Технологическая карта урока окружающего мира «Как беречь органы чувств» (2 класс)

Предмет: окружающий мир
Класс: 2
УМК «Гармония»
Тема урока: Как беречь органы чувств
Родионова Ольга Германовна,
учитель начальных классов
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Соликамский городской округ Пермский край
Технологическая карта урока
Тема урока: Как беречь органы чувств
Тип урока: изучения нового учебного материала.
Метод обучения: исследовательский (организация самостоятельной работы учащихся, проблемные познавательные задачи и задания, имеющие практический характер и решаемые учащимися самостоятельно)
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, колонки, карточки с заданиями (в паре и группах), учебники.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Изучение роли и специфики разных органов чувств; Изучение связи между видами ощущений и теми органами чувств, которые их обеспечивают; Сопоставление признаков предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. | 2 уровень — понимание, обоснованное применение. |
Регулятивные | Умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; Умение контролировать, корректировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму. |
Познавательные | Умение извлекать информацию из текста; Умение анализировать и классифицировать по признакам. Умение извлекать информацию из иллюстраций; Умение сравнивать объекты; | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Коммуникативные | Умение слушать и понимать других; Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя. |
Личностные | Умение бережно относиться к своему организму; | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Орг.момент | Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке, создание эмоционального настроя | «Яркое пятно» | Приветствует учеников: Прозвенел для нас звонок, Вот уж начался урок. Очень много интересного Предстоит на нем узнать. Мы о нашем организме Будем знания добывать. Проверяет готовность к уроку | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
Актулизация знаний | Систематизировать имеющиеся у учащихся знания по теме «Органы чувств» | Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта. | Учитель проводит беседу (выявление проблемы) Дети посмотрите на пословицу, как вы её понимаете? В здоровом теле, здоровый дух. (Презентация. Слайд 1) Что такое здоровье? Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (Слайд 2) Что влияет на здоровье? На что влияет здоровье? -Ребята, посмотрите на фото, что вы видите? (День Здоровья) (Слайд 3) - Дети нашего класса тоже занимаются спортом, соблюдают режим дня, но к сожалению, не всегда удаётся сохранить здоровье. К сожалению, не все дети смогли пойти с нами на День Здоровья. Посмотрите на эти рисунки и объясните причину. (Слайд 4) - Что у детей болело, когда мы ходили в поход? (уши, глаза, нос) -Что объединяет эти органы? - Правильно – это органы чувств. Скажите, а что ребята не знали об органах чувств, если заболели? Как их беречь. Тема урока: Как беречь органы чувств.(Слайд 5) | Отвечают на вопросы и формулируют вывод о том, что такое здоровье, соотносят его с определением на слайде. Вспоминают День Здоровья. Определяют причины отсутствия на данном мероприятии некоторых детей (заболевание органов чувств). Определяют тему урока.. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; Коммуникативные умение осознанно строить речевое высказывание. |
Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний. | Целеполагание, постановка задач, открытие новых знаний. | Беседа, позволяющая определить задачи урока Игра «Найди место» Соотнесение органов чувств, вида ощущений и свойств предметов Организации деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых знаний: анализ ситуаций; анализ текста стихотворения. Работа с различными видами информации Презентация выводов | Учитель проводит подводящий диалог для определения задач урока: -Какие органы чувств мы знаем? Какую работу они выполняют? Какой орган руководит всеми органами чувств? Давайте выберем, какие цели подойдут к теме нашего урока? Познакомиться с органами чувств. Вспомнить какие органы чувств есть у человека. Повторить, что человек узнаёт об окружающем мире с помощью органов чувств. Узнать, как беречь органы чувств. Изучить работу сердца. Повторить, что такое природа. -Ребята, тема это большая. Мы будем работать над ней два урока. Сегодня я предлагаю вам повторить все органы чувств, но подробнее остановиться на органах зрения и слуха. (Слайд 6,7) Физминутка для глаз (Слайд 9) Предлагаю задание в паре. Внимательно прочитайте его и вспомните правила работы в паре. (Слайд 11) Работа в паре. Задание. Разложить картинки и слова в таблице. Соотнести с эталоном.(Слайд 12) Почему некоторые свойства можно было отнести к разным органам чувств? -Действительно, органы чувств работают в команде и помогают друг другу. (Слайд 13) Органы чувств - связывают организм с окружающей средой. Это наши окна в мир. Органы чувств можно развивать и тренировать. Они позволяют полноценно учиться и трудиться. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями. Наша обязанность бережно и уважительно относиться к ним, а ваша задача сегодня на уроке понять насколько значим каждый орган чувств и как нужно их беречь, чтобы быть здоровыми и полноценными людьми. - Очень важно сохранять органы чувств, а как это сделать мы исследуем в группах. У каждой группы своё задание. Командиры групп получат задание и после обсуждения отчитаются о работе группы. (Слайд 14) Учитель оказывает помощь группам (если требуется) Работа в группах: 1 группа (Слайд 15) Задание. Прочитать стихотворение и составить с его помощью памятку о сохранении зрения.(Слайд 16) 2 группа (Слайд 17) Распределить картинки на две группы и озвучь. (что полезно для глаз (Слайд 18), а что вредно (Слайд 19) 3 группа (Слайд 22) По картинкам составить правила сохранения слуха 4 группа (Слайд 24)Соедини картинки с правилами. | Дети находят среди предложенных задач лишние, не подходящие к теме урока. Определяют задачи урока. Дети выполняют движения, способствующие сохранению зрения. Дети выполняют задание в паре. Выкладывают таблицу, слова и картинки из конверта (Приложение 1) и составляют таблицу, исходя из названий колонок: Органы чувств; Виды ощущений; Свойства предметов, которые определит орган чувств. Соотносят заполненную таблицу с эталоном. Исправляют ошибки, оценивают работу. Дети слушают и анализируют информацию. Дети выполняют задания в группах: 1 группа (Приложение 2) Задание. Прочитать стихотворение и составить с его помощью памятку о сохранении зрения. 2 группа (Приложение 3) Распределить картинки на две группы и озвучь, что полезно для глаз, а что вредно) 3 группа (Приложение 4) По картинкам составить правила сохранения слуха 4 группа (Приложение 5) Соедини картинки с правилами. После выполнения заданий в группах, дети отчитываются о проделанной работе перед классом. | Познавательные 1)умение извлекать информацию из текста; 2) умение анализировать и классифицировать по признакам. 3) умение извлекать информацию из иллюстраций; 4) умение сравнивать объекты; Коммуникативные 1)умение слушать и понимать других; 2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: 1) умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; 2) умение контролировать, корректировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: 1)умение определять самые простые, общие для всех людей правила. 2) воспитание здорового образа жизни; |
Применение нового знания | Отработка применения знаний | Самостоятель- ная работа | Учитель предлагает детям задание двух уровней: Базовый (Приложение 6) Повышенной сложности (Приложение 7) | Дети выполняют выбранные задания самостоятельно. | Познавательные Умение анализировать информацию, соотносить высказывание с выводом. Умение работать с текстовой и графической информацией. |
Итог урока | Подведение итогов, рефлексия | Беседа | Учитель предлагает детям обратимся к целям урока и сделать вывод, чего достигли на уроке. (Слайд 25) Учитель предлагает оценить свою работу на уроке с помощью «Дорожки успеха» (Приложение 8) | Дети, глядя на поставленные цели урока, анализируют работу, делают вывод, чего достигли. Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные умение учиться определять цель деятельности на уроке; (анализ) Умение оценивать свою работу. |
Домаш- нее задание | Выбор домашнего задания | Беседа | Задаёт домашнее задание на выбор (Слайд 26). | Выбирают и записывают домашнее задание. | Регулятивные Оценка своих возможностей. |
Приложение 1
Разложите картинки и слова в таблице.
Органы чувств | Виды внешних ощущений чувства (процесс, способность) | Свойства предметов, который определит орган чувств |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Органы чувств | Виды внешних ощущений чувства (процесс, способность) | Свойства предметов, который определит орган чувств |
| зрение | красивый |
| слух | громкий |
| осязание | гладкий |
| обоняние | ароматный |
| вкус | кислый |
Приложение 2.
1 группа
Задание. Прочитать стихотворение и составить с его помощью памятку о сохранении зрения.
Глаз и красный, и болит?
Видимо, конъюнктивит.
Если глаз тереть рукой,
А рука чумаза,
То микробы попадут
На поверхность глаза.
Утром глаз открыть невмочь –
Что за невезение!
Капли могут здесь помочь
И мамино терпение.
Глаз мы будем промывать,
Чтоб микробов разогнать!
Что полезно есть для глаз,
Расскажу я вам сейчас.
Не ищите далеко –
Черный хлеб и молоко,
Мясо, рыба и горох,
Геркулес совсем не плох,
Летом – семечки, окрошка,
Брюква и морковь, картошка,
Фрукты, ягоды подряд,
Облепиха, виноград,
И бананы, и брусника,
И особенно – черника.
Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи,
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым.
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если много смотришь сразу.
Приложение 3.
2 группа
Распределить картинки на две группы и озвучь. (что полезно для глаз, а что вредно)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4.
3 группа
По картинкам составить правила сохранения слуха
Учебник «Окружающий мир» С. 24
Приложение 5.
4 группа
Соедини картинки с правилами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не слушай громкую музыку. |
Береги уши от сильного ветра. |
При купании в реке или бассейне надевай резиновую шапочку. |
Если вода попала в ухо, наклони голову и попрыгай. |
Не сморкайся сильно-может ухудшиться слух. |
Уши надо регулярно мыть. |
Удаляй серу осторожно, специальной ушной палочкой. |
Не кричи в ухо. |
Не слушай постоянно в наушниках. |
Приложение 6.
Задание для самостоятельной работы
1. Какими органами чувств ты пользуешься, когда
определяешь, соленый ли суп
ищешь выключатель в темноте
идешь на свет
Проставь в кружках нужные буквы: У - ухо, Г – глаз, Н – нос, Р - рука, Я – язык.
2. Какими органами чувств ты пользуешься, когда
в лесу идешь на голос
п робуешь незнакомую пищу
ц елишься в мишень
Проставь в кружках нужные буквы: У - ухо, Г – глаз, Н – нос, Р - рука, Я – язык.
3 (+). Когда ты пользуешься этими органами чувств одновременно? Приведи свои примеры.
Г
У
Н
Я
Г
Н
Р
У - ухо, Г – глаз, Н – нос, Р - рука, Я – язык.
Приложение 7.
Задания повышенной сложности
.Жмурик – это волшебное существо, у которого все органы чувств, такие же, как у человека. Кроме глаз – он все время их зажмуривает.
А у другого волшебного существа – Безушка – отсутствует слух, хотя все остальные чувства – человеческие.
Что почувствуют Жмурик и Безушек в таких ситуациях? Закрась нужные названия:
А . Жмурик ест мороженое
Б. Безушек встречает подъезжающую машину
В. Что почувствуют Жмурик и Безушек, если побегут сломя голову навстречу друг другу и столкнутся? Закрась нужные названия:
Жмурик
Безушек
Приложение 8.
ДОРОЖКА УСПЕХА
ДОРОЖКА УСПЕХА
ДОРОЖКА УСПЕХА