Технологическая карта урока по физической культуре 2 класс
Технологическая карта урока физической культуры в 2 классе.
Место проведения | МБОУ школа №2, спортивны зал |
Учитель физической культуры | Гаврилова Екатерина Ивановна |
Тема урока | Прыжок в длину с места. |
Тип урока | Комбинированный. |
Место урока в учебной программе | |
Продолжительность урока | 45 минут |
Цель: | Демонстрировать технику выполнения прыжковых упражнений, личностное развитие обучаемых. |
Задачи: | Образовательные (предметные): -Закрепить технику прыжка в длину с места -Закрепить понятия двигательных действий. -Укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных способностей. Развивающие (мета предметные): -Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. -Развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить. -Формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Воспитательные (личностные): -Воспитывать трудолюбие, волевые качества, ценностные отношения к ЗОЖ. -Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. |
Основные понятия | Прыжок в длину с места (приземление) |
Междисциплинарные связи | Анатомия, Биомеханика, Основы безопасности жизнедеятельности. |
Планируемые результаты | Личностные — активное включение во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, проявление положительных качеств личности и управление эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях; проявление дисциплинированности, трудолюбия, упорства в достижении целей. Предметные — соблюдение правил поведения и выполнение действий по предупреждению травматизма; выполнение организующих строевых команд; проявление активности в овладении двигательными навыками и умениями; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительно отношение при объяснении ошибок и способов их устранения. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД): Познавательные: — выполнение строевых упражнений на месте, разминки с мячами, ходьбы и бега, прыжка в длину с места, выполнение игры—упражнения на внимание; соблюдение правил безопасности на занятиях; логические — осуществление анализа действий учителя и учащихся по выполнению строевых упражнений на месте, Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: контролировать действия партнера. |
Принципы обучения | 1.Сознательности и активности: -осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия; -самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном -воспроизведении. 2.Принцип доступности и индивидуализации 3.Принцып постепенности 4. Принцип систематичности и последовательности |
Место проведения урока | Спортивный зал |
Формы организации образовательной деятельности | Фронтальная, поточная, индивидуальная. |
Средства обучения | 1.Общепедагогические средства. 2. Подводящие упражнения. Технические средства обучения: свисток, рулетка. |
Технологии, методы, приёмы обучения | - здоровье сберегающая: содействовать достижению гармоничности в физическом развитии; - личностно-ориентированный подход: формирование знание по физической культуре, формирование двигательной подготовленности. - воспитательная: комплексно развивать координационные, силовые качества, содействовать формированию чувства ответственности, воспитывать упорство и потребность к занятиям физическими упражнениями. |
Требования, особые условия и организация при реализации урока | Технические средства обучения: Экранно-звуковые пособия: 1.Врачебный контроль; 2.Основная медицинская группа и Подготовительная медицинская группа; 3.Требования безопасности и санитарии: - требования к спортивному инвентарю и оборудованию; 4.Оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях |
Методы и механизмы оценки результативности | Методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока. |
Список литературы | Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных организаций / В.И. Лях. М.: Просвещение; • Физическая культура. 1–4 классы: рабочие программы / В.И. Лях. М.: Просвещение |
Этап урока | Цель и задачи | Время | Содержание урока: деятельность педагога и деятельность обучающихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
Вводно-подготовительная часть | Подготовка учащихся к работе на занятии | 1-3 мин | Проверить готовность обучающихся к уроку (наличие спортивной формы и сменной обуви), озвучить тему и цель урока; создает эмоциональный настрой. Построение; приветствие. «Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к занятию: спортивная форма, сменная обувь… Отлично! Настроить детей на работу. «Ребята внимательно слушают тему и цель урока, задают вопросы, если что-то непонятно. Помогают подготовить спортивный зал к занятию. После звонка аккуратно выстраиваются по росту вдоль боковой линии волейбольной площадки, готовы выполнять упражнения и с радостью приветствуют учителя». | Личностные: понимают ценности знаний для индивидуального роста и принятием этой ценности. Наличием мотивации к обучению, выражающейся в желании узнавать новое и развиваться. Позитивным отношением к школе как к месту получения знаний и личностного развития. Стремлением к успешному обучению и активному участию в школьной жизни. Идентификацией себя со статусом школьника и принятием соответствующих социальных ролей и обязанностей. | Построение строго по росту и по линии. Четкое выполнение команд учителя |
I Организационный момент | |||||
II. Актуализация знаний | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | 10-15 мин. | Давайте повторим, чем мы с вами занимались на прошлом уроке. Отвечают на вопрос учителя. Прежде чем мы начнём, давайте немного разомнёмся. Вспомните, пожалуйста, с чего спортсмен всегда начинает подготовку к прыжку в длину с места? Молодцы! А какие бывают виды прыжков? [Пауза для ответов] Отлично! Сегодня мы с вами будем углублять наши знания и навыки в технике прыжка в длину с места. Что нам нужно, чтобы всё прошло успешно? Конечно, хорошее настроение! Давайте подарим друг другу улыбки и пожелаем удачи! Удачи вам и удачи мне! Приступаем к работе!” Повторение правил техники безопасности: «Ребята, помните, что безопасность превыше всего! Внимательно слушайте мои инструкции и не толкайтесь во время выполнения упражнений». Построение в одну шеренгу, организационные команды, бег (2 мин 30 с). По окончании бега перейти на шаг, выполнить упражнения на восстановление дыхания: вдох — потянуться вверх и выдох — расслабиться (4 раза). Отдохнув 25—30 секунд, ученики, проходя мимо заранее приготовленной коробки или ящика с малыми мячами, берут по одному мячу, после чего останавливаются на длинной стороне зала и поворачиваются в шеренгу. По команде «На первый—второй рассчитайсь!» первые стоят на месте, а вторые делают 4—5 шагов вперед (в зависимости от ширины зала). Обе шеренги размыкаются на руки в стороны и поворачиваются лицом к учителю. Проводится разминка с мячами: 1) И. п. — стойка, мяч в правой руке; 1 — передать мяч над головой из правой руки в левую; 2 — передать мяч за спиной из левой руки в правую. Повторить 4 раза. То же в другую сторону. Повторить 4 раза. 2) И. п. — стойка, мяч на тыльной стороне левой кисти, прижатый ладонью правой руки; 1—4 — круговые движения мячом с тыльной стороны левой руки на тыльную сторону правой руки. Выполнить перекатывание мяча от себя (4 раза). Выполнить перекатывание мяча к себе (4 раза). 3) И. п. — узкая стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке; 1 — поворот туловища налево, передать мяч из правой руки в левую; 2 — вернуться в и. п., мяч в левой руке; 3 — поворот туловища направо, передать мяч из левой руки в правую; 4 — и. п. Повторить 4 раза. 4) И. п. — широкая стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке; 1 — передать мяч из правой руки в левую между ногами, правая рука дает спереди, левая рука берет сзади; 2 — передать мяч из левой руки в правую между ногами, левая рука дает спереди, правая берет сзади. Повторить 8 раз, постепенно ускоряя темп счета. 5) И. п. — стойка, мяч зажат между пальцами рук; 1 — наклон вперед, положить мяч на пол; 2 — выпрямиться, мяч остается на полу; 3 — наклон вперед, взять мяч двумя руками; 4 — и. п. Повторить 4 раза. 6) И. п. — стойка, мяч в руках; 1 — упор присев, мяч положить на пол; 2 — выпрямиться, мяч остается на полу; 3 — упор присев, взять мяч; 4 — и. п. Повторить 4 раза. 7) И. п. — упор присев, мяч в руках (или в удобной руке). Выпрыгивать вверх, одновременно подбрасывая мяч. Ловить мяч следует после приземления. Сделать 8 прыжков. Перестроить класс в одну колонну; проходя по кругу, все ученики складывают мячи обратно в коробку. | Познавательные: Умеют выделять ключевые элементы техники прыжка в длину с места из объяснений учителя и собственного опыта выполнения упражнений. Личностные: могут оценить свой прогресс в выполнении прыжка в длину с места по сравнению с началом урока. Регулятивные: могут выявить ошибки в своей технике прыжка в длину с места, используя самоанализ, видеозапись или обратную связь от учителя и сверстников. Выполняют упражнения. Во время движения по кругу выполняют дыхательные упражнения. Четко выполнять все разминочные упражнения, прорабатывая все группы мышц. | Умение проявлять внимательность и дисциплинированность. Формирование представления о физической культуре как о средстве укрепления здоровья, извлекают необходимую информацию из рассказа учителя. Формирование знаний о значении разминки. Формирование умения реагировать на звуковые команды. Владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время занятия, умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения Уметь контролировать и оценивать свои действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Умение технически правильно выполнять двигательные действия. Формирование способности отбирать физические упражнения по их направленности и составлять из них индивидуальные комплексы. Формирование представления о дыхательных упражнениях как о средстве укрепления здоровья. Четкое выполнение команд учителя при выполнении упражнений на месте и в движении. |
Основная часть III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция | 15-20 мин | А теперь давайте вспомним из какого положения выполняется прыжок в длину с места? Как расположены руки, ноги спортсмена? Для чего мы должны перенести тяжесть тела? И последняя команда? По команде стартера спортсмен подходит к стартовой черте. Прыгун ставит ноги перед линией старта. Учащиеся демонстрируют теоретические знания по технике выполнения прыжка в длину с места. | Познавательные: Обще учебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; Логические – осуществляют поиск необходимой информации. | Образно воспринимать двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения |
Совершенствование техники выполнения прыжка. Подводящая беседа. Развитие скоростно-силового характера, целью которых является перемещения снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. | Обратить внимание при приземлении на постановку ног на опору с пятки Требовать акцентированного отталкивания стопой, предельного разгибания толчковой ноги, энергичного выноса бедра маховой ноги вверх — вперед, в сочетании с работой рук. Следить за полетом в положении «шага» над шнуром. Обратить внимание на уход после приземления. В процессе выполнения допущенные ошибки являются д/з (для каждого индивидуально) | Методические рекомендации: обратить внимание на соблюдение правил Технике Безопасности, страховки и само страховки. | Умение выполнять прыжок в длину с разбега, соблюдая основные фазы техники (разбег, отталкивание, полёт, приземление). Проявлять инициативу и активно участвовать во всех упражнениях, направленных на улучшение техники прыжка. Уметь адаптировать технику выполнения прыжка в длину с разбега к различным условиям разбега (например, разная длина разбега, неровная поверхность). Сохранять стабильную технику прыжка при небольшом уровне усталости. Определить индивидуальные особенности техники прыжка, которые позволяют достичь лучших результатов. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного выполнения упражнений. Активно сотрудничать с партнёрами при выполнении упражнений в парах и группах, оказывая помощь и поддержку. Строго соблюдать правила безопасности во время занятий, чтобы избежать травм и несчастных случаев. Уважительно относиться к мнению других участников тренировки. | ||
Заключительный этап Рефлексивно-оценочный | Овладение умением находить компромиссы. | 5-7 мин. | Организовать класс. Собрать учеников на построение Провести небольшую дискуссию. Поговорить с учениками. Предложить ученикам подумать, есть ли кто-то, перед кем они хотели бы извиниться. Создать атмосферу, в которой ученики чувствуют себя комфортно, чтобы поделиться своими извинениями, если они этого хотят. (И учитель тоже подает пример) Дать каждому ученику обратную связь по его работе. Сосредоточиться на сильных сторонах и достижениях каждого ребёнка. Похвалить учеников, сосредоточив внимание на конкретных примерах их хорошей работы и усилий. Подготовить материалы для рефлексии: листы бумаги, фломастеры и примеры смайликов. Предложите детям оценить свою работу в классе, используя смайлики и письменные заметки, чтобы выразить свои ощущения и результаты. Помочь ученикам понять, как конструктивно воспринимать обратную связь и использовать её для дальнейшего совершенствования. Обсудите с учениками важность самооценки и умения принимать как похвалу, так и конструктивную критику. Ученики используют смайлики для визуального выражения своих ощущений от урока. Ученики отображают свое настроение после урока с помощью смайликов. Благодарю всех за активное участие! «Ребята, урок подходит к концу. Спасибо за вашу работу! Пожалуйста, соберите свои вещи и можете идти в раздевалку. До свидания!” | Познавательные: Осуществлять комплексный анализ своей деятельности. Регулятивные: Уметь высказывать мнения по существу поставленного вопроса. Оценка - выделение и осознание того, что усвоено. Регулятивные: Формирование способности к мобилизации сил и энергии. | Формирование умения анализировать и объективно оценивать свои результаты. Формирование умения оценивать свою работу на уроке . |
Итоги и самоанализ урока
Цели урока были поставлены в соответствии с программными требованиями, содержанием материала для достижения необходимого уровня знаний и умений учащихся.
Методы, приемы и средства обучения были отработаны с учетом темы урока, его целей, а также возможности класса. Учитывалась учебно-материальная база, все этапы взаимосвязаны.
Тип урока: комбинированный урок.
При проведении данного урока я опиралась на современные психолого- педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использовала активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребёнка.
К недостаткам урока можно отнести недостаточную физическую подготовку обучающихся. Требование сдачи нормативов от не тренированных детей может нанести травму, как физическую, так и психологическую. В результате научно-технического прогресса резко снизилась двигательная активность детей. Сейчас у ребят в особом почёте телевидение и компьютерные игры. Негативные последствия этого на лицо, обучающиеся имеют недостаточную физическую подготовку. Дети не всегда понимают, зачем им нужна физкультура, потому что не получают быстрого результата от занятий. А ведь народная мудрость гласит: «Движение – это здоровье!».
При подготовке к уроку необходимо учитывать индивидуальные особенности, возраст, пол, уровень подготовки и интересы каждого ученика. Подбирать упражнения и нагрузки в соответствии с потребностями и возможностями.
Необходимо уважать выбор ребенка и не заставлять его заниматься тем, что ему не нравится или вызывает дискомфорт. При проведении итогов урока отмечалось, что работа учащихся была продуктивной. Дети практически все с намеченными задачами справились. Урок способствовал профилактике нарушений осанки и плоскостопия, активизировал функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.
Почему проблема здоровья детей вышла на первое место? Да, только потому, что оно продолжает ухудшаться, а «Физическая культура» единственный предмет в школе, способный эффективно решать проблему оздоровления учащихся.