12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попкова Татьяна Вениаминовна1743
Работаю учителем начальных классов в МБОУ "Алешковская школа" Богородского района Нижегородской области с 1993 года.
Россия, Нижегородская обл., село Алешково, Богородский район, Нижегородская область

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Алешковская школа»

Богородского муниципального района

Нижегородской области

Всероссийский конкурс

для учителей начальных классов

на лучшую разработку технологической карты урока

Методическая разработка урока

по ОРКСЭ 4 класс

СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ: ХРАМ, СИНАГОГА

Составитель

Попкова Татьяна Вениаминовна

учитель начальных классов

педагогический стаж 23 года

1 кв. кат.

Алешково

2017

Пояснительная записка

Предмет: ОРКСЭ

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Тема «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. ХРАМ. СИНАГОГА»

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

Познакомить с особенностями священных сооружений христианства и иудаизма.

Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, родителей

Для урока учащиеся с родителями должны подготовить иллюстрации с изображением различных священных сооружений (желательно разных религий).

Планируемые результаты:

Метапредметные:

РегулятивныеУУД:

- самостоятельное формулирование темы урока;

- определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- составление плана решения действий на уроке;

- овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану;

- умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

- корректирование своей деятельности;

- в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

-осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки.

2. Познавательные УУД:

- ориентирование в учебном пособии;

- нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- владение и использование разных видов чтения: просмотрового, поискового;

- извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);

- осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

- постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

3. Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-овладение умением работать в паре, группе;

-умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;

-восприятие и понимание речи других;

-коммуникативно-оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения;

-умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.

Личностные:

- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности к достижениям ее граждан;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;

- эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения:

по источнику информации -

словесные, наглядные, практические;

по характеру познавательной деятельности учащихся -

объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый;

по степени управления учебной работой -

под руководством преподавателя.

Форма организации образовательного процесса: урок

Способы оценки: лесенка успеха

Материально-техническое обеспечение:

учебник Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс;

ПК, проектор,

интерактивная доска SMAPT,

документ-камера,

электронное приложение к учебнику,

раздаточный материал (карточки с высказываниями, мозаика, карточки с домашним заданием),

иллюстрации священных сооружений для выставки,

молитва mp3,

фотографии синагоги Нижнего Новгорода и храма Смоленской иконы Божией матери.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Хроно-метраж

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность учеников

1.Актуализация опорных знаний.

5 мин

Л: - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры каждого народа.

П: – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: - управление поведением партнера; – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-овладение умением работать в паре.

Р: - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Организует проверку домашнего задания с помощью интерактивного средства « Выбор изображения» (Приложение 1).

1) На доске иллюстрации с изображением молящихся людей в храме, синагоге, мечети, буддистском храме.

Учитель включает запись молитвы.

Учитель:

- Что вы услышали? Как называются молитвы у представителей разных религий? Выберите изображение на доске. Нажмите и соотнесите названия молитв и представителей религий.

- Проверьте правильность выполнения на интерактивной доске.

Учитель:

2) - Задайте друг другу вопросы из домашнего задания. Просигнальте успешность выполнения (рука поднята вверх – отлично, рука на парте – слабо, рука в среднем положении - хорошо).

1) Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопрос учителя:

- Это прозвучала молитва.

Один ученик работает у доски. Сначала называет, представитель какой религии изображен, затем, говорит, как называется молитва.

Учащиеся проверяют. Если согласны, соединяют руки в замочек над головой, если не согласны – руки разводят в стороны.

Проверяют правильность на интерактивной доске.

2) Работают в парах. Сигналят.

2.Поста-новка и формули-ровка проблемы

5 мин

Л: - эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса

П: - постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

- выдвижение гипотез, их обоснование;

- самостоятельное формулирование темы урока;

- определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.

К: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: - умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с высказываниями.

Организует работу определению темы урока, выявлению проблем и постановке целей.

Учитель:

-Ребята, а где можно услышать молитвы? Как назвать эти сооружения одним словом? Если затрудняетесь, то попробуйте догадаться по согласным буквам СВЩНН, написанным над выставкой.

Учитель:

- Какова будет тема урока? Какие священные сооружения вы знаете? Для чего они предназначены?

К сегодняшнему уроку вы принесли изображения разных священных сооружений, которые помогли вам найти ваши родители. Посмотрите, какая выставка у нас получилась. Вы знаете, как они называются?

Организует игру «Правдивые и неправдивые высказывания».

Учитель:

- Благодаря родителям, вы уже кое-что знаете о священных сооружениях.

- Предлагаю вам сыграть в игру «Правдивые и неправдивые высказывания».

Раздает карточки с высказываниями и открывает подобную таблицу на интерактивной доске (Приложение 2):

Священные сооружения служат верующим для выполнения ритуальных действий.

В древности в качестве места для молитв использовались переносные шатры.

В древности священными сооружениями считались камни, расположенные в определённом порядке.

У иудеев храм был разрушен, поэтому у них священных сооружений нет.

Мужчины и женщины-иудеи молятся вместе.

У христиан священные сооружения – это храмы (церкви).

Внутри христианского храма можно увидеть алтарь, иконостас, колокольню, амвон, менору, притвор, фрески, парохет.

Учитель:

- Кто считает, что … высказывание правдиво, неправдиво.

Учитель может зафиксировать на доске мнение детей:

П- ... чел. и Н- ... чел. -

указать количество человек по каждому высказыванию или поставить знак вопроса, если мнения разделились.

Учитель:

- Почему мнения не совпали? Какие цели поставим? Что надо узнать? Чему научиться?

Учащиеся высказываются, делятся своими знаниями.

Ребята пишут «П» или «Н» напротив каждого высказывания в карточке.

Учащиеся, еще раз обращаясь к карточке «Правдивые и неправдивые высказывания», формулируют цели и задачи урока.

3. Плани-рование деятель-ности

2 мин

Л: смыслообразование

П: выбор способов деятельности.

К: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия;

Р: - составление плана решения действий на уроке;

Учитель:

- Как узнаем?

Если дети предлагают посмотреть фильм, презентацию, то учитель напоминает, что средства ИКТ на уроке можно использовать не более 10-15 минут.

Учитель крепит на магнитную доску виды деятельности-карточки:

работа с текстом;

рассказ учителя;

работа со схемами и иллюстрациями;

работа с ЭОР.

Учащиеся предлагают:

прочитать в учебнике,

рассмотреть иллюстрации учебника,

поработать с электронным приложением,

попросить помощи у взрослого или соседа по парте.

4. Решение проблемы

5 мин

П: -извлечение информации из прочитанного;

- умение делать выводы в результате совместной работы.

К: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Р: - овладение навыком работы по составленному плану;

-осуществление самоконтроля;

- корректировка своей деятельности.

1) Работа с текстом

Учитель:

- Прочитайте в паре с. 30 текст «Для чего нужны священные сооружения», вернитесь к карточке «Правдивые и неправдивые высказывания», расставьте слева от высказываний буквы П или Н.

Учитель:

- Какие из высказываний удалось проверить. (1-3). Что оказалось? (Все верные). Заполните столбик «Узнали».

Что еще интересного узнали?

Учитель открывает соответствующие строчки столбика «Узнали» на интерактивной доске.

1) Обучающиеся работают в парах, делают отметки в карточке.

3 пары учащихся отвечают. Остальные проверяют, дополняют.

5. Физкультминутка

2 мин

Р: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

Организует динамическую паузу

Учитель:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют движения.

6. Решение проблемы

10 мин

П: - извлечение информации, представленной в разных формах (рассказ учителя, сплошной текст, схема);

- ориентирование в учебном пособии;

- владение и использование разных видов чтения: просмотрового, поискового;

- умение делать выводы в результате совместной работы;

- переработка и преобразование информации из одной формы в другую (заполнение таблицы).

К: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Р: - овладение навыком работы по составленному плану;

-осуществление самоконтроля;

- корректировка своей деятельности.

2) Рассказ учителя с демонстрацией интерактивной модели «Синагога» ЭОР к учебнику.

Учитель:

- Что теперь нужно узнать?(4-5)

Учитель: Для этого обратимся к ЭОР нашего учебника.

- Слушайте внимательно и заполняйте таблицу «Священные сооружения», расположенную на обратной стороне карточки «Правдивых - неправдивых высказываний». (Приложение 3)

Учитель:

- Что вписали в таблицу? Какие оказались высказывания 4 и 5? (Ложь). Все ли вам я рассказала. Поищите ответ в рубрике «Это интересно».

-Что выяснили?

3) Работа с текстом. Поисковое чтение.

Учитель: Переходим к священным сооружениям христиан.

- Не читая учебника, а только просматривая его глазами, определите правдивость 6 высказывания.

4) Работа со схемой

- Вернитесь к 7 высказыванию. Как узнать, что можно увидеть внутри храма? (Воспользоваться схемой внутреннего устройства храма).

- Какие предметы лишние. Почему? Что обозначают остальные названия?

5) Работа с текстом. Просмотровое чтение

-Все ли названия нашли на схеме. Если нет, то поищите в тексте «Христианские храмы».

(Учащиеся должны найти материал про фрески).

- Что такое фрески? Прочитайте.

- Каким оказалось 7 высказывание?

(Неточное).

2) Отвечают, слушают рассказ учителя.

Учащиеся:

-Какие священные сооружения у иудеев

Обучающиеся записывают в таблице название Священного сооружения и кратко внутреннее устройство синагоги.

Корректируют таблицу высказываний.

Учащиеся работают с текстом на стр. 31, а затем рассказывают о том, что интересного узнали.

3)Используют поисковое чтение и заполняют таблицу правдивых и неправдивых высказываний.

Рассматривают схему внутреннего устройства храма. Называют лишние предметы и зачеркивают их в 7 высказывании – это парохет, менора.

Просматривают текст. Находят материал про фрески. Читают.

Делают вывод.

Корректируют таблицу высказываний.

7. Приме-нение знаний и умений

8 мин

Л: оценивание усвоения содержания.

П: анализ, синтез, доказательство.

К: -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение вступать в диалог со сверстниками.

Р: - в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Организует игру «Собери мозаику» и её проверку с помощью документ-камеры (Приложение 4).

Учитель:

- А теперь поиграем в игру «Собери мозаику». Для игры нужно разделиться на группы. Каждая группа должна собрать 2 священных сооружения, определить их название и объяснить, какие предметы помогли им это выяснить.

Учитель раздает мозаику с изображением священных сооружений. Среди изображений синагога Нижнего Новгорода и близлежащий Храм Смоленской иконы Божией Матери села Алешкова.

Учитель:

- Среди изображений, которые у вас получились, есть такие, которые находятся в нашей области. Эта синагога находится в Нижнем Новгороде, а этот храм Иконы Смоленской Божией Матери в нашем селе. Какие красивые здания! Для чего же они служат?

Учащиеся работают в группах, собирают мозаику, определяют название священного сооружения, доказывают. Показывают собранное сооружение с помощью документ-камеры остальным командам. Рассказывают, как догадались.

Рассматривают фотографии. Отвечают на вопрос.

8. Подведе-ние итогов

3 мин

Л: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

П:анализ, обобщение,

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

К: умение слушать собеседника

Р: -осуществление самоконтроля;

прогнозирование цели деятельности следующего урока, домашнего задания.

Организует подведение итогов урока.

Учитель:

- Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

- Что вы расскажете дома об уроке? Что нового узнали? чему научились?

- Какие новые слова запомнили?

Игра «Вихрь слов» (инструмент интерактивной доски – Сортировщик вихрей).

(Приложение5).

- Проверим, как вы запомнили новые слова. Для вас на доске интерактивная игра «Вихрь слов». Первый вихрь – синагога, второй – храм. Вам нужно распределить слова, находящиеся внизу в нужный вихрь (соответствующее священное сооружение). Если слово не относится к данному священному сооружению, то оно вылетает назад. (Учащиеся, конечно же, с первого урока все слова не запомнят).

Учитель:

- Все ли слова запомнили? Что это значит?

Учитель:

- Посмотрите еще раз на выставку. Найдите изображения храмов, синагоги. Уберите их. Остались ещё священные сооружения? Почему?

Учащиеся отвечают:

Я узнал…

Я научился…

Я хочу больше узнать о…

Учащиеся по очереди подходят к доске и отправляют выбранное слово в нужный вихрь.

Учащиеся:

- Поработать дома.

Учащиеся находят и снимают изображения, объясняют, что осталось. Прогнозируют тему следующего урока.

9. Рефлек-сия

2 мин

Л: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Р: самооценка

Организует рефлексию с помощью интерактивной доски, используя клонирование (если детей в классе немного) (Приложение 6):

Учитель:

- Перед вами лесенка успеха. На ней ступеньки с надписями. Где вы находитесь? Поставьте человечка на нужное место. Как подняться выше?

Учащиеся:

- Поработать дома.

10.

Домашнее задание

3 мин

Р: выбор домашнего задания.

Л: самоопределение, смыслообразование.

Предлагает домашнее задание на выбор (раздает карточки):

рассказать родителям о священных сооружениях, с. 33 вопросы 1-3;

составить синквейн «Храм»;

стр. 30-32 прочитать, составить кроссворд «Священные сооружения»;

нарисовать более подробную схему внутреннего устройства православного храма;

с родителями составить список священных сооружений нашего района;

совершить 3-D экскурсию по Богоявленскому Кафедральному собору г. Томска, подготовить сообщение

Выбирают и записывают домашнее задание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 классы: учебник для общеобразоват. учреждений;

Электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;

Интернет-ресурсы (изображения)

http://vospitatel.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/image/a70e32df9acat.jpg

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2014-08/1408962502_prevu.jpg

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post284572542/

http://www.biznology.com/wp-content/uploads/2007/11/thailand-453393_1280.jpg

http://dylym.ru/wp-content/uploads/%D0%A1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B0.jpg

http://israeltraveling.ru/assets/images/excursions/hristianskij-ierusalim/stena-placha.jpg

mp3- молитва https://my-hit.me/молитвы-православные-аудио

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1Скриншот 1. Актуализация опорных знаний с помощью инструментов интерактивной доски.

 


Скриншот 2. Актуализация опорных знаний с помощью инструментов интерактивной доски.

Приложение 2

Скриншот 3. Таблица 1 «Правдивые и неправдивые высказывания»

Скриншот 4. Таблица 1 «Правдивые и неправдивые высказывания»

 

Приложение 2

СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

 

Название

Внутреннее убранство

У иудеев

   

У христиан

   

У мусульман

   

У буддистов

   

 

Таблица 2. Священные сооружения.

Приложение 3

Скриншот 5 и 6. Интерактивная модель «Синагога» к рассказу учителя

Приложение 4

 Фото1. К игре «Собери мозаику» Храм Смоленской иконы Божией Матери в Алешкове. 

 

 

Фото2. К игре «Собери мозаику» Синагога в Нижнем Новгороде.

 

Приложение 5

Скриншот 7 и  8. Игра «Вихри слов» (Проверка).

Приложение 6

 

Скриншот 9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Лапина Светлана Александровна, 16.08.18 в 14:24 0Ответить Пожаловаться
Содержательная и технологичная работа, удачи автору!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.