Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Московская Русь» (3 класс)
Технологическая карта урока
Тема: «Московская Русь» Класс: 3 «В» Учитель: Акимова Оксана Александровна
Тип урока: - урок первичного предъявления новых знаний |
Дата проведения: |
Цель создать оптимальные условия для формирования у учащихся представления о важнейшем событии в русской истории – образовании Московского государства, об Иване IV Грозном как первом русском царе. |
Задачи: Образовательные: формирование представления учащихся о причинах возникновения и усиления Москвы как столицы государства, о значении образования Московского государства в русской истории, о личности первого русского царя – Ивана IV Грозного. Развивающие: развивать устную монологическую речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать и систематизировать полученную информацию, делать выводы. |
УУД: Личностные: учить соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание сопричастности обучающихся к стране, в которой они живут; Регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; умение находить нужную информацию из различных источников, умение обобщать данную информацию, задавать и отвечать на вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности. Познавательные: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, учить искать и выделять нужную информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: развивать умение точно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, слушать и слышать своих товарищей. |
Планируемые результаты: Личностные: осознание учащимися сопричастности к стране, в которой они живут, умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, положительное отношение к учебной деятельности. Предметные: - знать что такое государство, основные причины и значение образования Московского государства, кто был первым русским царем. - уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, работать с исторической картой. Метапредметные: учащиеся научатся выделять из темы урока известные знания и умения, находить нужную информацию из различных источников, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке, включаться в диалог с учителем и сверстниками. |
Основные понятия: Древняя Русь, Киевская Русь, Московская Русь, столица, государство, царь, венчание. |
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение. |
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная. |
Ресурсы: - Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2019 г. - Презентация в Microsoft Power Point - сеть Интернет |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Время: 2 мин. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Прозвенел звонок. (Слайд 1) Проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинаем мы опять По истории шагать. Путь нелегкий предстоит, Вдаль дорога побежит, Мы промчимся чрез века, Через многие года, Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… В том истории секрет. | Создание положительного настроя на урок и внутренней потребности включения обучающихся в учебную деятельность. |
Актуализация знаний Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний Время: 5-6 мин. | Организует повторение изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Отвечают на вопросы учителя с опорой на Ленту времени Российской истории и портреты князей. Работают с картой, находят нужные географические объекты. Высказывают свое мнение. Делают вывод о причинах усиления Киева. | - Но для начала вспомним, что вы запомнили из наших прошлых путешествий. Перед вами Лента времени Российской истории. (Слайд 2) - Какие периоды истории нашей страны вам уже известны? Назовите временные рамки данных периодов. - Что представляла собой Древняя Русь? Каких первых русских князей вы знаете? - Назовите великих князей Киевской Руси. Расскажите, что вы знаете о Владимире Красное Солнышко. (о Ярославе Мудром, о Владимире Мономахе) - Откройте учебник на стр. 10. Перед вами карта Древнерусского государства в конце IX века. Найдите и назовите столицу Руси. Перечислите города Киевской Руси. С какими городами и странами граничило наше государство в древности? - Почему именно Киев в те далекие времена стал центром Руси? | Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний. Развитие навыка работы с исторической картой. Уметь делать выводы, высказывать сове мнение. |
Постановка цели и задач урока. Формулирование темы и задач урока учащимися. Время: 2 мин. | Создание проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает учащихся к самостоятельному открытию и формулировке тему урока, задач работы на уроке. | Отгадывают шараду (Мос + ква = Москва). Самостоятельно формулируют тему урока (Московская Русь), задачи урока (Выяснить, почему Москва стала столицей нашего государства). | - Продолжим путешествие по ленте времени Российской истории. Итак, мы знакомы с двумя периодами Российской истории – Древняя Русь, Киевская Русь. - Следующий период истории нашей страны неразрывно связан с одним из городов, название которого зашифровано в данной шараде… (Слайд 3) Часть первая – мост, Но без буквы конечной. Вторая – звучит На болоте беспечно. А целое – местность, Любимая пламенно, Которую люди Зовут Белокаменной. - (Слайд 4) Догадайтесь, как будет называться следующий период истории нашей страны на ленте времени? Объясните, почему вы так думаете. - Итак, тема нашего урока … (Слайд 5) - Какова задача нашего урока? | Умение формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. |
Изучение нового материала Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Время: 10 мин. | Проводит параллель с изученным материалом, активизирует знания, необходимые для открытия нового знания. Побуждает к высказыванию своего мнения. Ставит проблемный вопрос, побуждает к анализу и синтезу на основе имеющихся знаний. Организует работу со статьей учебника, затем с картой, осуществляет фронтальный контроль. Формулирует задание, напоминает правила работы в паре. | Высказывают свое мнение. Опираясь на репродукции картин, вспоминают, как строилась Москва. Слушают учителя. Высказывают свои предположения, на основе имеющихся знаний. Учащиеся работают со статьей учебника, выделяют факторы, способствовавшие формированию Москвы, как столицы Русского государства: а) решительные, умные, ловкие правители; б) центральное положение по отношению к другим княжествам; в) транспортно-географическое положение; г) территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому развивались ремесла и промыслы. Работают в парах. Работают с картой. Высказывают свое мнение. | - Объясните, как вы понимаете пословицу «Москва не сразу строилась»? - Русский художник, мастер исторической живописи Апполинарий Васнецов написал несколько картин, посвященных истории Москвы. Глядя на репродукции его картин, вспомним, как строилась Москва. - Каким был Кремль в XII веке? (Слайд 6) (Деревянный. Сосновый. Потому что вокруг леса.) Вот он, первый Кремль сосновый, -Как изменился Кремль в начале XIV века? Почему? (Дуб – самое прочное дерево.) (Слайд 7) Вот прошло немало лет - Как изменился Кремль в конце XIV века? (Кремль стал белокаменным.) (Слайд 8) И прошло 130 лет, -Почему Дмитрий Донской перестроил Кремль? - Как видите, у городов, как и у людей, бывает детство, потом они взрослеют, становятся больше и мощнее. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной. «И почему было Москве царством быть? И кто то знал, что Москве государством слыть?» - удивлялся автор XVII столетия. И в самом деле, как случилось так, что именно Москва, маленький городок Владимиро-Суздальской земли, стала столицей огромной Российской державы? Какие условия тому способствовали? Выскажите свои предположения. - Сравним ваши ответы со статьей учебника, стр. 14. - Прочитайте название статьи. На какой вопрос мы должны ответить? (Работа со статьей учебника) (Слайд 9) - стр. 15 Найдите на карте Москву. Каким цветом показана территория Московского государства? Назовите города, которые вошли в ее состав. Работа в парах. «Собери пословицу» - У вас на партах лежат конверты. Достаньте листочки и составьте пословицу. Работаем в парах. Кто составил, поднимите руку. Зачитайте. (Москва – всем русским городам мать.) (Слайд 9) - Как вы понимаете значение этой пословицы? (Москва столица нашей родины.) - Согласны ли Вы с выводом: «Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?» Объясните свой ответ. - Москва в это время расширялась, перестраивалась. Князь Иван III приказал белокаменные стены заменить на красный обожженный кирпич. С этого времени Московский Кремль начинает приобретать более знакомое нам обличье. (Слайд 10) | Умение строить высказывание на заданную тему, устанавливать причинно-следственные связи. У учащихся будет сформировано представление о причинах возникновения и усиления Москвы как столицы государства. Учащиеся научатся включаться в диалог с учителем и сверстниками, работать в парах. |
Физминутка Время: 2 мин. | | Выполняют действия вместе с героем «Суперфизминутки» | - А сейчас я предлагаю вам немного передохнуть и затем продолжим шагать по истории нашей страны. «Суперфизминутка» | Релаксация, создание положительного настроя на дальнейшую работу. |
Изучение нового материала Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Время: 15 мин. | Организует поисковую работу, работу с историческими документами. Каждый ряд получает на парту по одному первоисточнику (в приложении). Осуществляет проверку выполненной поисковой работы, слушает высказывания учащихся, дополняет, конкретизирует ответы учащихся, подтверждает примерами. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. | Учащиеся работают в парах с выдержками из труда В.О.Ключевского «Курс русской истории» Учащиеся 1 ряда составляют характеристику черт характера Ивана IV, строят высказывания по данному вопросу. Рассматривают репродукции картин, высказывают свое отношение к изображенному на полотнах. Слушают учителя. Учащиеся 2 ряда выделяют из текста информацию о его реформах, строят высказывания. Учащиеся 3 ряда – строят высказывания о венчании Ивана IV на царство. | -Итак, продолжаем шагать по истории нашей страны и сейчас мы с вами перенесемся в далекий 1530 год. (Слайд 11) В летнюю ночь 1530 года над Москвой разразилась страшная буря. Сверкала молния, гремел гром, от сильного ветра раскачивались колокола церквей, издавая леденящие душу звуки. Переглядывались, перешептывались люди: «Наступает недоброе время, быть беде!» В ту страшную ночь родился будущий первый русский царь – Иван IV Грозный. Грозным звал царя народ И поныне так зовет… Царь грозе уподоблялся, И народ его боялся, И боялся, и любил! - Что за человек был первый русский царь? Чем он заслужил такое прозвище в народе? (Слайд 12) Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в парах с фрагментами исторических документов и осуществить поиск информации об этом правителе. - Давайте поделимся своими открытиями. Сначала учащиеся первого ряда, затем второго и третьего. - Рассмотрите картину И.С.Глазунова «Иван Грозный». (Слайд 13) Какие чувства вызывает у вас этот портрет? - На картине И.Репина (Слайд 14) изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар железным наконечником скипетра своему сыну. - Память о злодействах И. Грозного хранит самый красивый храм России. (Слайд 15) В честь победы над Казанью, решил царь построить собор, краше которого нигде нет, об этом народ сложил легенду. В честь победы над Казанью Храм Василия Блаженного — - Сохранилось народное предание. Увидел Иван Грозный воздвигнутый храм и ахнул от небывалой красоты. Спросил он мастеров, могут ли они построить собор ещё лучше этого. Зодчие ответили: “Прикажи, государь, и построим!”. И тогда повелел грозный царь ослепить мастеров, чтобы никто и никогда не смог создать подобного чуда. - И вместе с тем, Иван Грозный, правивший без малого 50 лет, внес немалый вклад в укрепление и процветание нашей страны. Что вы узнали о времени правления Ивана Грозного? - Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Что это значит, нам расскажут учащиеся 3 ряда. (Слайды 16-18) - Итак, венчание Ивана IV на царство произошло в 16 веке. (Слайд 19) С этого момента Русь стали называть Московским царством, а Москву считать главным городом русского государства, т.е. столицей. | У учащихся будет сформировано представление о значении образования Московского государства в русской истории, о личности первого русского царя – Ивана IV Грозного. Интерес учащихся к прошлому своей страны, к истории как науке. Умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения. Учащиеся получат возможность научиться проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, работать с исторической картой, находить нужную информацию из различных источников. |
Рефлексия (подведение итогов урока) Рефлексия учебной деятельности. Время: 2 мин. | Организует работу по подведению итогов урока и рефлексию работы учащихся на уроке. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Наше путешествие по Ленте Российской истории подходит к концу. Давайте подведем итог нашему путешествию и оценим свою работу на уроке. (Я узнал, я запомнил, я смог и т.д.) | Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке. |
Домашнее задание Время: 1 мин. | Комментирует домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник. | - По учебнику стр. 14-17 пересказ, по желанию подготовить дополнительную информацию о времени правления Ивана IV Грозного. Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Спасибо вам, ребята за работу. | |