зоне идет речь и впишите букву с правильным ответом.
1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра) 2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь) 3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня) 4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня) 5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа) 6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона) - Молодцы! Хорошо справились с заданием. Такое задание мы будем с вами выполнять на ВПР. |
Учащиеся работают по карточкам. Дают название природной зоне . (Оценивают свою работу на лестнице успеха) | Личностные умения: — проявлять интерес к многообразию природных зон России; — проявлять бережное отношение к природе. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «сообщество», использовать их в активном словаре; — определять природные зоны России и обосновывать своё мнение; — определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение.
|
III. | Самоопределение к деятельности. Определение темы урока, формулирование цели. Цель этапа: изучение родного края | Учитель включает видеофрагмент « Наш край». Как вы думаете, почему наш урок начался так необычно?
- Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны». - Ребята, а что же такое край? Край- слово многозначное. Посмотрим его лексическое значение в словаре Ожегова. - Какие утверждения для нас подходят? Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел на странице 135 учебника.
О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём! (На доске вывешивается тема урока: «Наш край».) - Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей) (Вывешиваются задачи на доску) Ребята, посмотрите на план. (по этому плану мы говорили с вами изучая природные зоны) - На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.
|
(Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае)
Дети находят определения к слову край
Читают название раздела, высказывают предположения.
- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? | Регулятивные умения: — понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; — выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
IV. | Решение проблемной ситуации. Цель – формирование у учащихся представлений о родном крае
| -Посмотрите на доску. Что вы видите? Чего не хватает на карте? -Мы будем узнавать больше о своем родном крае, говорить о природной зоне в которой находится наш край, о его климатических условиях и заполнять карту. Выполнять работу мы будем в группах. Ребята , давайте вспомним правила работы в группе. У каждой группы на столах в конвертах лежат задания и дополнительная литература. Сформулируйте задание своей группы. 1группа подготовит сообщение о территории нашего края, его границах и климате. 2 группа познакомит нас с растительным миром Оренбуржья; 3 группа расскажет нам о животном мире Оренбургской области. 4 группа подготовит сообщение о жизни людей и природных ресурсах нашего края. |
Ответы детей
Дети определяют задачи группы.
| Предметные умения: — рассказывать о природе родного края и определять его местоположение на карте; — рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире; — рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни; — рассказывать об экологических проблемах; — составлять цепи питания, характерные для нашего края;
|
V. | Физкультминутка Цель: -сохранить здоровье детей | (после подготовки групп) К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два. Три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль. Вышли на берег крутой И отправились домой.
| Учащиеся повторяют движения за учителем. |
|
VI. | Работа по новой теме. Цель: уметь представить самостоятельно добытую информацию.
| Представление информации группами учащихся. -Ребята будьте внимательны, после выступления вам нужно будет ответить на вопросы. Узнаем о богатстве растительного мира Оренбургской области. Ребята 2 группы познакомят нас с животным миром.
- Узнаем, какие достопримечательности есть в нашем крае.
- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о полезных ископаемых и водных ресурсах Оренбуржья. (зарядка для глаз. Граница области)
| Учащиеся выполняют работу в группах.
Ученик с помощью учителя прикрепляют на настенную карту материал.
| Предметные: уметь находить на карте свой регион; - характеризовать свой край по плану; Метапредметные:работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем. |
VII. | Закрепление изученного материала. Цель: уметь работать с картой .
| Ребята , а теперь нам предстоит выполнить практическое задание. Перед вами карта с заданиями. (после выполнения задания) Ребята, каждый передайте свою карту с выполненным заданием соседу с права. Проверим выполненную работу по эталону и оценим по 10 бальной шкале. каждое правильно выполненное задание -1 бал. (кто сколько набрал баллов)
| Дети работают с картой индивидуально
| Личностные: желание приобретать новые знания и умения; Коммуникативные: правильно формулировать собственные мысли. |
Ирина Анатольевна