Технологическая карта урока по истории «Религия древних египтян» для 5 класса
Ф.И.О. учителя: Даутова Гульшат Фаилевна
Класс: 5 Дата: 06.10.2021 Предмет: история № урока по расписанию: 3
Тема урока: Религия древних египтян.
Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта. Сформировать умение выделять причинно-следственные связи, умение работать с информацией учебника
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
- учатся получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, с другими учениками и работать самостоятельно;
- формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия;
- развивать у обучающихся самостоятельность.
Коммуникативные УУД:
- планируют цели и способы взаимодействия;
- обмениваются мнениями;
- слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром.
Регулятивные УУД:
- воспринимают учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия;
- овладеют приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Предметные:
- Обучающиеся смогут передать смысл информации из содержания текста, дать определение терминов: религия, жрецы, саркофаг, мумия.
- Отработают умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников
Форма занятия: Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос) и индивидуальная работа. Работа в парах.
Образовательные ресурсы: Учебник. Всеобщая история Древнего мира 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И. Годер. Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер). Презентация к уроку. Дидактический материал к уроку.
Характеристика этапов урокаЭтап урока | Время, мин | Цель | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент | 1 | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Эмоциональное стимулирование | Ф | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: общение с учителем. |
2. Этап актуализации знаний | 5 | Актуализация опорных знаний учащихся | Мозговой штурм | Ф | Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, нам необходимо проверить как вы усвоили материал прошлой темы: «Военные походы фараонов». 1. Где располагается Древний Египет? 2. Какая река протекает на территории Египта? 3. Какие моря омывают берега Египта? 4. Из какого металла изготавливались оружия в Древнем Египте? 5. Кто такие пехотинцы? 6. Кто стоял на боевой колеснице? 7. В какие страны египетские фараоны совершали военные походы? (Слайд 2) 8. Кто из фараонов Египта совершил самые крупные походы в 1500 году до н.э.? 9. Что египтяне делали с жителями завоеванных стран? | Обучающие отвечают на вопросы. Ответы: 1. В Северо-Восточной Африке; 2. Река Нил; 3. Средиземное и Красное моря; 4. Из бронзы; 5. Сухопутные войска, которые ведут боевые действия в пешем порядке. 6. Возничий – управлявший колесницей и боец - колесничий – стрелял из лука; 7. Нубия, Синайский полуостров, Палестина, Сирия, Финикия; 8. Фараон Тутмос; 9. Обращали в рабство; 10. Наёмное войско. | Познавательные: воспроизводят информацию. Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе изучения нового материала. | 5 | Мотивация на учение, Совместное формулирование темы и целей занятия | Словесный. Беседа Корзина идей | Ф | Молодцы! Вы все хорошо усвоили материал изученной темы. О чём сегодня на уроке мы с вами должны узнать? Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, вам необходимо обратить внимание на доску. Молодцы ребята! Наша с вами тема сегодня: «Религия древних египтян». Чтобы определить цели урока, представим большую корзину, и будем туда собирать наши идеи о том, что же мы должны изучить сегодня. Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия. Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов. Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: как влияла религия на жизнь египтян? | Обучающиеся формулируют тему урока, рассматривая изображения. «Религия древних египтян». Учащиеся определяют цели урока (Определить какая религия была у древних египтян, какие боги были в Древнем Египте, какие религиозные обряды были у жителей Древнего Египта) Совместно с учителем выявляют проблему урока. (Слайд 2) | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий. | 20 | Осуществить п о и с к и выделить необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебника. | Беседа, работа с рисунками | Ф. | Рассказывает об отражении природы и жизни древних египтян в религии, месте жреческого сословия в древнеегипетском обществе. (Слайд 3) – В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? | Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта, учатся характеризовать понятие жречества как особого сословия | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения. Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Заполнение таблицы | П. | Предлагает познакомиться с египетскими богами. Работая с п. 2 § 10 заполните пропуски в таблице « Религия древних египтян » (Приложение). | Обучающиеся знакомятся с текстом учебника , заполняют таблицу, дают им характеристику, выступают перед классом и задают вопросы одноклассникам. Проводят взаимопроверку. | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии д л я р е ш е н и я коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы. Личностные: Взаимопроверка обучающихся. | |||
Физкульт. минутка | 2 | Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока | Выполнение упражнений | Ф | Проведение физминутки. Встали дружно, потянулись Богу солнца улыбнулись. Богу Гебу наш поклон Многократным будет он. Руки вверх к богине Нут Пусть немножко отдохнут. Тело наше сделай круг Повтори Амона путь. Готовы из знаний Плести сотни сот. Поможет нам в этом Бог мудрости Тот. | Повторяют упражнения за учителем. | Личностные: проявление эмоционального отношения к физкультминутке |
| | Формирование функциональной грамотности – естественно-научная | Беседа | Ф | Какие явления природы и как объясняли египтяне? (Слайд 4) Организует просмотр видеоматериала «Миф об Осирисе и Исиде, беседу по его содержанию. Какое явление природы отражено в этом мифе? (Слайд 5-6) | Анализируют мифы. Объясняют, какие явления природы находят в них отражение. Миф об Осирисе - смена времен года. Миф об Амон-Ра - смена дня и ночи | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения |
| | Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию (функциональная грамотность – читательская) | Смысловое чтение | И. Ф. | Сейчас прочитайте п.4 параграфа и опишите кто изображен на рисунке. Какое событие изобразил древний египетский художник? | Читают п. 4 параграфа 10. Используя текст пункта описывают события, изображенные на рисунке. | Познавательные: осуществляют анализ рисунка с помощью текста параграфа. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
| | Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом. (функциональная грамотность – читательская) | Смысловое чтение | И. | Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. (Слайд 7) – Какой была власть фараона в Древнем Египте? Какая связь существовала между религией и государственной властью? Предлагает вместе составить схему. | Объясняют причины обожествления фараона. Составляют схему. Амон-Ра Фараон Царь среди Царь среди богов людей Религия - опора власти фараона. | Регулятивные: учатся работать Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение |
5 . Этап закрепления новых знаний и способов действий. | 5 | Систематизировать знания. Выявить уровень усвоения нового материала. | Беседа | Ф | Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего урока. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?» Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов: -Фараон считался сыном бога? -В честь кого возводились храмы? -В качестве кого фараон совершал религиозные обряды? -Существовала ли связь между фараоном и жрецами? -Что играло главенствующую роль в жизни египтян? -Молодцы | Отвечают на вопросы, формулируют решение проблемы. Религия была важнейшей частью жизни египтян и вся жизнь любого человека строилась на вере в богов. | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Этап самоанализа, рефлексии | 2 | Рефлексия | Светофор | Ф. | Ученикам раздаются таблички с красными, желтыми и зелеными кружочками. Каждый решает для себя и поднимает соответствующую карточку. Красный цвет - ничего не понял, желтый - многое было не понятно, зеленый - все понятно. | Обдумывают и выбирают цвет карточки. | Личностные: обучающиеся проводят самооценку |
7. Этап информирования о домашнем задании и подведения итогов занятия | 2 | Информировать и оценить учеников | Сообщение учителя | И. Ф. | Выставление и комментирование оценок. Комментирует дом. задание. на 3- § 10, пересказ. на 4- §10, пересказ и вопр 1-3. на 5- Составить кроссворд «Боги Египта» | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу |
*ФОУД–форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф–фронтальная, И–индивидуальная, П–парная, Г–групповая).
Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): 100%100%
Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть):присутствовала/отсутствовала.
Характер самостоятельной работы обучающихся(подчеркнуть):репродуктивный, продуктивный.
Оценка достижения целей урока: цели урока были достигнуты.