Технологическая карта урока окружающего мира «Наш рай»

2
1
Материал опубликован 12 December 2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата проведения урока: 28 .11.2019 года

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Учитель: Влазнева Татьяна Александровна

УМК « Школа России». Авторы учебника: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

Тема урока: « Наш край».

Цели урока: познакомить с географическим положением края, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира.

Формируемые УУД:

познавательныеосознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности:

частично-поисковый;
фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока: открытие новых знаний.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта Оренбургской обл. презентация «Твой родной край».




Ход урока.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество.



Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что сегодня хорошая погода.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
       Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице хорошая погода, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Улыбаются друг другу и гостям.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.


II.

Актуализация знаний.

Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

- Ребята, я думаю, что вы много узнали о природных зонах России .

- Давайте проверим, так ли это.

Ребята работать вы будете в парах.

Перед вами карточка с описанием природных зон. Определите о какой природной зоне идет речь и впишите букву с правильным ответом.



1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)

3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)

4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)

5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)

6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Такое задание мы будем с вами выполнять на ВПР.




Учащиеся работают по карточкам. Дают название природной зоне .

(Оценивают свою работу на лестнице успеха)

Личностные умения:

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «сообщество», использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение.


III.

Самоопределение к деятельности.

Определение темы урока, формулирование цели.

Цель этапа: изучение родного края

Учитель включает видеофрагмент « Наш край».

Как вы думаете, почему наш урок начался так необычно?


- Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть большой страны».

- Ребята, а что же такое край?

Край- слово многозначное. Посмотрим его лексическое значение в словаре Ожегова.

- Какие утверждения для нас подходят?

Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел на странице 135 учебника.


О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

(На доске вывешивается тема урока: «Наш край».)

- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)

(Вывешиваются задачи на доску)

Ребята, посмотрите на план.

(по этому плану мы говорили с вами изучая природные зоны)

- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.



(Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае)




Дети находят определения к слову край


Читают название раздела, высказывают предположения.









- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас?

Регулятивные умения:

— понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


IV.

Решение проблемной ситуации.

Цель – формирование у учащихся представлений о родном крае






-Посмотрите на доску. Что вы видите? Чего не хватает на карте?

-Мы будем узнавать больше о своем родном крае, говорить о природной зоне в которой находится наш край, о его климатических условиях и заполнять карту. Выполнять работу мы будем в группах.

Ребята , давайте вспомним правила работы в группе.

У каждой группы на столах в конвертах лежат задания и дополнительная литература. Сформулируйте задание своей группы.

1группа подготовит сообщение о территории нашего края, его границах и климате.

2 группа познакомит нас с растительным миром Оренбуржья;

3 группа расскажет нам о животном мире Оренбургской области.

4 группа подготовит сообщение о жизни людей и природных ресурсах нашего края.


Ответы детей







Дети определяют задачи группы.



Предметные умения:

— рассказывать о природе родного края и определять его местоположение на карте;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни;

— рассказывать об экологических проблемах;

— составлять цепи питания, характерные для нашего края;


V.

Физкультминутка

Цель:

-сохранить здоровье детей

(после подготовки групп)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два. Три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.


Учащиеся повторяют движения за учителем.


VI.

Работа по новой теме.

Цель: уметь представить самостоятельно добытую информацию.





Представление информации группами учащихся.

-Ребята будьте внимательны, после выступления вам нужно будет ответить на вопросы.

Узнаем о богатстве растительного мира Оренбургской области.

Ребята 2 группы познакомят нас с животным миром.


- Узнаем, какие достопримечательности есть в нашем крае.


- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о полезных ископаемых и водных ресурсах Оренбуржья.

(зарядка для глаз. Граница области)


Учащиеся выполняют работу в группах.



Ученик с помощью учителя прикрепляют на настенную карту материал.


Предметные: уметь находить на карте свой регион;

- характеризовать свой край по плану;

Метапредметные:работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану.

Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем.

VII.

Закрепление изученного материала.

Цель: уметь работать с картой .


Ребята , а теперь нам предстоит выполнить практическое задание. Перед вами карта с заданиями.

(после выполнения задания)

Ребята, каждый передайте свою карту с выполненным заданием соседу с права.

Проверим выполненную работу по эталону и оценим по 10 бальной шкале. каждое правильно выполненное задание -1 бал.

(кто сколько набрал баллов)


Дети работают с картой индивидуально


Личностные: желание приобретать новые знания и умения;

Коммуникативные: правильно формулировать собственные мысли.

VIII.

Подведение итогов.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.


Домашнее задание.

Нашли ли мы ответы на вопросы поставленные в начале урока?






Домашнее задание будет разноуровневым:

1)нарисовать рисунок Мой край по разделам которые изучили.

2)составить рассказ об одной достопримечательности города или области.

3)подготовить сообщение из дополнительного источника о животном или о растении занесённом в Красную книгу Оренбургской области.



Выводы.



IX.

Рефлексия.

Цель: выявить степень заинтересованности темой урока.

Продолжите фразу:

1. На уроке я работал …

2. Своей работой на уроке я …

3. Урок для меня показался …

4. Материал урока мне был



Устные ответы детей

Коммуникативные УУД:

Формировать ответы на вопросы

Личностные УУД:

Формирование ценностного отношения к полученным знаниям

Регулятивные: учиться делать самооценку своей деятельности на уроке





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Название публикации исправьте, пожалуйста.

12 December 2019

Похожие публикации