Технологическая карта урока ОРКСЭ «Священные сооружения: храм, синагога» (4 класс)
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Алешковская школа»
Богородского муниципального района
Нижегородской области
Всероссийский конкурс
для учителей начальных классов
на лучшую разработку технологической карты урока
Методическая разработка урока
по ОРКСЭ 4 класс
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ: ХРАМ, СИНАГОГА
Составитель
Попкова Татьяна Вениаминовна
учитель начальных классов
педагогический стаж 23 года
1 кв. кат.
Алешково
2017
Пояснительная записка
Предмет: ОРКСЭ
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
4 класс
Тема «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. ХРАМ. СИНАГОГА»
Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Задачи:
Познакомить с особенностями священных сооружений христианства и иудаизма.
Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.
Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.
Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Предварительная подготовка к уроку учащихся, родителей
Для урока учащиеся с родителями должны подготовить иллюстрации с изображением различных священных сооружений (желательно разных религий).
Планируемые результаты:
Метапредметные:
РегулятивныеУУД:
- самостоятельное формулирование темы урока;
- определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
- составление плана решения действий на уроке;
- овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану;
- умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;
- корректирование своей деятельности;
- в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
-осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки.
2. Познавательные УУД:
- ориентирование в учебном пособии;
- нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- владение и использование разных видов чтения: просмотрового, поискового;
- извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);
- осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
- постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
3. Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-овладение умением работать в паре, группе;
-умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
-восприятие и понимание речи других;
-коммуникативно-оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения;
-умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.
Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности к достижениям ее граждан;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;
- эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения:
по источнику информации -
словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности учащихся -
объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый;
по степени управления учебной работой -
под руководством преподавателя.
Форма организации образовательного процесса: урок
Способы оценки: лесенка успеха
Материально-техническое обеспечение:
учебник Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс;
ПК, проектор,
интерактивная доска SMAPT,
документ-камера,
электронное приложение к учебнику,
раздаточный материал (карточки с высказываниями, мозаика, карточки с домашним заданием),
иллюстрации священных сооружений для выставки,
молитва mp3,
фотографии синагоги Нижнего Новгорода и храма Смоленской иконы Божией матери.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока |
Хроно-метраж |
Планируемые результаты |
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
1.Актуализация опорных знаний. |
5 мин |
Л: - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры каждого народа. П: – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. К: - управление поведением партнера; – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -овладение умением работать в паре. Р: - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
Организует проверку домашнего задания с помощью интерактивного средства « Выбор изображения» (Приложение 1). 1) На доске иллюстрации с изображением молящихся людей в храме, синагоге, мечети, буддистском храме. Учитель включает запись молитвы. Учитель: - Что вы услышали? Как называются молитвы у представителей разных религий? Выберите изображение на доске. Нажмите и соотнесите названия молитв и представителей религий. - Проверьте правильность выполнения на интерактивной доске. Учитель: 2) - Задайте друг другу вопросы из домашнего задания. Просигнальте успешность выполнения (рука поднята вверх – отлично, рука на парте – слабо, рука в среднем положении - хорошо). |
1) Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопрос учителя: - Это прозвучала молитва. Один ученик работает у доски. Сначала называет, представитель какой религии изображен, затем, говорит, как называется молитва. Учащиеся проверяют. Если согласны, соединяют руки в замочек над головой, если не согласны – руки разводят в стороны. Проверяют правильность на интерактивной доске. 2) Работают в парах. Сигналят. |
2.Поста-новка и формули-ровка проблемы |
5 мин |
Л: - эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса П: - постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). - выдвижение гипотез, их обоснование; - самостоятельное формулирование темы урока; - определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. К: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р: - умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с высказываниями. |
Организует работу определению темы урока, выявлению проблем и постановке целей. Учитель: -Ребята, а где можно услышать молитвы? Как назвать эти сооружения одним словом? Если затрудняетесь, то попробуйте догадаться по согласным буквам СВЩНН, написанным над выставкой. Учитель: - Какова будет тема урока? Какие священные сооружения вы знаете? Для чего они предназначены? К сегодняшнему уроку вы принесли изображения разных священных сооружений, которые помогли вам найти ваши родители. Посмотрите, какая выставка у нас получилась. Вы знаете, как они называются? Организует игру «Правдивые и неправдивые высказывания». Учитель: - Благодаря родителям, вы уже кое-что знаете о священных сооружениях. - Предлагаю вам сыграть в игру «Правдивые и неправдивые высказывания». Раздает карточки с высказываниями и открывает подобную таблицу на интерактивной доске (Приложение 2): Священные сооружения служат верующим для выполнения ритуальных действий. В древности в качестве места для молитв использовались переносные шатры. В древности священными сооружениями считались камни, расположенные в определённом порядке. У иудеев храм был разрушен, поэтому у них священных сооружений нет. Мужчины и женщины-иудеи молятся вместе. У христиан священные сооружения – это храмы (церкви). Внутри христианского храма можно увидеть алтарь, иконостас, колокольню, амвон, менору, притвор, фрески, парохет. Учитель: - Кто считает, что … высказывание правдиво, неправдиво. Учитель может зафиксировать на доске мнение детей: П- ... чел. и Н- ... чел. - указать количество человек по каждому высказыванию или поставить знак вопроса, если мнения разделились. Учитель: - Почему мнения не совпали? Какие цели поставим? Что надо узнать? Чему научиться? |
Учащиеся высказываются, делятся своими знаниями. Ребята пишут «П» или «Н» напротив каждого высказывания в карточке. Учащиеся, еще раз обращаясь к карточке «Правдивые и неправдивые высказывания», формулируют цели и задачи урока. |
3. Плани-рование деятель-ности |
2 мин |
Л: смыслообразование П: выбор способов деятельности. К: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия; Р: - составление плана решения действий на уроке; |
Учитель: - Как узнаем? Если дети предлагают посмотреть фильм, презентацию, то учитель напоминает, что средства ИКТ на уроке можно использовать не более 10-15 минут. Учитель крепит на магнитную доску виды деятельности-карточки: работа с текстом; рассказ учителя; работа со схемами и иллюстрациями; работа с ЭОР. |
Учащиеся предлагают: прочитать в учебнике, рассмотреть иллюстрации учебника, поработать с электронным приложением, попросить помощи у взрослого или соседа по парте. |
4. Решение проблемы |
5 мин |
П: -извлечение информации из прочитанного; - умение делать выводы в результате совместной работы. К: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Р: - овладение навыком работы по составленному плану; -осуществление самоконтроля; - корректировка своей деятельности. |
1) Работа с текстом Учитель: - Прочитайте в паре с. 30 текст «Для чего нужны священные сооружения», вернитесь к карточке «Правдивые и неправдивые высказывания», расставьте слева от высказываний буквы П или Н. Учитель: - Какие из высказываний удалось проверить. (1-3). Что оказалось? (Все верные). Заполните столбик «Узнали». Что еще интересного узнали? Учитель открывает соответствующие строчки столбика «Узнали» на интерактивной доске. |
1) Обучающиеся работают в парах, делают отметки в карточке. 3 пары учащихся отвечают. Остальные проверяют, дополняют. |
5. Физкультминутка |
2 мин |
Р: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. |
Организует динамическую паузу Учитель: Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. |
Выполняют движения. |
6. Решение проблемы |
10 мин |
П: - извлечение информации, представленной в разных формах (рассказ учителя, сплошной текст, схема); - ориентирование в учебном пособии; - владение и использование разных видов чтения: просмотрового, поискового; - умение делать выводы в результате совместной работы; - переработка и преобразование информации из одной формы в другую (заполнение таблицы). К: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Р: - овладение навыком работы по составленному плану; -осуществление самоконтроля; - корректировка своей деятельности. |
2) Рассказ учителя с демонстрацией интерактивной модели «Синагога» ЭОР к учебнику. Учитель: - Что теперь нужно узнать?(4-5) Учитель: Для этого обратимся к ЭОР нашего учебника. - Слушайте внимательно и заполняйте таблицу «Священные сооружения», расположенную на обратной стороне карточки «Правдивых - неправдивых высказываний». (Приложение 3) Учитель: - Что вписали в таблицу? Какие оказались высказывания 4 и 5? (Ложь). Все ли вам я рассказала. Поищите ответ в рубрике «Это интересно». -Что выяснили? 3) Работа с текстом. Поисковое чтение. Учитель: Переходим к священным сооружениям христиан. - Не читая учебника, а только просматривая его глазами, определите правдивость 6 высказывания. 4) Работа со схемой - Вернитесь к 7 высказыванию. Как узнать, что можно увидеть внутри храма? (Воспользоваться схемой внутреннего устройства храма). - Какие предметы лишние. Почему? Что обозначают остальные названия? 5) Работа с текстом. Просмотровое чтение -Все ли названия нашли на схеме. Если нет, то поищите в тексте «Христианские храмы». (Учащиеся должны найти материал про фрески). - Что такое фрески? Прочитайте. - Каким оказалось 7 высказывание? (Неточное). |
2) Отвечают, слушают рассказ учителя. Учащиеся: -Какие священные сооружения у иудеев Обучающиеся записывают в таблице название Священного сооружения и кратко внутреннее устройство синагоги. Корректируют таблицу высказываний. Учащиеся работают с текстом на стр. 31, а затем рассказывают о том, что интересного узнали. 3)Используют поисковое чтение и заполняют таблицу правдивых и неправдивых высказываний. Рассматривают схему внутреннего устройства храма. Называют лишние предметы и зачеркивают их в 7 высказывании – это парохет, менора. Просматривают текст. Находят материал про фрески. Читают. Делают вывод. Корректируют таблицу высказываний. |
7. Приме-нение знаний и умений |
8 мин |
Л: оценивание усвоения содержания. П: анализ, синтез, доказательство. К: -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -умение вступать в диалог со сверстниками. Р: - в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Организует игру «Собери мозаику» и её проверку с помощью документ-камеры (Приложение 4). Учитель: - А теперь поиграем в игру «Собери мозаику». Для игры нужно разделиться на группы. Каждая группа должна собрать 2 священных сооружения, определить их название и объяснить, какие предметы помогли им это выяснить. Учитель раздает мозаику с изображением священных сооружений. Среди изображений синагога Нижнего Новгорода и близлежащий Храм Смоленской иконы Божией Матери села Алешкова. Учитель: - Среди изображений, которые у вас получились, есть такие, которые находятся в нашей области. Эта синагога находится в Нижнем Новгороде, а этот храм Иконы Смоленской Божией Матери в нашем селе. Какие красивые здания! Для чего же они служат? |
Учащиеся работают в группах, собирают мозаику, определяют название священного сооружения, доказывают. Показывают собранное сооружение с помощью документ-камеры остальным командам. Рассказывают, как догадались. Рассматривают фотографии. Отвечают на вопрос. |
8. Подведе-ние итогов |
3 мин |
Л: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. П:анализ, обобщение, - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. К: умение слушать собеседника Р: -осуществление самоконтроля; прогнозирование цели деятельности следующего урока, домашнего задания. |
Организует подведение итогов урока. Учитель: - Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь? - Что вы расскажете дома об уроке? Что нового узнали? чему научились? - Какие новые слова запомнили? Игра «Вихрь слов» (инструмент интерактивной доски – Сортировщик вихрей). (Приложение5). - Проверим, как вы запомнили новые слова. Для вас на доске интерактивная игра «Вихрь слов». Первый вихрь – синагога, второй – храм. Вам нужно распределить слова, находящиеся внизу в нужный вихрь (соответствующее священное сооружение). Если слово не относится к данному священному сооружению, то оно вылетает назад. (Учащиеся, конечно же, с первого урока все слова не запомнят). Учитель: - Все ли слова запомнили? Что это значит? Учитель: - Посмотрите еще раз на выставку. Найдите изображения храмов, синагоги. Уберите их. Остались ещё священные сооружения? Почему? |
Учащиеся отвечают: Я узнал… Я научился… Я хочу больше узнать о… Учащиеся по очереди подходят к доске и отправляют выбранное слово в нужный вихрь. Учащиеся: - Поработать дома. Учащиеся находят и снимают изображения, объясняют, что осталось. Прогнозируют тему следующего урока. |
9. Рефлек-сия |
2 мин |
Л: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Р: самооценка |
Организует рефлексию с помощью интерактивной доски, используя клонирование (если детей в классе немного) (Приложение 6): Учитель: - Перед вами лесенка успеха. На ней ступеньки с надписями. Где вы находитесь? Поставьте человечка на нужное место. Как подняться выше? |
Учащиеся: - Поработать дома. |
10. Домашнее задание |
3 мин |
Р: выбор домашнего задания. Л: самоопределение, смыслообразование. |
Предлагает домашнее задание на выбор (раздает карточки): рассказать родителям о священных сооружениях, с. 33 вопросы 1-3; составить синквейн «Храм»; стр. 30-32 прочитать, составить кроссворд «Священные сооружения»; нарисовать более подробную схему внутреннего устройства православного храма; с родителями составить список священных сооружений нашего района; совершить 3-D экскурсию по Богоявленскому Кафедральному собору г. Томска, подготовить сообщение |
Выбирают и записывают домашнее задание. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 классы: учебник для общеобразоват. учреждений;
Электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;
Интернет-ресурсы (изображения)
http://vospitatel.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/image/a70e32df9acat.jpg
http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2014-08/1408962502_prevu.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post284572542/
http://www.biznology.com/wp-content/uploads/2007/11/thailand-453393_1280.jpg
http://dylym.ru/wp-content/uploads/%D0%A1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B0.jpg
http://israeltraveling.ru/assets/images/excursions/hristianskij-ierusalim/stena-placha.jpg
mp3- молитва https://my-hit.me/молитвы-православные-аудио
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1Скриншот 1. Актуализация опорных знаний с помощью инструментов интерактивной доски.
Скриншот 2. Актуализация опорных знаний с помощью инструментов интерактивной доски.
Приложение 2
Скриншот 3. Таблица 1 «Правдивые и неправдивые высказывания»
Скриншот 4. Таблица 1 «Правдивые и неправдивые высказывания»
Приложение 2
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Название |
Внутреннее убранство |
|
У иудеев |
||
У христиан |
||
У мусульман |
||
У буддистов |
Таблица 2. Священные сооружения.
Приложение 3
Скриншот 5 и 6. Интерактивная модель «Синагога» к рассказу учителя
Приложение 4
Фото1. К игре «Собери мозаику» Храм Смоленской иконы Божией Матери в Алешкове.
Фото2. К игре «Собери мозаику» Синагога в Нижнем Новгороде.
Приложение 5
Скриншот 7 и 8. Игра «Вихри слов» (Проверка).
Приложение 6
Печерская Екатерина
Лапина Светлана Александровна