Технологическая карта урока «Органы и системы органов животного» (Биология, 6 класс)
Предмет | Биология | |
Класс | 6 | |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания | |
Технология построения урока | Технология деятельностного метода | |
Тема | Органы и системы органов животных | |
Цель | Способствовать формированию представлений о разнообразии систем органов у животных, о соответствии строения систем органов животных выполняемым функциям. | |
Основные термины, понятия | Животный организм, системы органов животного, пищеварительная система, дыхательная система, кровеносная система, опорно-двигательная система, выделительная система, потребители | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная, индивидуальная, парная | Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» Иллюстративный материал учебника Презентация «Органы и системы органов животных» |
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся называть системы органов у животных. Получат возможность научиться объяснять особенности соответствия строения систем органов животных выполняемым функциям | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | Объяснение темы урока и совместная с обучающимися постановка целей и задач урока. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Первичная организация аудитории. Организация контроля знаний по теме «Органы цветковых растений» Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки Постановка проблемы (слайд 1) Катя: Животное – потребитель. Поэтому для него главное – это живот. Петя: Но подвижность важней, недаром говорят, что волка ноги кормят. Маша: Чтобы потребителю поймать жертву, её надо вначале почувствовать и заметить. -О ком и о чём спорят ребята? Чему будет посвящён урок? Предлагаю определить тему урока…. (слайд 2) и задачи: -ЗНАТЬ … -УМЕТЬ… Решение проблемы (слайд 3) -Как связана экологическая роль потребителя с необходимыми функциями животного. Организует работу с учебником Гипотеза занятия…(слайд4) | Личное определение рабочего пространства. Индивидуальная работа по тесту. Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать, а также выдвигают гипотезу. | Тестирование. Устные ответы |
II. Актуализация знаний | Беседа по вопросам | -Чем растительные и животные организмы отличаются друг от друга? Что называют планом строения организма? Что называют тканью, органом? Чувствуют ли растения? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа с текстом учебника | -Дела можно выполнить лучше, если за каждое дело возьмётся специалист. А работа организма будет более эффективной, если каждую функцию возьмёт на себя специальный орган. Но каждый орган не работает в одиночку, а связан с другими одним общим делом. Таким образом, организм животного состоит из систем органов. | Слушают учителя. Работают с текстом учебника. № 62 в раб.тетр. (стр.38) | Записи в тетради |
Работа с иллюстративным материалом Работа в тетради | -Как мы выяснили, главная причина всех отличий животных от других организмов – их способ питания. Растения питаются мельчайшими молекулами воды и углекислого газа, грибы всасывают мелкие молекулы простых органических соединений. Их пища легко проникает внутрь клеток через поверхность (слайд 5) Животный способ питания – поглощение других организмов целиком или кусками, несравненно более крупными, чем молекулы Чтобы усвоить их, животные имеют пищеварительную систему. Её органы способны заглотить, размельчить и переварить пищу до состояния, в котором она легко усвоится клетками. Животные подвижны (слайд 6) Растения и грибы окружены пригодной пищей со всех сторон. Пища животных размещена неравномерно. Её нужно разыскивать, догонять, ловить. Поэтому вторая особенность животных – подвижность, которая обеспечивается развитием опорно-двигательной системы Животные чувствуют (слайд 7) Чтобы искать пищу, необходимы органы чувств. Чтобы добыть её, нужны быстрые и целенаправленные действия. Поэтому третья особенность животных – чувствительность, способность воспринимать сигналы из внешней и внутренней среды и быстро реагировать на них с помощью нервной системы . Нервная система управляет всем организмом животного и направляет его поведение. Животные более активны (слайд8) Наконец, четвёртое следствие способа питания животных – намного более высокий уровень обмена веществ. Для поддержания жизни каждую минуту животным требуется гораздо больше энергии. Чтобы из пищи получить энергию, нужен кислород – эту возможность даёт дыхательная система. Кровеносная система разносит вещества ко всем клеткам тела. Выделительная система удаляет из организма вредные и лишние вещества. Железы внутренней секреции регулируют состояние внутренней среды организма. Органы размножения обеспечивают продолжение рода. | Слушают учителя. Работают с текстом учебника, иллюстративным материалом № 63, 64 в раб.тетр. (стр.38) Учебник- стр.51 | Записи в тетради | |
№ 63(стр.38) Учебник- стр.52-53 № 63, 69 в раб.тетр. Учебник- стр.54 № 63, 66 в раб.тетр. Учебник- стр.53 № 63, 65 в раб.тетр. Учебник- стр.53 № 63, 67 в раб.тетр. Учебник- стр.53 № 63, 68 в раб.тетр. Учебник- стр.54 № 63, 70 в раб.тетр. Учебник- стр.54 | ||||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Тестирование и организация самопроверки теста | Тестирование (слайды 9-13) 1.Обмен газов в организме зайца обеспечивается работой 1)органов дыхания 2)органов опоры и движения 3)органов выделения 4)органов движения 2.Защищает внутренние органы тритона от повреждения 1)скелет 2)почки 3)сердце 4)кишечник 3.Регуляцию деятельности организмов животного с помощью гормонов осуществляет система 1)эндокринная 2)опорно-двигательная 3)пищеварительная 4)нервная 4.К органам выделения рыбы относят 1)почки 2)скелет 3)желудок 4)мочевой пузырь 5)спинной мозг 6)мочеточник 5.Верны ли следующие утверждения А.Согласованную работу организма животного обеспечивает деятельность нервной и эндокринной системы Б.Система органов животных включает кишечник. 1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4) неверны оба суждения Вывод (слайд 15) Основные функции организма животного вытекают из его экологической роли потребителя. Пищеварение обеспечивает переваривание грубой пищи. Для поиска пищи необходима подвижность. Для обнаружения пищи нужна чувствительность. Активная жизнь требует высокого уровня обмена веществ, который зависит от развития органов дыхания, кровообращения, выделения и других. Применение знаний 1. Почему животным нужно больше кислорода, чем растениям? 2. Можно ли считать отличительной особенностью животных наличие рта? 3. Как связаны друг с другом питание, дыхание и выделение? 4.Аналогичные органы растений и человека (слайд 16) | Самоконтроль (слайд 14) 1-1 2-1 3-1 4-146 5-1 Устные ответы | Устные ответы Самоконтроль Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Приём незаконченного предложения (слайд 17) -Теперь я знаю… -Теперь я умею… | Устное раскрытие. | Оценивание работы учащихся | |
VI. Домашнее задание | Конкретизирует домашнее задание: изучить стр.50-55, рассмотреть иллюстрации, отвечать по вопросам после параграфа (слайд 18) | Записывают домашнее задание | Наблюдение |