Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе «Золотой век»
Окружающий мир, 4 класс
Тема: Золотой век русской культуры – 19 век. Композиторы и художники.
Цель: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М. И. Глинки, П. И. Чайковского; расширять знания учащихся о музыке, музыкантах и композиторах XIХ века; развивать навыки осмысленного слушания и понимания музыкальных произведений; формировать интерес к русской музыке и литературе; ознакомить учащихся с художниками XIХ века, с творчеством «Товарищества передвижных выставок»; расширять знания учащихся об истории изобразительного искусства XIХ века; формировать интерес к русской живописи; воспитывать художественно-эстетический вкус.
Задачи:
образовательные: познакомить с выдающимися деятелями русской культуры 19 века, с историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века; познакомиться с творчеством поэтов, художников, композиторов, познакомиться с музыкальными произведениями данного периода;
развивающие: повышать уровень познавательных способностей, развивать навыки самостоятельной работы, умение подбирать материал на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде презентации.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ход урока.
1 Организация начала урока, эмоциональный настрой учащихся.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вот опять звенит звонок, Начинается урок. | Пожелаем успеха друг другу. |
2. Проверка домашнего задания.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
Урок хочу начать с таких слов: «Человек – творец культурных ценностей» - Как вы понимаете эти слова? - Спасибо. - Чем вам запомнилось время до 18 века и 18 век, это определите по картинкам. 1. Что вы знаете о Василие Блаженном? 2. Что обозначает слово «икона»? - Какую музыку слушали на Руси в древности? - Что вы знаете о духовной музыке? - Что вы знаете о народной музыке? 3. Кого считали первыми артистами на Руси? - Что вы знаете о них? 4. Для кого был построен Зимний дворец? - Кто является основателем Зимнего дворца? (Петровский путевой дворец в Москве – архитектор Матвей Казаков) - Что сейчас находится в этом здании? - Как вы понимаете слово Эрмитаж? 5. Что было создано в Санкт–Петербурге? 6. Крестьянин, который дошёл пешком до Москвы. У него была жажда к знаниям. Кто это? Немного расскажите о нём. _ Молодцы! Мы вспомнили время 18 века. | Трудом людей создаются различные ценности. Многие из них сохраняются веками, вызывая гордость и восхищение. Это шедевры архитектуры – храмы, уникальные здания, памятники. Это произведения литературы, живописи, музыки, театр, народное творчество. Храм Василия Блаженного стоит на Красной площади в Москве, в честь нищего Василия, предсказывал будущее Духовная (хоровую) музыка Во время богослужений в храме мужской хор исполнял различные музыкальные произведения. Послушав церковный хор ты почувствуешь себя спокойнее, тебе захочется совершить хорошие поступки, быть терпеливее и добрее). Народные – были разными по настроению: рассказывали о нелёгкой крестьянской судьбе, другие – о весёлых праздниках - Скоморохи Им не нужны были специальные помещения, костюмы, декорации. Они давали представления прямо на улице. Не только смешили народ, но и насмехались над глупостью, жадностью и др. пороками людей - Для императора России и его семьи - Зимний дворец в Санкт-Петербурге, парки и фантаны Петергофа – основатель итальянский архитектор Варфоломей Растрелли. - музей Эрмитаж - Это, где хранятся картины, предметы, вещи, принадлежащие царской семье. - Была создана морская академия. Сначала в ней учились 200 будущих моряков. - Он мечтал заниматься наукой. Почти всё, что он создал, связано со словом «первый». Он руководил первой в России химической лабораторией, стал первым русским профессором химии, написал первый учебник по русскому языку «Российская грамматика», первый учебник по истории, открыл в Москве первый университет. | 1 слайд «Человек – творец культурных ценностей» 2-8 слайды Картинки на слайдах Храм Василия Блаженного Икона Скоморохи Зимний дворец Корабли Ломоносов Прасковья Жемчугова |
3 Актуализация знаний, постановка цели, задач урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
- А теперь переходим к следующему веку - 19-ому. Определите, какие слова у меня спрятаны. Любые произведения человеческой мысли, зафиксированные в письменном виде. Исполнение произведений на инструментах, а также само звучание этих произведений. Создание художественных образов с помощью красок. Возведение (строительство) красивых необычных сооружений. - Что объединяет эти слова? Как это называется? - А для чего мы изучаем культуру? - А кто создаёт культуру? Итак, тема нашего урока «19 век – золотой век русской культуры - Почему 19 век называют золотым веком русской культуры? - Кого называют великими? - Какую же цель поставим перед собой на уроке? - Кого можно назвать великим из области литературы? - Как его называют? Расскажите о нём. | Литература Музыка Живопись Архитектура Архитектуру, живопись, литературу, музыку называют культурой. - Чтобы лучше знать прошлое, нашу историю. Писатели, композиторы, художники, архитекторы -В это время появилось очень много великих людей. Время славы, открытий, побед Познакомиться с культурой 19 века и с людьми, её создававшими. - А. С. Пушкин - «Солнцем русской поэзии». Рассказ о А. С. Пушкине. | На доске блок-схема, которая заранее прикрыта бумагой. Под бумагой открываются слова: писатели, композиторы, художники, архитекторы. Блок-схема. 9 слайд Портрет А. С. Пушкина и табличка «Солнце русской поэзии» |
Знакомство с новым материалом.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
- Ну что ж, попробуем немного прикоснуться к той эпохе, а помогут нам почувствовать атмосферу того времени: великие люди, которые сочиняли музыку. Кто это? 1) Самым великим известным композитором в России того времени являлся Пётр Ильич Чайковский. Послушайте, пожалуйста, произведение Петра Ильича Чайковского и какую вы бы картину нарисовали? - Какое настроение передаёт музыка? - Что вы представили себе, слушая музыку? - Вы прослушали музыку Чайковского к балету «Щелкунчик». - А теперь прочитаем отрывок сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (одновременно - просмотр мультфильма «Щелкунчик»)+ музыка. - Какие же события происходили в сказке? Слушание фортепианной пьесы «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. – Как с помощью музыки Чайковский изобразил Бабу-Ягу? - Какие эффекты и выразительные средства помогли ему в этом? – А какое настроение у вас вызывает это произведение? Слушание пьесы «Болезнь куклы». – Как композитор передает печаль девочки? Какая по характеру звучит музыка? Следующее произведение, которое я предлагаю вам послушать, уверена, вы все знаете и безошибочно назовете. Слушание пьесы «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро». – Балеты П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» принадлежат к числу лучших произведений русской музыкальной классики. 2) Самым великим известным композитором в России того времени являлся Михаил Иванович Глинка. - Какие события детства помогли Глинке стать композитором? Первая русская опера создана Глинкой – это была опера «Иван Сусанин». Она рассказывает о подвиге русского крестьянина, отдавшего жизнь за Родину. Михаил Иванович очень любил сказки и писал «сказочную» музыку. После премьеры «Ивана Сусанина» композитор увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это первая русская сказочно-эпическая опера. Послушаем поэтические отрывки из оперы «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. ................................................ Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету... Илья Ефимович Репин великий художник изобразил композитора в его любимой позе. Друзья Глинки рассказывали, что он часто работал полулёжа на диване. - Про них говорили: «Великий сын своей Родины!» В 1862 году группа композиторов и музыкантов открыла бесплатную музыкальную школу для бедных юношей, которые хотели учиться музыке. - Как вы думаете, зачем открывались бесплатные учебные заведения? - О чем заботились те, кто совершал такие поступки? Вывод: Так почему же ХIХ век называют золотым веком русской культуры? - Назовите ярких представителей этого века? - Как называют людей, которые рисуют? Самыми великими известными в России того времени являлись великие художники: Василий Андреевич Тропинин Илья Ефимович Репин Исаак Ильич Левитан Работа в группе. Инструкция. Илья Ефимович Репин - Кто был внимателен, какую картину Репина я уже показывала в течение урока? | Композиторы. Краткий рассказ о Чайковском. Прослушивание. Текст Окружающий мир, с. 116 К. Богдан Краткий пересказ. Чтение текста о Глинка с. 113 (чтение по цепочке) Ему помогала семья, их любовь. Читают подготовленные учащиеся. Художники. Чтение текстов в учебнике (по группам): В. А. Тропинин- с. 117-118 И. Е. Репин-с. 121-122 И.И. Левитан- с. 123 Портрет М. И. Глинки | 10 слайд Портрет - Пётр Ильич Чайковский. 8 слайд Биография П. И. Чайковского 11 слайд Картинка из мультфильма «Щелкунчик и мышиный король» 12 слайд Баба-Яга 13 слайд Кукла 14 слайд «Лебединое озеро» 15 слайд Портрет - Михаил Иванович Глинка 16 слайд Портрет М. И. Глинки 17 слайд «Великий сын своей Родины!» 18 слайд Портреты: А. С. Пушкина, П. И. Чайковский, М. И. Глинка 19 слайд Портреты: В. А. Тропинин, И. Е.Репин, И.И. Левитан Задания на листочках Бланк для ответов. Вывод. Синквейн. 20 слайд Портрет М. И. Глинки |
Подведение итогов урока, совместные выводы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
Итог урока. Наш урок подошел к концу. - С какими же веком мы сегодня познакомились? - Почему его так называют? - Назовите ярких представителей этого века? «Жизнь коротка, искусство вечно» Густав Моро - Как вы понимаете эти слова? Люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства. | Ответы детей. | 21 слайд «Жизнь коротка, искусство вечно» Густав Моро |