12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Даутова Гульшат Фаилевна63
Технологическая карта урока.


Ф.И.О. учителя: Даутова Гульшат Фаилевна


Класс: 5 Дата: 06.10.2021 Предмет: история № урока по расписанию: 3


Тема урока: Религия древних египтян.

Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта. Сформировать умение выделять причинно-следственные связи, умение работать с информацией учебника

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

- учатся получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, с другими учениками и работать самостоятельно;

- формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия;

- развивать у обучающихся самостоятельность.

Коммуникативные УУД:

- планируют цели и способы взаимодействия;

- обмениваются мнениями;

- слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром.

Регулятивные УУД:

- воспринимают учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия;

- овладеют приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Предметные:

- Обучающиеся смогут передать смысл информации из содержания текста, дать определение терминов: религия, жрецы, саркофаг, мумия.

- Отработают умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников

Форма занятия: Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос) и индивидуальная работа. Работа в парах.

Образовательные ресурсы: Учебник. Всеобщая история Древнего мира 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И. Годер. Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер). Презентация к уроку. Дидактический материал к уроку.

Характеристика этапов урока




Этап урока

Время, мин

Цель

Методы и

приемы работы

ФОУД*

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Универсальные учебные

действия

1. Организационный момент

1

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Эмоциональное стимулирование

Ф

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: общение с учителем.

2. Этап актуализации знаний

5

Актуализация опорных знаний учащихся

Мозговой штурм

Ф

Прежде чем мы с вами приступим к изучению новой темы, нам необходимо проверить как вы усвоили материал прошлой темы: «Военные походы фараонов».

1. Где располагается Древний Египет?

2. Какая река протекает на территории Египта?

3. Какие моря омывают берега Египта?

4. Из какого металла изготавливались оружия в Древнем Египте?

5. Кто такие пехотинцы?

6. Кто стоял на боевой колеснице?

7. В какие страны египетские фараоны совершали военные походы?

(Слайд 2)

8. Кто из фараонов Египта совершил самые крупные походы в 1500 году до н.э.?

9. Что египтяне делали с жителями завоеванных стран?

Обучающие отвечают на вопросы.

Ответы: 1. В Северо-Восточной Африке; 2. Река Нил; 3. Средиземное и Красное моря; 4. Из бронзы; 5. Сухопутные войска, которые ведут боевые действия в пешем порядке. 6. Возничий – управлявший колесницей и боец - колесничий – стрелял из лука; 7. Нубия, Синайский полуостров, Палестина, Сирия, Финикия; 8. Фараон Тутмос; 9. Обращали в рабство; 10. Наёмное войско.

Познавательные: воспроизводят информацию.

Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного



3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе изучения нового материала.

5

Мотивация на учение, Совместное формулирование темы и целей занятия

Словесный.

Беседа

Корзина идей

Ф

Молодцы! Вы все хорошо усвоили материал изученной темы. О чём сегодня на уроке мы с вами должны узнать? Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, вам необходимо обратить внимание на доску.

Молодцы ребята! Наша с вами тема сегодня: «Религия древних египтян». Чтобы определить цели урока, представим большую корзину, и будем туда собирать наши идеи о том, что же мы должны изучить сегодня.

Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия. Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов. Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: как влияла религия на жизнь египтян?

Обучающиеся формулируют тему урока, рассматривая изображения. «Религия древних египтян». Учащиеся определяют цели урока (Определить какая религия была у древних египтян, какие боги были в Древнем Египте, какие религиозные обряды были у жителей Древнего Египта)

Совместно с учителем выявляют проблему урока. (Слайд 2)

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

20

Осуществить п о и с к и выделить необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

Беседа, работа с рисунками

Ф.

Рассказывает об отражении природы и жизни древних египтян в религии, месте жреческого сословия в древнеегипетском обществе. (Слайд 3)

В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?


Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта, учатся характеризовать понятие жречества как особого сословия
в древневосточном обществе. Сравнивают религиозные верования египтян и первобытных людей

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения.

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Заполнение таблицы

П.

Предлагает познакомиться с египетскими богами.

Работая с п. 2 § 10 заполните пропуски в таблице « Религия древних египтян » (Приложение).

Обучающиеся знакомятся с текстом учебника , заполняют таблицу, дают им характеристику, выступают перед классом и задают вопросы одноклассникам. Проводят взаимопроверку.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии д л я р е ш е н и я коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы.

Личностные: Взаимопроверка обучающихся.

Физкульт.

минутка

2

Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока

Выполнение упражнений

Ф

Проведение физминутки.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись.

Богу Гебу наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине Нут

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори Амона путь.

Готовы из знаний

Плести сотни сот.

Поможет нам в этом

Бог мудрости Тот.

Повторяют упражнения за учителем.

Личностные: проявление эмоционального отношения к физкультминутке



Формирование функциональной грамотности –

естественно-научная

Беседа

Ф


Какие явления природы и как объясняли египтяне? (Слайд 4)

Организует просмотр видеоматериала «Миф об Осирисе и Исиде, беседу по его содержанию.

Какое явление природы отражено в этом мифе?

(Слайд 5-6)

Анализируют мифы. Объясняют, какие явления природы находят в них отражение.

Миф об Осирисе - смена времен года.

Миф об Амон-Ра - смена дня и ночи


Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; выдвигают гипотезы и обосновывают их.

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения



Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию

(функциональная грамотность –

читательская)

Смысловое чтение

И.

Ф.

Сейчас прочитайте п.4 параграфа и опишите кто изображен на рисунке. Какое событие изобразил древний египетский художник?


Читают п. 4 параграфа 10. Используя текст пункта описывают события, изображенные на рисунке.

Познавательные: осуществляют анализ рисунка с помощью текста параграфа.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других



Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом.

(функциональная грамотность –

читательская)

Смысловое чтение

И.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. (Слайд 7)
О чем свидетельствуют эти факты?

Какой была власть фараона в Древнем Египте? Какая связь существовала между религией и государственной властью?

Предлагает вместе составить схему.

Объясняют причины обожествления фараона. Составляют схему.

t1635419477aa.gift1635419477ab.gifАмон-Ра Фараон





t1635419477ac.gifЦарь среди Царь среди

богов людей

Религия - опора власти фараона.

Регулятивные: учатся работать
по предложенному учителем плану; в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

5 . Этап закрепления новых знаний и способов действий.

5

Систематизировать знания. Выявить уровень усвоения нового материала.

Беседа

Ф

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего урока. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?» Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов: -Фараон считался сыном бога?

-В честь кого возводились храмы?

-В качестве кого фараон совершал религиозные обряды?

-Существовала ли связь между фараоном и жрецами?

-Что играло главенствующую роль в жизни египтян?

-Молодцы

Отвечают на вопросы, формулируют решение проблемы.

Религия была важнейшей частью жизни египтян и вся жизнь любого человека строилась на вере в богов.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Этап

самоанализа,

рефлексии

2

Рефлексия

Светофор

Ф.

Ученикам раздаются таблички с красными, желтыми и зелеными кружочками. Каждый решает для себя и поднимает соответствующую карточку. Красный цвет - ничего не понял, желтый - многое было не понятно, зеленый - все понятно.

Обдумывают и выбирают цвет карточки.

Личностные: обучающиеся проводят самооценку

7. Этап информирования о

домашнем задании и подведения

итогов занятия

2

Информировать и оценить учеников

Сообщение

учителя

И.

Ф.

Выставление и комментирование оценок.

Комментирует дом. задание.

на 3- § 10, пересказ.

на 4- §10, пересказ и вопр 1-3.

на 5- Составить кроссворд «Боги Египта»


Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

*ФОУД–форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф–фронтальная, И–индивидуальная, П–парная, Г–групповая).



Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): 100%100%



Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть):присутствовала/отсутствовала.


Характер самостоятельной работы обучающихся(подчеркнуть):репродуктивный, продуктивный.


Оценка достижения целей урока: цели урока были достигнуты.

t1635419477ad.jpgt1635419477ae.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.