Технологическая карта урока ОРКСЭ «Священные сооружения: храм, синагога» (4 класс)

9
2
Материал опубликован 22 September 2017 в группе

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Алешковская школа»

Богородского муниципального района

Нижегородской области

Всероссийский конкурс

для учителей начальных классов

на лучшую разработку технологической карты урока

Методическая разработка урока

по ОРКСЭ 4 класс

СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ: ХРАМ, СИНАГОГА

Составитель

Попкова Татьяна Вениаминовна

учитель начальных классов

педагогический стаж 23 года

1 кв. кат.

Алешково

2017

Пояснительная записка

Предмет: ОРКСЭ

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Тема «СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ. ХРАМ. СИНАГОГА»

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

Познакомить с особенностями священных сооружений христианства и иудаизма.

Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, родителей

Для урока учащиеся с родителями должны подготовить иллюстрации с изображением различных священных сооружений (желательно разных религий).

Планируемые результаты:

Метапредметные:

РегулятивныеУУД:

- самостоятельное формулирование темы урока;

- определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- составление плана решения действий на уроке;

- овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану;

- умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;

- корректирование своей деятельности;

- в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

-осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки.

2. Познавательные УУД:

- ориентирование в учебном пособии;

- нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- владение и использование разных видов чтения: просмотрового, поискового;

- извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема);

- осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

- постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

3. Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-овладение умением работать в паре, группе;

-умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;

-восприятие и понимание речи других;

-коммуникативно-оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения;

-умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.

Личностные:

- формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности к достижениям ее граждан;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;

- эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения:

по источнику информации -

словесные, наглядные, практические;

по характеру познавательной деятельности учащихся -

объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый;

по степени управления учебной работой -

под руководством преподавателя.

Форма организации образовательного процесса: урок

Способы оценки: лесенка успеха

Материально-техническое обеспечение:

учебник Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 класс;

ПК, проектор,

интерактивная доска SMAPT,

документ-камера,

электронное приложение к учебнику,

раздаточный материал (карточки с высказываниями, мозаика, карточки с домашним заданием),

иллюстрации священных сооружений для выставки,

молитва mp3,

фотографии синагоги Нижнего Новгорода и храма Смоленской иконы Божией матери.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Хроно-метраж

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность учеников

1.Актуализация опорных знаний.

5 мин

Л: - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры каждого народа.

П: – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: - управление поведением партнера; – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-овладение умением работать в паре.

Р: - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Организует проверку домашнего задания с помощью интерактивного средства « Выбор изображения» (Приложение 1).

1) На доске иллюстрации с изображением молящихся людей в храме, синагоге, мечети, буддистском храме.

Учитель включает запись молитвы.

Учитель:

- Что вы услышали? Как называются молитвы у представителей разных религий? Выберите изображение на доске. Нажмите и соотнесите названия молитв и представителей религий.

- Проверьте правильность выполнения на интерактивной доске.

Учитель:

2) - Задайте друг другу вопросы из домашнего задания. Просигнальте успешность выполнения (рука поднята вверх – отлично, рука на парте – слабо, рука в среднем положении - хорошо).

1) Рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопрос учителя:

- Это прозвучала молитва.

Один ученик работает у доски. Сначала называет, представитель какой религии изображен, затем, говорит, как называется молитва.

Учащиеся проверяют. Если согласны, соединяют руки в замочек над головой, если не согласны – руки разводят в стороны.

Проверяют правильность на интерактивной доске.

2) Работают в парах. Сигналят.

2.Поста-новка и формули-ровка проблемы

5 мин

Л: - эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса

П: - постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

- выдвижение гипотез, их обоснование;

- самостоятельное формулирование темы урока;

- определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.

К: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Р: - умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с высказываниями.

Организует работу определению темы урока, выявлению проблем и постановке целей.

Учитель:

-Ребята, а где можно услышать молитвы? Как назвать эти сооружения одним словом? Если затрудняетесь, то попробуйте догадаться по согласным буквам СВЩНН, написанным над выставкой.

Учитель:

- Какова будет тема урока? Какие священные сооружения вы знаете? Для чего они предназначены?

К сегодняшнему уроку вы принесли изображения разных священных сооружений, которые помогли вам найти ваши родители. Посмотрите, какая выставка у нас получилась. Вы знаете, как они называются?

Организует игру «Правдивые и неправдивые высказывания».

Учитель:

- Благодаря родителям, вы уже кое-что знаете о священных сооружениях.

- Предлагаю вам сыграть в игру «Правдивые и неправдивые высказывания».

Раздает карточки с высказываниями и открывает подобную таблицу на интерактивной доске (Приложение 2):

Священные сооружения служат верующим для выполнения ритуальных действий.

В древности в качестве места для молитв использовались переносные шатры.

В древности священными сооружениями считались камни, расположенные в определённом порядке.

У иудеев храм был разрушен, поэтому у них священных сооружений нет.

Мужчины и женщины-иудеи молятся вместе.

У христиан священные сооружения – это храмы (церкви).

Внутри христианского храма можно увидеть алтарь, иконостас, колокольню, амвон, менору, притвор, фрески, парохет.

Учитель:

- Кто считает, что … высказывание правдиво, неправдиво.

Учитель может зафиксировать на доске мнение детей:

П- ... чел. и Н- ... чел. -

указать количество человек по каждому высказыванию или поставить знак вопроса, если мнения разделились.

Учитель:

- Почему мнения не совпали? Какие цели поставим? Что надо узнать? Чему научиться?

Учащиеся высказываются, делятся своими знаниями.

Ребята пишут «П» или «Н» напротив каждого высказывания в карточке.

Учащиеся, еще раз обращаясь к карточке «Правдивые и неправдивые высказывания», формулируют цели и задачи урока.

3. Плани-рование деятель-ности

2 мин

Л: смыслообразование

П: выбор способов деятельности.

К: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, способов взаимодействия;

Р: - составление плана решения действий на уроке;

Учитель:

- Как узнаем?

Если дети предлагают посмотреть фильм, презентацию, то учитель напоминает, что средства ИКТ на уроке можно использовать не более 10-15 минут.

Учитель крепит на магнитную доску виды деятельности-карточки:

работа с текстом;

рассказ учителя;

работа со схемами и иллюстрациями;

работа с ЭОР.

Учащиеся предлагают:

прочитать в учебнике,

рассмотреть иллюстрации учебника,

поработать с электронным приложением,

попросить помощи у взрослого или соседа по парте.

4. Решение проблемы

5 мин

П: -извлечение информации из прочитанного;

- умение делать выводы в результате совместной работы.

К: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Р: - овладение навыком работы по составленному плану;

-осуществление самоконтроля;

- корректировка своей деятельности.

1) Работа с текстом

Учитель:

- Прочитайте в паре с. 30 текст «Для чего нужны священные сооружения», вернитесь к карточке «Правдивые и неправдивые высказывания», расставьте слева от высказываний буквы П или Н.

Учитель:

- Какие из высказываний удалось проверить. (1-3). Что оказалось? (Все верные). Заполните столбик «Узнали».

Что еще интересного узнали?

Учитель открывает соответствующие строчки столбика «Узнали» на интерактивной доске.

1) Обучающиеся работают в парах, делают отметки в карточке.

3 пары учащихся отвечают. Остальные проверяют, дополняют.

5. Физкультминутка

2 мин

Р: осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

Организует динамическую паузу

Учитель:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Выполняют движения.

6. Решение проблемы

10 мин

П: - извлечение информации, представленной в разных формах (рассказ учителя, сплошной текст, схема);

- ориентирование в учебном пособии;

- владение и использование разных видов чтения: просмотрового, поискового;

- умение делать выводы в результате совместной работы;

- переработка и преобразование информации из одной формы в другую (заполнение таблицы).

К: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Р: - овладение навыком работы по составленному плану;

-осуществление самоконтроля;

- корректировка своей деятельности.

2) Рассказ учителя с демонстрацией интерактивной модели «Синагога» ЭОР к учебнику.

Учитель:

- Что теперь нужно узнать?(4-5)

Учитель: Для этого обратимся к ЭОР нашего учебника.

- Слушайте внимательно и заполняйте таблицу «Священные сооружения», расположенную на обратной стороне карточки «Правдивых - неправдивых высказываний». (Приложение 3)

Учитель:

- Что вписали в таблицу? Какие оказались высказывания 4 и 5? (Ложь). Все ли вам я рассказала. Поищите ответ в рубрике «Это интересно».

-Что выяснили?

3) Работа с текстом. Поисковое чтение.

Учитель: Переходим к священным сооружениям христиан.

- Не читая учебника, а только просматривая его глазами, определите правдивость 6 высказывания.

4) Работа со схемой

- Вернитесь к 7 высказыванию. Как узнать, что можно увидеть внутри храма? (Воспользоваться схемой внутреннего устройства храма).

- Какие предметы лишние. Почему? Что обозначают остальные названия?

5) Работа с текстом. Просмотровое чтение

-Все ли названия нашли на схеме. Если нет, то поищите в тексте «Христианские храмы».

(Учащиеся должны найти материал про фрески).

- Что такое фрески? Прочитайте.

- Каким оказалось 7 высказывание?

(Неточное).

2) Отвечают, слушают рассказ учителя.

Учащиеся:

-Какие священные сооружения у иудеев

Обучающиеся записывают в таблице название Священного сооружения и кратко внутреннее устройство синагоги.

Корректируют таблицу высказываний.

Учащиеся работают с текстом на стр. 31, а затем рассказывают о том, что интересного узнали.

3)Используют поисковое чтение и заполняют таблицу правдивых и неправдивых высказываний.

Рассматривают схему внутреннего устройства храма. Называют лишние предметы и зачеркивают их в 7 высказывании – это парохет, менора.

Просматривают текст. Находят материал про фрески. Читают.

Делают вывод.

Корректируют таблицу высказываний.

7. Приме-нение знаний и умений

8 мин

Л: оценивание усвоения содержания.

П: анализ, синтез, доказательство.

К: -умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение вступать в диалог со сверстниками.

Р: - в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Организует игру «Собери мозаику» и её проверку с помощью документ-камеры (Приложение 4).

Учитель:

- А теперь поиграем в игру «Собери мозаику». Для игры нужно разделиться на группы. Каждая группа должна собрать 2 священных сооружения, определить их название и объяснить, какие предметы помогли им это выяснить.

Учитель раздает мозаику с изображением священных сооружений. Среди изображений синагога Нижнего Новгорода и близлежащий Храм Смоленской иконы Божией Матери села Алешкова.

Учитель:

- Среди изображений, которые у вас получились, есть такие, которые находятся в нашей области. Эта синагога находится в Нижнем Новгороде, а этот храм Иконы Смоленской Божией Матери в нашем селе. Какие красивые здания! Для чего же они служат?

Учащиеся работают в группах, собирают мозаику, определяют название священного сооружения, доказывают. Показывают собранное сооружение с помощью документ-камеры остальным командам. Рассказывают, как догадались.

Рассматривают фотографии. Отвечают на вопрос.

8. Подведе-ние итогов

3 мин

Л: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

П:анализ, обобщение,

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

К: умение слушать собеседника

Р: -осуществление самоконтроля;

прогнозирование цели деятельности следующего урока, домашнего задания.

Организует подведение итогов урока.

Учитель:

- Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем целям и задачам, которые мы ставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

- Что вы расскажете дома об уроке? Что нового узнали? чему научились?

- Какие новые слова запомнили?

Игра «Вихрь слов» (инструмент интерактивной доски – Сортировщик вихрей).

(Приложение5).

- Проверим, как вы запомнили новые слова. Для вас на доске интерактивная игра «Вихрь слов». Первый вихрь – синагога, второй – храм. Вам нужно распределить слова, находящиеся внизу в нужный вихрь (соответствующее священное сооружение). Если слово не относится к данному священному сооружению, то оно вылетает назад. (Учащиеся, конечно же, с первого урока все слова не запомнят).

Учитель:

- Все ли слова запомнили? Что это значит?

Учитель:

- Посмотрите еще раз на выставку. Найдите изображения храмов, синагоги. Уберите их. Остались ещё священные сооружения? Почему?

Учащиеся отвечают:

Я узнал…

Я научился…

Я хочу больше узнать о…

Учащиеся по очереди подходят к доске и отправляют выбранное слово в нужный вихрь.

Учащиеся:

- Поработать дома.

Учащиеся находят и снимают изображения, объясняют, что осталось. Прогнозируют тему следующего урока.

9. Рефлек-сия

2 мин

Л: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Р: самооценка

Организует рефлексию с помощью интерактивной доски, используя клонирование (если детей в классе немного) (Приложение 6):

Учитель:

- Перед вами лесенка успеха. На ней ступеньки с надписями. Где вы находитесь? Поставьте человечка на нужное место. Как подняться выше?

Учащиеся:

- Поработать дома.

10.

Домашнее задание

3 мин

Р: выбор домашнего задания.

Л: самоопределение, смыслообразование.

Предлагает домашнее задание на выбор (раздает карточки):

рассказать родителям о священных сооружениях, с. 33 вопросы 1-3;

составить синквейн «Храм»;

стр. 30-32 прочитать, составить кроссворд «Священные сооружения»;

нарисовать более подробную схему внутреннего устройства православного храма;

с родителями составить список священных сооружений нашего района;

совершить 3-D экскурсию по Богоявленскому Кафедральному собору г. Томска, подготовить сообщение

Выбирают и записывают домашнее задание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4 классы: учебник для общеобразоват. учреждений;

Электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур»;

Интернет-ресурсы (изображения)

http://vospitatel.edu54.ru/sites/default/files/userfiles/image/a70e32df9acat.jpg

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2014-08/1408962502_prevu.jpg

http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post284572542/

http://www.biznology.com/wp-content/uploads/2007/11/thailand-453393_1280.jpg

http://dylym.ru/wp-content/uploads/%D0%A1%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B0.jpg

http://israeltraveling.ru/assets/images/excursions/hristianskij-ierusalim/stena-placha.jpg

mp3- молитва https://my-hit.me/молитвы-православные-аудио

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1Скриншот 1. Актуализация опорных знаний с помощью инструментов интерактивной доски.

 


Скриншот 2. Актуализация опорных знаний с помощью инструментов интерактивной доски.

Приложение 2

Скриншот 3. Таблица 1 «Правдивые и неправдивые высказывания»

Скриншот 4. Таблица 1 «Правдивые и неправдивые высказывания»

 

Приложение 2

СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

 

Название

Внутреннее убранство

У иудеев

   

У христиан

   

У мусульман

   

У буддистов

   

 

Таблица 2. Священные сооружения.

Приложение 3

Скриншот 5 и 6. Интерактивная модель «Синагога» к рассказу учителя

Приложение 4

 Фото1. К игре «Собери мозаику» Храм Смоленской иконы Божией Матери в Алешкове. 

 

 

Фото2. К игре «Собери мозаику» Синагога в Нижнем Новгороде.

 

Приложение 5

Скриншот 7 и  8. Игра «Вихри слов» (Проверка).

Приложение 6

 

Скриншот 9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная работа

27 November 2017

Содержательная и технологичная работа, удачи автору!

16 August 2018