12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вохмянина Ирина Васильевна30
3

Технологическая карта урока письма и развития речи «Песни, рождённые войной». Правописание окончаний прилагательных единственного числа.

Технологическая карта урока письма и развития речи

Учитель: Вохмянина Ирина Васильевна

Класс: 6

Тема урока: «Песни, рождённые войной». Правописание окончаний прилагательных единственного числа.

Тип урока: Урок – погружение.

Цель урока: Формировать умения видеть орфограммы в окончаниях. Развивать орфографические умения написания прилагательных.

Задачи:

- Формировать умения правильно писать окончания прилагательных; закрепить способы проверки орфограмм окончания прилагательных;

- Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж прилагательных;

-Способствовать формированию навыков грамотного письма; развивать навыки связной устной и письменной речи.

-Способствовать развитию патриотизма, культуры памяти об исторических событиях.


Образовательные ресурсы: ноутбук, проектор, блокноты, раздаточный материал для работы.

Формы и методы: работа в группах, в парах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, индивидуальная работа.

Формировать БУД:

Личностные: знать способы проверки окончаний прилагательных; уметь проводить рефлексию собственных действий.

Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать, сравнивать и делать элементарные выводы.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнение других, соблюдать правила речевого поведения.






Этап урока.

Содержание. Деятельность учителя.


Деятельность ученика.

Организационный момент.

Видеоролик.

- Каким годом в России объявлен 2020 год? (Год Памяти и Славы)


2020 год — особый год для нашей страны. Президент В. В. Путин объявил 2020 год, Годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.


Приветствовать учителя и гостей. Настраиваться на работу.

Актуализация опорных знаний.









Определение темы и целей урока.

Обратите внимание на словосочетания. (напечатанные словосочетания; окончания) Прочитайте. Какой темой они объединены?

Велик.. победа, праздничн… салют, неизвестн… солдат, военн.. песня, фронтов… дорога.

- Предлагаю вставить пропущенные части слов-прилагательных.

- В какой части слова вам встретилась пропущенная орфограмма? (в окончании)

- Как вы думаете: Почему окончания у прилагательных разные? От чего это зависит?

(зависит от рода существительного)


- О чём продолжим говорить на уроке? Сформулируйте тему и цели урока? («Правописание окончаний прилагательных единственного числа». Продолжим работу по правописанию окончаний прилагательных ед. ч.)


Для того чтобы поднять боевой дух между боями солдаты пели песни.

Песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними о родных и любимых.


У бойцов в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.

- Записи с урока будем фиксировать в блокноте под названием «Песни, рождённые войной». (Слайд )

Запишите число и тему урока на страницу блокнота.





Учащиеся вставляют окончания




Формулируют тему и цели урока.

Основная часть урока.


(Слайд) На фоне музыки

Кто сказал, что надо бросить Нынче у нас передышка,

Песни на войне? Завтра вернемся к боям.

После боя сердце просит Что ж твоей песни не слышно,

Музыку вдвойне. Друг наш, походный баян?


Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: Танк, автомат и песня...


Групповая работа: Для каждой группы даю конверт (текст для групп разный): выполнив задание, узнаем о том, где рождались песни, какую роль они играли на фронте и о чём напоминали солдатам.


Задание: Вставьте по смыслу пропущенные прилагательные.

Текст 1

Песни …… лет по праву можно назвать …… летописью Великой ……. войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить.

Слова для справок: Отечественной, военной, военных.

- Где рождались военные песни? (на фронте и в тылу)

Текст 2

  Песни играли во время войны …… роль. Они помогали в бою, поднимали ….. дух, дарили надежду на …… время, напоминали о семьях, друзьях-товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти.

Слова для справок: мирное, огромную, командный.


- О чём напоминали песни? (о семье, Родине, друзьях-товарищах)


Проверка: 1 ученик из каждой группы зачитывает получившийся текст.

- Сейчас мы с вами мысленно перенесёмся в те давние военные годы, послушаем отрывки из песен тех лет и поработаем с текстами военных песен.

- Предлагаю прослушать отрывок из песни, которая была написана в самом начале войны. (Слайд)

- Знакома ли вам эта песня? Как называется? («Священная война»)


Песня «Священная война» стала самой первой песней победы.


- О чём говорится в это песне? (о Великой Отечественной войне).

- Кто встал на защиту Родины? (весь народ)

- Все - от мала до велика - внесли свой вклад в Великою Победу.

Задание (для каждого): Вставь пропущенные окончания.

Велик… Отечественн… война Георгиевск… лента Мирн… небо Красн…. площадь Неравн… бой Боев… привал


Проверим себя по экрану.


- Почему у прилагательных разные окончания? (относятся к существительным разного рода)


Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затемнение. На улицах не горели фонари, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами чёрной бумаги. И вдруг по радио прозвучала песня «Огонёк».
Образ огонька на окошке превратился во вдохновляющий символ: не погас наш огонёк и никогда не погаснет! (Слайд)

Предлагаю послушать отрывок из песни «Огонёк»


Задание: (работа в паре) Прочитайте. Найдите и подчеркните прилагательные в тексте (тексты разные)

Самопроверка по эталону.


Инд. работа: Устюгов Д. (дать конкретные словосочетания или предложения)


Физминутка

- На спинке вашего стула прикреплены таблички со словами. Прочитайте и найдите ему пару-существительное, чтобы получилось верное словосочетание.

Молодой солдат Гвардейский офицер

Советская армия Знаменитый полководец

Великая награда Почётное звание

Заслуженный орден Солдатская жизнь

Военная песня Боевое задание


Слушаем следующую песню (Слайд), которая стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны.


«Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, — пишет автор стихов —Алексей Сурков. — Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя.»


Работа в паре. Работу выполняем в блокноте.

Задание: Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите род этих прилагательных.

Песня получилась замечательн… . Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой.


Взаимопроверка: Передайте блокноты соседу по парте проверьте работу.


Однажды в прифронтовом лесу появились странные грузовики с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове. Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Вся гитлеровская армия дрожала, когда слышала название этих машин. А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась песня о любви и верности.


Прослушайте отрывок и скажите: Как называлась эта машина? «Катюша» (Слайд)


Задание: Выпиши словосочетания существительного с прилагательным в блокнот. Выдели окончания прилагательных. Определи падеж этих прилагательных. (отрывок из текста песни «Катюша»)


Поверка: Проверьте свою работу по эталону.



Ученик читает стихотворение





























Выполняют задание, составляют алгоритм, сравнивают свои ответы с ответами на экране.

























Выполняют задание, сравнивают свои ответы с ответами на экране.





Выполняют задание, сравнивают свои ответы по эталону.


Устюгов Д. работает индивидуально, поверяет по эталону.


Выполняют задание предметной физминутки.




























Выполняют задание, сравнивают свои ответы по эталону.




Итог урока.







Рефлексия.

Прошли годы. Страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели. Они и сегодня в строю.


-Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

-Какие цели мы ставили?

- Сегодня на уроке все работали активно и очень хорошо.


Оцените значимость урока и своё место в нём. (На доске мишень.)


Формулировать ответы, анализировать и оценивать свою работу на уроке.




























Опубликовано


Комментарии (2)

Полянская Оксана Николаевна, 30.07.21 в 11:22 5Ответить Пожаловаться
Нет презентации и ссылки на видеоролик.
Елена Вениаминовна Чурина, 30.07.21 в 12:37 1Ответить Пожаловаться
Урок выстроен замечательно. Указывайте, пожалуйста, ссылки на публикации на других сайтах, если в работе прописываете слово "слайд", то презентацию нужно бы загрузить.

Отредактировано 31-07-2021 07:18

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.