Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе «Золотой век»

5
0
Материал опубликован 23 January 2022 в группе

Окружающий мир, 4 класс

Тема: Золотой век русской культуры – 19 век. Композиторы и художники.

Цель: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М. И. Глинки, П. И. Чайковского; расширять знания учащихся о музыке, музыкантах и композиторах XIХ века; развивать навыки осмысленного слушания и понимания музыкальных произведений; формировать интерес к русской музыке и литературе; ознакомить учащихся с художниками XIХ века, с творчеством «Товарищества передвижных выставок»; расширять знания учащихся об истории изобразительного искусства XIХ века; формировать интерес к русской живописи; воспитывать художественно-эстетический вкус.

Задачи:

образовательные:  познакомить с выдающимися деятелями русской культуры 19 века, с историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века; познакомиться с творчеством поэтов, художников, композиторов, познакомиться с музыкальными произведениями данного периода;

развивающие: повышать уровень познавательных способностей,  развивать навыки самостоятельной работы, умение подбирать материал на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;

воспитательные:  упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде презентации.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Ход урока.

1 Организация начала урока, эмоциональный настрой учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

Пожелаем успеха друг другу.

2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Урок хочу начать с таких слов:

«Человек – творец культурных ценностей»

- Как вы понимаете эти слова?





- Спасибо.

- Чем вам запомнилось время до 18 века и 18 век,

это определите по картинкам.

1. Что вы знаете о Василие Блаженном?


2. Что обозначает слово «икона»?

- Какую музыку слушали на Руси в древности?

- Что вы знаете о духовной музыке?





- Что вы знаете о народной музыке?


3. Кого считали первыми артистами на Руси?

- Что вы знаете о них?





4. Для кого был построен Зимний дворец?

- Кто является основателем Зимнего дворца?

(Петровский путевой дворец в Москве – архитектор Матвей Казаков)


- Что сейчас находится в этом здании?

- Как вы понимаете слово Эрмитаж?


5. Что было создано в Санкт–Петербурге?


6. Крестьянин, который дошёл пешком до Москвы. У него была жажда к знаниям. Кто это?

Немного расскажите о нём.


_ Молодцы! Мы вспомнили время 18 века.



Трудом людей создаются различные ценности. Многие из них сохраняются веками, вызывая гордость и восхищение. Это шедевры архитектуры – храмы, уникальные здания, памятники. Это произведения литературы, живописи, музыки, театр, народное творчество.





Храм Василия Блаженного стоит на Красной площади в Москве, в честь нищего Василия, предсказывал будущее


Духовная (хоровую) музыка

Во время богослужений в храме мужской хор исполнял различные музыкальные произведения. Послушав церковный хор ты почувствуешь себя спокойнее, тебе захочется совершить хорошие поступки, быть терпеливее и добрее).


Народные были разными по настроению: рассказывали о нелёгкой крестьянской судьбе, другие – о весёлых праздниках

- Скоморохи

Им не нужны были специальные помещения, костюмы, декорации. Они давали представления прямо на улице. Не только смешили народ, но и насмехались над глупостью, жадностью и др. пороками людей


- Для императора России и его семьи

- Зимний дворец в Санкт-Петербурге, парки и фантаны Петергофа – основатель итальянский архитектор Варфоломей Растрелли.


- музей Эрмитаж

- Это, где хранятся картины, предметы, вещи, принадлежащие царской семье.

- Была создана морская академия. Сначала в ней учились 200 будущих моряков.

- Он мечтал заниматься наукой. Почти всё, что он создал, связано со словом «первый». Он руководил первой в России химической лабораторией, стал первым русским профессором химии, написал первый учебник по русскому языку «Российская грамматика», первый учебник по истории, открыл в Москве первый университет.

1 слайд

«Человек – творец культурных ценностей»






2-8 слайды

Картинки на слайдах

Храм Василия Блаженного


Икона









Скоморохи






Зимний дворец








Корабли


Ломоносов






Прасковья Жемчугова

3 Актуализация знаний, постановка цели, задач урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

- А теперь переходим к следующему веку - 19-ому.

Определите, какие слова у меня спрятаны.

Любые произведения человеческой мысли, зафиксированные в письменном виде.

Исполнение произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений.

Создание художественных образов с помощью красок.

Возведение (строительство) красивых необычных сооружений.

- Что объединяет эти слова? Как это называется?


- А для чего мы изучаем культуру?

- А кто создаёт культуру?

Итак, тема нашего урока

«19 век – золотой век русской культуры

- Почему 19 век называют золотым веком русской культуры?

- Кого называют великими?

- Какую же цель поставим перед собой на уроке?


- Кого можно назвать великим из области литературы?

- Как его называют?

Расскажите о нём.



Литература

Музыка

Живопись

Архитектура





Архитектуру, живопись, литературу, музыку называют культурой.

- Чтобы лучше знать прошлое, нашу историю.

Писатели, композиторы, художники, архитекторы



-В это время появилось очень много великих людей.

Время славы, открытий, побед


Познакомиться с культурой 19 века и с людьми, её создававшими.

- А. С. Пушкин

- «Солнцем русской поэзии».

Рассказ о А. С. Пушкине.

На доске блок-схема, которая заранее прикрыта бумагой.












Под бумагой открываются слова:

писатели, композиторы, художники, архитекторы. Блок-схема.






9 слайд

Портрет А. С. Пушкина и табличка

«Солнце русской поэзии»



Знакомство с новым материалом.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

- Ну что ж, попробуем немного прикоснуться к той эпохе, а помогут нам почувствовать атмосферу того времени: великие люди, которые сочиняли музыку. Кто это?


1) Самым великим известным композитором в России того времени являлся Пётр Ильич Чайковский.


Послушайте, пожалуйста, произведение Петра Ильича Чайковского и какую вы бы картину нарисовали?

- Какое настроение передаёт музыка?

- Что вы представили себе, слушая музыку?

- Вы прослушали музыку Чайковского к балету «Щелкунчик».

- А теперь прочитаем отрывок сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (одновременно - просмотр мультфильма «Щелкунчик»)+ музыка.

- Какие же события происходили в сказке?

Слушание фортепианной пьесы «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

– Как с помощью музыки Чайковский изобразил Бабу-Ягу?

- Какие эффекты и выразительные средства помогли ему в этом?

– А какое настроение у вас вызывает это произведение?

Слушание пьесы «Болезнь куклы».

– Как композитор передает печаль девочки?

Какая по характеру звучит музыка?

Следующее произведение, которое я предлагаю вам послушать, уверена, вы все знаете и безошибочно назовете.

Слушание пьесы «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

– Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» принадлежат к числу лучших произведений русской музыкальной классики.

2) Самым великим известным композитором в России того времени являлся Михаил Иванович Глинка.

- Какие события детства помогли Глинке стать композитором?

Первая русская опера создана Глинкой – это была опера «Иван Сусанин».

Она рассказывает о подвиге русского крестьянина, отдавшего жизнь за Родину.

Михаил Иванович очень любил сказки и писал «сказочную» музыку. После премьеры «Ивана Сусанина» композитор увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это первая русская сказочно-эпическая опера.

Послушаем поэтические отрывки из оперы «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

................................................

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

Илья Ефимович Репин великий художник изобразил композитора в его любимой позе. Друзья Глинки рассказывали, что он часто работал полулёжа на диване.

-      Про них говорили: «Великий сын своей Родины!»

В 1862 году группа композиторов и музыкантов открыла бесплатную музыкальную школу для бедных юношей, которые хотели учиться музыке.

     -    Как вы думаете, зачем открывались бесплатные учебные заведения?

     -     О чем заботились те, кто совершал такие поступки?

Вывод: Так почему же ХIХ век называют золотым веком русской культуры?

- Назовите ярких представителей этого века?


- Как называют людей, которые рисуют?

Самыми великими известными в России того времени являлись великие художники:

Василий Андреевич Тропинин

Илья Ефимович Репин

Исаак Ильич Левитан


Работа в группе. Инструкция.



Илья Ефимович Репин

- Кто был внимателен, какую картину Репина я уже показывала в течение урока?



Композиторы.


Краткий рассказ о Чайковском.



Прослушивание.




Текст

Окружающий мир, с. 116

К. Богдан

Краткий пересказ.

















Чтение текста о Глинка с. 113 (чтение по цепочке)

Ему помогала семья, их любовь.




Читают подготовленные учащиеся.























Художники.





Чтение текстов в учебнике

(по группам):

В. А. Тропинин- с. 117-118

И. Е. Репин-с. 121-122

И.И. Левитан- с. 123

Портрет М. И. Глинки



10 слайд

Портрет - Пётр Ильич Чайковский.

8 слайд

Биография П. И. Чайковского








11 слайд

Картинка из мультфильма «Щелкунчик и мышиный король»



12 слайд

Баба-Яга



13 слайд

Кукла




14 слайд

«Лебединое озеро»





15 слайд

Портрет - Михаил Иванович Глинка






















16 слайд

Портрет М. И. Глинки


17 слайд

«Великий сын своей Родины!»



18 слайд

Портреты:

А. С. Пушкина, П. И. Чайковский,

М. И. Глинка



19 слайд

Портреты:

В. А. Тропинин, И. Е.Репин,

И.И. Левитан


Задания на листочках

Бланк для ответов. Вывод.

Синквейн.

20 слайд

Портрет М. И. Глинки


Подведение итогов урока, совместные выводы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Итог урока.

Наш урок подошел к концу.

- С какими же веком мы сегодня познакомились?

- Почему его так называют?

- Назовите ярких представителей этого века?

 «Жизнь коротка, искусство вечно»

Густав Моро

- Как вы понимаете эти слова?


Люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства.



Ответы детей.


21 слайд

«Жизнь коротка, искусство вечно» Густав Моро




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации