УМК « Школа России». Авторы учебника: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
Тема урока: « Наш край».
Цели урока: познакомить с географическим положением края, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира.
Формируемые УУД:
познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;
коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности:
частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта Оренбургской обл. презентация «Твой родной край».
Ход урока.
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что сегодня хорошая погода. – Сегодня светит солнце. – Может быть, потому что скоро каникулы? Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице хорошая погода, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
Улыбаются друг другу и гостям.
Коммуникативные умения:
адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
II.
Актуализация знаний.
Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.
- Ребята, я думаю, что вы много узнали о природных зонах России .
- Давайте проверим, так ли это.
Ребята работать вы будете в парах.
Перед вами карточка с описанием природных зон. Определите о какой природной зоне идет речь и впишите букву с правильным ответом.
1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)
2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)
3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)
4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)
5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)
6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)
- Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Такое задание мы будем с вами выполнять на ВПР.
Учащиеся работают по карточкам. Дают название природной зоне .
(Оценивают свою работу на лестнице успеха)
Личностные умения:
— проявлять интерес к многообразию природных зон России;
— проявлять бережное отношение к природе.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «сообщество», использовать их в активном словаре;
— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;
— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение.
III.
Самоопределение к деятельности.
Определение темы урока, формулирование цели.
Цель этапа: изучение родного края
Учитель включает видеофрагмент « Наш край».
Как вы думаете, почему наш урок начался так необычно?
- Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны».
- Ребята, а что же такое край?
Край- слово многозначное. Посмотрим его лексическое значение в словаре Ожегова.
- Какие утверждения для нас подходят?
Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел на странице 135 учебника.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём!
(На доске вывешивается тема урока: «Наш край».)
- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)
(Вывешиваются задачи на доску)
Ребята, посмотрите на план.
(по этому плану мы говорили с вами изучая природные зоны)
- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.
(Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае)
Дети находят определения к слову край
Читают название раздела, высказывают предположения.
- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас?
Регулятивные умения:
— понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
— выполнять учебное задание в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
IV.
Решение проблемной ситуации.
Цель – формирование у учащихся представлений о родном крае
-Посмотрите на доску. Что вы видите? Чего не хватает на карте?
-Мы будем узнавать больше о своем родном крае, говорить о природной зоне в которой находится наш край, о его климатических условиях и заполнять карту. Выполнять работу мы будем в группах.
Ребята , давайте вспомним правила работы в группе.
У каждой группы на столах в конвертах лежат задания и дополнительная литература. Сформулируйте задание своей группы.
1группа подготовит сообщение о территории нашего края, его границах и климате.
2 группа познакомит нас с растительным миром Оренбуржья;
3 группа расскажет нам о животном мире Оренбургской области.
4 группа подготовит сообщение о жизни людей и природных ресурсах нашего края.
Ответы детей
Дети определяют задачи группы.
Предметные умения:
— рассказывать о природе родного края и определять его местоположение на карте;
— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире;
— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни;
— рассказывать об экологических проблемах;
— составлять цепи питания, характерные для нашего края;
V.
Физкультминутка
Цель:
-сохранить здоровье детей
(после подготовки групп)
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два. Три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Учащиеся повторяют движения за учителем.
VI.
Работа по новой теме.
Цель: уметь представить самостоятельно добытую информацию.
Представление информации группами учащихся.
-Ребята будьте внимательны, после выступления вам нужно будет ответить на вопросы.
Узнаем о богатстве растительного мира Оренбургской области.
Ребята 2 группы познакомят нас с животным миром.
- Узнаем, какие достопримечательности есть в нашем крае.
- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о полезных ископаемых и водных ресурсах Оренбуржья.
(зарядка для глаз. Граница области)
Учащиеся выполняют работу в группах.
Ученик с помощью учителя прикрепляют на настенную карту материал.
Предметные: уметь находить на карте свой регион;
- характеризовать свой край по плану;
Метапредметные:работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану.
Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем.
VII.
Закрепление изученного материала.
Цель: уметь работать с картой .
Ребята , а теперь нам предстоит выполнить практическое задание. Перед вами карта с заданиями.
(после выполнения задания)
Ребята, каждый передайте свою карту с выполненным заданием соседу с права.
Проверим выполненную работу по эталону и оценим по 10 бальной шкале. каждое правильно выполненное задание -1 бал.
(кто сколько набрал баллов)
Дети работают с картой индивидуально
Личностные: желание приобретать новые знания и умения;
Коммуникативные: правильно формулировать собственные мысли.
VIII.
Подведение итогов.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Домашнее задание.
Нашли ли мы ответы на вопросы поставленные в начале урока?
Домашнее задание будет разноуровневым:
1)нарисовать рисунок Мой край по разделам которые изучили.
2)составить рассказ об одной достопримечательности города или области.
3)подготовить сообщение из дополнительного источника о животном или о растении занесённом в Красную книгу Оренбургской области.
Выводы.
IX.
Рефлексия.
Цель: выявить степень заинтересованности темой урока.
Продолжите фразу:
1. На уроке я работал …
2. Своей работой на уроке я …
3. Урок для меня показался …
4. Материал урока мне был
Устные ответы детей
Коммуникативные УУД:
Формировать ответы на вопросы
Личностные УУД:
Формирование ценностного отношения к полученным знаниям
Регулятивные: учиться делать самооценку своей деятельности на уроке